Научная статья на тему 'Экономический механизм трудовой иммиграции населения в условиях развития интеграционных процессов в России'

Экономический механизм трудовой иммиграции населения в условиях развития интеграционных процессов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВЫЕ ИММИГРАНТЫ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ECONOMIC MECHANISM / INTEGRATION / LABOUR MARKET / LABOUR IMMIGRANTS / COMMON ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуганиев Назир Насибжонович

В статье обоснована авторская концептуальная модель экономического механизма трудовой миграции в условиях формирования единого межгосударственного экономического пространства; представлены результаты анализа трудовой иммиграции в России; определены факторы, детерминирующие процессы создания общего рынка труда. Проведена оценка сопоставления занятости внутренних и внешних трудовых ресурсов по видам экономической деятельности в целях определения конкурирующих областей занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic mechanism of labour migration in conditions of intergration processes in Russia

The paper gives grounds to the authors conceptual model of labour migration mechanism in conditions of common economic space formation. In the article there are presented the analysis results of the labour immigration in Russia and there are specified factors which determine the processes of common labour market creation. Internal and external labour resources are assessed according to the types of economic activity to identify competing areas of employment.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм трудовой иммиграции населения в условиях развития интеграционных процессов в России»

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011

мости как основополагающих отраслей, так и народного хозяйством в целом.

Применяя этот посыл к освещаемой теме, можно констатировать, что

профессиональная стандартизация, оценка профессиональных квалификаций и сертификация специалистов, создание условий для безоговорочного, самостоятельного и постоянного образования на протяжении всей карьеры обязательны в применении и к управленческой армии, начиная с первой ступени

мастеров, заканчивая корпоративными директорами, т. е. членами советов директоров.

Оппоненты часто приводят довод, что система повышения квалификации руководящих, сиречь, управляющих кадров существует и успешно работает еще со времен СССР. Нет, мол, нужды все ломать и строить непонятное.

Здесь надо расставить правильно все акценты и понять, что:

• во-первых, в России руководитель может не быть хорошим управляющим;

• во-вторых, нет системы контроля и оценки приобретенных знаний после прохождения курса повышения квалификации. Не секрет, что в большинстве случаев на подобных курсах одни делают вид, что учат, другие - что учатся;

• в-третьих, если и учат, то по каким стандартам, а если оценивают, то по каким критериям?

Можно долго перечислять и дальше, но главное отличие старой системы повышения квалификаций от сертификации на основе профес-

Абдуганиев Назир Насибжонович

Проректор по международному сотрудничеству

Институт Содружества Независимых Государств 125459, РФ, г. Москва, ул. Туристская, д.2, корп. 5 Контактные тел.: (495) 948-20-75, (916) 828-56-27 E-mail: nazir1970@yandex.ru

Ключевые слова

экономический механизм

интеграция

рынок труда

трудовые иммигранты

единое экономическое пространство

Аннотация

В статье обоснована авторская концептуальная модель экономического механизма трудовой миграции в условиях формирования единого межгосударственного экономического

пространства; представлены результаты анализа трудовой иммиграции в России; определены факторы, детерминирующие процессы создания общего рынка труда. Проведена оценка сопоставления занятости внутренних и внешних трудовых ресурсов по видам экономической деятельности в целях определения конкурирующих областей занятости.

Экономический механизм трудовой иммиграции населения в условиях развития интеграционных процессов в России

Возрастающая активность стран в формировании устойчивых межгосударственных отношений, развитие различных форм экономической интеграции приводит к нивелированию административных преград в трудовой иммиграции, а также в движении капитала и других видов ресурсов. Базовый ресурс любой экономической системы, выраженный в форме овеществленного труда, подвержен структурным изменениям в зависимости от различий и диспропорций в экономических потенциалах стран.

Актуальность исследования экономического механизма иммиграции населения заключается в непропорциональном притоке и оттоке трудовых мигрантов в рамках национальной экономической системы, что приводит к возникновению ряда социальноэкономических проблем: возрастанию внутренней безработицы, отрицательному изменению платежного баланса, что в свою очередь вызывает снижение национального богатства. Проблема поддержания государственных интересов в развитии международной торговли наталкивается на противоречия, возникающие в силу глобализации экономических отношений и международного разделения труда, что приводит к локальной специализации стран в выпуске продукции и услуг. Подобные процессы отрицательно сказыва-

ются на экономической безопасности государства в области обеспеченности трудовыми ресурсами, тем самым рассмотрение и исследование вопросов балансирования трудовой миграции, как фактора экономической стабилизации, является актуальной научной задачей, имеющей большое практическое значение.

Социально-экономические процессы трудовой миграции включают множество структурообразующих элементов и факторов, на них влияющих. Рассматривая экономический механизм иммиграции, стоит отметить следующие факторы, детерминирующие направления трудовой миграции. В первую очередь к ним относятся социально-экономические характеристики уровня и качества жизни, которые включают показатели доходов на душу населения, условия труда, продолжительность и интенсивность трудовой деятельности; в социальном плане к данному блоку показателей относятся уровень преступности, наличие и степень активности коррупционных элементов, а также экологическая обстановка в районе проживания и осуществления трудовой деятельности.

Второй блок социально-экономических процессов трудовой миграции рассматривает демографическую ситуацию и тенденции перспективного развития. Состояние демографической

сиональных стандартов в том, что она не вела к обновлению и совершенствованию управленческого звена экономики, да и не имела такой цели, а новая - уже по своему содержанию стимулирует каждого управленца постоянно повышать свои знания, умения и навыки с целью достижения очередной ступени роста исключительно за счет собственного профессионального качества и полезности производству, предприятию, обществу. Это механизм, помогающий управленцу

находить и укреплять свою позицию на определенном сегменте рынка труда.

Более того, помня пословицу, что «рыба гниет с головы», профессиональная стандартизация и сертификация управленцев должна стать первоочередной в глобальном процессе развития современных квалификаций и создания Национальной рамки квалификаций Российской Федерации. Даже если бы кадровый вопрос управления экономикой не ставился

во главу угла в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2010 г., этой проблемой, в любом случае, придется заниматься. Ведь истина, что эффективный менеджмент ведет к эффективному предприятию и эффективной экономике, имеет и обратную интерпретацию с приставкой «НЕ»... И главная задача этого НЕ допустить.

Economic mechanism of labour migration in conditions of intergration processes in Russia

ситуации в стране во многом определяет движение и структуру трудовых ресурсов. Основными показателями демографии, влияющими на изменение в занятости населения, являются:

• структура - по возрастным группам, по уровню образования;

• география - степень географического распределения населения в зависимости от мест потенциальной занятости и потребности в трудовых ресурсах;

• динамика - изменение численности населения, темпы естественного и механического прироста/убыли населения;

• стратификация - в разрезе социального расслоения трудовых ресурсов по ряду признаков, в том числе по показателям справедливости оплаты труда.

К третьему блоку процессов трудовой миграции относится экономический механизм, выраженный в развитии и состоянии материального и нематериального производства, а также сам рынок труда как совокупность спроса и предложения.

В состав группы показателей, влияющих на формирование спроса на трудовые ресурсы со стороны производства, включаются следующие индикаторы:

• структура производства, определяющая качественные характеристики потребности в трудовых ресурсах по

уровню образования и степени квалификации;

• отраслевая и региональная специализация производства, устанавливающая ограничения на профессиональный состав рабочих и специалистов.

Производными показателями развития производства, влияющими на формирование экономического потенциала в привлечении трудовых ресурсов, являются степень кластеризации и соответствующий уровень инвестиций. Кластеризация как фактор трудовой миграции соподчинена с уровнем специализации производства, так как определяет наличие кластеров в регионе и возможности интеграции между хозяйствующими субъектами.

В свою очередь на текущее развитие производства оказывает непосредственное влияние наличие и обеспеченность трудовыми ресурсами, которые в данном случае выступают в роли ограничителя по изменению структуры производства, наращиванию производственных мощностей.

Сложившаяся потребность в трудовых ресурсах в сфере материального и нематериального производства преобразуется в обособленный и структурированный спрос на труд, который является отправной точкой функционирования рынка труда. Непосредственный спрос на труд детерминирует формирование предложения под воздействием ряда

Nazir N. Abduganiev

Vice-rector on International Cooperation

Institute of Commonwealth of Independent States 125459, RF, Moscow, ul. Turistskaya, 2/5 Phone: (495) 948-20-75, (916) 828-56-27 E-mail: nazir1970@yandex.ru

Key words

economic mechanism integration labour market labour immigrants common economic space

Summary

The paper gives grounds to the author's conceptual model of labour migration mechanism in conditions of common economic space formation. In the article there are presented the analysis results of the labour immigration in Russia and there are specified factors which determine the processes of common labour market creation. Internal and external labour resources are assessed according to the types of economic activity to identify competing areas of employment.

UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011

макроэкономических факторов, таких как уровень безработицы, ее состав (по образованию, по половозрастной структуре), уровень оплаты труда, наличие социальных гарантий, текущая структура занятости.

Комплексная взаимосвязь структурообразующих блоков и элементов экономического механизма трудовой миграции позволяет построить многофакторную модель, рассматривающую в качестве целевого индикатора баланс трудовых ресурсов в разрезе иммиграции и эмиграции, а также условий, влияющих на потоки трудовых ресурсов.

Взаимосвязь элементов экономического механизма трудовой миграции представлена на рисунке как укрупненная модель факторов и процессов.

Роль интеграционных процессов как одного из факторов объединения рынков труда в современных условиях необычайно высока. Рассматривая в качестве объекта исследования социально-экономические процессы в сфере трудовых отношений в России, стоит отметить ряд особенностей самого рынка труда.

В настоящее время для сферы занятости и рынка труда в России характерны:

• устойчивая тенденция к уменьшению численности занятых в материальном производстве при некотором росте доли занятых в непроизводственной сфере;

• перераспределение рабочей силы из государственного в частнопредпринимательский сектор экономики;

• рост общей и сохранение скрытой безработицы, повышающей напряженность на рынке труда;

Трудовая миграция населения

Элементы зкономического механизма

• усиление дифференциации региональных рынков труда, формирование группы регионов с критическим уровнем реальной и скрытой безработицы;

• невысокая мобильность рабочей силы, причинами которой являются сложности трудоустройства, нехватка жилья и неразвитость этого рынка в целом, низкие реальные доходы населения, отсутствие системы профессиональной подготовки;

• снижение роли оплаты труда как основного источника доходов населения;

• социальная стратификация общества, в основе которой лежит быстро развивающаяся поляризация населения по уровню доходов [1].

Результатом интеграционных процессов является создание единого рынка труда в рамках как двусторонних, так и многосторонних межгосударственных форм установления внешнеполитических отношений и коммуникации. Одним из действенных средств формирования единого рыночного пространства является форма таможенного союза. На текущий момент Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном перешел на новую стадию развития, одной из форм является создание единого рынка труда.

Тем не менее данный интеграционный процесс имеет особенности, отличающие его от интеграционных процессов, например, в рамках ЕС. Единое экономическое пространство стран СНГ формируется в условиях значительных экономических диспропорций, где роль России - это роль системного интегратора. Причиной

Приток/отток трудовых ресурсов

I

Сальдо трудовой миграции

I =

Национальный рынок труда

Т

Локальные трудовые ресурсы

такого положения де-юре и де-факто является политическое решение по созданию альтернативного экономического союза, а также потенциальные выгоды от экспорта ресурсов, не обремененных высокими таможенными пошлинами.

На процесс формирования единого пространства, составной частью которого является рынок труда, оказывают влияние две группы факторов: интеграционных и дезинтеграцион-ных. К числу первых относятся факторы, объединяемые в группу «объективные условия функционирования экономики»: схожесть и взаимозависимость национальных экономик, территориальная близость, их экономическая и технологическая однородность, сходство привычек, стереотипов поведения населения. Важным фактором, влияющим на процесс становления единого рынка труда, является различие в степени развитости экономики и ее отдельных отраслей по уровню производительности труда, по благосостоянию основной массы населения [1].

Влияние данной группы факторов обусловливают межгосударственную соподчиненность и выражается в формировании биполярной ситуации: промышленно развитого центра и развивающейся периферии, которая поставляет единственно возможные ресурсы - минерально-сырьевые и трудовые.

К антиинтеграционным факторам относятся растущий разрыв в темпах проведения «реформ», усиливающаяся несбалансированность торговли России с большинством стран СНГ, межгосударственные различия в хозяйственном законодательстве и механизмах регулирования экономики.

Взаимный учет интеграционных и антиинтеграционых факторов приводит к необходимости выбора приоритетов в проведении как внутренней, так и внешней экономической политики. Отсутствие институциональных ограничений в трудовой миграции может пагубным образом отразиться на положении населения страны в связи с избыточной конкуренцией на вакантные места. Роль государства в создании административных рычагов регулирования потока трудовых ресурсов является бесспорной даже в условиях создания единого экономического пространства.

Форма таможенного союза может стать основой для развития интеграции

Экономический механизм трудовой миграции

в рамках СНГ, апробационной площадкой для отладки процессов взаимодействия между рядом государств.

Последствия создания единого рынка труда можно определить, основываясь на анализе вклада трудовых иммигрантов в экономику России. Экономическое влияние трудовой иммиграции можно оценить в разрезе покрытия невостребованных вакансий со стороны внутренних трудовых ресурсов, распределения иностранных трудовых ресурсов в территориальном аспекте, а также по видам экономической деятельности и формам занятости, величине выпадающих доходов внутреннего рынка за счет участия иностранной рабочей силы.

Согласно методологии Федеральной службы государственной статистики к иностранным работникам, осуществляющим трудовую деятельность в России, относятся иностранные граждане и лица баз гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, которые учитываются как таковые на основании:

• разрешений на работу - для иностранных граждан с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья и Туркмении);

• уведомлений, полученных от работодателей, привлекающих иностранных работников - для иностранных граждан с безвизовым порядком въезда (из стран СНГ: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина);

• разрешений на работу лицам без гражданства.

Численность иностранных работников, осуществлявших трудовую дея-

тельность в России, рассчитывается как сумма численности иностранных работников на начало отчетного периода и иностранных работников, прибывших в течение отчетного периода (без трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь) [2].

Совокупная численность иностранных работников в России по итогам 2009 г. составляет 2223,6 тыс. чел., что соответствует 3,3% среднегодовой численности занятого населения за аналогичный период. Распределение трудовых иммигрантов по федеральным округам является неравномерным, что представлено в табл. 1. Учет нелегальной иностранной трудовой силы ввиду наличия безвизового таможенного режима между рядом стран СНГ позволяет сделать лишь приблизительные оценки. По объему трудовой иммиграции Россия вышла на 2-е место в мире: в США трудятся свыше 38 млн иностранцев, в России - свыше 12 млн, в Германии -10 млн, во Франции - 6,5 млн [3].

По оценкам экспертов, доля нелегальных трудовых иммигрантов в России насчитывает более 80% их общей численности, т. е. только каждый пятый трудовой иммигрант находится на территории страны на законных основаниях.

Исследование стран-доноров рабочей силы для рынка труда в России привело к интересным выводам.

Во-первых, лидируют по трудовым иммигрантам в региональной группировке страны дальнего зарубежья, страны ближнего зарубежья (страны СНГ) в совокупности занимают вторую позицию.

Во-вторых, иностранные рабочие из стран дальнего зарубежья выбирают

в качестве основного вида деятельности преимущественно торговлю (оптовую и розничную). Для трудовых иммигрантов из стран ближнего зарубежья более характерен выбор основного вида экономической деятельности в реальном секторе экономики - строительство, сельское хозяйство.

Структура занятости иностранных работников по видам экономической деятельности позволяет определить приоритетные сектора трудовой деятельности, к которым относятся строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, предоставление коммунальных услуг и др. Различия в структуре занятости внутренних трудовых ресурсов и внешних позволяют сделать вывод, что имеется лишь единственный вид экономической деятельности, где наблюдается жесткая трудовая конкуренция, - оптовая и розничная торговля. Показатели занятости по данному виду экономической деятельности как между внутренними трудовыми ресурсами, так и между внешними трудовыми ресурсами находятся на одном уровне. Распределение занятости иностранных рабочих по видам экономической деятельности за период 2007-2008 гг. приведено в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, при наличии явной конкуренции в ряде отраслей, иностранные работники занимают вакантные места в тех секторах, где не требуется наличие высокого уровня образования, квалификации и профессиональных компетенций, поэтому существенных трудностей на текущий момент с обеспечением общей занятости внутренних трудовых ресурсов не наблюдается.

Таблица 1. - Численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России [4. С. 144-145]

Регионы Тыс. чел. В % к итогу

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2000 2005 2006 2007 2008 2009

российская федерация 213,3 702,5 1014,0 1717,1 2425,9 2223,6 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

центральный федеральный округ 92,0 323,5 484,2 762,1 1043,9 919,8 43,2 46,0 47,8 44,4 43,0 41,4

северо-западный федеральный округ 15,8 56,4 72,5 143,5 204,0 209,7 7,4 8,0 7,2 8,4 8,4 9,4

южный федеральный округ 18,3 32,1 44,5 102,4 169,2 157,9 8,6 4,6 4,4 6,0 7,0 7,1

приволжский федеральный округ 13,9 48,5 71,0 154,4 223,7 196,0 6,5 6,9 7,0 9,0 9,2 8,8

уральский федеральный округ 31,8 97,2 134,7 212,9 321,2 324,0 14,9 13,8 13,3 12,4 13,2 14,6

сибирский федеральный округ 15,0 66,1 92,3 194,4 289,3 249,3 7,0 9,4 9,1 11,3 11,9 11,2

дальневосточный федеральный округ 26,5 78,8 114,8 147,4 174,4 166,9 12,4 11,2 11,3 8,6 7,2 7,5

UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011

Источники

1. Резник Г. А. Рынок труда на макро- и микроуровне: закономерности и тенденции формирования // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2: Экономика. Реферативный журнал. 2000. № 2.

2. Методологические пояснения. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_s¡te/populat¡on/trud/ metodTrud.htm

3. Трудовая иммиграция в мире. Режим доступа: http://www.news.bbc.co. uk/h¡/russ¡an/bus¡ness/news¡d_7621000/ 7621932. stm

4. Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

5. Труд и занятость в России. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.

Таблица 2. - Распределение численности иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, по видам экономической деятельности, % [5. С. 304]

Виды экономической деятельности 2007 2008

всего 100,0 100,0

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,5 6,6

Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1

Добыча полезных ископаемых 2,1 2,2

обрабатывающие производства 7,1 9,9

строительство 40,2 42,0

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19,2 17,0

транспорт и связь 4,4 3,9

финансовая деятельность 0,4 0,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2,3 3,9

образование 0,1 0,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,2 0,2

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 4,8 4,3

Другие виды экономической деятельности 12,6 9,5

Де ла Крус Сальседо Мигель-Франциско

Магистр прикладной математики и информатики

Российский университет дружбы народов 115419, РФ, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 3 Контактный тел.: (495) 955-08-70 Е-mail: miguelfdsh@gmail.com

Ключевые слова

организация посольство стратегия управления распределение обязанностей стратегический план стратегический выбор планирование

Аннотация

Автор описывает различные аспекты управления персоналом на примере посольств стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Москве. Анализируются разнообразные функции дипломатических офицеров и гражданского персонала, оцениваются проблемы, связанные с рейтингом результатов деятельности дипломатических миссий.

Организационные аспекты кадрового менеджмента на примере посольств Латинской Америки

Без распределения обязанностей между сотрудниками любого коллектива невозможно добиться успешных результатов в своем деле, будь то коммерческое или некоммерческое предприятие, государственное или негосударственное учреждение. Персонал любого предприятия должен иметь четкое представление о профессиональных обязанностях каждого сотрудника.

Зачастую конечный перечень профессиональных обязанностей какого-либо специалиста отражается в должностной инструкции - правовом документе, определяющим круг обязанностей и прав, ответственность специалиста, соответствующую занимаемой им должности, а также порядок и правила приема и увольнения. Благодаря должностной инструкции работодатель имеет возможность эффективно организовывать деятельность персонала своего предприятия.

Следует признать, что данный подход к распределению обязанностей весьма успешно практикуется в коммерческих компаниях и крупных офисах. Что касается подобной процедуры в любой международной организации, то необходимо учитывать

специфику каждого учреждения, так как в его стенах, по обыкновению, будет действовать не только закон, принятый на территории Российской Федерации, но и нормативно-правовые акты государства (государств), представленного (представленных) в этой организации.

Такое учреждение, как посольство определенной страны, является дипломатическим представительством этой страны в городе, где находится правительство принимающего государства, или при международной организации. Таким образом, территория, занимаемая посольством, юридически принадлежит представленному посольством государству и подчиняется законам, действующим в представляемой стране.

Численностьдипломатическихпред-ставителей и персонала, не обладающего дипломатическим статусом, размеры самого посольства, финансирование, направляемое на его поддержку, зависят от проводимой политики и экономического положения каждой страны, представляемой своим посольством. Поэтому организационная структура конкретного посольства будет в некоторой степени уникальной, но в то же

Наличие явных позитивных моментов в использовании иностранной рабочей силы наталкивается на имеющиеся несовершенства системы администрирования, ввиду чего большая часть доходов, подлежащая налогообложению в России, направляется в страны-доноры трудовых иммигрантов без соответствующего учета и контроля.

В условиях формирования единого экономического пространства, с включением в него единого рынка трудовых ресурсов, вопросы разработки действенного экономического механизма управления иностранными работниками приобретают самостоятельное практическое и научное значение, так как требуют научного обоснования в разработке адекват-

ных и рациональных управленческих ^ решений.

Таким образом, концептуальные основы экономического механизма трудовой иммиграции населения в условиях развития интеграционных процессов в России, раскрытые в статье, являются базовой компонентой в разработке интегрированной экономической политики стран-партнеров на пути создания единого экономического пространства.

References

1. Reznik G. A. Labour market at macro and micro levels: principles and formation trends // Sotsialniye i gumanitarniye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literature. Series 2: Economics. Reference magazine. 2000.№2

2. Methodological explanations. Federal State Statistics Service. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/metodTrud.htm

3. Labour migration in the world. http://www.news.bbc.co.uk/hi/russian/ business/newsid_7621000/7621932.stm

4. Russia Regions. Social-economic indicators. 2010: Statistical Yearbook / Rosstat. Moscow, 2010.

5. Labour and employement in Russia. 2009: Statistical Yearbook / Rosstat. Moscow, 2009.

organizational aspects of the personnel management in the embassies of the Latin America countries in Moscow

Miguel Francisco De la Cruz Salcedo

Master in Applied Mathematics and Informatics

Peoples’ Friendship University of Russia

115419, RF, Moscow, ul. Ordzhonikidze, 3 Phone: (495) 955-08-70 E-mail: miguelfdsh@gmail.com

время каждое посольство подчиняется общей давно сложившейся схеме.

Примерная структура и распределение сил внутри посольства таковы.

Возглавляет посольство посол, являющийся в протокольном отношении дипломатическим представителем наиболее высокого уровня. Заместителем посла обычно является дипломат в должности советника-посланника, однако в маленьких посольствах этот пост может занимать любой следующий по рангу за послом дипломат.

Сотрудники посольства обычно распределены по группам (секциям), занимающимся определенными вопросами. Могут существовать такие группы, как:

• группа по вопросам внешней политики;

• группа по вопросам внутренней политики;

• группа по вопросам экономики;

• группа по вопросам культурного сотрудничества;

• отдел печати и связей с общественностью;

• хозяйственный отдел;

• секретариат;

• консульский отдел.

Группа по вопросам внешней политики обеспечивает национальные интересы, реализует внешнеполитический курс своей страны в государстве пребывания; выполняет поручения президента, правительства и иных органов власти своей страны; анализирует отношения с государством пребывания, его внешнюю политику, положение в системе международных отношений, а также изучает деятельность других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания; участвует в подготовке проектов международных договоров представляемого государства с государством пребывания.

Группа по вопросам внутренней политики исследует изменения внутриполитического курса своей страны, отражающиеся на взаимоотношениях с той страной, в которой представлено это посольство; получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов своей страны, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документы, справочные и

Key words

organization

embassy

management strategy duties distribution strategic plan strategic choice planning

Summary

The author describes and analyses all aspects of personnel management on the example of The Caribbean and Latin America еmbassies in Moscow. The author examines diverse functions of diplomatic officers and civil personnel. In addition, the author evaluates the problems concerning rating of the results obtained by the diplomatic

UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.