Научная статья на тему 'Экономические проблемы и шансы восточногерманских регионов'

Экономические проблемы и шансы восточногерманских регионов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рихтер Кнут

В работе представлены основные результаты и оценки процесса перехода Восточной Германии от социалистической модели хозяйства к открытой рыночной экономике. Выявлено, что для достижения конкурентоспособности в глобальном масштабе понадобятся еще относительно продолжительный промежуток времени, а также интенсификация усилий народа Германии на реализации региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы и шансы восточногерманских регионов»

Кнут

Рихтер

Доктор физико-математических наук, кандидат экономических наук, почетный профессор Уральского государственного экономического университета, заведующий кафедрой экономики предприятия Европа-Университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ШАНСЫ ВОСТОЧНОГЕРМАНСКИХ РЕГИОНОВ1

В октябре 1990 г., после объединения двух германских государств2, господствовали восторженные оценки экономических перспектив Восточной Германии, бывшей ГДР, вплоть до ожидания «второго экономического чуда». Сегодня вместо эйфории мысли людей в этом регионе занимает озабоченность серьезными проблемами:

безработица на востоке остается высокой; люди все еще покидают этот регион в поисках работы; экономическая продуктивность восточной части Германии не достигла даже 2/3 уровня западной.

Восточная Германия, которая считалась, по некоторым оценкам, одной из 10 самых развитых экономических держав мира, сегодня нежизнеспособна без значительных финансовых трансфертов из других регионов страны3.

Процесс ликвидации экономического, политического и социального отставания Восточной Германии, несмотря на некоторые значимые и прогрессивные социальные завоевания «социалистической эпохи», оказался более затяжным и кропотливым, чем предполагалось 12 лет назад. Достигнуто, конечно, много, но это не всегда достаточно четко представлено в СМИ и на фоне многих проблем иногда не находит должного внимания и понимания.

В чем же тогда, по оценке представителей западногерманской экономики и политики, заключались основные проблемы экономики ГДР

1 Данная статья основана на следующих источниках:

Rüdiger Pohl. Ostdeutschland im 12. Jahr nach der Vereinigung. Eine Bilanz der wirtschaftlichen Transformation. Aus Politik und Zeitgeschichte (B 37-38/2002): http://www.bpb.de/files/K408JQ.jpg.

Zwischen eigenständiger Wirtschaftskraft und öffentlichen Transferleistungen: wo steht der Osten nach 10 Jahren Wiedervereinigung? KfW Beiträge zur Mittelstands und Strukturpolitik // KW-Beiträge. Nr. 19. 2000. S. 4-16: http://kfw.de.

2 Территория бывшей ГДР называется то новыми (или даже «юными») землями, то просто Восточной Германией, а территория бывшей ФРГ - старыми землями или Западной Г ерманией. Земля Берлин включается, в зависимости от контекста, то в состав восточных, то в состав западных земель.

3 В 1995-1999 гг. ВВП новых земель составлял около 200 млрд €, а дефицит в торговле с Западной Германией около 100 млрд €.

(социально-психологическое и политическое наследство «социализма» может быть еще тяжелее, но будет рассмотрено здесь вкратце)?

С одной стороны, инфраструктура, транспортные и коммуникационные системы отставали все больше от необходимого для нормального развития уровня; состояние промышленных и жилых зданий ухудшалось и достигло критического предела, окружающая среда страдала от все растущего уровня загрязнения. У ГДР не было средств для решительного изменения этой ситуации.

С другой стороны, несмотря на высокие издержки, значительно субсидировались квартплата, пассажирский транспорт, многие продукты питания и потребления. Такая дорогостоящая политика не могла финансироваться бесконечно долго даже самым обеспеченным государством. Хваленая «полная занятость» в ГДР не была выражением большого экономического потенциала. Наоборот, рабочая сила требовалась для сохранения работоспособности нерентабельных предприятий, экономически все более отстававших от мирового уровня. А до второй мировой войны регионы Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт и Берлин считались ведущими промышленными регионами мира.

Что было главной задачей экономики регионов Восточной Германии в начале 1990-х годов? Надо было трансформировать закрытую «социалистическую» экономику в открытую конкурентоспособную рыночную экономику. Опыт возрастающего экономического сотрудничества между предприятиями обоих германских государств в 1980-е годы дал повод для больших надежд успешного осуществления этой задачи. Но товаропроизводителям Восточной Германии грозила опасность вытеснения с рынка другими, более успешными, конкурентами. Поэтому главная стратегическая задача экономической политики состояла в создании таких рамочных условий и в определении таких инструментов экономической политики, которые способствовали бы укреплению позиций производителей в международной конкурентной борьбе и стимулировали бы активное участие людей в перестройке общества.

Гпавные направления перестройки экономики восточной Германии

В 1990 г. канцлер ФРГ Г. Коль обещал восточным немцам, что «ничья судьба не будет ухудшаться, а для многих она улучшится», и люди поверили этому. Это положило начало активному управлению процессом трансформации государством и другими политическими актерами1. Однако, многие решения, предпринятые в начале 1990-х годов, считаются и сегодня достаточно спорными:

1 И сегодня идет спор, была ли вообще, какой была и могла ли быть у государства целостная концепция адаптации и развития экономического комплекса ГДР. В процесс трансформации активно включились также западные профсоюзы и союзы работодателей. Их зрелое взаимодействие, не избегающее конфликтов, обеспечивало более или менее равномерное развитие Восточной Германии по некоторой разумной траектории, направленной на достижение требуемого конституцией ФРГ равенства условий жизни в различных регионах страны.

Введение западногерманской валюты привело к экономически пагубным результатам для предприятий ГДР1, но было политически необходимым для остановки процесса оттока населения из Восточной Германии.

Не было целесообразным перенесение на восточные земли правовой, процедурной и других систем государственности (необходимость

реформирования которых была признана и на Западе), но надо было действовать быстро и не оставалось времени и сил для нужных реформ.

Стратегия приватизации предприятий бывшей ГДР, ставших частями огромного холдинга, так называемого Опекунского общества «TreuhandgeseПschaft», также оказалось спорной. Вследствие огромной скорости процесса приватизации, проводимого этим обществом, многие предприятия были просто ликвидированы (по разным оценкам, было закрыто около трети фирм) или очень дешево проданы, часто - не в добрые руки. Но альтернатива в виде дальнейшего дорогостоящего субсидирования означала бы продолжение ведения социалистического хозяйствования, но уже в рамках рыночной системы. В результате процесс приватизации комбинатов ГДР принес одни убытки2.

Важным моментом стратегии трансформации являлась финансовая поддержка новых инвестиций в Восточную Германию со стороны государства. С точки зрения экономической теории такое субсидирование нецелесообразно. Но у международного капитала не было других мотивов вложить средства в этот относительно небольшой рынок (16 млн покупателей). Их легко можно было обслуживать и извне, и правительство не воспользовалось вовремя шансом обязать западногерманские концерны вложить капитал в новые земли, что было вполне возможно в период национальной эйфории 1990 г.3

Несмотря на все проблемы и сомнения, наметились главные преимущества в процессе трансформации, по сравнению с другими переходными экономиками Центральной и Восточной Европы:

сама цель трансформации - поднять целый регион на передовой уровень, достигнутый ФРГ в реализации социальной рыночной экономики и высокой конкурентоспособности на международных рынках, никогда не ставилась под сомнение;

процесс управлялся и контролировался государством, которое обязано было выработать соответствующие рамочные условия и инструменты экономической, социальной и экологической политики; при этом высокий экономический потенциал и зрелость социально-политических отношений в ФРГ обеспечивали соответствующий трансферт кадров, финансовых средств, знаний и технологий.

1 «Твердая» западная валюта значительно поднимала все издержки и часто приводила к скорому банкротству предприятий.

2 Надо учесть, что оценка предприятий бывшей ГДР и массовая продажа их (как единых имущественных комплексов) происходили на международных рынках капиталов, где на продажу одновременно выставлялись современные высокотехнологичные компании.

3 Мешали, по-видимому, и идеологические предрассудки, а также политические циклы, вынуждавшие в 1990 г. политиков заниматься выборами вместо решения проблем объединения.

Результаты этой работы сегодня выглядят впечатляюще:

предприятия научились действовать и работать самостоятельно, использовать все ресурсы и знания, доступные в условиях глобализации;

инфраструктура (транспортные пути, коммуникационные системы, больницы) поднята на современный уровень;

нет дефицита жилья, которое модернизировалось и соответствует современным стандартам.

Самые острые экологические проблемы сняты, и международные экологические стандарты выполняются как предприятиями, так и домашними хозяйствами.

Если реализовано и не все, что хотелось, то Германия все же смогла мобилизовать капитал в значительных объемах для инвестиций и санации старых предприятий в новых землях (700 млрд € за 1991-1998 гг.). Больше проблем возникало в сфере человеческого капитала, где, как во всех бывших соцстранах, почти не было кадров с опытом работы в современных рыночных условиях. Однако в то время, как во всех других трансформационных странах фирмы и люди проходили этот процесс обучения и адаптации к рынку если и быстро, то все же постепенно и вместе, то Восточной Германии пришлось «перестроиться в один день». Проводились многочисленные программы переучивания людей новым знаниям, требуемым в рыночной экономике. Менеджерам сразу же приходилось находить новых клиентов на не известных для них западных рынках1. Ввиду высоких барьеров проникновения на эти рынки, нехватки капитала, недостаточного опыта и часто устаревших продуктов поиск не всегда был успешным.

Следующие данные показывают экономическое и социальное состояние Восточной Германии (см. http://www.bpb.de/files/K408JQ.jpg)

Показатель Новые земли Старые земли Н.з./с.з., %

Население в 2001 г., млн 13,794 65,156 21

ВВП на душу населения в 2001 г., € 16,514 27,004 61

Потребление на душу населения в 1999 г., € 11,883 14,456 82

ВВП на одного работающего в 2001 г. 39,282 56,005 70

Средняя зарплата в 2001 г., € 25,646 33,082 78

Число занятых в 2001 г. (на тыс. трудоспособных) 581,000 716,000 81

Число незанятых в 2001 г. (на тыс. трудоспособных) 302,000 96,000 315

Число фирм на (10 тыс. жителей) 366,000 465,000 79

Безработица

Официальный высокий уровень безработицы, который в новых землях достигает почти 17%, что примерно в два раза больше, чем в старых землях, мог бы быть еще выше, если бы 300 тыс. человек не ездили на работу в старые земли, если не были бы организовани многочисленные курсы переподготовки (600 тыс.) и не была бы введена система преждевременного

1 Даже самые дальновидные западные политики и экономисты не предвидели распада СССР и исчезновения этого традиционного для предприятий ГДР емкого рынка.

перехода на пенсию1. Причины такого уровня безработицы, кроме прочего, следующие.

Традиционно в Западной Германии работает меньшее число людей, чем на Востоке (это касается прежде всего женщин), и в Восточной Германии число желающих найти занятость значительно выше. При этом надо учесть, что в среднем состояние восточных немцев (недвижимость, акции и т.д.), по сравнению с состоянием западных, ниже почти в 4 раза.

Число рабочих мест, предложенных на первом рынке труда, в новых землях (632 на одну тысячу трудоспособных2) значительно меньше, чем на Западе (717).

Число фирм на востоке (366) не только меньше, чем на Западе, но и их размер меньше (80 занятых в одной фирме на Востоке и 142 - на Западе)3.

Многие мероприятия государства по обеспечению работой безработных (они образуют так называемый второй рынок труда) не снижают уровня безработицы, потому что уменьшают предложение рабочих мест на основном (первом) рынке труда.

В последнее время число рабочих мест в промышленности продолжало расти, однако в строительстве и в государственных службах оно сокращается.

Более низкая оплата труда (78% от западного уровня) пока не дает положительных импульсов для создания новых рабочих мест.

Выпуск продукции, рассчитанный на одного занятого на предприятиях на Востоке отстает на 25% от западного уровня. Вместе с меньшим числом фирм это и дает 61% западного результата по ВВП на душу населения. По многим оценкам, в 1990 г. ВВП в Восточной Германии достигал всего 30% ВВП Западной Германии. С учетом этого факта, рост ВВП все же значителен. Однако многие до сих пор нерешенные структурные проблемы всего общества в Германии не позволяют выйти из кризисного состояния в сфере занятости.

Промышленность, или «как догнать западную Германию?»

После того как трансформационный шок в 1990-1992 гг. был преодолен, с 1992 по 2001 г. промышленность Восточной Германии стала расти с темпом 8% (2,4% на Западе) в год. Фирмы Восточной Германии, с успехом пережившие перестройку или вновь созданные, начали работать на экспорт. Заказы из-за границы росли каждый год на 20%. Это было возможно только в связи

с постоянным и болезненным процессом изменения отраслевых структур. Интенсивно стала увеличиваться доля фирм, производящих современную продукцию с высоким инновационным потенциалом (компьютеры, техника мобильной связи, медицинские приборы и т.д.), а терпеть убытки и уходить с рынка начали предприятия традиционных отраслей, таких как текстильная

1 Хотя пенсионный возраст в Германия для женщин и мужчин 65 лет, эта система позволяет плавно перейти на пенсию с 55 лет.

2 В Г ермании лица возраста 15-65 лет.

3 По наблюдению автора, через два года после начала процесса приватизации число сотрудников многих предприятий составляло всего 10% прежнего количества.

промышленность или производство средств железнодорожного транспорта. В целом, однако, сектор промышленности нуждается в существенном развитии, и Восточногерманский регион считается многими наблюдателями одним из самых критичных индустриальных регионов Европейского союза.

Норма прироста ВВП в Восточной Германии до 1996 г. составляла 7,7%, позднее она упала на 1,1% и уже в течение нескольких лет находится даже ниже уровня, отмечаемого в Западной Германии. Такое неудовлетворительное состояние дел объясняется прежде всего дальнейшим углублением структурных изменений рынка. Все более сокращается рыночная доля строительства, и поэтому ВВП находится в застое, несмотря на рост других отраслей.

Вопрос о том, как и надо ли вообще догонять старые земли экономически, будет спорным еще долгое время. Простые расчеты ведущих германских институтов, проводящих исследования в области экономики, показали, что если бы ВВП Восточной Германии имел прирост 4% в год, а для Западной Германии тот же коэффициент равнялся бы 2%, то в 2012 г. ВВП новых земель достиг бы всего 75% западного уровня. Следовательно, и через 25 лет после объединения экономические потенциалы восточных и западных земель будут существенно различаться.

Надо учесть, что и в западных землях ВВП не распределен равномерно, и часто земли, отличающиеся более низким экономическом потенциалом, предоставляют всей стране совсем другие, важные для человечества ценности - чистую природу и возможности отдыха. В этом смысле конституция ФРГ, требующая обеспечения равных жизненных условий для всех людей, независимо от места их проживания, учитывала с самого начала как возможную неравномерность развития регионов, так и ответственность каждого региона за свое развитие и за поддержку других регионов.

Немного отличается ситуация в сельском хозяйстве. Хотя бывшие кооперативы и другие хозяйства принимали новую юридическую форму (чаще всего форму зарегистрированного кооператива или общества с ограниченной ответственностью, а около 20% работают в форме единоличного частного хозяйства), большинство фирм оставили за собой то преимущество, какое их отличало еще при социалистическом способе производства - экономии на базе эффекта от масштаба1. Считается, что многие из ошибок трансформации,

а среди них можно назвать, в первую очередь, пренебрежение западными политиками и менеджерами опыта Восточной Германии2, не были допущены

1 U. Fiege, L. Hinners-Tobrägel, Die Transformation landwirtschaftlicher Unternehmen Ostdeutschlands: ein Modellfall für den EU-Beitritt Polens und Ungarns. IAMO 2002. Halle (Saale) S. 27-34: http://www.iamo.de/ mitarb/hinners/IAMO2002.pdf.

2 Справедливости ради надо сказать, что это пренебрежение мнением и опытом Восточной Германии связано с различной культурой выражений интересов. В то время как сегодня в Западной Г ермании довольно агрессивное, громкое и наступательное представление своих интересов считается абсолютно нормальным и культурным явлением, восточные немцы приучены к более осторожным и тихим выражениям идей и мыслей. В этом смысле, часто их голос просто не был услышан принимающими решения западными людьми.

в сфере сельского хозяйства, где многие стратегические решения принимаются не столько в Германии, сколько в рамках Европейского союза.

Проблемы трансфертов

Финансовые потоки с Запада на Восток касаются не только выравнивания земельных и местных бюджетов, из которых выделяются большие средства для поддержки экономического, социального и экологического развития частного и государственного секторов. Такую помощь получают и разные регионы Западной Германии, а в Европейском союзе - целые государства и отрасли. Уникальным является введенный во всей Германии налог солидарности, которым облагаются все доходы (7,5% от подоходного налога и налога на прибыль). В 2000 г. государство собрало налоги в объеме около 500 млрд €, в том числе 240 млрд по подоходному налогу и налогу на прибыль. Из них

18 млрд собрано за счет налога солидарности. Когда в 1990 г. обе страны объединились, пришлось интегрировать и восточную систему социального страхования в западную. Ввиду большей состоятельности западных регионов1 их жители и финансируют в значительной степени социальное страхование восточных немцев. Результатом этих солидарных мероприятий является то, что, несмотря на небольшой объем ВВП, покупательный потенциал восточных немцев достиг в 1999 г. 82% западного уровня.

Представители неолиберального толка порой пропагандируют так называемый «федерализм соревнования» и имеют при этом в виду, что каждый регион должен потреблять только то, что он сам заработал или дополнительно заработает. Такие теоретики, однако, забывают о внешних издержках:

в случае сокращения помощи большая мобильность людей в Германии привела бы к массовой эмиграции в западные земли, к драматическому снижению уровня жизни и, следовательно, к нарушению конституции, что, согласно законодательству, может быть оспорено в суде каждым гражданином Германии. Поэтому поддержка бизнеса (и социального развития) в новых землях будет продолжена в следующих направлениях:

санация инфраструктуры, для которой до 2019 г. будут предоставлены средства так называемым Пактом солидарности;

повышение конкурентоспособности научно-исследовательского потенциала и высшей школы;

образование государственных структур, поддерживающих бизнес; поддержка вновь созданных предприятий;

санация бюджетов государственных и региональных властей с целью увеличения государственных инвестиций;

поддержка развития слаборазвитых регионов.

1 В 1999 г. налоговые взносы восточных немцев составляли только 32% западного уровня, а уровень долгов восточных немцев достиг уже 100%.

Экономическая ситуация и ее восприятие

То, что через 12 лет после объединения средний оклад восточных немцев достиг только 78% западного уровня, рассматривается многими как нарушение конституции. Поэтому не утихают голоса, требующие равный оклад за тот же труд. Экономисты возражают, что в новых землях производительность достигла всего 70% западного уровня. «Молодые» восточные предприятия далеко не так успешно действуют на рынках, как их западные конкуренты. Причины ясны:

качество продукции не достигает западного уровня; восточные фирмы не получают такую «премию репутации», как всемирно известные западные фирмы, и поэтому вынуждены продавать свои продукты по более низким ценам (около 90% западного уровня цен);

меньше производится инновационных продуктов, основанных на последних достижениях науки и техники1, зато продается больше сырья и полуфабрикатов;

восточные фирмы экспортируют меньше, чем западные (9% выпуска против 27%), и главное - их капиталовооруженность достигает всего 75% западного уровня.

Имея в виду эти недостатки, требования теоретиков к сдержанности по отношению к росту заработной платы можно понять. Однако сколько можно требовать терпения от людей? Как уже отмечалось, грозит опасность массовой эмиграции, особенно молодежи, в другие регионы Германии. Если формально сальдо и выглядит так, что в 2000 г. только 215 тыс. чел. покинуло, а 170 тыс. чел. прибыло на Восток, то все же молодые люди в поисках высокооплачиваемой и престижной работы, а порой просто в поиске обычной работы, вынуждены уехать на Запад. Как бы ни изменились условия, все без исключения большие концерны, банки, инновационные фирмы имеют свои управления, ведущие исследовательские центры и т.д. в западных землях и притягивают лучшие умы из Восточной Германии. В Германии происходит то, что наблюдается и в бывших соцстранах. Западные центры заманивают

к себе самую активную часть населения «краев».

Однако в Германии не наблюдают пассивно за развитием событий, понимая, что оно в долгосрочной перспективе приведет к отрицательным пос-ледствиям для всей страны. Население новых земель сократилось за 10 лет после 1990 г. на 7,5%, и две трети этого сокращения связано с уменьшением рождаемости. Из региона без молодежи рано или поздно уходит и бизнес. Поэтому проводится активная политика поддержки и развития регионов. Но что не помогут сделать финансы, так это изменить роль восточных немцев, отведенную им в новой объединенной Германии. Даже западные немцы замечают, что Восток представлен в политике, в

1 В Западной Германии 50% продукции базируется на последних достижениях науки и техники, а на Востоке всего 30%. Патентов разрабатывается на Востоке 70 на 10 тыс. чел. в год, а на западе 249, и затраты на исследования и разработку составляют на Востоке около 100 € на человека, а на Западе 400 €.

правовых органах, в армии и полиции, в профсоюзах, в предпринимательских организациях, в церквях, в редакциях газет и журналов крайне плохо. Поэтому политика и формирование общественного мнения осуществляются почти исключительно исходя из западной перспективы. Перевод правительства из Бонна в Берлин, по-видимому, немного изменил эту перспективу. Однако за свои права восточные немцы должны бороться сами. После элиминации прежних элит должно вырасти больше новых политиков, способных отстоять интересы регионов. Ведь как раньше говорили: кадры решают все!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.