образованием; Ан, Ас, Ав — вектор коэффициентов соответственно для начального, среднего и высшего профессионального образования; кн , — доля потребности в специалистах с начальным образованием и /-Й профессией; кс , — доля потребности в специалистах со средним образованием и специальностью из /-Й группы специальностей; кв , — доля потребности в специалистах с высшим образованием и специальностью из /-Й группы специальностей; п — количество
коэффициентов, вошедших в вектор для начального профессионального образования; т — количество коэффициентов, вошедших в векторы для среднего и высшего профессионального образования.
3 Марков Д.В. Указ. соч.; Прогнозирование потребности региона в кадрах с профессиональным образованием: теория, методология, практика / Т.Г. Озерникова и др. Иркутск, 2008. Деп. в ИНИОН РАН 14.05.08, № 60562.
УДК 621.45:338.242 В.Т. РАХАЕВА
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
кино и телевидения e-mail: info@gukit.ru
О.А. СМИРНОВА
доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
е-mail: smirnova@spbsru.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Рассмотрена сущность инвестиционного процесса и выявлены основные проблемы его формирования на предприятиях социально-культурной сферы в условиях экономического кризиса. Рекомендованы направления деятельности для решения выявленных проблем.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, социально-культурная сфера, предприятия, экономический кризис.
Особенности организации инвестиционного процесса на предприятиях социально-культурной сферы (СКС) обусловлены прежде всего сущностью данной сферы и спецификой выполняемых ею функций.
Понятие «социально-культурная сфера», являясь многоплановым, имеет целый ряд неоднозначных определений — от лаконичного («непроизводственная сфера и отрасли услуг») до философского («специфическая область общественных отношений, охватывающая систему социально-классовых, национальных отношений, связи общества и личности, а также совокупность социальных условий и факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, их развития и совершенствования»). В статье вышеупомянутый термин будет отождествляться с подсистемой общества, призванной обеспечить воспроизводство, достойный уровень и качество жизни, необходимый потенциал человека.
Инвестиции в социально-культурную сферу — это вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д. Однако инвестиции в СКС лишены коммерческой основы в той степени, которая отличает инвестиции в реальный сектор экономики и финансовые инвестиции. Они приобретают общественный характер и поэтому имеют иные критерии результативности их осуществления. Большой положительный эффект, но длительный период окупаемости значительной части инвестиций в предприятия СКС обусловливают необходимость корректирующего вмешательства государства (органов власти и управления на уровнях федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления) в действие рыночных механизмов с целью предотвра-
© В.Т. Рахаева, ОА. Смирнова, 2009
В.Т. РАХАЕВА, О.А. СМИРНОВА
щения отставания такого вмешательства от объективных потребностей экономики и общества. Именно поэтому источниками инвестиций в СКС в основном являются централизованные бюджетные и внебюджетные средства (как местного, так и вышестоящих уровней). Формами финансирования при этом обычно выступают субвенции или целевое финансирование инвестиционных проектов и программ.
В период экономического кризиса (затормозившего реализацию многих инвестиционных проектов), а следовательно, в условиях дефицитности государственного бюджета, сокращения размеров государственного инвестирования, необходимости концентрации материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в СКС, стратегически ориентированных на решение проблем создания новых и обеспечения эффективного функционирования существующих направлений развития отрасли в целом и ее хозяйствующих субъектов, нужен поиск новых путей организации инвестирования в СКС. Ведь какие бы изменения в обществе ни происходили, потребности человека в том, что должна давать СКС, по-прежнему остаются (более того, в связи с развитием мировой цивилизации увеличивается число этих потребностей, повышаются требования к качеству их удовлетворения, растет стоимость оказываемых социально-культурных услуг). СКС является той сферой, которая непосредственно «работает» на человека, на налогоплательщика и напрямую связана с будущим страны.
Известно, что активность инвестиционной деятельности в любой сфере, в том числе и в СКС, зависит как от ее инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность СКС, можно сгруппировать следующим образом:
- территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат): экономические, политические, законодательные, природоохранные, инфраструктурные, природно-климатические, ресурсные, демографические;
- точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования СКС): финансовые, производственно-технологические,
инфраструктурные показатели, поступающие в СКС ресурсы, состояние менеджмента, маркетинга.
Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата СКС выделяются наиболее важные на момент расчета данного показателя факторы. Высокий индекс инвестиционного климата имеет место при стабильной политической, законодательной, природоохранной ситуации, высоком уровне экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.
Для привлечения инвестиций в СКС также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов, особенно в условиях кризиса. Следовательно, в СКС необходимо проводить определенную инвестиционную политику.
Сущность инвестиционной политики в СКС можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения.
Разработка и реализация инвестиционной политики в СКС осуществляются на основе концепции социально-экономического развития и включают:
- определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;
- разработку комплекса мероприятий по инвестированию;
- определение потребности в инвестиционных ресурсах;
- поиск и выбор источников инвестиций;
- формирование инвестиционных возможностей и разработка мер по их расширению;
- создание современной системы коммуникаций и информационного обеспечения инвестиционной деятельности (например, организация единого информационно-аналитического пространства на основе геоинформационных систем);
- обеспечение деловой оперативности в принятии управленческих решений, связанных с инвестиционной деятельностью в СКС;
Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66)
- осуществление маркетинговых исследований в СКС для внешних инвесторов.
Заметим, что реализация вышеизложенного осложняется распадом ряда отраслей народного хозяйства, инвестиционным бессилием государственных предприятий и хозяйственных обществ и товариществ (традиционно осуществлявших финансовую поддержку ряда учреждений СКС), оказавшихся в кризисных условиях. Следовательно, затруднены поиски инвесторов для финансирования ряда проектов СКС, снижена динамика инвестиционного процесса. Здесь необходимо упомянуть и о существующем общем недостатке в организации инвестиционной деятельности, связанном с неразработанностью механизмов реализации законов. Данные обстоятельства, несомненно, должны являться одним из основных факторов научного поиска, способствующих созданию механизмов содействия инвестиционным процессам в рамках существующих нормативно-правовых норм, ориентированных в основном на организационные мероприятия, не требующих расходования значительных бюджетных средств.
Предлагаемые меры основаны на необходимости:
- целенаправленно работать со всеми участниками инвестиционного рынка — как с существующими предприятиями, представляющими собственные инвестиционные проекты, так и с инвесторами, располагающими собственными проектами;
- не делать различий между российскими и иностранными инвесторами;
- работая с инвестиционными проектами, выделять в самостоятельные направления осуществление проектов развития объектов СКС, которые организует, например, сам город, и городских проектов частнопредпринимательского сектора, реализации которых город содействует, однако напрямую ими не занимается;
- уделять должное внимание небольшим проектам, не пренебрегать проектами, которые обеспечивают малые производственные объемы и небольшое число рабочих мест (например, несколько десятков);
- не связывать инвестиционную политику только с «реанимацией» существующих городских предприятий СКС, особенно крупных,
исходить из того, что в ряде случаев основой экономического «оживления» их основных фондов и занимаемых участков территории может стать реструктуризация этих предприятий с учетом технологических условий.
В комплекс мер, предлагаемых для активизации инвестиционной деятельности в СКС, входят:
1. Совершенствование нормативной базы, регламентирующей инвестиционный процесс. Например, с целью достижения большей открытости, прозрачности инвестиционной политики в условиях кризиса необходимо уточнение критериев отбора инвестиционных проектов, которым будет предоставляться режим наибольшего благоприятствования, более четкое и подробное изложение «содержания» режима наибольшего благоприятствования, дополнение содержащихся в существующих документах положений о налоговых льготах другими направлениями улучшения инвестиционного климата и т.д.
2. Координация деятельности всех организаций, занимающихся инвестиционным процессом, что возможно при создании специализированной организации, которая будет заниматься практической работой по поддержке инвестиционного процесса. Как показывает практика, наиболее эффективным подходом является передача функций «рабочей» координации инвестиционной деятельности тем структурам, которые по своей организационной форме относительно дистанцированы от администрации. Это обязательно должны быть те люди, которые располагают опытом работы с инвесторами, профессиональными кадрами и могут взять на себя функции «рабочей» координации инвестиционной деятельности. Посредством использования данного организационного механизма, на наш взгляд, отрасль получит возможность защищать интересы своих инвесторов, акционеров, потребителей продуктов и услуг социально-культурного назначения, определять объем и характер деловой активности хозяйствующих субъектов отрасли, тип экономической и социальной организации.
3. Делегирование полномочий партнерам, но постановка стратегических целей социального инвестирования остается в компетенции государства. При этом у каждого должен быть разработан четкий бизнес-план
Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66)
AM. ТАРАКАНОВ
развития территории, к которой они подошли как к очень крупной корпорации.
4. Установление порядка предоставления в аренду памятников истории и культуры, помещений учреждений СКС, коммерческое использование находящихся в распоряжении учреждений СКС культурных ценностей, прежде всего входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и распределение полученных доходов в пользу учреждений СКС и государственных фондов поддержки СКС.
5. Возрождение традиций меценатства в деятельности компаний, предприятий, корпораций, скоординированных и стратегически нацеленных на создание новых объектов социально-культурного назначения. Данный рынок охватывает индивидуальных жертвователей, благотворительные фонды и частные компании, способные оказать поддержку учреждениям СКС. Существует две формы поддержки: пожертвования и спонсирование мероприятий или продвижение продуктов. Пожертвования могут делать индивиды, фонды или компании. Спонсорская помощь поступает в основном от компаний. Пожертвования обычно — акт филантропии (добровольная ответственность каждого за общее благо), тогда как спонсорство — это инициатива по продвижению в обмен на собственную извест-
ность или рекламу. Компании, спонсирующие художественные и культурные события, ищут престижные рекламные средства. Они надеются, что популярность спонсируемого мероприятия и любовь публики к этому мероприятию распространится и на спонсора, что немаловажно в условиях кризиса. Обычно средства берутся из бюджета, выделенного на рекламу или пиар. Сегодня, например, Кинофестиваль в Торонто, Чикагский симфонический оркестр и Зальцбургский фестиваль пользуются столь крупным успехом, что главные корпорации частного сектора спешат связать свое имя с их мероприятиями. С другой стороны, помощь индивидуальных доноров основана на личных вкусах и пристрастиях. Если речь идет о фонде, то тут выбор объекта определяется его миссией и целями. На наш взгляд, на данном этапе важно осознание частными компаниями, что результатами их вложений в СКС может быть не только социальный, но и экономический эффект. Непосредственным экономическим результатом может являться прибыль от реализации продукции и услуг на предприятиях СКС, т.е. увеличение годового объема реализации продукции или услуг в натуральном или стоимостном выражении, а следовательно, дохода инвесторов. Не стоит забывать и о сопутствующих результатах, о которых говорилось выше.
УДК 658.5 A.M. ТАРАКАНОВ
ББК 65.290-2 ассистент Северо-Кавказского института бизнеса,
инженерных и информационных технологий, г. Армавир e-mail: ages_fin_d@bk.ru, andey@list.ru
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
Описаны состав и содержание стратегии предприятия электроснабжения, уточнено содержание понятий «обеспечивающая стратегия», «функциональная стратегия» и «функциональная стратегия (политика)».
Ключевые слова: предпринимательская стратегия, базовая стратегия, обеспечивающая стратегия, функциональная стратегия, минимизация издержек.
Один из важнейших принципов реформирования электроэнергетики России связан с законодательным запретом на совмещение
деятельности по генерации (производству) и сбыту электроэнергии с оказанием услуг по ее передаче. Это связано в первую
© А.М. Тараканов, 2009