Научная статья на тему 'Экономическое стимулирование модернизации кормопроизводства в Смоленской области'

Экономическое стимулирование модернизации кормопроизводства в Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GRASSLAND / LIVESTOCK / ECONOMIC INCENTIVES / INNOVATION / MILK / MEAT / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочергина Е. П.

Обеспечение отрасли животноводства физиологически необходимыми и качественными кормами требует рационального использования всех видов ресурсов. Системное использование ресурсов обеспечивается методами прогнозирования и оптимизации элементов системы кормопроизводства путем государственного стимулирования модернизации кормопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INCENTIVES FOR UPGRADE GRASSLAND IN THE SMOLENSK REGION

Providing livestock industry physiologically appropriate and of good quality foragesrequires management of all types of resources. Systemic use of resources provided by the methods of forecasting and optimization of system elements fodder by the state to promote the upgrading of fodder production.

Текст научной работы на тему «Экономическое стимулирование модернизации кормопроизводства в Смоленской области»

сионной направленности личности будущих офицеров, что на современном этапе в ситуации реформирования российской армии является чрезвычайно актуальной проблемой.

Литература:

1. Белкин, А. С., Сутырина, Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании Текст /А. С. Белкин, Т. А. Сутырина. - М.,

2009. - 237 с. С. 13-14.

2. Воспитание суворовцев в контексте ментально-миссион-ного направления в образовании: материалы методологического семинара воспитателей ЕкСВУ с участием представителей Уральского государственного педагогического университета/ Под ред. Ю.А. Затонацкого, Н.И. Мазарчук, В.И. Сабурова.- Екатеринбург: ООО «ИРА УТК» , 2011. - 98с.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КОРМОПРОИЗВОДСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Кочергина Е.П., старший преподаватель кафедры экономики и финансов Смоленского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Обеспечение отрасли животноводства физиологически необходимыми и качественными кормами требует рационального использования всех видов ресурсов. Системное использование ресурсов обеспечивается методами прогнозирования и оптимизации элементов системы кормопроизводства путем государственного стимулирования модернизации кормопроизводства.

Ключевые слова: кормопроизводство; животноводство; экономическое стимулирование; инновация; молоко; мясо;, государственное регулирование.

ECONOMIC INCENTIVES FOR UPGRADE GRASSLAND IN THE SMOLENSK REGION

Kochergina E., Senior Lecturer, Economics and Finance chair, Smolensk branch FGBOU VPO «Russian Academy of National Economy and

the Public Service under the President of the Russian Federation»

Providing livestock industry physiologically appropriate and of good quality foragesrequires management of all types of resources. Systemic use of resources provided by the methods offorecasting and optimization of system elements fodder by the state to promote the upgrading offodder production.

Keywords: grassland; livestock; economic incentives; innovation; milk; meat; government regulation.

Целевой вектор развития сельского хозяйства предопределен политическими устремлениями страны: сделать Россию не только энергетической, но и ведущей мировой продовольственной державой. При этом задача безопасности и социальная цель преобразований в агрокомплексе включает освобождение страны от продовольственной импортозависимости и стабилизацию продуктовых цен.

Несомненно, системообразующим, базисным решением этих задач является технологическая, а точнее машинно-технологическая (учитывая сегодняшние способы производства продовольствия) модернизация сельскохозяйственного производства. Однако наибольший эффект от модернизации следует ожидать от качественных, технологических преобразований в отрасли: использование генетических достижений в растениеводстве и животноводстве, эффективных способов производства продукции включая технические достижения и формирование эффективной системы трансферта этих достижений в широкую практику производства и т. д.

Отрасль кормопроизводства определяет развитие отрасли животноводства, оказывает существенное влияние на биологизацию и экологизацию земледелия и растениеводства, сохранение и воспроизводство плодородия почв, в значительной мере связана с решением проблем ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве и улучшением среды обитания человека. Именно поэтому необходима система экономического стимулирования использования инновационных факторов кормопроизводства, обеспечивающих ее многофункциональность и, в первую очередь, сохранение и повышение продуктивности кормовых угодий.

При разработке системы экономического стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей за улучшение качественных характеристик кормовых угодий необходимо руководствоваться статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации «Виды экономического стимулирования и охраны земель».[1]

В 2006-2009 гг. в Смоленской области значительно возросла государственная поддержка развития сельского хозяйства. В 2009 г. она составила 891,7 млн. руб., что в 2,73 раза выше уровня 2006 г. В 2009 г. на государственную поддержку отраслей растениеводства затрачено 73,6 млн. руб., на поддержку животноводства - 184,9 млн. руб., или в 2,5 раза больше. Учитывая, что производство мяса крупного рогатого скота в области убыточно, а затраты на корма составляют 40-65% в себестоимости животноводческой продукции, очевидно следует увеличивать государственную поддержку отрасли

кормопроизводства, не увеличивая в дальнейшем поддержку отрасли животноводства. В отрасли животноводства следует отдать предпочтение модернизации существующих ферм и комплексов и восстановление не эксплуатируемых, на основе новой, инновационной технологии содержания животных.

В системе государственной поддержки отраслей растениеводства приоритетное значение должно принадлежать стимулированию землевладельцев, землепользователей и непосредственно исполнителей технологических операций, содействующих и обеспечивающих сохранение и повышение плодородия кормовых угодий.

Возможные направления формирования механизма экономического стимулирования использования инновационных факторов в кормопроизводстве сводятся к следующим:

• государственное стимулирование использования инновационных факторов в кормопроизводстве реализуется в общей системе мер за полученный конечный результат конкретными сельскохозяйственными товаропроизводителями;

• приоритет отдается системе мер экономического стимулирования предприятий и организаций сельского хозяйства за улучшение показателей землепользования в кормопроизводстве;

• стимулирование конкретных работников отрасли за качественное выполнение наиболее важных работ по улучшению землепользования в отрасли.

Основными направлениями государственной поддержки отрасли кормопроизводства должны быть:

- мониторинг плодородия угодий в кормопроизводстве;

- приобретение семян районированных и перспективных сортов кормовых трав, зернофуражных и зернобобовых кормовых культур 1-2 репродукции элиты, в том числе и для освоения кормовых севооборотов;

- приобретение техники для кормопроизводства по лизингу;

- освоение кормовых севооборотов;

- внедрение инновационных, почвозащитных и ресурсосберегающих технологий выращивания кормовых культур и заготовки объемистых кормов;

- восстановление мелиоративных систем, обогащение кормовых угодий на пашне свежим органическим веществом, в том числе за счет сидератов;

- известкование и фосфоритизация кормовых угодий;

- приобретение минеральных удобрений, использование в от-

Таблица 1. Сводная форма расчетов объемов субсидий на финансирование мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности кормопроизводства и плодородия почв

№ п/п Содержание мероприятий Размер (ставка) субсидий на единицу, руб. Объемы субсидий по годам реализации программы, тыс.руб. Общая сумма субсидий, тыс. руб.

2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

1. Приобретение семян элиты и высших репродукций новых районированных сортов кормовых трав и зернобобовых кормовых культур для освоения севооборотов 50% рыночной стоимости семян 7427 8912 10694 12833 15400 55266

2. Приобретение повой техники для кормопроизводства по лизингу Субсидирован ие в соответствии с постановления ми Правительства РФ 41500 49680 59616 71538 85845 308079

В т.ч. кормоуборочные комбайны 20400 24480 29376 35250 42300 151806

трактора 21100 25200 30240 36288 43545 156273

3. Освоение кормовых севооборотов 50% фактических затрат на дополнительн ые агротехническ ие мероприятия, без затрат на семена 14854 17825 21390 25667 30800 110536

4. Приобретение новых форм органических и минеральных удобрений, стимуляторов роста 30% объема фактических затрат по районным ценам 5730 6876 8251 9900 11880 42637

5. Внедрение инновационных технологий в кормопроизводстве 20% затрат по технологическ ой карте(без затрат па семена новых сортов) 11883 14260 17110 20530 24640 88423

б. Известкование кислых почв 150 руб./га 420 420 420 420 420 2100

7. Мониторинг плодородия кормовых угодий (гумус, РК, микроэлементы) 10 руб./га 500 500 500 500 500 2500

8. Внесение соломы как органического удобрения 40-42 руб./га 1680 1680 1680 1680 1680 8400

9. Внесение стоков свиноферм и ферм крупного рогатого скота 60 руб./м3 стоков 2940 3000 3120 3180 3300 15540

10. Размер финансирования тыс.руб. 86834 103153 122781 146248 174465 633481

расли трудно утилизируемых свиного навоза и птичьего помета, навозной жижи торфа для приготовления компостов.

Объем финансового обеспечения программ улучшения сельскохозяйственных земель спрогнозирован для условий Российской федерации в работе «Методические положения стимулирования рационального использования сельскохозяйственных земель» во ВНИИЭСХ, А.М.Югай. Затраты на один гектар составляют 935,2 рубля.[3]

В экономической модели кормопроизводства Смоленской области площадь кормовых угодий составляет 794000 га.[2]. Таким образом совокупные затраты на улучшение 100% кормовых угодий составят 742049 тыс. рублей. Программой предусматривается улучшение 85 % кормовых угодий в течении пяти лет. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере 10%, регионального бюджета-20%, средств сельхозпроизводителей-70%.

Объемы субсидий на финансирование мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности отрасли кормопроизводства и

повышение продуктивности кормовых угодий составят.

Предложенный нами порядок предоставления субсидий из федерального и областного бюджета на финансирование мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности отрасли кормопроизводства и плодородия почв, позволит стимулировать модер-низационные процессы в сельскохозяйственном производстве, интенсифицировать кормопроизводство, сделать эффективным производство молока и мяса в Смоленской области.

Литература:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (принят ГД ФС РФ 28.09.2001).

2. Кочергина Е.П., Белокопытов А.В. Прогнозирование развития кормопроизводства в Смоленской области в условиях интенсификации производства. //Вестник ГУУ, 2010. №19. с.34-37.

3. Югай А.М. Методические положения стимулирования рационального использования сельскохозяйственных земель. Тула,2009.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чучуева М.А., преподаватель ГБОУ СОШ № 867 г. Москвы, заведующая секцией иностранных языков

В данной статье раскрываются принципы формирования познавательной активности младших школьников, связанные с личностноориентированным подходом к обучению и воспитанию младших школьников и предполагающие развитие самостоятельности, воспитание самомотивации, уважение к ребенку, оптимистическую веру в его потенциал, всестороннюю поддержку развития личности, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика при формировании его познавательной активности.

Ключевые слова: принципы формирования познавательной активности, условия активизации познавательной деятельности, субъек-тность, самореализация, педагогическая поддержка.

PRINCIPLES OF FORMATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY IN A PRIMARY SCHOOL

Chuchueva M., the teacher of GBOU SOSH№ 867 of Moscow, managing section of foreign languages

This article provides one of the important problems in the sphere of educational practice such as: education of young schoolchildren in the spirit of their activity in studies. The article describes how pedagogical principles can be practically used at primary school in the context of cognitive activities. The author suggests that any attempts in introducing the youth to studies may be productive only if they are based on definite pedagogical principles connected with the personal attitude to education of young schoolchildren.

Keywords: principles of formation of cognitive activity, conditions of stimulating of cognitive activities, self-realization, pedagogical support, subjectiveness.

Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из приоритетных в современном образовательном пространстве, поскольку от ее разрешения во многом зависит не только повышение качества обучения учащихся, но и их мотивация к достижению учебных и творческих результатов. В условиях качественно новой образовательной ситуации, при которой на первое место выходят субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса в рамках учебной деятельности, развитие младших школьников неразрывно связано с пониманием сущности и структуры развития их познавательной активности. В основе структуры общего интеллектуального развития детей этого возраста можно выделить определенные принципы успешной реализации процесса формирования познавательной активности.

Эти принципы, как показывают теоретические исследования и практика начальной школы, в первую очередь, отражают личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию младших школьников, предполагающий всестороннюю поддержку развития личности, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Поскольку в своей структуре рассматриваемые далее принципы развития познавательной активности младших школьников имеют цели, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организацию познавательного процесса и результат познавательной деятельности, их можно с полным правом назвать системообразующими.

Для осуществления успешного функционирования всей системы формирования познавательной активности младших школьников нужна поступательная реализация принципов субъектности, самостоятельности, креативности, связи с жизнью, ориентации на

самореализацию, педагогической поддержки.

Личностное развитие школьника, являясь приоритетным в решении задач отечественного образования, обусловливает важность принципа субъектности. Сегодня субъектность младшего школьника понимается как центральное образование в конкретной педагогической реальности, которое имеет место на определенном уровне развития его личности и представляет собой ее новое системное качество [4]. Атрибутивными характеристиками этой субъектнос-ти являются активность, способность к рефлексии, свобода выбора, ответственности за свои действия, саморазвитие и т.д. [5]. Субъектность школьника, напрямую связанная с такими процессами, как познание, деятельность и активность их проявления, может рассматриваться как формируемая система свойств ребенка как субъекта, осознаваемая им самим и актуализирующаяся в процессе деятельности.

Взяв за основу виды деятельности, реализуемые младшим школьником в процессе учения, можно выявить основные свойства его субъектности: умение мыслительной деятельности, умение подходить к учению творчески, коммуникативные умения, оценочно-рефлексивная деятельность. Все эти свойства могут выступать критериями сформированности субъектности школьника в учебном процессе. При создании необходимых условий, оказании соответствующей помощи, уже на начальном этапе обучения школьник способен делать свой осознанный выбор продуктивного движения, осваивать индивидуально значимые методы познания и коммуникации [1].

Следующий принцип - принцип самостоятельности - обусловлен формой активного отношения к изучаемому материалу. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, позна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.