ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
© Дунаева А.И.*, Удачин Н.О.*
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Россия - последняя страна в группе большой двадцатки, которая вступает в ВТО. Ни одна другая страна не вступала в эту организацию так долго. Переговоры о вступлении России в ВТО длились рекордные 19 лет, но после фактического присоединения для многих это оказалось неожиданностью: большинство предпринимателей и чиновников просто не имеют представления о том, как работать в новых условиях. Причиной тому является отсутствие организованной, системной подготовки кадров на всех уровнях управления. Но, не смотря на это, эксперты выделяют следующие позитивные последствия от вступления РФ в ВТО. Увеличится приток иностранных инвестиций в российскую экономику на 2,5 %, что окажет наибольший эффект на экономику страны. На российском рынке появится большее филиалов зарубежных банков и страховых компаний. Это повысит доступность финансирования и снизит страховые премии. Экспортно-ориентированные отрасли выиграют, но не так много. В структуре поставок преобладают полезные ископаемые, а доля продукции с высокой добавочной стоимостью не превышает 15 %. Доступ на внешние рынки облегчится для химических и металлургических компаний, что может увеличить выручку в этих секторах на 2 млрд. долларов в год [2]. По мнению Генерального директора ВТО Паскаля Лами это явление временное. В средней и долгосрочной перспективе вступление России в ВТО послужит диверсификацией российского экспорта и, следовательно, российской промышленности. Так кто же на данный момент получит наибольшую выгоду, а кто останется позади?
Ключевые слова вступление России в ВТО, последствия вступления в ВТО, Россия и ВТО.
Специалисты всемирного банка подсчитали, что результатом вступления России в ВТО в долгосрочной перспективе станет рост экономики на 11 % или на 215 млрд. долларов в денежном эквиваленте. Около 70 % этого роста будет обеспечено возрастанием конкурентоспособности и производительности отечественных компаний в связи с предложением на рынке товаров и услуг по более низким ценам вследствие снижения тарифов в среднем с 11,7 % до 7,8 %. Это так же послужит причиной того, что в российской казне недосчитаются 13,5 млрд. долларов. Как уже было сказано снижение
* Студент кафедры «Государственное и муниципальное управление».
* Студент кафедры «Государственное и муниципальное управление».
пошлин послужит причиной падения цен на определенный круг товаров, что в свою очередь может отрицательно повлиять на прибыль компаний. Но с другой стороны, в связи с тем, что оклад работников будет повышаться, а цены - понижаться, то население сможет покупать больше товаров, а, следовательно, вырастет и спрос. Как сообщает Российская экономическая школа (РЭШ) спрос и оклад работников вырастет в среднем на 0,5 %. В связи с этим розничные сети, которые торгуют всеми видами товаров, будь то продовольственные или непродовольственные сети получат наибольшую выгоду от вступления РФ в организацию. Уже начиная с 2013 г. позитивное воздействие в связи со снижением пошлин ощутят на себе ритейлеры, наибольшая доля продаж которых приходится на импортные товары: премиальные продовольственные сети, различные сети магазинов электроники, аптечные сети, и все торговые сети одежды [1]. Благодаря вступлению в ВТО данные торговые сети получат широкие возможности по работе с небольшими западными поставщиками. Предполагаемое возрастание импорта в сочетании с торможением инфляции благодаря активной конкуренции между отечественными и иностранными производителями могут стать ключевыми факторами в росте выручки ритейлеров. Снижение пошлин также в некоторой степени позволит им поддержать собственную рентабельность.
Так же следует отметить, что благодаря вступлению России в организацию основными бенефициарами станут также черная и цветная металлургия. У работников данных видов отраслей ожидается наибольший рост заработной платы - 15 % [4]. Благодаря вступлению в ВТО станет возможным нивелировать воздействие двух самых больших сдерживающих факторов для экспортного потенциала российского металла: антидемпинговые пошлины и квоты со стороны ЕС и США по отношению к российской металлопродукции. Также вступление в организацию даст России возможность избавить себя от 20 мер, которые ограничивают поставки нашей металлургической продукции в США, Европе, Мексике, Турции, Индонезии, Китае, Таиланде и на Украине. Из-за этих мер российская металлургическая промышленность каждый год недосчитывается около $ 2 млрд. [3].
Что же касается самих металлургов, то они относятся с осторожностью к вступлению России в ВТО. По их мнению, от этого шага металлургической промышленности стоит ждать скорее отрицательных результатов. Причина такой точки зрения следующая - в нашей стране довольно высокая ставка кредитования по отношению к этому же показателю за рубежом и отсутствуют всяческие возможности у российских участников договора на территории РФ хеджировать ценовые риски. Стоимость заемного капитала для российских компаний как минимум в пять раз выше, чем для зарубежных, что означает, что российские компании испытывают трудности в части проведения модернизации своих производств. В условиях резких колебаний
Мировая экономика и международные отношения
29
цен на рынках сырья существует объективная необходимость страховать ценовые риски. В отличие о наших компаний, зарубежные предприятия и металлотрейдинговые компании могут себе позволить проводить операции по хеджированию биржевых рисков. У российских компаний данные возможности отсутствуют в связи с существующими препятствиями в налоговом и валютном законодательстве. В условиях такой неравной конкуренции, созданной вступлением России в ВТО российским компаниям может помочь только государство путем снижения банковской ставки по кредитам, сокращение длительности принятия решения о начале антидемпинговых расследований до трех, максимум шести месяцев, введение механизма антидемпинговой пошлины на время расследования, когда на период расследования по подозрению в демпинге вводится антидемпинговая пошлина в отношении производителя или номенклатуры продукции из определенной страны, которая подвергнута расследованию.
Также российская металлургическая промышленность нуждается в специальной системе государственной поддержки отечественных производителей и в специально разработанной системе поощрения спроса на товары российских металлургических предприятий. Сейчас государство потребляет около 60 % всей металлургической продукции. В этой связи оно в состоянии решить этот вопрос, начав делать выбор в пользу отечественных производителей. Существует также объективная необходимость в учреждении специальных экспортно-ориентированных торговых домов, где активное участие принимало бы государство или банк с государственным участием. Это позволило бы объединить такие производства и вывести их на международный рынок.
Вступление России в организацию сильно скажется на сельском хозяйстве. Ни для кого не секрет, что на отечественном рынке волатильность намного выше, чем на мировом. В России производство сельскохозяйственной продукции довольно нестабильно по причине отсутствия возможности нивелировать влияние природно-климатических факторов. В западных странах государство проводит политику, стабилизирующую производство сельскохозяйственной продукции и доходы в сельском хозяйстве. Благодаря активной государственной поддержке в течение всего двадцатого столетия агротехнологии в этих странах достигли уровня, позволяющего свести до минимума отрицательное воздействие природно-климатических условий на деятельность сельскохозяйственных предприятий. Сегодня почти половину всей российской сельскохозяйственной продукции производится на доиндустриальной технологической основе в личных подсобных хозяйствах населения.
Вступление РФ в ВТО ставит Россию в неравные условия по сравнению с западными странами. Необходимо искать всевозможные способы под-
держки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Например, нужно часть мер «желтой корзины» перевести в «зеленую»: по условиям организации это разрешенная поддержка, которая не оказывает никакого влияния на процесс торговли и может применяться без ограничений. Меры «зеленой» корзины - инвестиции, направляемые на повышение конкурентоспособности отрасли, на поддержку науки, образования, инфраструктуры.
Для занятия определенной ниши на мировом рынке сельскохозяйственной продукции России необходима эффективная аграрная политика. На первом этапе нужно провести меры по повышению эффективности и конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства путем снижения издержек, которые в свою очередь не должны быть результатом снижения качества продукции. Следующим этапом служит разработка и подготовка специальных программ по адаптации наших сельхозпроизводителей к условиям деятельности, создаваемой ВТО. При этом программы должны быть разработаны под каждый регион отдельно. Например, для одного региона наибольшую опасность будет представлять конкуренция со стороны иностранных производителей, поэтому здесь программа должна быть нацелена на защиту своих производителей и на повышение конкурентоспособности их продукции. Для другого региона, отдаленного от границ, эта проблема будет уже не так актуальна.
Мнение о том, что со вступлением России в ВТО та или иная отрасль может придти в расцвет или упадок является ошибочным. История мировой торговли знает немало примеров, когда члены ВТО - некоторые весьма дипломатично, другие весьма агрессивно - защищали своих производителей, несмотря на давление более сильных соседей. Или, наоборот, уступали свои рынки из политических соображений либо в силу отсутствия политической воли. Ярким примером тому может служить Аргентина, которая, являясь членом ВТО, заставила многие крупные корпорации закупать свои товары в обмен на возможность продавать услуги аргентинцам.
Список литературы:
1. Пономарев И. ВТО: риски и новые возможности // Вестник Российского союза строителей - 2012. - № 5. - С. 34-39.
2. Всемирный банк в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru/country/russia.
3. Коммерсантъ.т [Электронный ресурс] - «Металлургия». Приложение. - 2012, 20.09. - № 176 (4961). - Режим доступа: http://www.kommersant. ru/doc/2024470/print.
4. BBC Русская служба [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.bbc.co.uk/russian/business/2012/08/120821 russia wto accession.shtml.