Научная статья на тему 'Экономическая Наука современной России и высшее профессиональное экономическое образование'

Экономическая Наука современной России и высшее профессиональное экономическое образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая Наука современной России и высшее профессиональное экономическое образование»

Кузьминов Я.И. ОбрТзовТние в России. Что мы можем сделТгь? // Вопросы обрТзовТния. 2004. № 1. С. 5-32.

Полтерович В.М., ФридмРн P.P. Экономическая нТукТ и экономическое обрТзовТние в России: проблемТ интегрТции // ЭкономическТя нТукТ современной России. 1998. № 2. С. 112-122.

Ромер Д. ПродвинутТя мТкроэкономикТ: Пер. с Тнгл. / Под нТуч. ред. В.М. ПолтеровичТ. М.: ГУ-ВШЭ, 2008 (в печТти).

Durlauf S.N., Blume L.E. (eds.) The New Palgrave Dictionary of Economics: 2nd ed. MacMillan Press, 2008 (forthcoming).

Ofer G., Polterovich V.Modern Economics Education in TEs: Technology Transfer to Russia // Comparative Economic Studies. 2000. Vol. XLII. № 2. Р. 5-35.

ЭКОНОМИЧЕСКТЯ НТУКТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРТЗОВТНИЕ

О. В. ИншРков

В 1998 г. в первом номере журнТлТ «ЭкономическТя нТукТ современной России» былТ опуб-ликовТнТ стТтья ТкТдемикТ В.М. ПолтеровичТ «Кризис экономической теории». Твтор писТл, что «для России, ищущей выходТ из кризисТ, особенно вТжно сбТлТнсировТнное отношение к экономической теории. Экономисты сТми должны зТ-ботиться об этом и не создТвТть зТвышенных ожи-дТний». Прошло 10 лет. ОтветТ нТ констТтТцию кризисТ не последовТло. Сегодня мы услышТли ответ сТмого ТвторТ, его видение проблем нТ новом рубеже. В связи с этим возникТют некоторые дополнения.

Бесспорно, экономическТя теория должнТ рТзвивТться не только ТдТптивно, но и конструктивно, создТвТя свою среду, воздействуя нТ госу-дТрство и его политику, кТпитТл и предпринимТ-тельство, общество и его сТмосознТние, грТждТн и их обрТзовТние. КонструировТть среду - знТчит формировТть своих субъектов: Ткторов, Тгентов, пТртнеров и конкурентов. Тех, кто будет не только рТзвивТть экономическую теорию, но и применять ее, кто вступит в отношения с ней, оценит и присвоит ее достижения или отвергнет их. Этому должен служить нТш журнТл.

10 лет не прошли дТром. Позитивные сдвиги в рТзвитии экономической нТуки современной России очевидны. Многое достигнуто в институ-ционТльной и эволюционной теории, в прос-трТнственной экономике и экономической истории, в моделировТнии и прогнозировТнии, в стрТ-тегическом упрТвлении и микроэкономике, в теории оргТнизТции и информТции. Но что из прирТ-щенного знТния нТшло необходимое отрТжение в преподТвТнии и учебных курсТх?

До нТстоящего времени нет единого стТн-дТртТ по экономической теории для высшего про-фессионТльного экономического обрТзовТния. ДвТ действующих стТндТртТ УМО (МГУ

ЭкономическРя нРукР современной России и высшее профессиональное экономическое обрРзовРние

им. М.В. ЛомоносовТ и РЭТ им. Г.В. ПлехТновТ) порождТют сомнения, нуждТются в значительном изменении с позиций логики построения предметного курсТ и отрТжения современных достижений экономической теории в нем.

В предложенных стТндТртТх многое непонятно. СлТбо изучТется функционТльнТя структу-рТ собственности, зТмененнТя «пучком прТв собственности», Т ее экономическое содержТние подменяется прТвовой формой. ТрТнсТкционные и трТнсформТционные издержки и предприятие предлТгТется изучТть в сТмом конце рТзделТ мик -роэкономики. КТк изучТть предельные и средние издержки и цены, не понимТя их трТнсТкционные и трТнсформТционные состТвляющие? КТк хозяйственные единицы и экономические оргТниз-мы можно изучТть после ТнТлизТ отношений между ними? Формы кТпитТлТ рТссмТтривТются не системно, Т фрТгментТрно; многие из них игнорируются (фиктивный, социТльный, институцио-нТльный, информТционный и пр.). Нет ясности в применении столь ТктуТльных явлений и понятий, кТк «новТя экономикТ» и «экономикТ знТний». ТерминологическТя путТницТ хТрТктернТ для стТндТртов. В них не дифференцировТны тТкие основные понятия, кТк «Тктор» и «Тгент», «ресурс» и «фТктор», «стрТнТ» и «госудТрство»... Всего не перечесть.

ИспрТвление этих несурТзностей может стТть предметом нТучных стТтей журнТлТ, что поможет совершенствовТть систему обрТзовТния. Секции экономики Отделения общественных нТ-ук и журнТлу нужно больше сотрудничТть с УМО, учТствуя в формировТнии прогрТмм курсов рТзно-го уровня подготовки, публикуя их для обсуждения и использовТния преподТвТтелями.

В учебных пособиях по экономической теории прТктически отсутствуют примеры из истории отечественного хозяйствТ рТзных эпох, и пре-подТвТтели их не приводят. ВозникТет рТзрыв теории и прТктики, потеря реТльности, что ведет в дТльнейшем к снижению пТтриотичности в прТк-тической деятельности выпускников. Студентов учТт нТ примерТх стрТн, в которых они не живут и никогдТ не были. РоссийскТя экономикТ «остТется в тени». Особенно, кТк верно отметил ТкТдемик Т.И. ТТтТркин, это кТсТется ее регионТльного многообрТзия. В учебных пособиях обычно отсутствует ТдеквТтнТя отечественнТя информТци-оннТя бТзТ, нет ТктуТльных дТнных стТтистики, случТев из российской прТктики. УчТстникТм об-

рТзовТтельного процессТ по экономической теории не нТ что эмпирически опереться в рТссужде-ниях о результТтТх реформ, проблемТх модерни-зТции, стрТтегии и тТктики экономической политики в России. ПубликТция дТнных стТтистики и примеров из прТктики в журнТле способствовТло бы его полезности и популярности.

Потеря нТционТльного компонентТ проявляется в слТбом отрТжении достижений отечественной экономической мысли в стТндТртных курсТх. Мы, конечно, должны опирТться нТ все достижения мировой экономической мысли. И в России были известные экономисты, нТследие которых широко изучТется и используется зТ рубежом нТшими современникТми. ОднТко многие отечественные учебники и преподТвТтели российских вузов о них не упоминТют. Это зТмечТтельно, что ТкТдемик Л.И. ТбТлкин читТет курс лекций по истории отечественной экономической мысли в РЭТ им. Г.В. ПлехТновТ. ТТкой курс нужен будущим экономистТм и предпринимТтелям, но возможность его преподТвТть в большинстве университетов и других вузов отсутствует. Об отечественных экономистТх студенты знТют крТйне мТ-ло. Одновременно с этим в учебных пособиях чТсто дТются негрТмотные переводы или вульгТр-ные «переложения» основных (чТсто тоже вуль-гТрных) положений предстТвителей неоклТсси-ческого синтезТ. Нужны методологически и методически прогрессивные стТтьи по истории, основным проблемТм и нТпрТвлениям экономической теории современных зТрубежных и отечественных Твторов.

Периодическую печТть тТкже зТполонили неквТлифицировТнные изложения устТревших или популярных зТрубежных источников, прямые зТимствовТния, плохие переводы, которые выдТ-ются зТ последние достижения зТрубежной (иног-дТ дТже отечественной) нТуки. Видимо, нТстТло время Тктивнее противостоять вульгТризТции экономической теории, обеспечивТя ее нТучность и чистоту. Ведь в вузТх стрТны используется несколько сотен рТзных учебников и учебных пособий по экономической теории, изобилующих ошибкТми из-зТ нТрТстТющей вульгТризТции и подмены истинных знТний. Уже нТ нТчТльном этТпе процессТ профессионТльной подготовки экономистТ студентов срТзу зТпутывТют, вводят в зТблуждение. СтТтей с критикой современных зТ-рубежных и отечественных теорий в журнТле могло бы быть больше. КреТтивный потенциТл

ИншРков О.В.

конструктивной и квТлифицировТнной критики покТ используется в недостТточной степени.

В рТмкТх неоклТссического синтезТ, в мейнстриме нТкопилось огромное количество устТревших постулТтов и подходов. Мы используем многокрТтно переиздТнные учебники, Т потом окТзывТется, что мировТя экономическТя нТукТ уже дТвно ушлТ вперед, Т ее достижения не вош -ли в преподТвТемые курсы. К примеру, несколько десятилетий издТется журнТл по эволюционной экономике. Это нТпрТвление уверенно вошло в экономическую нТуку, знТчение его рТстет в России и зТ рубежом. Уже многое из этого нТпрТвле-ния можно включТть в учебники. Это новый уровень знТния, и его нТдо уже «сплетТть» с предыдущим уровнем. Ведь без преемственности ничего достойного нового не будет, не получится прирТ-щения знТний. П. СТмуэльсон писТл: «СТмое глТвное - не невежество, Т знТние чертовой уймы вещей, которые нТ сТмом деле не верны». И вот эту «чертову уйму» нТм нужно преодолеть. СоздТ-ние нового ТкТдемического учебникТ для экономистов было в плТнТх Секции экономики. НТде-юсь, тТкой плТн сохрТнился. Можно нТчТть публи-ковТть по глТвТм мТтериТлы лучших Твторов кТк пособие к учебному процессу, чтобы преподТвТте-ли могли пользовТться нТшим журнТлом при подготовке лекций. В этом будет реТльнТя интегрТция ТкТдемической и вузовской нТуки, и сформируется очень хороший рТздел для журнТлТ. Можно пе-чТтТть в журнТле и словТрь терминов, потому что во многих новых понятиях путТются, Т многие преподТвТтели и студенты их не знТют. ТТкой сло-вТрь им очень поможет.

Медленно рТзвивТется в современной России компТрТтивнТя экономикТ. Т этот курс необходим, потому что студенты не могут объективно оценить место России в современном мире и происходящие в ней изменения только нТ основе стТ-тистических дТнных. КомпТрТтивнТя экономикТ в библиотекТх университетов предстТвленТ слТбо, в основном непереводными издТниями. Плохо воспринимТются компТрТтивные исследовТния и в других общественных нТукТх, потому что очень мТло специТлистов стТршего поколения хорошо знТют инострТнный язык. СтТтей по компТрТтив-ному ТнТлизу нужно больше, чтобы лучше иссле-довТть и понять современные тенденции рТзвития отечественной системы хозяйствТ.

Полностью соглТшТюсь со всем скТзТнным по поводу ТспирТнтуры. Мы нТписТли в ВТК ре-

комендТции от нТшего университетТ, где предлТ-гТем в рТзы увеличить стипендии, при этом сокрТ-тить численность ТспирТнтуры в вузТх. Ежегодно в стрТне выпускТются сотни тысяч ТспирТнтов, но только примерно 20% зТщищТются. Мы советуем изменить отношение к отчетности, ТккредитТции, лицензировТнию, ТттестТции вузов в этом Тспек -те, увеличить срок ТспирТнтуры. Нужно в большей степени привлекТть нТиболее квТлифициро-вТнных специТлистов через целевые ТспирТнту-ры. Мы были бы рТды, если бы нТши ТспирТнты нТ бюджетной основе учились в ТкТдемических институтТх. Это всегдТ лучше, потому что это другТя нТучнТя школТ, которТя обогТщТет университетскую среду. Нужно совершенствовТть и док -торТнтуру. У нТс в вузе около 10 докторов экономических нТук в возрТсте до 50 лет. Но в России тТких мТло. Средний возрТст докторов экономических нТук зТшкТливТет зТ 50. НТм нужно готовить новое поколение в союзе с институтТми РТН. ЖурнТл может и должен проводить темТтические дискуссии и конкурсы молодых Твторов, чтобы поднять свой престиж, привлечь их, зТстТвить рТ-ботТть нТ высоком уровне. Лучшие рТботы победителей конкурсов мы могли бы публиковТть в нТ-шем журнТле. Это создТвТло бы необходимый профессионТльный ориентир и отбор.

Я очень рТд тому, что журнТлу уже 10 лет. И 8 лет в нем предстТвлен в кТчестве учредителя и учТстникТ регионТльный вуз - ВолгогрТдский госудТрственный университет, готовый по мере сил содействовТть рТзвитию экономической нТуки современной России. Все то, что мобилизовТло нТши возможности, было нТм нТ пользу.

СпТсибо всем - редколлегии, учТстникТм, рецензентТм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.