Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура СКФО: определение и стратегии развития'

Транспортная инфраструктура СКФО: определение и стратегии развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2473
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SWOT-АНАЛИЗ / TRANSPORT / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарунова Елена Валерьевна, Пономарева Елена Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы функционирования транспортной инфраструктуры региона, представлены результаты SWOT-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport infrastructure SKFO: definition and development strategy

The questions of the functioning of the transport infrastructure in the region, the results of the SWOT-analysis.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура СКФО: определение и стратегии развития»

118

определяется, а получается входе "настроики" системы управления на характеристики взаимодействия каждого пункта заправки с автомобильными потоками. Настройка осуществляется по принципу последовательного уточнения статистических характеристик, 5поданным каждого нового дня работы АЗП. Накопление дней ведется до момента, когда прогнозы, выполняемые по получаемым на каждом шаге расчетам, будут укладываться в установленные границы с приемлемой вероятностью, например, у = 0,95. После этого считается, что полученные модели адекватно отражают темпы отпуска нефтепродуктов и могут использоваться для целей прогнозирования в системе выработки решений о пополнении запасов топлива на пунктах заправки.

Текущее уточнение характеристик описания темпов отпуска нефтепродуктов осуществляется путем выведения из статистического массива г строки / - самого отдаленного дня наблюдения и введения вместо его сведений нового, очередного дня наблюдений.

В этом же блоке второго контура управления осуществляется накопление сведений об объемах выдачи топлива по месяцам года, по годам. Сопоставление их по всем АЗП города позволяет выявлять динамику изменений в спросе, как по всем пунктам заправки вместе, так и по отдельным АЗП, указывая на необходимость проведения мероприятий по совершенствованию системы (изменения мощности АЗП, строительства новых АЗП и т.п.).

С целью оценки уровня надежности работы каждого АЗП, в этом же контуре управления накапливаются данные о времени отказов пункта в заправке автомобилям по видам и объемам топлива за эти периоды времени. На основании этих данных оценивается экономический и экологический ущерб, приносимый отказом пункта в заправке автомобилей, и необходимостью перераспределения их по другим пунктам заправки в соответствии с матрицей вероятностей перераспределения автомобилей по АЗП в случае отказа в пункте первого обращения.

Накопление данных об ущербе, связанном с отказами пунктов заправки автомобилям в от-

пуске нефтепродуктов, по месяцам и годам, также позволит сформировать в целом по городу динамику этого показателя, его величину, распределение по пунктам. Анализ его позво-литтак перейти к разработке конструктивныхмер по повышению надежности функционирования всей системы.

В первом контуре управления содержится информация о наличии запасов нефтепродуктов на АЗП на каждый момент времени О. Эта величина задается в момент слива в резервуар из автоцистерны очередной порции топлива и далее уменьшается в соответствии с фактическим отпуском его заправляющимся транспортным средствам. Здесь же формируется строка фактически реализуемыхтемпов отпуска топлива по контрольным точкам времени в течение суток, которая по истечении суток обновляет массив г новыми данными во втором контуре. В этом же контуре присутствуют рабочие формулы определения или таблицы г и 5 на очередные сутки работы, выбираемые из контура 2, и используемые для прогнозирования потребления топлива в любом временном отрезке суток.

Эти данные используются для расчета "функции срочности поставки" нефтепродукта на данный пункт заправки (РБР1). Зарегистрированные интервалы отказа в заправке автотранспорта нефтепродуктами в первом контуре управления по истечении суток переносятся во второй контур для последующего накопления и обработки в соответствии с описанным выше порядком.

Центр оперативного управления работой городской сети АЗП (ЦОУСОГАНП) имеет два контура: принятия оперативных решений по регулированию процесса безотказного взаимодействия АЗП и автомобилей; и формирования решений адаптивных преобразований системы нефтепродуктообеспечения при изменениях характеристик поступления автомобилей в городскую сеть АЗП.

Совместное присутствие в подсистеме двух контуров обратной связи обеспечивает и регулирование процесса заправки автомобилей и адаптацию системы по показаниям существенных изменений в характере и размерах поступающих потоков автомобилей в систему.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE SKFO: DEFINITION AND DEVELOPMENT STRATEGY

Sharunova Elena Valerievna, PhD of Economics, Associate Professor Ponomareva Elena Anatolievna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Economics and Management, North-Caucasus State Technical University, Stavropol

The questions of the functioning of the transport infrastructure in the region, the results of the SWOT-analysis.

Keywords: transport; transport infrastructure; SWOT-analysis.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СКФО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены вопросы функционирования транспортной инфра-структуры региона, представлены результаты SWOT-анализа.

Ключевые слова: транспорт; транспортная инфраструктура; SWOT-анализ.

В экономической литературе название "инфраструктура" (отлатин-ского "infra" - "под" и "strukture" - "строение, устройство") означает подструктура, т.е. отдельная отрасльэкономики, которая занимается созданием внешнихусловий функционирования основного производства. Хотя этоттермин широко используется в экономических исследованиях, до сих пор остается дискуссионным по определению состава отраслей, объектов и видов деятельности, входящих в нее.

Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. Это даёт основание рассматриватьтранспорткаксистему авесь механизм формирования и развития её - внеразрывном единстве со всей экономикой страны [1].

Оченьчастовэкономико-географической и особенноэкономической литературе под транспортной системой понимаютлишь сеть путей сообщения. Безусловно, пути сообщения - одна из главнейших составляющихтранспортной системы, но сводитьтранспортную сис-темутолько кпутям сообщения нельзя. Неотъемлемымисоставляю-щими транспортной системы являются техническая часть, а также управленческая часть. В этом смысле синонимом терминатранспор-тная система является понятие транспортный комплекс.

Таким образом, можно определитьтранспортную систему кактер-риториальное объединение сети путей сообщения, технических средств и служб перевозок, которые, объединяя все виды транспорта и все составляющиетранспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивает реализацию транспортно-экономических связей с целью успешного функционирования экономики страны. Ключевую роль в создании единой транспортной системы страны (региона) играет развитиетранспортной инфраструктуры.

Объекты транспортной инфраструктуры региона включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контакт-ныелинии, автомобильныедороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Ктранспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирскоготранс-порта.

Транспорт - одна из ведущих отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, на долю которой приходится около 10 процентов валового регионального продукта. Северо-Кавказский федеральный округ расположен рядом с крупными российскими и зарубежными рынками, атакже на пересечении крупных грузопотоков.

Потерритории Северо-Кавказского федерального округа проходят главные направления Северо-Кавказскойжелезнойдороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", включающие такие напряженные участки, как Ростов-на-Дону - Ми-неральныеВоды, Махачкала - Самур, Махачкала - Олейниково.

УДК 338.49:338.47

© ШаруноваЕ.В.,2011 © Пономарева Е.А., 2011

О

гч

no

о

у

0

£3

.ОН

£

fy.

ШАРУНОВА Елена Валерьевна,

кандидат

экономических наук, доцент

119

ПОНОМАРЕВА Елена Анатольевна,

кандидат

экономических наук,

доцент, кафедра

Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

государственный

технический

университет,

Ставрополь

120

Сильные стороны (Э.)

- Развитая транспортная инфраструктура, основанная на взаимодействии автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения.

- Широкая сеть автомобильных дорог, с выходом на магистральные транспортные потоки краевого и федерального значения (8,5 тыс.км, в т.ч. 8,0 твердого покрытия).

- Регулируемыетарифы на перевозку пассажиров наземным транспортом общего пользования и электропоездами на пригородных маршрутах.

- Достаточный резерв у перевозчиков подвижного состава и способность организовать дополнительные рейсы, маршруты и увеличить объемы транспортировки грузов.

- Наличие объездных автодорог для транзита транспортного потока, минуя крупные населенные пункты.

- Высокий уровень автомобилизации населения, повышенная мобильность.

- Системное обновление парка транспортных средств на общественных и социально-значимых маршрутах.

- Выполнение регулярных авиарейсов из аэропортов

«Минеральные Воды» и «Ставрополь»_________________

Возможности (О)

Общая протяженность железнодорожных магистралей в Северо-Кавказском федеральном округе составляет около 3 тыс. километров. Протяженность автомобильных дорог общего пользования Северо-Кавказского федерального округа составляет 24 788 километров, в том числе федеральных-2 577 километров, региональных -22211 километров. Основными автодорожными узлами на территории Северо-Кавказского федерального округа являются Ставрополь, Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и Махачкала.

Махачкалинский морской торговый порт является одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море с перспективой подключения к сотрудничеству в рамках международного транспортного коридора"Север - Юг". Вместе с тем в ряде субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, существует недостаток соответствующей инфраструктуры и услуг в сфере транспорта и логистики, сдерживающих планируемый экономический рост, мобильность населения, а также реализациютранзит-ного потенциала СевероКавказского федерального округа.

Инфраструктура воздушного транспорта требует развития и комплексной модернизации (аэропортовые комплек-сы,взлетно-посадочные полосы). Отсутствие межрегиональной авиационной сети сдерживает экономическое и социальное развитие Северо-Кавказского федерального округа.

Транспортная инфраструктура занимает важное место в развитии региона. С одной стороны, обеспечивает мобильность произведенных в нем товаров и ресурсов, с другой - облегчает доступность территорий, предоставляя возможность свободного передвижения пассажиров и грузов.

В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из

строя, стала технически непригодной, морально устаревает.

На рисунке 1 представлены результаты SWOT-анализа транспортной инфраструктуры СКФО.

Выбор стратегии развития транспортной инфраструктуры региона и тактическихзадач рассматривается на базе соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами (рис. 2).

- Развитие и улучшение городских улично-дорожных сетей, совершенствование системы организации и регулирования дорожного движения.

- Внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками в городах и на автомагистралях.

- Повышение уровня безопасности дорожного движения.

- Укрепление производственной базы предприятий общественных видов транспорта и поддержание автомобильного и троллейбусно-трамвайного парка в технически исправном состоянии.

- Предоставление государственной поддержки предприятиям в виде субсидирования части процентной ставки привлеченных кредитов для приобретения автотранспорта.

- Создание центров логистики в крупных грузообразующих узлах.

- Формирование эффективной сети накопительных терминалов и транспортно-экспедиторских компаний.

- Использование природного газа и других альтернативных видов топлива на общественном транспорте и регулярных грузовых перевозках в границах городов.

- Применение ограничений для движения личного транспорта в загруженных зонах городских территорий и региона КМВ.

- Развитие сети парковок и автостоянок, предприятий

дорожного сервиса и услуг__________________________

Слабые стороны (№

- Изношенность основных фондов

(63%).

- Низкое качество краевой и муниципальной дорожной сети.

- Разрыв между пропускной способностью автомобильных дорог и темпами автомобилизации населения.

- Отсутствие стабильной грузовой базы в границах международного транспортного коридора «Север-Юг».

- Предельная способность железнодорожной инфраструктуры справляться с ростом грузовых и пассажирских потоков.

- Требующая реконструкции инфраструктура аэропортов.

- Недостаток квалифицированных кадров авиационно ориентированных специальностей

Угрозы (Т)

- Рост стоимости горюче-смазочных материалов.

- Ухудшение экологической обстановки вследствие увеличения автотранспортных потоков.

- Недостатокзаконодательной и нормативно-правовой базы для создания конкурентных условий функционирования автоперевозчиков.

- Присутствие теневого бизнеса при осуществлении автотранспортных перевозок

Рисунок 1 - SWOT-анализ транспортной инфраструктуры СКФО - сильные и слабые стороны; возможности и угрозы [2]

В свете означенных проблем, возникших в условиях новой экономической системы, - стабильный спад показателей деятельности в отрасли автомобильного транспорта; обострение конкурентных условий; отсутствие системы соподчинения субъектов хозяйствования - определяет необходимость нового подхода к организации деятельности предприятий транспорта, основанного на качественном изменении транспортного обслуживания и переориентации отрасли на обслуживание широкого спектра потенциальных клиентов. Ориентация производителей

транспортных услуг на обеспечение только перевозок, в сфере продолжающих разрушаться в рыночной среде монопольно-производственных структур (промышленности, строительства, сельского хозяйства), неизбежно приводит к дальнейшему сокращению объемов деятельности автомобильного транспорта. При сохранении сложившихся тенденций изменения экономической ситуации существует перспектива снижения объемов перевозок грузов и в дальнейшем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Сила» (S)

- Повышение уровня доступности и качества транспортных услуг, модернизация парка пассажирских перевозок позволит:

а) увеличить мобильность и активность населения;

б) преодолеть напряженность, вызванную работой общественного транспорта;

в) повысить комфорт и сервисные услуги на междугородных маршрутах;

г) сократить использование автомобилей в личном пользовании для поездок в городах.

- Применение современных технических средств и технологий в организации дорожного движения позволит обеспечить высокий уровень его безопасности.

- Реконструкция и расширение сети железных дорог:

а) «Светлоград-Элиста» - усилит малодеятельную линию выходом на Волгоград, что способствует развитию тяготеющих территорий и расширению рынков сбыта;

б) «Буденновск-Кизляр» - обеспечит доступ к морским портам Каспия, расширениюторговых связей с Азербайджаном и др.;

в) «Кисловодск-Адлер» - возрастет привлекательность курортов КМВ.

- Организация транспортно-логистических узлов скоординирует развитие транспортной деятельности,позволит реализовать преимущества и ликвидировать разрывы и «узкие места».

- Реконструкция инфраструктуры аэропортов повысит возможности предприятий по росту объемов перевозок.

- Снятие ограничений по аэропорту «Ставрополь» на выполнение международных авиарейсов, расширения спектра услуг, создаст условия для повышения инвестиционной привлекательности объекта.

- Совершенствование нормативно-правовой базы позитивно отразится на развитии рыночных механизмов, будет способствовать сокращению государственного участия в транспортной деятельности

ST

- Техническое перевооружение и модернизация основных фондов.

- Инвестиционная составляющая отрасли, обеспечивающая достаточный объем финансирования для её развития.

- Создание условий роста конкурентоспособных услуг на рынке межрегиональных и международных перевозок.

- Обеспечение мер безопасности дорожного движения и устойчивости транспортной системы.

- Строительство и реконструкция объектов отраслевой инфраструктуры, эффективные меры в организации дорожного движения.

Рисунок 2 - SWOT-анализа транспортной инфраструктуры СКФО - стратегии развития; стратегии развития

«Слабость» (W)

Рассмотренная проблема необходимости изменений, введения качественно новых подходов к организации деятельности транспорта актуальна как для транспортной отрасли страны в целом, так и для транспортных комплексов отдельных субъектов. В последнем случае важно учитывать специфические особенности и экономические тенденции развития региона.

Таким образом, активное развитие и эффективное функционирование транспортной инфраструктуры является одним из базовых условий перехода экономики региона к инновационному характеру развития, повышению его конкурентоспособности. В то же время современное состояние транспортного комплекса и, в первую очередь, транспортнологистической инфраструктуры направлений и темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития СКФО.

О

гч

- Рост грузовых и пассажирских потоков вызовет

дополнительную нагрузку на федеральные и региональные автодороги, повлечет снижение их пропускной способности.

- Финансирование реконструкции и строительства на объектах железнодорожной инфраструктуры зависит от реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД».

- Пробелы федерального законодательства при осуществлении пассажирских перевозок, в том числе лицензирование деятельности индивидуальных автоперевозчиков

WT

- Отсутствие федерального законодательства в сфере транспорта, в первую очередь, по междугородным и межрегиональным перевозкам.

*чО

*

©

£3

1^1

.oil

KfTv

121

Примечания:

1. Щербанин, Ю.А. Транспортная инфраструктура - это Transport Infrastrukture// Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 9.

2. Стратегия развития транспортного комплекса Ставропольского края до 2030 года // Ставропольская правда. -2009. - 28 марта.

3. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Ставропольского края // КонсультантПлюс.

BASES OF STIMULATION OF EFFECTIVE CONSUMPTION OF MATERIALS Kosmina Olga Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Economics and Management, North-Caucasus State Technical University, Stavropol E-mail: kosminaolga@mail.ru

The author proves basic approaches to working out of a technique of provision of economic incentives of effective consumption of materials.

Keywords: material resources; provision of economic incentives of effective consumption of materials.

ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УДК338.3 МАТЕРИАЛОПОТРЕБЛЕНИЯ

Автором обоснованы принципиальные подходы к разработке ме- © Косьмина О.И., 2011

тодики экономического стимулирования эффективного материа-

лопотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.