Научная статья на тему 'Методология формирования региональных инновационных антикризисных программ'

Методология формирования региональных инновационных антикризисных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / РЕГИОНАЛЬНОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL CRISIS MANAGEMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / REGIONAL INNOVATION ANTI-CRISIS PROGRAM / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION / ТОЧКИ РОСТА / POINTS OF GROWTH / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градусова Валентина Николаевна, Мазур Лидия Викторовна

В статье рассмотрены реализованные антикризисные программы и мероприятия 20082009 гг. в субъектах Российской Федерации и выявлены их недостатки, на основе которых предложена методология формирования региональных инновационных антикризисных программ. Методология формирования таких программ должна, с одной стороны, учитывать экономический потенциал субъекта РФ, а с другой стороны, выявлять точки роста региона, позволяющие достичь мультипликативного эффекта в социально-экономическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Formation of Regional Innovative Anticrisis Programm

The article considers the implemented anti-crisis programs and activities of the 2008-2009 crisis in subjects of the Russian Federation and disadvantages on the basis of which the methodology of formation of regional innovative anti-crisis programs. Methodology of formation such programs should take into account on one hand the economic potential of the subject of the Russian Federation, and on the other hand to identify points of growth in the region, to achieve a multiplier effect in socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Методология формирования региональных инновационных антикризисных программ»

о <

Градусова В. Н., Мазур Л. В.

Методология формирования региональных инновационных антикризисных программ

Градусова Валентина Николаевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры финансового менеджмента Кандидат экономических наук

Мазур Лидия Викторовна

Орловский филиал РАНХиГС Доцент кафедры экономики и финансов Кандидат экономических наук lidi .mazur@ya.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассмотрены реализованные антикризисные программы и мероприятия 20082009 гг. в субъектах Российской Федерации и выявлены их недостатки, на основе которых предложена методология формирования региональных инновационных антикризисных программ. Методология формирования таких программ должна, с одной стороны, учитывать экономический потенциал субъекта РФ, а с другой стороны, выявлять точки роста региона, позволяющие достичь мультипликативного эффекта в социально-экономическом развитии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

кризис, региональное антикризисное управление, региональная инновационная антикризисная программа, экономический потенциал региона, точки роста, инновации, региональная экономика

Gradusova V. N., Mazur L. V. Methodology of Formation of Regional Innovative Anticrisis Programm

Gradusova Valentina Nikolaevna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Financial Management PhD in Economy

Mazur Lidia Viktorovna

Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orel, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Economy and Finance PhD in Economy lidi .mazur@ya.ru

ABSTRACT

The article considers the implemented anti-crisis programs and activities of the 2008-2009 crisis in subjects of the Russian Federation and disadvantages on the basis of which the methodology of formation of regional innovative anti-crisis programs. Methodology of formation such programs should take into account on one hand the economic potential of the subject of the Russian Federation, and on the other hand to identify points of growth in the region, to achieve a multiplier effect in socio-economic development.

KEYWORDS

crisis, regional crisis management, regional innovation anti-crisis program, the economic potential of the region, points of growth, innovation, regional economy

В современных условиях актуализировалась разработка концепций управления фор- 2 мированием региональных инновационных антикризисных программ, поскольку важ- | ным фактором устойчивого развития экономики России является экономическая о состоятельность ее регионов. При их разработке надо учесть уроки последнего о кризиса. Основными факторами, вызвавшими кризисные явления в экономике Рос- т сийской Федерации в 2008 г., были следующие факторы. Во-первых, экспортная х ориентация российской экономики на вывоз природных ресурсов. При этом кризи- н су способствовало снижение как цен, так и спроса на природные ресурсы. Во-вторых, «с недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. В-третьих, т недостаточная развитость финансового сектора и банков.

Вышеперечисленные факторы свидетельствуют о системном характере кризиса, преодоление которого было возможно на основе комплекса взаимосвязанных мероприятий, программного документа, определяющего эффективность антикризисных действий, который был принят на федеральном уровне и направил региональные антикризисные мероприятия на выполнение таких задач, как эскалация доступа предприятий к финансовым ресурсам, минимизация нагрузки на бизнес, амортизация отрицательных социальных последствий и стимулирование рынка труда, катализация внутреннего спроса, поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), развитие конкуренции.

Финансирование данных мероприятий осуществлялось с октября 2008 по декабрь 2009 г. Расходы по проведению данных мероприятий составили 2,1-2,5 трлн руб. Структура расходов выглядит следующим образом: расширение доступа реального сектора к финансовым ресурсам — 1,1-1,2 трлн руб.; меры по снижению нагрузки на бизнес — 500-700 млрд руб.; меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей — 250-300 млрд руб.; стимулирование внутреннего спроса — 180-240 млрд руб.; меры по поддержке МСП — 60-90 млрд руб.1

Таким образом, развитию конкурентной среды, а также стимулированию высокотехнологичного экспорта уделено недостаточное количество внимания среди антикризисных мероприятий. Кроме того, несмотря на то что в реализованных антикризисных мероприятиях на территории субъектов Российской Федерации отсутствуют какие-либо формальные ограничения по поддержке среднего бизнеса, в процедурах принятия решений видно, что акцент делается на крупный бизнес. Более 60% от общего объема дополнительных ресурсов направлено на поддержку крупного и сверхкрупного бизнеса. Несмотря на то что поддержке малого предпринимательства отведено около трети мероприятий, удельный вес финансовых ресурсов, направленных на их реализацию, составляет около 5% от общего объема средств. На поддержку бизнеса без учета масштаба адресовано только 15% мер.

Рассмотрим структуру принятых региональных антикризисных программ регионов России2. При этом следует обратить внимание, что данные программы были приняты далеко не во всех субъектах Российской Федерации, а именно: в Алтайском крае, Владимирской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Костромской областях, Краснодарском, Красноярском крае, Республике Марий Эл, Московской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Орловской областях, Пермском крае, Псковской, Ростовской, Рязанской, Самарской областях, Санкт-Петербурге, Республике Саха (Якутии), Смолен-

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // Ш_: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/ с1ос_1138623506156 (дата обращения: 12.08.2010).

2 Там же.

2 ской области, Ставропольском крае, Тульской области, Хабаровском крае, Челя-^ бинской области. Для большего количества субъектов Российской Федерации (55) о характерно отсутствие программ при реализации отдельных антикризисных меро-о приятий (рис. 1).

со Рис. 1 наглядно показывает, что при реализации региональной антикризисной х политики существовало девять приоритетных направлений. Самыми популярными н- были социальная защита и рынок труда, минимальная роль отводилась поддержке < ипотеки.

т Региональные антикризисные программы, реализованные в период кризиса в субъектах РФ, имели ряд недостатков. Рассмотрим их.

1. Самым существенным недостатком является отсутствие связи со стратегиями долгосрочного регионального социально-экономического развития, прежде всего с инновационным развитием. Следовательно, региональные антикризисные программы необходимо ориентировать на инновации, отражая стратегический подход к регулированию кризиса, выход из которого, скорее всего, будет затяжным. В связи с вышеизложенным, особенно актуальным становится модернизация региональной экономики, повышение ее конкурентоспособности. При этом модернизация производства одновременно должна выполнять функции смягчения последствий кризиса, т. е. обеспечивать занятость и получение доходов. Таким образом, экономический кризис должен стать катализатором для инновационного развития регионов.

2. Антикризисные программы в части налогового стимулирования в основном были направлены на новации по совершенствованию налогового администрирования и механизмов исчисления налогов.

3. Несмотря на то что приоритетным направлением в региональных антикризисных программах была поддержка малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, их финансирование было несущественным, с другой стороны, присутствовали административные барьеры, связанные в том числе и с отсутствием наработанной практики.

4. Практически отсутствовали мероприятия стимулирования вывоза продукции (особенно высокотехнологичной), развития конкурентной среды.

5. Не было представлено ни одного мероприятия, направленного на привлечение иностранных инвесторов.

6. Полное или частичное отсутствие адресных мероприятий по поддержке отраслей промышленности (химическая, легкая, пищевая, лесопромышленный комплекс, производство строительных материалов и т. д.).

7. В региональных антикризисных программах недостаточное внимание уделяется мерам по стимулированию спроса, укреплению доходной части бюджетов; упор делается на составление региональных перечней системообразующих предприятий, что демотивирует бизнес к собственной активной антикризисной деятельности.

Учитывая недостаточный уровень использования экономического потенциала региона в исходной временной точке, и на основании моделей траектории выхода из кризиса следует предположить, что обязательным условием вывода региональной экономики на магистральный путь развития является использование инноваций на территории регионов, поскольку именно они играют роль катализатора выхода из кризисного состояния и интегрирования региональной экономики в мировую конкурентную среду. Стратегию разработки региональной инновационной антикризисной программы (РИАП) можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 2.

В настоящее время одной из проблем кризисного состояния регионов можно считать неэффективность регионального управления, обусловленную следующими факторами: отсутствием стратегии в деятельности региона, направленной на выявление

Региональные антикризисные мероприятия (кол-во субъектов Российской Федерации)

О СО

Социальная защитам рынок труда (65)

1. Мониторинг и контроль (30)

2. Социальная поддержка (22)

3. Профессиональная переподготовка (20)

4. Создание новых и сохранение рабочих мест (50)

5. Консультации (22)

6. Дополнительная поддержка (4)

Сокращение бюджетных расходов (44)

1. Отмена (сокращение) индексации социальных выплат и зарплат бюджетникам (1)

2. Снижение расходов на обеспечение деятельности органов госуправления (21)

3. Сокращение капитальных вложений (18)

4. Эффективное управление бюджетными средствами (23)

5. Сокращение текущих расходов (10)

Укрепление доходной базы бюджетов (25)

1. Организационно-структурные мероприятия (8)

2. Администрирование (14)

3. Мобилизация дополнительных поступлений (7)

Поддержка малого бизнеса (62)

1. Предоставление гарантий (28)

2. Мониторинг, консультации (8)

3. Снижение административных барьеров (27)

4. Налоговое стимулирование (23)

5. Финансовая поддержка (42)

6. Дополнительная поддержка (11)

Восстановление кредитования (21)

1. Мониторинг, анализ, консультации (7)

2. Развитие кредитования (5)

3. Контроль и ответственность (2)

4. Совершенствование залоговых механизмов (4)

5. Взаимодействие с банками (8)

6. Улучшение финансового положения (5)

Развитие инфраструктуры (29)

1. Финансовая поддержка строительства отдельных объектов (8)

2. Финансовая поддержка строительства жилья (12)

3. Организационно-административное содействие(8)

Поддержка реального сектора (59)

1. Мониторинг, анализ и информационно-разъяснительная работа(25)

2. Налоговое стимулирование (26)

3. Регулирование тарифов (7)

4. Льготы по аренде (7)

5. Финансовая поддержка, госзаказ, гарантии (47)

6. Организационно-структурное содействие (8)

Стимулирование спроса (30)

1. Госзаказ (11)

2. Протекционизм (18)

3. Контроль (3)

4. Дополнительная поддержка (5)

Поддержка ипотеки (18)

1. Мониторинг и анализ (1)

2. Помощь в погашении кредита (13)

3. Поддержка в приобретении жилья (3)

4. Работа региональных ипотечных агентств (5)

5. Развитие корпоративной ипотеки (1)

6. Строительство и содействие строительству жилья (4)

Рис. 1. Направления региональных мер по борьбе с кризисом

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

Рис. 2. Стратегия разработки региональной антикризисной программы на основе внедрения инноваций в региональную экономику

«точек роста»; отсутствием стимулов для использования инноваций; низким уровенем ответственности руководителей региона перед населением за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование природно-сырьевого и промышленного комплексов, а также за социально-экономические результаты его деятельности.

Органы управления региона при разработке региональной инновационной антикризисной программы должны рассматривать в качестве приоритетного направления выхода региональной экономики из кризисного состояния систему поиска и коммерциализации инноваций. Ключевым звеном этой работы является выход из кризисного состояния и переход к стратегическим перспективам с вытекающими из них стратегическими целями перспектив, которые представляют собой единую взаимосвязанную систему. Совокупность стратегических целей РИАП определяет стратегию региона для достижения главной цели — выхода региональной экономики из кризисного состояния и перехода на магистральный путь развития.

Формирование региональной антикризисной программы должно базироваться на использовании инноваций как главного локомотива выхода региональной экономики из кризисного состояния и перехода на магистральный путь развития. Однако при этом необходимо обязательно учитывать экономический потенциал региона. Методология разработки РИАП на основе использования экономического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потенциала региона должна быть основана на системном подходе, основными 2 аспектами которого являются:

1) система регионального антикризисного управления рассматривается как под- о система системы социально-экономического развития региона, которая в свою о очередь является подсистемой подобной системы федерального уровня; т

2) структура региональной антикризисной программы определяется деревом х целей антикризисного управления, а затем на его основе разрабатывается стра- н тегия их достижения. «с

Методологические требования системного подхода при разработке региональной т инновационной антикризисной программы можно описать с помощью следующих показателей:

1о = Р Бг, «3, ..., S12), (1)

где 10 — интегральный критерий качества и эффективности развития региона; Р — совокупность методологических требований системного подхода к управлению формированием региональной инновационной антикризисной программы; « — формирование антикризисных целей системного подхода; Б2 — определение эмер-джентных свойств системы; «3 — морфология системы; — определение цели функционирования каждой подсистемы; Б5 — изучение механизма обеспечения цели системы как единого целого с учетом ее эмерджентных свойств; Бв — анализ структуры системы, изучение ее влияния на эмерджентные свойства системы в целом; Б7 — определение уровня иерархии системы и ее подсистем в иерархической структуре; — влияние свойств системы на другие системы; — изучение влияния внешней среды на систему; «10 — анализ процесса функционирования и развития системы; «11 — анализ информационных потоков, циркулирующих в системе и поступающих извне; «12 — описание принципов управления и процесса управления системой.

Изложенная выше структура показателей, отражающих совокупность методологических требований системного подхода, не является единственной и конечной. На практике можно использовать различные дополнения и упрощения в соответствии с возможностями исследователя, существенно не изменяющие предложенную совокупность требований. Научное обоснование решения проблемы формирования региональной инновационной антикризисной программы требует применения не только системного, но и комплексного, процессного и других подходов. При этом объект управления рассматривается как единое целое, и в рамках этого единого целого, системного, комплексного одновременно оценивается степень влияния всех возможных факторов на объект управления.

При формировании РИАП важнейшим этапом является обоснование и выделение так называемых «точек роста», т. е. таких видов деятельности, таких инновационно-инвестиционных программ и проектов, которые позволяют «потянуть» за собой развитие многих других производств, обеспечивая возникновение «мультипликативного эффекта» по цепям межотраслевых взаимодействий. Системное обоснование «точек роста» является ключевым этапом при формировании полноценных, эффективных региональных антикризисных программ. Для этого органы регионального и муниципального управления должны привлекать регионально-муниципальное научно-экспертное сообщество. Только совместными усилиями действующих властей и научно-экспертного сообщества можно выделить «точки роста» и обосновать стратегические перспективы развития региона и муниципальных образований.

Концептуальная модель системы управления формированием региональной инновационной антикризисной программы (рис. 3) представляет собой спектр взаимосвязанных подсистем с прямыми и обратными связями.

Управляющая подсистема (координационно-распорядительный центр программы)

Цели системы

Показатели (индикаторы) РИАЛ

Вход -

Подсистема правового, методического, ресурсного и информационного обеспечения РИАП

Подсистема инновационного обеспечения РИАП

Целевая подсистема РИАП

Управляемая подсистема — подсистема формирования экономического потенциала РИАП, включающего эффективное региональное антикризисное управление, инновационную и инвестиционную составляющие, природно-ресурсную базу, человеческий потенциал

Конечные результаты РИАП —10

Выход

Обратная связь

Рис. 3. Концептуальная модель системы управления формированием РИАП

Рассмотрим сущность концептуальной модели формирования региональной инновационной антикризисной программы. Раскрытие сущности начнем с результирующего компонента — «выхода», который является конечным целевым ориентиром системы РИАП с главным требованием к нему: обеспечением выхода региональной экономики из кризиса и выхода на магистраль экономического развития. Основным условием создания такого уровня регионального антикризисного управления является системный подход к формированию региональной инновационной антикризисной программы. Следовательно, на «выходе» модели системы формирования РИАП будет сформирован потенциал региональной антикризисной программы в заданных стратегических нормативах.

При этом на «входе» модели системы управления формированием РИАП определяются прогнозные значения показателей, которые разрабатываются на основе экономического потенциала региона. Для качественного формирования нормативных показателей «входа» необходимо выполнить следующие подготовительные этапы:

1) произвести анализ внешней среды и перспектив ее развития;

2) произвести анализ и оценку действующей программы (мероприятий) антикризисного управления исследуемого региона на момент разработки РИАП;

3) произвести анализ и оценку экономического потенциала региона;

4) разработать прогнозные нормативы РИАП с учетом регионального экономического потенциала;

5) на основе прогнозных нормативов определить количественно прогнозный уровень социально-экономического развития региона при реализации РИАП и региональ-

ный экономический потенциал. Особое внимание необходимо обратить на до- 2 стоверность и точность определения прогнозных значений нормативов РИАП, | поскольку именно качество параметров «входа» формирует качество их «выхода». о Информационной базой для разработки РИАП служат результаты анализа внеш- о ней среды, представляющего собой процесс, посредством которого разработчик т РИАП учитывает внешние по отношению к региону кризисные факторы, чтобы опре- х делить его возможности и угрозы. Получение своевременных результатов анализа н внешней среды дает разработчику время для стратегического прогнозирования «с антикризисных возможностей региона, для составления плана на случай неопреде- т ленных обстоятельств, возможных угроз и подготовки антикризисных стратегических мероприятий, которые локализуют кризисное состояние и позволят выйти региональной экономике из кризисного состояния.

Обратная связь — это соединение «выхода» с «входом» в целях контроля над изменением «выхода». К компонентам обратной связи системы управления формированием РИАП могут относиться следующие показатели: увеличение (уменьшение) количества предприятий в расчете на тысячу жителей региона, среднесписочная численность работников, сохраненные и вновь созданные рабочие места.

В замкнутый внутренний контур («черный ящик») системы управления формированием РИАП (рис. 3) входят подсистемы инновационного обеспечения РИАП, целевая подсистема правового, методологического, ресурсного и информационного обеспечения, управляемая и управляющая подсистемы. Главной подсистемой управления формированием РИАП является подсистема инновационного обеспечения РИАП, которая определяет эффективность функционирования всей региональной системы антикризисного управления.

Координационно-распорядительный центр программы занимается следующим: изучает механизмы действия экономических законов, применяет научные подходы к региональному антикризисному управлению, принципы и современные методы регионального антикризисного управления. Целью управления формированием региональной инновационной антикризисной программы является выход региональной экономики из кризисного состояния, повышение уровня и качества жизни населения региона.

Основными направлениями обеспечивающей подсистемы управления формированием РИАП является правовое, методическое, ресурсное и информационное обеспечение. Методическое обеспечение системы управления формированием РИАП осуществляется путем разработки, согласования, утверждения и введения в действие методик по различным функциям управления, методических рекомендаций различного уровня иерархии, описаний, положений, инструкций и т. п.

Методики и рекомендации по управлению формированием РИАП могут разрабатываться вновь или использоваться уже существующие по всем компонентам и подсистемам: научного сопровождения (правила и методы применения научных подходов и принципов конкретных методов и моделей по всеобщим и специальным функциям управления формирования РИАП); внешнего окружения системы (правила, методы диагностики параметров макро-, мезо- и микросреды; анализа влияния внешних факторов на антикризисное управление); целевой подсистемы системы (правила и методы построения дерева целей); управляющей и управляемой подсистемы; «вход» и «выход» (правила и методы прогнозирования индикаторов (нормативов) региональной антикризисной программы на входе системы, а также мониторинг достигнутого уровня РИАП на «выходе» системы).

Основными условиями обеспечения эффективной реализации региональной антикризисной программы являются: внедрение инноваций в отрасли региональной экономики, обеспечение качества (управления, товаров и услуг, жизни населения, образования и т. д.), ресурсосбережение (оптимизация воспроизводственной струк-

g туры экономики, повышение научного уровня работ по управлению, снижение тех-| нологических потерь и отходов). Ресурсное обеспечение повышения эффективности о региональной инновационной антикризисной программы является актуальной про-о блемой, особенно в преддверии нового витка мирового финансово-экономического го кризиса в 2014 г.

х Информационное обеспечение системы управления формированием региональ-н- ной инновационной антикризисной программы должно включать в себя как минимум < следующие информационные фонды и соответствующие базы данных: m 1) «Паспорта регионов» (национально-государственных и административно-территориальных образований);

2) «Паспорта административно-территориальных единиц» (административных районов, округов, городов, поселений);

3) «Межрегиональный обмен», характеризующий потоки ввоза-вывоза продукции (в том числе экспорт-импорт);

4) «Паспорта предприятий и организаций», действующих в каждом из регионов РФ, характеризующий территориальное размещение производства и объектов социальной сферы;

5) «Кадастры природных ресурсов»: кадастр месторождений полезных ископаемых, земельный кадастр, водный кадастр, лесной кадастр;

6) «Экспортный потенциал»;

7) «Экологические паспорта регионов», в том числе экологические паспорта административно-территориальных единиц (административных районов, городов, населенных пунктов);

8) «Экологические паспорта предприятий и организаций»;

9) «Научно-инновационный потенциал регионов»; 10) «Рациональный потребительский бюджет» [1].

Указанные информационные фонды должны включать необходимую и достаточную информацию, комплексно характеризующую социальную, экономическую и экологическую ситуации в регионах.

Таким образом, концептуальная модель формирования и эффективной реализации региональных инновационных антикризисных программ — это система взаимосвязанных принципов и методов, распределенных по отдельным этапам формирования РИАП.

Литература

Садков В. Г. Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности регионального менеджмента / В. Г. Садков, В. Е. Кириенко, Т. Б. Брехова, Е. А. Збинякова, Д. В. Королев. М. : Прогресс, 2011. С. 51-52.

References

Sadkov V. G. Strategy of complex development of regions of Russia and increase of efficiency of regional management [Strategii kompleksnogo razvitiya regionov Rossii i povyshenie effektivnos-ti regional'nogo menedzhmenta] / V. G. Sadkov, V. E. Kirienko, T. B. Brekhova, E. A. Zbinyakova, D. V. Korolev. M. : Progress [Progress], 2011. P. 51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.