Научная статья на тему 'Экономические меры экологической политики'

Экономические меры экологической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корчемкина Виктория Андреевна, Воронина Дарья Алексеевна

В статье приведен анализ влияния человека на окружающую среду и экологическое состояние нашей планеты. Проанализированы инвестиции в развитие экологии, в том числе в улучшение технологий производства. В статье подробно изучено, какие методы государственного регулирования экологической политики помогут улучшить состояние природной среды и уменьшат риски негативного воздействия на нее со стороны предприятий-природопользователей, а также простимулируют организации соблюдать все экологические правила, которые должны быть прописаны в законодательстве, и инвестировать в природоохранную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические меры экологической политики»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1 2 Корчемкина В.А. , Воронина Д.А.

1Корчемкина Виктория Андреевна - студент; 2Воронина Дарья Алексеевна - студент, направление подготовки: менеджмент, факультет экономики и менеджмента, Уральский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье приведен анализ влияния человека на окружающую среду и экологическое состояние нашей планеты. Проанализированы инвестиции в развитие экологии, в том числе в улучшение технологий производства. В статье подробно изучено, какие методы государственного регулирования экологической политики помогут улучшить состояние природной среды и уменьшат риски негативного воздействия на нее со стороны предприятий-природопользователей, а также простимулируют организации соблюдать все экологические правила, которые должны быть прописаны в законодательстве, и инвестировать в природоохранную сферу.

Ключевые слова: экология, экологическая политика, инвестиции, природопользование.

Влияние человека на природную среду невозможно не заметить. Использование природных ресурсов привело к очевидным для большинства людей последствиям. Среди последствий, которые влечет за собой антропогенное воздействие, можно выделить несколько наиболее очевидных:

• Изменяется сам состав природной среды, нарушается баланс ее составляющих (в основном это происходит в результате изъятия полезных ископаемых);

• Из-за накопления в атмосфере пыли и газов, которые создают «парниковый эффект», изменился тепловой баланс Земли;

• Изменение состава животного и растительного мира (проявляющееся в снижении биологического разнообразия как на видовом, так и на популяционном и экосистемных уровнях (что является результатом не только прямого истребления животных и растений, но и отрицательного воздействия на них антропогенной среды));

Вышеперечисленные изменения требуют все большего усиления внимания к вопросом охраны окружающей среды, в частности к вопросу взаимодействия государства и природопользователей. Охрана окружающей среды подразумевает прежде всего комплекс мер госрегулирования, который направлен на обеспечивание правильного функционирования экосистем, а также способствует поддержанию здоровья и благосостояния человека, при этом поддерживая уровень социально-экономического развития определенного региона. Анализируя отечественную и зарубежную литературу, можно систематизировать некоторые методы государственного регулирования охраны окружающей среды.

1. Административные методы (организационно-хозяйственные, нормативно-правовые).

2. Экономические методы (негативные и позитивные методы стимулирования природопользователей).

Особое внимание хотелось бы уделить методам экономического регулирования, которые представляют собой систему методов управления, которые создают материальную заинтересованность природопользователей в том, чтобы оптимизировать их влияние на природную среду. Методы экономического регулирования целесообразно рассматривать в контексте позитивного

стимулирования природопользователей, к которым относятся: льготное налогообложение, льготное кредитование и т.д. А также методы негативного стимулирования, среди которых: взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы и т.д. [1].

Исходя из того, что основными источниками загрязнения почвы, воды, атмосферы являются процессы жизнедеятельности человека, а также процесс урбанизации общества, устранить факторы загрязнения достаточно сложно [3]. Не сложно предположить, что общество вряд ли согласится добровольно отказаться от ускорения темпов экономического развития и результатов развития науки и техники. Единственный вариант, с помощью которого можно попытаться исправить сложившуюся ситуацию с качеством природной среды - это усиление контроля над деятельностью промышленных предприятий, повышение качества очистных сооружений, поощрение наиболее создания наиболее экологических предприятий.

На данный момент работа по внедрению экологически чистых производств находится на крайне низком уровне. Например, в 2009 году на природоохранное строительство предприятиями России было инвестировано всего 81,9 млрд руб. в основной капитал, это на 25,7% ниже уровня 2008 кризисного года. Доля инвестированных средств на защиту окружающей среды и рациональное потребление природных ресурсов в общем объеме инвестиций в 2009 году составило 1,4%, что не превышает показателей 2002 года (2,1%), 2005 года (2%) и 2008 года (1,5%) [2]. Количество денежных средств, инвестируемое российскими предприятиями в охрану окружающей среды, существенно отличается от аналогичных показателей в развитых странах и не превышает 0,5-1,5% от ВВП страны. Капиталовложение в природоохранные мероприятия в зарубежных странах достигает 3-6% от ВВП, поэтому на сегодняшний день вопрос о привлечении инвестиций в охрану окружающей среды очень актуален [5].

Весьма актуальным является вопрос о финансировании природоохранных мероприятий, с которыми непосредственно связано функционирование природных систем. Финансирование осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и из средств, которые готовы инвестировать учреждения и предприятия, а также средств различных экологических фондов, фонда отчислений на производство минерально-сырьевой базы, за счет кредитов в банках, добровольных взносов населения и т.д. Стоит заметить, что в данное время не существует единого подхода к установлению приоритетов в выделении средств из вышеперечисленных источников на какие-либо конкретные природоохранные мероприятия. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно определить эколого-экономическую эффективность природоохранных проектов. Это позволит выбрать те проекты, в реализации которых будут учтены как экологическая, так и экономическая составляющие проекта, которые предполагают наиболее оптимальное использование инвестированных средств на реализацию проектов экологизации.

Поговорим о государственно-экологической политике. В конце ХХ века в России финансирование охраны окружающей среды было бюджетным. На данный момент традиционные бюджетные источники резко сократились. Государственное финансирование в настоящее время нацелено в основном на реализацию целевых программ, а также на ликвидацию последствий катастроф и экологических аварий. Объем инвестиций на природоохранную деятельность, финансируемых из федерального бюджета сокращается. Большая доля инвестиций финансируется за счет средств предприятий, которая на данный момент является основным источником инвестирования охраны окружающей среды. Часть инвестиций из собственных средств организаций в 2009 году составила 75,5%, тогда как в 2005 году эта доля была равна 75,9%, а в 2008 году 68%. Аналогично уменьшилась и финансирование средств бюджета Российской Федерации на охрану окружающей среды. В 2008 году она составила 29,3%, а к 2009 году уменьшилась на 6,1% и составила 23,2%. Говоря о

129

доле средств экологически фондов, можно заметить, что они имеют тенденцию к уменьшению и остаются незначительными, составляя всего 0,1% в объеме инвестиций [2]. На основе этих данных, можно сделать вывод, что для предприятий-природопользователей природоохранная деятельность не является приоритетным направлением инвестирования, более того, не каждый хозяйствующий субъект может позволить себе оплачивать экологические мероприятия. Внедрение новой экологической политики на государственном уровне является одним из наиболее эффективных решений проблемы. Эта система сможет увеличить ответственность общества за соблюдение экологических норм, а также перераспределив потоки инвестиций, направить их на нужды охраны окружающей среды. Главным барьером для создания этой системы является недостаточная развитость законодательной базы в области экологических норм, а также неразвитость рынка экологического страхования и ложное убеждение общества в том, что инвестирование в природоохранную деятельность экономически не выгодно предприятиям-природопользователям.

На чем должна основываться экологическая политика Российской Федерации? В первую очередь необходимо страхование опасных и вредных производств, что существует и на данный момент, и производств, отходы от продукции которых подлежат вторичному использованию (например, пластиковые бутылки), а также сельскохозяйственной деятельности, имеющей промышленные объемы производства.

Обязательно использование средств фонда экономического страхования в рамках утвержденной государственной экологической программы и создание государственного института по надзору за экологической ситуацией и регулирование им деятельности предприятий в части их воздействия на экологию. Экологическая политика государства должна основываться на законодательной базе, которая будет включать в себя обязанности природопользователей страховать как прямой, так и косвенный вред, нанесенный окружающей среде, а также усиленные административные санкции за нарушения вышеперечисленных экологических норм.

Немаловажным является введение систем поощрений экологически чистых производств. Снижение для них налогов, а также упрощение системы получения ими займов и субсидий. Позитивное влияние может оказать повышение конкуренции в вопросе развития экологически чистых производств, с помощью учреждения различных премий и наград за вклад в экологию России.

Сегодня именно такая политика, направленная на перераспределение финансовой нагрузки с предприятий-природопользователей - единственно возможная для компенсации недостающих ресурсов для инвестирования в мероприятия по природоохранной деятельности. Именно государству необходимо закрепить обязанность организаций-природопользователей страховать вред, который они наносят окружающей среде, а также проявить себя в роли регулятора рынка экологического страхования.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006/pdt./ (дата обращения: 29.12.2017).

2. Статистический сборник «Охрана окружающей среды в России», 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gks.ru./ (дата обращения: 29.12.2017).

3. Российский статистический ежегодник, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.gks.ru./ (дата обращения: 29.12.2017).

4. Бюллетень «Основные показатели охраны окружающей среды-2011». Режим доступа: http://www.gks.ru./ (дата обращения: 29.12.2017).

5. Татаренко В.И., Синдеева К.А. Сравнительный анализ механизмов привлечения инвестиций // Вестник УГТУ-УПИ, серия «Экономика и управление», 2007. № 6. 54-60 с.

ИНВЕСТИЦИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

1 2 Стрелова М.О. , Воронина Д.А.

1Стрелова Мария Олеговна - студент; 2Воронина Дарья Алексеевна - студент, направление подготовки: менеджмент, факультет экономики и менеджмента, Уральский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье затрагивается проблема инвестирования в интеллектуальный капитал России. Приведены данные о капиталовложениях в сферу человеческого и интеллектуального капитала в России и в зарубежных странах, на основе этой статистики сделаны выводы о том, что на данный момент это является проблемной сферой инвестиций из госбюджета. В работе рассмотрены проблемы низкого инвестирования со стороны крупных корпораций и предприятий, а также доказана необходимость и польза инвестиций в интеллектуальное развитие общества.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, социальное и экономическое развитие, инвестиции, корпоративная инвестиционная ответственность.

«Независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей», - так сказал один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века и экономист Питер Дракер, и с его высказыванием невозможно не согласиться [1].

Социальное и экономическое развитие общества в конце XX века и начале XXI характеризуется достаточно сильным возрастанием роли человеческого фактора. Для достижения конкурентных преимуществ и обеспечения качественных параметров развития экономики и экономического роста, в современной мировой экономике, человеческие ресурсы занимают одну из самых важных позиций. Что касается перспектив этого развития, в XXI веке они связываются в основном с человеческими ресурсами как носителями знания. Человек выступает в научно-технический прогресс не только носителем, но и создателем новых знаний, что подтверждает изменение подхода к построению моделей функционирования макроэкономических систем. С этим связано то, что только с помощью инвестиций в интеллектуальный капитал, Россия может перерасти из государства, торгующего, в большинстве своем, природными ресурсами, в страну, в основе экономического роста которой будут лежать инновационные научно-технические достижения. В российских условиях инновационный проект может быть застрахован в рамках одной из государственных программ поддержки или же за счет его организации на принципах государственно -частного партнерства.

К интеллектуальному капиталу можно отнести такие аспекты, как: научно-техническая продукция, продукция информатики, продукция культуры [2].

Основными особенностями инвестиций в интеллектуальный капитал являются:

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.