Научная статья на тему 'Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории'

Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ / ПОРТФОЛИО / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / ALGORITHM OF DESIGN OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толбатова Ю. В.

В статье изложено содержание формирующего эксперимента по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION AT STUDENTS OF COMPETENCE OF DEFINITION OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

In article the content of forming experiment on formation at students of competence of definition of an individual educational trajectory is stated.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории»

Bibliography

1. Sorokopud, Yu.V. Podgotovka prepodavateleyj vihssheyj shkolih v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya // Vestnik Universiteta (GUU). - 2012. - № 6.

2. Sorokopud, Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavateljskikh kadrov dlya vihssheyj shkolih // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2010. - № 3(39).

3. Sorokopud, Yu.V. Determinantih modernizacii professionaljnoyj podgotovki prepodavateleyj vihssheyj shkolih Rossii // Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. -2010. - № 1(37).

Статья поступила в редакцию 01.07.13

УДК 378 (075.8)

Tolbatovs J. V EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION AT STUDENTS OF COMPETENCE OF DEFINITION OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY. In article the content of forming experiment on formation at students of competence of definition of an individual educational trajectory is stated.

Key words: individual educational trajectory, algorithm of design of individual educational trajectories of students, portfolio.

Ю.В. Толбатова, соискатель каф. педагогики и педагогических технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: k-ped@stavsu.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

В статье изложено содержание формирующего эксперимента по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов, портфолио.

Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории проводилась на базе Педагогического института Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) с 2011 по 2013 г.. Особенность формирующего этапа эксперимента, ориентированного на конструирование индивидуальных путей достижения конечных целей образования, состояла в том, что в данном процессе главное место принадлежало способностям, благодаря которым студент создавал новые образовательные продукты [1]. Такая работа основывалась на следующих идеях: любой студент способен найти, создать и предложить свой вариант решения любой задачи, в том числе и дидактической, относящейся к собственному обучению; студент сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены уже отмеченные возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности; студент ставится в ситуацию поиска своего варианта решения учебной задачи, используя при этом свои творческие возможности.

Основной акцент индивидуальной образовательной траектории делался нами на организацию индивидуализированной самостоятельной работы слушателей магистратуры. В процес-

Алгоритм проектирования

се организованной под руководством преподавателя такой индивидуализированной самостоятельной работы появились основания для разработки индивидуальной образовательной траектории изучения некоторого ряда учебных дисциплин педагогического цикла. В результате этого были установлены индивидуальные планы учебной деятельности студентов, а также график выполнения заданий и самостоятельной работы. При этом фиксировалось образовательное содержание, с целью обозначения предмета дальнейшего познания, индивидуальное для каждого студента, но учитывающее общие для всех образовательные стандарты.

При проектировании индивидуальных образовательных траекторий студентов использовался принцип модульности, который применялся преподавателями при проектировании учебных программ, учебных дисциплин, педагогических технологий, учебного процесса. Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов включал в себя определенные действия как преподавателя так и студентов.

Деятельностное портфолио формировалось в процессе реализации студентами индивидуальной образовательной траектории и представляло собой папку со всеми вариантами выполненных заданий обязательных и вариативных модулей. Помимо контроля портфолио выполняло рефлексивную функцию. Работа с портфолио формировало у студента привычку к рефлексии своей учебной деятельности, оценке и планированию её результатов, без чего было бы невозможным обучение по индивидуальным образовательным траекториям.

Таблица 1

< образовательных траекторий студентов

Преподаватель: Студенты:

1) разбивает курс на модули и классифицирует их на обязательные и вариативные; 2) разрабатывает содержание обязательных и вариативных модулей, их целевую направленность, методы и технологии, формы и средства, а также контроль изучения для каждого модуля; 3) координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения студентов по индивидуальной образовательной траектории; 4) руководит процессом формирования деятельностного портфолио 1) изучают обязательные модули и готовятся к выбору интересующих разделов по курсу для дальнейшего изучения; 2) делают выбор вариативных модулей и определяют способы организации их изучения с помощью преподавателей, консультантов, старшекурсников и др.; 3) формируют деятельностное портфолио

При проектировании индивидуальной образовательной траектории студента происходила реализация принципа вариативности в обучении, то есть становился возможным выбор студентами из вариативной части интересующих их модульных элементов, методов, технологий, форм, средств и контроля, а также адаптация учебного процесса к их индивидуальным возможностям и запросам.

В процессе реализации формирующего этапа эксперимента мы понимали ИОТ как последовательность (блок) образовательных программ, учебных дисциплин, средств обучения и времени их применения в учебном процессе, выстроенная в определенной логике в соответствии с индивидуальными когнитивными и психофизиологическими особенностями обучаемого, приводящая к гарантированному получению им знаний и умений (документов об образовании), определяемых государственным образовательным стандартом.

В ходе занятий с помощью диагностики, личностно ориентированных заданий и образовательных ситуаций, студентам был предложен примерный начальный шаблон и технология написания индивидуальной образовательной программы (ИОП), в которую вошли следующие разделы. 1. Зачем мне нужно изучать данную дисциплину (смысл). 2. Чему я хочу научиться (цель). 3. Мои самые интересные вопросы и проблемы по темам курса (личностно значимое содержание). 4. Карта планирования (как я буду это делать): необходимые действия, дата начала, дата окончания, требуемые ресурсы, предполагаемый результат. 5. В чем будет состоять мои результаты занятий на курсе. 6. Как я предполагаю проконтролировать свои результаты [2].

Работа по индивидуальной образовательной траектории на занятиях по основным базовым дисциплинам заключалась в самоопределении по отношению к данному курсу, знакомстве с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами, проектами и т.д. Реализация ИОТ заключалась в наполнении шаблонов программ личностным содержанием, выбором форм и средств, определении цели в виде предполагаемого результата. Так же больше значение уделялось работе по подготовке студентов эффективно использовать возможности образовательной среды вуза [3; 4]. Данная работа продолжалась и вне аудиторных занятий, и сопровождалась индивидуальными консультациями преподавателей, результатом которых была последующая корректировка ИОТ.

В рамках индивидуальной образовательной траектории обучение принятию решения проходило на трёх ступенях посред-ствам приёмов принятия решений: Информационной; Оперативной; Организационной.

Под приёмом принятия решения мы понимали наиболее рациональную совокупность действий и операций, направленную на выбор одного действия из нескольких возможных. На каждой ступени студент попадал в ситуацию субъективной неопределенности. Студенту предстояло сделать выбор траектории обучения, а вместе с тем выстроить индивидуальную стратегию своей деятельности. Опишем каждую ступень обучения.

Информационная. На этой ступени принятие студентами решения направлено на диагностирование ситуации (определение их готовности к восприятию нового материала). Процесс обучения студентов в рамках данной ступени включает себя два этапа деятельности студентов.

Этап I. Сопутствующее повторение.

Библиографический список

Этап II. Целеполагание в процессе совместно-распределённой деятельности преподавателя и студента.

На каждом этапе студент выбирает себе задание, которое он может решить и которое соответствует его уровню подготовки.

Разноуровневые задания содержат индивидуальные проблемы, которым соответствуют частные диагностические цели, причём каждое задание включает в себя конкретную информацию по изучаемой проблеме.

Оперативная. На этой ступени студент решает проблему, как действовать. Решения состоят в выработке способов управления ситуаций.

Процесс обучения студентов в рамках данной ступени включает себя два этапа деятельности студентов.

Этап III. Исследования, осмысление, переосмысления информации студентами.

Этап IV. Интерпретация информации и проектирование нового способа действия.

Организационная. На этой ступени студент определяет структуру изучаемого способа действия. Включает его в систему знаний.

Этап V. Включение нового способа действия в систему знаний.

Этап VI. Самооценка студентами своей деятельности [5].

Тем самым индивидуальная траектория образования представляет собой навигатор учебного процесса, т.е. своеобразную наглядную матрицу индивидуального образовательного пространства, в которой при помощи знаков, символов, аббревиатуры может отмечаться степень восхождения обучающегося к результату (продукту образования). Иными словами, матрица представляет собой развернутую и наглядную карту, в которой студенту легко определить свое местонахождение, задачи на ближайшее время и перспективу.

Матрица индивидуальной траектории образования позволяет определиться во времени и координатах четырехзвенной компонентной системы образовательного процесса «Знаю (Умею) - Изучаю (Необходимо изучить) - Буду изучать (необходимо изучить) - Знаю новое (Достиг следующего уровня)». Как видно, такой образовательный процесс представляет собой спиралевидный путь восхождения к Знанию (истине). Соответственно этому студенту необходимо научиться определять и индивидуальные шаги к знанию, которые могут найти дополнительную фиксацию в виде записей, дневниковых записей и т.д., что требует от него высокой культуры планирования и подведения итогов. Формализация и в некоторой степени детализация учебных планов и программ при помощи карт, рисунков, таблиц, логикосмысловых моделей, по мнению обучающихся, позволяет регулировать и видеть образовательную стратегию и жизненную перспективу. Навигатор для студента становится своего рода путеводителем в мире образования.

Таким образом, технология построения ИОТ для каждого студента включает в себя: формирование индивидуальной учебной программы по дисциплине на основе определения исходных показателей способностей студентов, их научного потенциала с учетом желаний, потребностей, мотиваций; выбор организационных форм освоения теоретических, практических и контрольных занятий по дисциплине (по учебному расписанию, по индивидуальному графику студента, факультативно); формирование индивидуального графика посещения занятий.

1. Толбатова, Ю.В. Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4(35).

2. Кулешова, Г. М. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траекто-

рии // Эйдос. - 2006. - 22 августа [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-4.htm

3. Сорокопуд, Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 6.

4. Мамаев, И.И. Информационно-обучающая среда вуза как средство повышения эффективности образовательного процесса / И.И. Мамаев, В.П. Шибаев // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2(39).

5. Липатникова, И.Г. Создание индивидуальной образовательной траектории как один из способов обучения студентов приёмам приня-

тия решений // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 5.

Bibliography

1. Tolbatova, Yu.V. Kompetentnostnaya modelj opredeleniya studentom individualjnoyj obrazovateljnoyj traektorii v vihsshem obrazovateljnom uchrezhdenii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 4(35).

2. Kuleshova, G.M. Problemih celepolaganiya subjhektov obucheniya v svyazi s organizacieyj individualjnoyj obrazovateljnoyj traektorii // Ehyjdos. - 2006. - 22 avgusta [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-4.htm

3. Sorokopud, Yu.V. Podgotovka prepodavateleyj vihssheyj shkolih v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya // Vestnik Universiteta (GUU). - 2012. - № 6.

4. Mamaev, I.I. Informacionno-obuchayuthaya sreda vuza kak sredstvo povihsheniya ehffektivnosti obrazovateljnogo processa / I.I. Mamaev, V.P. Shibaev // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 2(39).

5. Lipatnikova, I.G. Sozdanie individualjnoyj obrazovateljnoyj traektorii kak odin iz sposobov obucheniya studentov priyomam prinyatiya resheniyj // Fundamentaljnihe issledovaniya. - 2009. - № 5.

Статья поступила в редакцию 03.07.13

УДК 378 Shibayev V.P., Shibayev L.M. SYSTEM of WORK ON INCREASE of PROGRESS of STUDENTS. In Article the main directions, methods and forms of work on increase of progress of students are considered.

Key words: students, progress, pedagogical diagnostics; prevention of elimination of students.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц., Ставропольский гос. аграрный университет, г. Ставрополь;

Л.М. Шибаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: stgau@stgau.ru

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены основные направления, методы и формы работы по повышению успеваемости студентов.

Ключевые слова: студенты, успеваемость, педагогическая диагностика; профилактика отсева студентов.

Проблема повышения успеваемости студентов стоит очень остро перед вузами. Большое внимание этой проблеме уделяется в ведущих вузах Ставрополья - Ставропольском государственном аграрном университете и недавно образованном Северо-Кавказском федеральном университете. Эта работа начинается, прежде всего, со студентами первого курса и продолжается на протяжении всего обучения студента.

Организатором работы по повышению успеваемости студентов академической группы является куратор, который осуществляет взаимодействие между студентами и преподавателями. При этом каждый преподаватель в той или иной степени также вовлекается в эту работу.

На I курсе силами куратора группы и всех преподавателей стоит задача построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь разные индивидуальные качества студентов, на разные возможности. Для изучения индивидуальных качеств студентов необходимо провести первичную педагогическую диагностику. С этой целью в начале учебного года среди студентов целесообразно провести тестирование, анкетирование, с помощью которых можно получить информацию об особенностях направленности, мотивах деятельности студентов, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно.

При этом учёные [1] рекомендуют, на основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, куратору выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогичес-кие воздействия в каждом конкретном случае:

1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний тревожности, неуверенности. В ходе изучения студентов выясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провала экзамена еще задолго до сессии. Особенно это важно с учётом того, что такие состояния чаще возникают у ответственных, добросовестных студентов. Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различных ситуациях. Такие состояния отвлекают от учебы, мешают собраться, сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях. В этой связи необходимо заранее обозначить эту группу студентов и беседы с ними рекомендуется проводить задолго до сессии.

2. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых студентов есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения с ними куратору необходимо попытаться сформировать у них необходимую мотивацию перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям.

3. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаме-

ном состояния страха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед экзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих силах.

4. Информирование контингента первокурсников о возможностях информационно - обучающей среды вуза [2; 3].

5. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь куратора.

6. Информирование студентов младших курсов о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти студенты могут отличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным предметам, но могут обладать ярко выраженными специальными способностями. В процессе работы с такими студентами куратору необходимо:

• помочь проявиться их сильным сторонам (можно, в частности, давать конкретные поручения, при выполнении которых проявились бы соответствующие способности студентов и на этой основе изменилось бы отношение к ним внутри группы, повысился их статус среди сокурсников);

• провести серию бесед с целью убеждения этих студентов в необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний на младших курсах (с точки зрения требований будущей специальности);

• осуществлять систематический контроль за распределением этими студентами своего свободного времени.

7. Информирование студентов о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг к другу). Такое мышление в микрогруппах активизирует мышление, пробуждает интерес студентов к изучаемому предмету и улучшает его усвоение.

8. Информирование студентов о рациональных приемах организации учебной деятельности.

9. Осуществление организующей функции по сплочению коллектива курируемой студенческой группы, изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в студенческой группе.

10. Обеспечить тесное взаимодействие с теми преподавателями, которые ведут лекционные и практические занятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.