Научная статья на тему 'Экономические аспекты развития транспортной системы Камчатского края'

Экономические аспекты развития транспортной системы Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
417
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Быкасов А.В.

Транспорт Камчатки играет огромную роль в экономике края, при этом ключевое значение в грузовых и пассажирских перевозках имеет сеть автомобильных дорог и автотранспорт. Это связано с фактически островным положением территории, полным отсутствием железнодорожных путей, высокой стоимостью местных авиаперевозок, сложными погодно-климатическими условиями и непродолжительным периодом навигации в прибрежных водах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Aspects of the Development of Transport System in the Kamchatka Krai

The transport system of any territory is of paramount importance for the economy, the growth of production, private enterprise; it affects the improvement in the living standards. Set up in 2007, the Kamchatka Krai is no exception to the rule. Given the government policy to put in place an integrated system of transport communication, it is impossible to ignore the problem of integrating Kamchatka's road network into the All-Russia system. The problems involved and the special features of the territory's transport system in an economic dimension are the subject matter of the author.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты развития транспортной системы Камчатского края»

Транспорт Камчатки играет огромную роль в экономике края, при этом ключевое значение в грузовых и пассажирских перевозках имеет сеть автомобильных дорог и автотранспорт. Это связано с фактически островным положением территории, полным отсутствием железнодорожных путей, высокой стоимостью местных авиаперевозок, сложными погодно-климатическими условиями и непродолжительным

периодом навигации в прибрежных водах.

Быкасов А.В.

ассистент кафедры экономики и управления Камчатского государственного технического университета

камчатка без дорог,

что лес без грибов

экономические аспекты развития

транспортной системы Камчатского края

В условиях становления и развития рыночных отношений роль автотранспорта ещё более возросла вследствие разрушения прежней структуры транспортного сообщения края и в результате резкого свёртывания масштабов внутрирегиональных перевозок грузов и пассажиров воздушным и морским транспортом. По данным 2006 года, автомобильный транспорт Камчатки осуществлял 94,7% всех перевозок и, в частности, 99,8% пассажирских перевозок [1]. Важнейшая социально-экономическая функция регионального автотранспорта подчёркивается тем, что подавляющая часть дорог изначально была создана для обеспечения хозяйственных и социальных нужд внутренних районов Камчатской области

(Петропавловск-Елизовская городская агломерация, долина реки Быстрой, долина реки Камчатки), в пределах которых во второй половине ХХ века интенсивно развивались сельскохозяйственный и лесной комплексы народного хозяйства [2]. Исключениями являются разве что трасса Начикинский совхоз-Усть-Большерецк и строящийся участок дороги IV категории Мильково-Ключи-Усть-Камчатск, возведение которых, в первую очередь, предусматривало обслуживание интересов рыбной отрасли Усть-Большерецкого и Усть-Камчатского районов, как за счёт увеличения грузооборота, так и путём создания сельскохозяйственных производств, удовлетворяющих интересы населения рыбацких посёлков.

^российское предпринимательство, 2008, № 5 (2)

В последние годы кардинальным образом изменяются многие традиционные взгляды и критерии оценки эффективности развития территорий региона. Вся транспортная система в комплексе и автомобильный транспорт, как важнейшая часть этого комплекса, ныне представляются не только в качестве отрасли для перевозки грузов и пассажиров, но и как межотраслевая система, непосредственно влияющая на условия жизнедеятельности и хозяйствования. В связи с этим, ведётся проектирование и строительство ряда новых автомобильных дорог, которые свяжут отдалённые населённые пункты и объекты хозяйственной деятельности с уже существующими дорогами, краевым центром и всероссийской транспортной системой. Следует констатировать, что современное состояние как отдельных автомобильных дорог, так и всей автодорожной сети в комплексе не удовлетворяет требованиям Камчатского края ни по количественным, ни по качественным показателям. Большая часть дорог имеет переходное и грунтовое покрытие, а многие прибрежные районы являются фактически отрезанными от краевого центра либо не имеют круглогодичной связи с автомобильными дорогами общего пользования. В настоящее время протяжённость дорог края составляет более 1400 километров. Однако дальнейшему успешному расширению автотранспортной сети самым серьёзным образом препятствуют два основных обстоятельства. Это отсутствие законченной Концепции развития народного хозяйства региона, с одной стороны, и соответствующей

технической базы, материальных ресурсов и средств на их приобретение - с другой. Особое значение в этой связи имеет проблема инвестиций. Причём как инвестиций со стороны федеральных и региональных властей и структур, так и со стороны отраслей промышленности и хозяйства. Вследствие этого дальнейшее развитие и реконструкция автомобильных дорог в ближайшее время будут определяться почти исключительно целями и нуждами горнорудного комплекса (4), в создание всех компонентов которого, в том числе и дорог, инвестиции вкладываются куда более масштабно, чем, например, в береговую инфраструктуру рыбной отрасли.

Очевидно, что грамотная во всех отношениях политика возведения и эксплуатации краевых автотрасс должна сопровождаться разработкой и внедрением специальных региональных программ развития и соответствующих им научно-

транспорт Камчатки играет огромную роль в экономике края, при этом ключевое значение в грузовых и пассажирских перевозках имеет сеть автомобильных дорог и автотранспорт

экономика отрасл

в Камчатской области

в 2006 году было отремонтировано лишь

11 километров дорог при требуемых не менее 100 километрах в год

методологических и практических рекомендаций и разработок. И разработок, прежде всего, комплексных, касающихся не только технологической стороны проблемы, но и всесторонних экономических аспектов, а также требований охраны окружающей среды, связанных с возведением и эксплуатацией самих дорог и прилегающих территорий.

Все обозначенные особенности наряду со значительной удалённостью полуострова требуют значительно больших финансовых вложений по сравнению со многими другими регионами. Однако финансирование продолжает сокращаться как в целом по стране, так и в регионе. Если в 2000-м году в дорожную отрасль России поступило 3% валового внутреннего продукта, то в 2006 году почти вдвое меньше - лишь 1,52% ВВП. Этих средств не хватает даже для поддержания сети существующих автодорог в надлежащем состоянии. Установлено, что необходимо ремонтировать 10% всех дорог ежегодно, чтобы поддерживать в рабочем состоянии дорожную сеть (3). В Камчатской области в 2006 году было отремонтировано лишь 11 километров дорог при

требуемых не менее 100 километрах в год.

Однако сегодня эффективное функционирование и дальнейшее развитие автодорожной сети области крайне необходимо, исходя из экономических и социальных потребностей региона. С учётом обрисованной специфики, выдвигаются следующие перспективные задачи, стоящие перед дорожной сетью Камчатки:

- установление постоянного автомобильного сообщения между населёнными пунктами западного и восточного побережий и краевым центром;

- обеспечение доступа к местным минерально-сырьевым и энергетическим ресурсам;

- установление автотранспортной связи с населёнными пунктами северной части края, а в дальнейшем и межрегиональной транспортной связи;

- усиление обороноспособности восточных рубежей России;

- развитие туризма и сельского хозяйства.

При этом необходимо учитывать, что уже действующая автодорожная сеть нуждается в выполнении значительных объёмов работ по ремонту и реконструкции. Наличие и надлежащее состояние автодорог существенно влияет на работу рыбной, лесной, горнодобывающей промышленности, энергетики, сельского хозяйства, торговли и материально-технического обеспечения, а соответственно, на объёмы производства и уровень цен. Разумеется, необходимо проведение глубоких специальных исследований для всесторонней оценки воздействия автотранспорта

российское предпринимательство, 2008, № 5 (2)

на экономику, создания специальных научно-технических разработок, нацеленных как на переустройство самих дорог и на пересмотр схемы автотранспортного сообщения, так и на создание региональных норм и правил эксплуатации дорог и автотранспорта с учётом местной специфики. Важно отметить, что только при наличии эффективной транспортной системы возможно территориальное разделение труда с непременным расширением товарообмена. Отсутствие на территории Камчатского края развитой сети автомобильных дорог и труднодо-ступность большей части территорий значительно снижают инвестиционную привлекательность многих экономических проектов. Недостаточный уровень развития автотранспортной сети и плохое состояние существующих дорог Камчатки затрагивают практически все стороны социально-экономической жизни и препятствуют ста-

билизации экономики края и дальнейшему её развитию.

Литература

1.Камчатский статистический ежегодник. - Петропавловск-Камчатский, 2006. - 265 с.

2. Ресурсный потенциал Камчатки.

- Петропавловск-Камчатский, 1994.

- 285 с.

3. Дзотцоев Э.А. Проблемы развития автомобильного транспорта общего пользования // Материалы V региональной научно-практической конференции «Рациональное использование ресурсов Камчатки и развитие производительных сил до 2010 года». - Петропавловск-Камчатский, 1989. - Т. 2. - С. 20-21.

4. Каргопольцев А.А. Анализ и пути решения некоторых экологических проблем Камчатки // Материалы XXII Крашенинниковских чтений. -Петропавловск-Камчатский, 2005.

- С. 87-94.

Bykasov, A.V.

assistant lecturer, Economics and Management Department, Kamchatka State Technical University

Economic Aspects of the Development of Transport System in the Kamchatka Krai

The transport system of any territory is of paramount importance for the economy, the growth of production, private enterprise; it affects the improvement in the living standards. Set up in 2007, the Kamchatka Krai is no exception to the rule. Given the government policy to put in place an integrated system of transport communication, it is impossible to ignore the problem of integrating Kamchatka's road network into the All-Russia system. The problems involved and the special features of the territory's transport system in an economic dimension are the subject matter of the author.

экономика отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.