Основные задачи реализации направления:
- ввести в основных учебных заведениях региона обязательные курсы по предпринимательству, использующие форму мастер-классов успешных предпринимателей;
- инициировать конкурсы (1-2 в год) стартовых малых инновационных предприятий;
- поддержать продвижение наиболее перспективных малых инновационных предприятий в России и за рубежом.
K.M. Shchepakin, Y.S. Shcherbakova
The article reveals scenario of innovation development of the Russian economy, revealed the critical problems of innovative development, analysed the innovative RF, analyzed the strategic directions of development in Tula region.
Keywords: economic growth, innovative development, strategic development, regional innovation system.
УДК [332.14:001.895] (470.319)
Л.В. Мазур, старший преподаватель, (4862) 71-49-14, lidi.mazur@yandex.ru, (Россия, Орел, ОФ РАНХГС)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ
Обоснована необходимость создания фонда развития инноваций в рамках реализации региональной инновационной антикризисной программы в целях стимулирования инновационной деятельности в регионе, направленной на активизацию и стимулирование реального сектора экономики Орловской области, в целях увеличения налоговой составляющей регионального бюджета.
Ключевые слова: инновации, фонд развития инноваций, региональная инновационная антикризисная программа, реальный сектор экономики, налоговые доходы регионального бюджета.
Основные показатели социально-экономического развития Орловской области за 2008-2011 гг. свидетельствуют о селективных мерах поддержки реального сектора экономики, которые не принесли положительного эффекта. Самым существенным недостатком является отсутствие связи со стратегией долгосрочного регионального социально-экономического развития, прежде всего с инновационным развитием. Необходимо не только в данном случае использовать высокотехнологичные производства, но самое главное применять новые знания и технологии и глубинное проникновение их в технологические процессы. Таким образом, региональные ан-
тикризисные программы не учитывают фактор модернизации региональных экономик и выход их на новый конкурентоспособный технологический уровень в целях улучшения конкурентных позиций для региональных товаропроизводителей.
В настоящее время на территории Орловской области поддержку реального сектора экономики осуществляют следующие субъекты: координационный совет (координационные советы по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Орловской области и при мэре города Орла); учебно-деловой центр (бесплатные образовательные программы Гарантийного фонда и Президентская программа подготовки управленческих кадров); консультационный центр (Орловский региональный гарантийный фонд), финансово-кредитная организация (Сбербанк России, ВТБ 24, ТрансКредитБанк, Ланта Банк, Московский индустриальный банк, Уралсиб, МДМ Банк, Россельхозбанк, Юниастум банк, Связь Банк, Траст Банк, Росбанк, Всероссийский банк развития регионов, МоскомПриват Банк, Авангард, Пробизнесбанк, Банк Москвы, КурскПромбанк, МаК-Банк, МосОблБанк, Орловский социальный банк, Райффазенбанк, АБ Россия, Северный морской путь, Темпбанк, РосЕвро-банк); государственный/муниципальный фонд поддержки предпринимательства (областные автономные учреждения «Орловский региональный гарантийный фонд» и «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства»); лизинговая компания (ЗАО «Орелагролизинг», Лизинговая компания «УРАЛСИБ», ЗАО «Сбербанк Лизинг», Лизинговая компания Europlan); торгово-промышленная палата; общественная организация/объединение (Орловская региональная общественная организация «Молодежный бизнес-клуб», Некоммерческое партнерство «Орловская гильдия пекарей и кондитеров», саморегулируемая Орловская общественная организация пассажирских перевозчиков); другие субъекты инфраструктуры (Консалтинговая компания KRISS Group, Управление труда и занятости Орловской области, ООО «Агентство «Деловой Мир», ООО «БРАУС» (BRAUS, Limited Liability Company), Консалтинговая компания ООО «Международный бизнес центр РЕШЕНИЕ», Департамент сельского хозяйства).
Деятельность данных организаций осуществляется по следующим направлениям. Во-первых, оказывают образовательную помощь, так, например, при региональном гарантийном фонде с 01 декабря 2011 г. реализуются бесплатные образовательные программы, которые направлены на обучение либо в сфере торговли, либо на менеджмент в организации, однако при этом не затрагивают сферу реального производства и тем более инновации. Во-вторых, осуществляют субсидирование: начинающих предпринимателей (в размере до 300 тыс. руб.); граждан, открывающих свой бизнес по программе самозанятости (58 800 тыс. руб.); затрат на создание рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, родителя ребен-
ка-инвалида, многодетного родителя (затраты на создание рабочего места); организаций и субъектов малого предпринимательства, производящих яйца, мясо птицы и свинины (в зависимости от объемов производства с/х продукции); первоначального взноса по договорам лизинга оборудования (после уплаты первого взноса). В-третьих, выступают в виде гаранта (поручителя) между предпринимателем (организацией) и банком, при этом получая определенный процент за поручительство.
Из всех перечисленных выше направлений очевидны затраты федерального и регионального бюджетов, а также четкое отсутствие инновационной составляющей в региональной экономике. Кроме того, стимулирование реального сектора экономики не принесло ощутимых результатов. Данный фактор свидетельствует о том, что в создавшихся экономических условиях эти мероприятия не будут активно способствовать выходу региональной экономики из кризисного состояния, а также отсутствует зависимость в перспективе с доходной частью регионального бюджета при ощутимых расходных полномочиях в настоящее время.
Считаем целесообразным в рамках региональной антикризисной программы создать фонд развития инноваций Орловской области, который будет осуществлять финансирование инновационных проектов в реальном секторе экономики. При фонде создать комиссию, которая будет проводить экспертизу на наличие инновационной составляющей проекта. Исходя из того что в создавшихся условиях выход из кризисного состояния региональной экономики при реализации инновационной антикризисной программы возможен только на основе взаимодействия регионального бизнеса и власти. Власть должна нести ответственность за принимаемые решения о финансировании бизнес решений, что позволит исключить коррумпированность чиновников. Сама региональная антикризисная программа должна быть в первую очередь направлена на стимулирование реального сектора производства на основе внедрения инновационных технологий, увеличение на основе данного направления количества рабочих мест и, следовательно, доходов регионального бюджета.
В этой связи, с нашей точки зрения, реализация региональной инновационной антикризисной программы позволит уже через три года получить не только бездефицитный бюджет, но и минимизировать финансовую помощь из федерального бюджета, а в дальнейшем и полностью исключить ее за счет расширения налогооблагаемой базы и новых источников налогового потенциала. Для этого необходимо кардинально изменить действующие механизмы поддержки предпринимательства в Орловской области.
Во-первых, для выхода региональной экономики из кризиса в первую очередь следует развивать сферу реального сектора экономики, т.е. производства с использованием инновационных технологий. Таким образом, обучающие семинары должны предоставлять информацию о возмож-
ном использовании инноваций в реальном секторе, рассказывать о уже внедренных инновационных продуктах как в области, так и за ее пределами. Кроме того, на региональном уровне необходимо четко определить: сферы производства, которые необходимо развивать и стимулировать, направления модернизации промышленности, создание новых предприятий.
Во-вторых, средства должны предоставляться на принципиально новых условиях в соответствии с оцененным уровнем инновационных предприятий и проектов. При этом средства могут быть потрачены исключительно на приобретение или создание нового оборудования, отечественного производства и только при условии отсутствия отечественных аналогов будет предоставляться разрешение на закупку зарубежного оборудования. Также средства, выделяемые для закупки или создания оборудования при наличии заключения о том, что данное производство для области является инновационным и выпускаемая продукция будет востребована, должны предоставляться на условиях полной или частичной оплаты оборудования из бюджетных средств с началом их возврата через три года при невыполнении определенных обязательств со стороны бизнеса и возможностью их корректировки в условиях нестабильности внешней среды.
При обоснованном заключении комиссии о том, что данное производство будет являться инновационным, продукция востребованной не только в области, но и за ее пределами осуществляется закупка оборудования за счет бюджетных средств.
Предоставленное оборудование будет являться собственностью фонда в течении первых трех лет и при отсутствии налоговых платежей со стороны предприятия по итогам года (сравнивая данные налоговой инспекции и налогоплательщика) оборудование передается в собственность фонда и в дальнейшем может быть использовано на других предприятиях, сотрудничающих с фондом.
При этом основным результатом деятельности фонда должно считаться увеличение налоговых доходов бюджета за счет реализации проектов в рамках региональной инновационной антикризисной программы.
В-третьих, гарантией возврата средств должно стать увеличение доходной базы регионального бюджета, т. е. налоговые источники покрывающие бюджетные расходы, а также расходы государственных социальных страховых фондов, которыми являются: НДФЛ, налог на прибыль организаций и обязательные социальные страховые взносы.
С нашей точки зрения, денежные средства не возвращаются в бюджет при следующих условиях:
1) за три года деятельности организации увеличено количество среднесписочной численности работников (оптимальным будет являться коллектив, состоящий из 50 человек и более);
2) средняя заработная плата работников (не руководящего состава) превышает на 10-30 % среднюю заработную плату по отрасли в области.
При решении задачи формирования региональной инновационной антикризисной программы важной составляющей является прогнозирование динамики ее количественных изменений в перспективе. В качестве единичного показателя оценки результативности данной программы в перспективе следует выбрать единичный показатель обеспеченности собственными налоговыми средствами бюджета, покрывающий все расходные полномочия на региональном уровне, выражаемый как отношение сальдированного налогового потенциала региона при реализации региональной антикризисной программы к суммарным расходам бюджета на всех жителей области:
РРИАП = (РНПриап / ^РРБно) х 100 %, (1)
где РРИАП — результативность региональной инновационной антикризисной программы, РНПРИАП — региональный налоговый потенциал при реализации РИАП, ИРРБно - суммарные расходы бюджета на все программы и население области.
При этом приведенный единичный показатель доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте (ЕПДИпрививРП) будет определяться как отношение единичного показателя инновационного производства в исследуемом регионе к аналогичному показателю региона, достигшему максимального значения (ЕПДИИВРПтах) среди регионов ЦФО, т. е.:
ЕПДИпривИВРП = ЕПДИИВРП / ЕПДИШрптах. (2)
Примем допущение, что приведенный единичный показатель доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте будет расти пропорционально увеличению объемов налоговых поступлений от инновационного производства в связи с увеличением как количества предприятий, так и объемов их выпуска. Следовательно, формулу для прогнозирования приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте запишем в виде:
ЕПДИпривпрогИВРп = ЕПДИпривначИВРп + т (1 - е -Тп ПЕДИ1), (3) где ЕПДИприв прогИВРП — прогнозная величина приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте; ЕПДИпривначИВРП — начальная величина приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства, которая в расчетах принимается по последнему году рассматриваемого ретроспективного периода; т = 1 — предел насыщения приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте; Тп ПЕдИ — темп прироста при-
веденного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте; X — время прогноза.
Для практического использования зависимости (3) в прогнозировании нам необходимо определить начальное значение величины приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте (ЕПДИпривнач'иврпХ которое было достигнуто за период, предшествующий прогнозному, и прогнозную величину темпа прироста приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте (Тп педи). Для решения этой задачи воспользуемся ретроспективными данными изменения показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте (табл. 1).
Таблица 1
Динамика изменения показателей ЕПДИНВРП, ЕПДИ"рибиврп, Тп педи
Показатели 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г
ЕПДИиврп, % 5,31 2,81 -0,96 -1,84 0,47 1,24
ЕПДИпрнвивргт 0,12 0,058 -0,026 -0,059 0,012 0,02
Тп педи -0,517 -2,02 -1,7692 -0,5593 -0,4
Анализ данных (табл. 1) показывает, что исследуемые параметры имеют как положительные, так и отрицательные численные значения, которые свидетельствуют о колебаниях, вызванных нестабильностью получения доходов бюджета в связи с кризисными явлениями в экономике.
В связи с тем что средний показатель Тпсргшди является отрицательной величиной, решение задачи достижения максимальной прогнозной величины приведенного единичного показателя показатель доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте (ЕПДИпрививрп = 1) предела насыщения к 2020 г. возможно путем нахождения требуемого (прогнозного) темпа прироста приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте (Тппр щди), который можно определить путем решения обратной задачи из уравнения (3) при условии, что (ЕПДИпривпрог иврп - 1) достигается к 2020 г. единицы, т. е. максимальной величины, равной пределу насыщения доходов бюджета.
Из решения уравнения (3) получаем следующее выражение для определения Типр педи"
Тппр педи = (-/иЕПДИприв нач иврп) /1- (4)
При заданных исходных данных ЕПДИпрививрп = 1, ЕПДИприв нач иврп = 0,061; ш = 1; X = 9 лет требуемый (прогнозный) темп прироста приведен-
ного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте Тппр гшди = 0,244.
Результаты расчетов прогнозной динамики приведенного единичного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте численно равного потенциалу эффективности реализации региональной антикризисной программы властью субъекта РФ при требуемом (прогнозном) значении темпа прироста, т. е. ЕПДИпривпрог- иврп ~~ РАП эрв приведена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика прогнозного приведенного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте
Годы 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
ЕПДИпривпрогиврП = 0,41 0,536 0,638 0,72 0,839 0,945 0,967 0,985 1
РАПэрап
Графическая зависимость прогнозного приведенного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте при требуемом (прогнозном) темпе его прироста приведена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика прогнозного приведенного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте
Прослеживается тенденция (рис. 1) экспоненциальной тенденции увеличения прогнозируемого приведенного показателя доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте за счет развития производственной сферы.
Установленная экспоненциальная зависимость позволяет далее перейти к определению количественных значений непосредственно единичного показателя налоговых доходов бюджета от инновационного производства (ЕПНДБип)- При этом мы считаем, что увеличение прогнозных количественных значений самого прогнозного приведенного показателя до-
ходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте происходит пропорционально увеличению прогнозного единичного показателя налоговых доходов бюджета от инновационного производства в прогнозируемом периоде при требуемом темпе роста. Тогда переход к ЕПНДБип от ЕПДИприв прог иврп можно осуществить из известных их численных соотношений последнего года ретроспективного периода (2011 г.) и прогнозного периода начиная с 2012 г. по 2020 г., т. е. ЕПНДБип (п+1/ ЕПНДБип (п) = ЕПДИприБ'прог'иврп(п+1) / ЕПДИприв]пр°гиврп(п). В табл. 3 приведены результаты расчетов прогнозных значений единичного показателя налоговых доходов бюджета от инновационного производства.
Таблица 3
Динамика прогнозного единичного показателя налоговых доходов бюджета от инновационного производства
Годы 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
ЕПНДБш 10,58 17,07 22,32 26,57 29,98 32,73 34,94 36,73 38,18
Графическая зависимость при требуемом (прогнозном) темпе его прироста приведена на рис. 2.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 2. Динамика прогнозного приведенного показателя налоговых доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте
Результаты полученной динамики приведенного показателя налоговых доходов бюджета от инновационного производства в валовом региональном продукте открывают возможность Правительству Орловской области формирования направлений региональной антикризисной программы на основе стимулирования инновационной деятельности в регионе.
Основной акцент в региональной антикризисной программе должен быть сделан на активизацию развития секторов экономики с целью осуществления структурных изменений в сторону стимулирования доли отраслей, использующих инновации, производящих на основе данного фак-
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
тора региональную конкурентоспособную продукцию, создание «новых» секторов и производств.
В связи с этим особую актуальность приобретает создание фонда развития инноваций, приоритетом деятельности которого будет активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов на территории области. В условиях существующей в настоящее время ограниченности собственных финансовых ресурсов регионального бюджета данный фонд выполнит роль катализатора количественного и качественного увеличения налоговых доходов, о чем свидетельствуют приведенные выше расчеты.
Источником формирования фонда развития инноваций Орловской области может стать региональный сбор на поддержку инновационной деятельности. Базой для обложения должна стать себестоимость продукции. Однако положения действующей статистики не дают в явном виде данных по суммарной себестоимости продукции — ее можно укрупнено оценить в виде разницы между валовым выпуском продукции и прибылью.
Размер сбора целесообразно установить на уровне 1 % от себестоимости. Причем данный сбор следует установить для хозяйствующих субъектов, не использующих в своей деятельности инновации. Таким образом, он будет выполнять две функции: фискальную и стимулирующую.
Создание фонда развития инноваций на территории Орловской области в рамках реализации региональной инновационной антикризисной программы позволит не только стимулировать развитие реального сектора экономики, но и существенно увеличить налоговую составляющую регионального бюджета.
L.V. Mazur
Economic mechanisms of stimulation of regional innovation anti-crisis program
The necessity of creation of Fund of development of innovation in the framework of the implementation of the regional innovation anti-crisis program in order to stimulate innovative activities in the region, aimed at invigorating and stimulating the real sector of the economy of the Oryol region, in order to an increase in the tax component of the regional budget.
Key words: innovations, the development Fund for innovation, regional innovation anti-crisis program, the real sector of the economy, the tax incomes of the regional budget.