Научная статья на тему 'Экономические модели взаимодействия организаций социально-культурного сектора'

Экономические модели взаимодействия организаций социально-культурного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦіАЛЬНО-КУЛЬТУРНА СФЕРА / SOCIO-CULTURAL SPHERE / ПАРТНЕРСТВО / PARTNERSHIP / іНВЕСТИЦії / ПОСЛУГА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / УСЛУГА / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чередниченко К.В.

Сформулированы модели и основные принципы партнерского взаимодействия и рыночных инструментов развития организаций социально-культурного сектора. Рассмотрены особенности и предложены практические рекомендации по формированию рынка услуг организаций культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чередниченко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic models of interaction of socio-cultural sector organizations

Identified the models and the basic principles of partnership and market development tools organization of social-culture sector.The specifics of the partnership of cultural organizations is a wide range of partners, systematized into two groups: the relationship between the system resource partnerships and relationships in the market partnership. For cultural organizations developed adapted model of social, business and consumer partnerships. Submitted the classification of potential partners and portfolio of potential and key partners.Considered the features and practical recommendations on the formation of market services of cultural organizations. Development strategy of cultural organizations are represent the developing of key strategic advantage through differentiated the market supply for individual target markets.Defined the groups of consumers in the form of business and institutional customers, as the strategic groups of cultural organizations, influencing and formative the market demand and the demand for individual cultural organizations. Also the influence group in the form of the state and society.Feature of cultural institutions economy has led to the synthesis of development strategies and marketing strategies. To make efficient use of shared resources and create conditions for sustainable development and survival, proposed the model of relationship marketing strategies of cultural institutions as a set of social, commercial and consumer partnerships.

Текст научной работы на тему «Экономические модели взаимодействия организаций социально-культурного сектора»

20. Башнянин Г.1. Ефективнiсть каmталiзацil i лiбералi-зацп економiчних систем в умовах ринково! трансакцп: мето-долопчш проблеми метрологiчного аналiзу / Г.1. Башнянин, Ю.1. Туринський. - Львiв: Вид-во ЛКА, 2008. - 480 с.

21. Борискин В.В. Повышение капитализации как механизм управления инфраструктурой промышленного предприятия / В.В. Борискин // Сборник науч.тр. НГТУ. - 2006. -№4(46). - С.113-118.

22. Малова Т.А. Капитализация российских активов: факторы, приоритеты / Т.А. Малова // Аудит и финансовый анализ. - 2005. - №3. - С.141-147.

Представлена в редакцию 26.11.2014 г.

К.В. Чередниченко

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

СЕКТОРА

В современных экономических исследованиях социальной сфере уделяется все большее внимание. Это объясняется происходящими экономическими преобразованиями, связанными с процессами трансформации социальной сферы в рыночный сектор экономики, сопровождающимися экономической либерализацией деятельности ее отраслей. Кризисные явления и проблемы повышения конкурентоспособности экономики оказывают давление на бюджеты государственных расходов, что приводит к сокращению средств, выделяемых на социальную сферу. Доля финансирования отраслей социальной сферы государством снижается, отличается нестабильностью и отстает от развитых стран, ликвидированы налоговые льготы. Особенно это проявляется в отрасли культуры - ее доля в общих расходах госбюджета в настоящее время составляет не более 0,5 % [1].

© К.В. Чередниченко, 2014

Экономическое реформирование отрасли стимулировало развитие рыночных отношений, сопровождающееся внедрением новых технологий производства и распределения культурных продуктов, формирования механизмов партнерства организаций культуры с государственными органами власти и бизнес-сектором.

Рыночная ситуация требует изменения методологических основ исследования экономического развития организаций социально-культурного сектора (СКС), поскольку существующие подходы не отражают особенностей условий и современного состояния экономики отрасли. Не учитывается дифференциация культурных продуктов, развитие новых форм сотрудничества, объективный процесс фрагментации отрасли.

Таким образом, актуальность настоящего исследования вытекает из необходимости решения таких важнейших экономических, организационных и социальных задач в процессе формирования системы управления социально-культурным сектором, как формирование моделей трехстороннего партнерства, научное обоснование государственной культурной политики, определяющей результативность преобразований в жизни общества, сущность и действенность социально-экономического регулирования, формирование рационального механизма управления объектами культуры на базе развития их предпринимательской деятельности.

Целью статьи является исследование моделей взаимодействия власти, бизнеса и общества при решении поблеем социально-культурного сектора Украины.

Выработка методологических подходов к исследованию и разработке стратегий взаимоотношений позволяет провести прикладные исследования для организаций социально-культурного сектора. Одной из проблем исследования моделей партнерских взаимоотношений организаций культуры является определение особенностей отношений и их развитие.

Для бизнес-организаций обеспечение удовлетворенности покупателей является главной целью маркетинга. Все партнерские отношения формируются для реализации этой цели. Особенность экономики организаций культуры, заключающаяся в сохранении бюджетного финансирования, обусловила

и особенность целей формирования отношений - сохранение бюджетных источников финансирования и поиск внебюджетных.

Для социально-культурного сектора приоритетными являются источники финансирования. Соответственно основной тип отношений - не взаимодействие с потребителями и организационные взаимодействия, а партнерство типа "организации культуры - инвесторы" для решения собственных целей финансирования.

Уменьшающаяся динамика доли финансирования региональных организаций социально-культурного сектора в общих расходах бюджета позволяет сделать вывод, что практика фандрайзинга, как поиска внебюджетных источников средств с целью необходимости привлечения дополнительных ресурсов, в настоящее время играет определяющую роль. Такие отношения строятся на долгосрочной основе, по технологии "инвесторы - организации культуры".

Новые экономические условия развития организаций СКС обусловили дифференциацию взаимоотношений и развитие новых подходов - от однонаправленных отношений к взаимоотношениям типа "выигрыш-выигрыш" на основе обмена ценностями (см. рисунок) [2].

Организации социально-культурного _сектора_

Потребители

Ориентированный на потребителей подход

Организации социально-культурного сектора

Конкуренты

Ориентированный на рынок подход

Организации социально-культурного сектора

Ф

Инвесторы

Потребители

Потребители

Ориентированный на инвесторов подход

Рисунок. Подходы к построению отношений организациями СКС

В данном случае направления маркетинга взаимоотношений для реализации стратегии устойчивого развития - создание устойчивых конкурентных преимуществ, для стратегии выживания - создание и сохранение устойчивых инвестиций. В обоих случаях рассматриваются два стратегических направления:

формирование совокупности ключевых партнеров, с которыми организация СКС будет работать, или портфель отношений;

формирование портфеля взаимодействий.

Для определения сущности партнерских отношений в современных экономических условиях предлагается ресурсная концепция стратегического управления. В рамках этой концепции партнерские взаимоотношения рассматриваются как стратегические активы организаций. Ресурсная концепция стратегического управления изменила взгляд на сущность обмена взаимоотношениями, которую стали рассматривать как способность и готовность партнеров инвестировать в совместную деятельность. Определение видов инвестиций в рамках партнерских взаимоотношений, называемых "специфическими инвестициями", является важной методологической проблемой формирования стратегии взаимоотношений.

В теории маркетинга взаимоотношений отсутствует единый подход к структурированию специфических инвестиций. Одни авторы к специфическим инвестициям относят материальные и нематериальные активы, другие - физические объекты, третьи - знания [1, 2, 6].

Стратегические направления обусловили необходимость формулирования стратегических задач маркетинга взаимоотношений для организаций культуры.

В рамках формирования портфеля ключевых партнеров:

определение видов потенциальных партнеров, имеющих возможность инвестировать в организации культуры, и формирование портфеля потенциальных партнеров;

формирование банка ключевых партнеров, имеющих возможность и желание инвестировать в организации культуры.

В рамках формирования портфеля взаимодействий:

сформировать банк необходимых для развития специфических инвестиций;

сформировать пакет взаимовыгодных предложений для партнеров.

Для решения прикладных проблем выбора стратегических направлений при формировании стратегий маркетинга взаимоотношений необходимо провести классификацию отношений для организаций культуры в новых экономических условиях. Отношения классифицированы на два типа: в зависимости от мотивов - на деловые и благотворительные, в зависимости от получаемой выгоды - на коммерческие и безвозмездные. Выявленные виды отношений организаций СКС классифицированы по двум типам: деловые и благотворительные.

Данная классификация позволяет провести систематизацию потенциальных партнеров организаций СКС по типам взаимоотношений и предложить модель портфеля потенциальных партнеров организаций культуры (табл. 1).

Обе стороны, вовлеченные во взаимоотношения, делают инвестиции в их развитие и поддержание. Поэтому определение видов специфических инвестиций в рамках партнерских взаимоотношений является важной методической проблемой формирования стратегии взаимоотношений.

На основе предложенного методического подхода с помощью матричного метода можно разработать адаптированный к организациям культуры портфель ключевых партнеров (табл. 2).

Данный анализ позволяет определить состав специфических инвестиций организаций культуры в форме следующих ресурсов: финансовые; материальные; трудовые; интеллектуальные; информационные; административные.

Портфель потенциальных партнеров организаций культуры

Группы Типы партнерства

Рыночное Ресурсное

партнеров Потребители

Конечные Индивиды, семьи, группы потребителей Группы потребителей

Корпоративные Работники Бизнес-организации

Институциона- Образовательные учрежде- Образовательные

льные ния, общественные организации учреждения, общественные организации

Покупатели

Государствен- Муниципальные органы Муниципальные

ные власти, органы внутренних органы власти

структуры дел, региональные военкоматы

Корпоративные Бизнес-организации Бизнес-организации

Посредники

Каналы Бизнес-организации в сфере Бизнес-

распределения досуга и развлечения, организации в

туризма, организации куль- сфере досуга и

туры развлечения, туризма, организации культуры

Каналы СМИ СМИ

продвижения

Конкурент ы

Рыночные Организации социально-культурной сферы, досуго-во-развлекательные, СМИ

Ресурсные Организации: СКС, в сфере досуга и развлечения, ЖКХ

Источник: составлено на основании работ [4,7].

Портфель ключевых партнеров организаций культуры

Типы взаимоотношений Партнеры

Деловые коммерческие

Транзакционные Покупатели: местные органы власти; образовательные учреждения; крупные и средние компании Потребители: конечные потребители; работники компаний Каналы распределения: туристические компании; организации культуры; организации досуга; физкультурно-оздоровительные организации Каналы продвижения: СМИ

Проектные Бизнес-организации; организации инфраструктуры рынка культурных услуг

Спонсорство Крупные компании

Членские взносы Клубы потребителей; профессиональные ассоциации

Деловые безвозмездные

Фандрайзинг Государственные и региональные структуры

Гранты Крупные компании, фонды, государственные структуры

Патронаж Крупные компании, государственные и общественные деятели, международные ассоциации

Волонтерство Конечные потребители

Благотворительные безвозмездные

Пожертвования Конечные потребители; население; общественные организации

Меценатство Бизнесмены; государственные и общественные деятели; общественные организации

Источник: составлено на основании работ [4,5,6].

В рамках реализации второй стратегической задачи -формирования портфеля взаимодействий - необходимо на основе банка необходимых для развития организаций культуры специфических инвестиций сформировать предложения для каждого из партнеров.

Эмпирические исследования портфеля взаимодействий направлены на определение типов взаимоотношений и видов инвестиций. Их результатом должны быть модели, позволяющие совместить эти задачи. На основе проведенных исследований может быть предложена модель портфеля взаимодействий организаций культуры по структуре партнерства и специфическим инвестициям (табл. 3).

Портфель взаимодействий организаций культуры по структуре партнерства и специфическим инвестициям

Типы взаимоотношений Виды инвестиций

Взаимоотношения с конечными, институциональными и корпоративными потребителями интеллектуальные, финансовые, материальные, трудовые

Взаимоотношения с бизнесом материальные, финансовые

Стратегические альянсы с отраслевыми конкурентами и конкурентами на рынке досуговых услуг материальные, финансовые

Взаимоотношения с общественными организациями финансовые, информационные

Взаимоотношения с государственными структурами финансовые, административные ресурсы

Взаимоотношения с заинтересованными сторонами информационные, трудовые

Источник: составлено на основании работ [4, 6, 7].

Анализ экономики отрасли культуры как социально-экономической системы в условиях новой экономики показал ее особенность, заключающуюся в следующем: для организаций СКС характерна не только ограниченность ресурсов, но и ограниченность потребностей потребителей, что обусловливает применение концепции мериторных благ и государственного регулирования в форме культурной политики и финансовой поддержки на только государственных, но и частных производителей культурных продуктов [1];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характерна низкая распределительная эффективность, заключающаяся в том, что при распределении потребителями ограниченных ресурсов на услуги социально-культурной сферы они делают ценностный выбор в пользу образования и здравоохранения, о чем свидетельствует низкая доля культурных услуг в общем объеме платных услуг в отраслях СКС. Эти факторы снижают уровень спроса на культурные продукты и делают необходимым государственное регулирование в форме культурной политики и финансовой поддержки;

культурные блага в основной своей массе являются частными благами, производимыми в частном и государственном секторе в силу наличия внешних социальных эффектов. Потребители культурных продуктов дифференцированы и систематизированы на пользователей и покупателей в форме государства и бизнеса.

Социально-культурный сектор переживает современный этап реформирования, который заключается в: децентрализации и либерализации отрасли, обусловивших процессы разгосударствления организаций СКС, включающих передачу прав регулирования и ответственности за финансирование на местные уровни; изменении полномочий и ответственности местных органов власти по формированию региональной и осуществлению государственной культурной политики через формирование муниципальных заказов, собственности и финансирования организаций культуры, рациональное формирование структуры сети организаций культуры; реструктуризации финансирования с передачей большей ответственности на региональные и местные бюджеты; трансформации культуры в до-суговую сферу; структурных изменениях в отрасли, заключающихся в развитии новых видов производителей культурных продуктов; трансформации статуса организаций культуры из пассивных получателей бюджетных средств в основное звено хозяйствования отрасли культуры; изменении концепции управления организациями культуры от затратного к управлению по результатам.

В условиях конкуренции на развивающихся рынках культурных услуг для обеспечения конкурентоспособности и развития организаций СКС основное значение отводится инструментам построения стратегических моделей партнерских отношений. Механизмы координации в новых экономических условиях проявились в двух видах - в изменении организационных форм предприятий, в форме управления взаимоотношениями и маркетинга взаимоотношений.

Литература

1. Абанкина Т.В. Государственно-частное партнерство в сфере культуры как ресурс устойчивого регионального развития / Т.В. Абанкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - №2. - C. 2-20.

2. Бутова Т.Г. Маркетинговые технологии в сфере культурных услуг / Т.Г. Бутова: моногр. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2004. - 378 с.

3. Главное управление статистики в Донецкой области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donetskstat.gov.ua.

4. Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике / А.И. Дымникова. - СПб.: Гос. ун-т экономики и финансов, 2000. - 183 с.

5. Жираткова А.П. Формирование системы маркетинга организаций культуры / А.П. Жираткова // Вестник КрасГУ. -2006. - № 8. - C. 2-20.

6. Институт культурной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cpolicy.ru.

7. Социальное партнерство. Институт экономики города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.urbaneconomics .ru.

Представлена в редакцию 25.11.2014 г.

К.Ю. Егиазарова

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДОВЕРИЯ В ПРОЦЕССЕ КООПЕРАЦИИ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

Кризисные явления, которые присутствуют в экономической и политической жизни страны, вызывают необходимость выбора направления развития и принятия решений на всех

© К.Ю. Егиазарова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.