Научная статья на тему 'Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях'

Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1871
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ОБЪЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY OBJECTS / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ / THE CRISIS OF THE STATE IN THE ECONOMY / АНТИКРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ANTI-CRISIS ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ МИРНОГО ВРЕМЕНИ / ECONOMIC SECURITY IN PEACETIME / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТОВ / ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF CONFLICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапоненко В.Ф., Маргиев З.В.

Статья посвящена сущности экономической и финансовой безопасности, как важнейшей функции государства в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and financial security as the most important function of the state in today''s

Article focuses on the essence of economic and financial security, as the most important function of the State in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях»

В новой модели образования на период 2008— 2020 гг. непрерывному образованию также отводится важное место. Отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное образование, которое реализуется за счет самообразования граждан.

Таким образом, тематика непрерывного образования становится все более актуальной, и, несмотря на то, что понятие непрерывного образования в России появилось сравнительно недавно, стала очевидна его необходимость как одного из аспектов российской образовательной модели.

В то же время приходится констатировать, что существует много подходов к определению непрерывного образования, но единого понятийного аппарата на сегодня нет. Разработка понятийного аппарата является необходимостью и видится как совместная работа представителей основных заинтересованных групп, результатом которой должна стать система понятий в области непрерывного образования, принимаемая основными группами участников и закрепленная методическими документами Министерства образования и науки РФ.

Литература

1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка. М., 2003.

2. ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В.Ф. ГАПОНЕНКО,

профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры Академии управления МВД России

E-m ail: profgaponenko@gm ail. com;

З.В. МАРГИЕВ,

адъюнкт заочного обучения кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России

E-m ail:za urm argiev@m ail.ru

Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Аннотация. Статья посвящена сущности экономической и финансовой безопасности, как важнейшей функции государства в современных условиях.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, объекты безопасности, налоговая система, кризисное состояние государства в экономике, антикризисная экономическая безопасность; экономическая безопасность в условиях мирного времени; экономическая безопасность в условиях конфликтов.

ECONOMIC AND FINANCIAL SECURITY AS THE MOST IMPORTANT FUNCTION OF THE STATE IN TODAY'S

V.F. GAPONENKO,

doctor of economics, professor of chair of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

Z.V. MARGIYEV,

graduated in a military academy of correspondence course of OFE and TO chair of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Article focuses on the essence of economic and financial security, as the most important function of the State in modern conditions.

Keywords: economic security, financial security, security objects, the tax system, the crisis of the State in the economy, anti-crisis economic security; economic security in peacetime; economic security in the context of conflict.

Отражение угроз экономической безопасности требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических действий, но и изменения социально-психологических установок, господствующих в обществе. Если говорить о высших долговременных национально-государственных интересах, на которые опирается выработка стратегии экономической безопасности, то здесь Россия имеет свои особенности, диктуемые как ее федеративным устройством, так и статусом великой державы. Здесь речь идет об идентификации интересов субъектов РФ и их населения с интересами укрепления и защиты российской государственности. С учетом этого экономическая и финансовая безопасность страны может выступать как высшая ценность лишь при условии гарантий стабильности и устойчивого роста в регионах.

Обеспечение экономической безопасности — задача долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает постоянное совершенствование Государственной стратегии (доктрины) экономической безопасности России. Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам России и глобальным вызовам, имеющая нормативный характер. Проблема обеспечения экономической безопасности состоит в слабой научной проработке такого феномена как криминализация экономики и экономических отношений (теневой экономики, организованной преступности и коррупции, осуществляемых в рамках закона, и т.д.). Разработка научно-обоснованной системы расчета материального ущерба от криминализации экономики позволит выделить данную проблему в разряд чрезвычайных для общества.

Сама по себе проблема экономической и финансовой безопасности, в частности, никогда не существовала. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в государстве в данный период времени внутренних и внешних условий. Таким образом, обеспечение экономической и финансовой безопасности входит в состав важнейших функций государства.

Что же представляет собой экономическая безопасность? Закон о безопасности принят впервые в истории России [3]. Сегодня мы наблюдаем развитие понятий: «экономическая безопасность», «финансовая безопасность».

К основным объектам безопасности относятся: личность и ее права и свободы, общество и его материальные и духовные ценности, государство и его конституционный строй, суверенитет и государственная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Граждане, общественные или иные организации и объединения являются субъектами безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Так, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня: экономический уровень семьи — экономические интересы каждого гражданина страны; микроэкономический уровень — хозяйствующие субъекты; региональный и отраслевой уровни — экономика субъектов Российской Федерации; макроэкономический уровень — экономика страны в целом.

Другой аспект — акцент на тех или иных сторонах реально развивающихся социально-политических процессов в стране. Здесь можно выделить: экономическую безопасность в условиях высокой степени ин-тегрированности страны в мировую экономическую систему; экономическую безопасность в условиях мирного времени; антикризисную экономическую безопасность; экономическую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с каким-либо государством или группой государств; экономическую безопасность в условиях конфликтов различного масштаба с использованием вооруженной силы.

Экономическая безопасность предполагает поддержание экономики на той степени развития, которая обеспечивала бы нормальные жизненные условия для населения, сложившиеся в стране, в частности его занятость, возможности дальнейшего экономического роста, поддержание в рабочем состоянии всех систем, необходимых для экономического развития и создания условий жизни населения.

В самом первом приближении экономическая безопасность означает защиту экономики страны от опасных воздействий. Последние могут быть как сознательно вызваны недружественным источником, так и явиться результатом «стихийной игры рыноч-

ных сил». Опасными могут считаться такие воздействия, которые приводят к ухудшению экономического положения страны до критического уровня. Это может быть, например, такое ухудшение условий жизни, с которым население не готово мириться и которое, поэтому, может вылиться в социальные потрясения, угрожающие существованию экономической и политической систем.

Л. Абалкин определяет экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [4, с. 5]. В этом определении стоит обратить внимание на такие параметры, как независимость, стабильность, устойчивость и, опять же, способность к развитию.

Как представляется, целью безопасности должно быть не удержание экономики от падения, а рост, не противодействие ее ослаблению, а содействие ее усилению. По существу, обеспечение экономической безопасности направлено на повышение качества жизни, осуществление экономического суверенитета и увеличение экономической мощи в условиях требований, налагаемых участием в системе международной экономической взаимозависимости.

Развернутое определение экономической безопасности дает В.К. Сенчагов: «Национальная экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [5, с. 72]. Преимуществом этого определения является попытка проследить цепочку передачи внешнего негативного сигнала: нарушения в общественном воспроизводстве — ухудшение уровня жизни населения — повышение социальной напряженности — возникновение угрозы существованию государства.

Перечисленные подходы к пониманию экономической безопасности не исчерпывают всей сложности системного явления. Они отражают лишь его отдельные грани, и поэтому могут рассматриваться в качестве различных видов экономической безопасности. При акцентировании тех или иных сторон экономи-

ческих процессов в стране можно выделить: антикризисную экономическую безопасность; экономическую безопасность в условиях мирного времени; экономическую безопасность в условиях конфликтов с использованием вооруженной силы; экономическую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с государством-оппонентом; экономическую безопасность в условиях изоляции.

В целом, экономическую безопасность можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства; технико-экономическую независимость, расширяющую понятие экономической самостоятельности, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний. К этому следует добавить защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от изменения тактических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний.

Сущность экономической безопасности определяется как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Определяющую роль в числе факторов силы и безопасности принадлежит внутреннему социально-экономическому механизму. От эффективности и жизнеспособности этого механизма в значительной степени зависят другие параметры экономической безопасности, лучше поддающиеся структурированию и измерению: качество жизни, экономическая сила, осуществление экономического суверенитета.

Бесперебойная деятельность этого социально-экономического механизма зависит от положения государства и его институтов. В настоящее время все больше укрепляется понимание необходимости более

широкого и непредвзятого обоснования функций государства в современной экономике. В основном это предполагает квалифицированное государственное регулирование развитой рыночной экономики. Ясно, что оно должно пользоваться как экономическими, так и административными инструментами и быть ориентированным на становление и активизацию ры-ночно-конкурентного механизма, поскольку без эффективного функционирования различных государственно-правовых институтов устойчивое его ни экономическое, ни социальное развитие невозможно.

Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение финансовой безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям. В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Роль налоговой системы в финансовой безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой безопасности. Налоговая система, выступая одновременно и фактором финансовой безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную), успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России и ее регионам.

Таким образом, налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. В налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости — с другой. Роль налогов как позитивна, так и негативна (фактор риска). Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения финансовой безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин) [5, с. 443].

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ) [2].

Конкретные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение приведены в гл. 16 НК РФ [2]. Виды налоговых правонарушений, наиболее актуальные для бюджетных учреждений следующие: непредставление налоговой декларации, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, неправомерное несообщение сведений налоговому органу [6, с. 31—34]. В п. 4 ст. 108 НК РФ определено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ [2]. Поскольку в силу гл. 16 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ [2] (постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в ст. 15.3—15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ [1]. Налоговая ответственности установлена в разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» в ст. 116, 117, 119, 120, 123, 125, 126, 129, 129.1 НК РФ. Кроме того, введена новая ст. 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)» [2].

Таким образом, роль налогов как фактора экономической и финансовой безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, которое она переживает, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Кризисное состояние государства в экономике, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 7 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 16 октября 2006 г.). Ч. 1 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; Ч. 2 // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

3. Закон РФ «О безопасности» от 25 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. от 25 декабря 1992 г. № 4235-1); Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288; ФЗ от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ; ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // РГ. 2010. 29 дек.

4. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

5. Экономическая безопасность России / Под ред. проф. В.К. Сенчагова. М., 2005.

6. Гапоненко В.Ф., Палишкина О.В. Актуальные аспекты государственного контроля в сфере противодействия налоговым правонарушениям // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

М.В. КАРАСЕВА,

заместитель начальника научно-исследовательского отдела управления организации научной иредакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России, кандидат экономических наук, доцент Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

Аннотация. Рассматриваются некоторые положения российского законодательства об ответственности за нарушение прав потребителей. Обосновывается необходимость знания данных положений для эффективной маркетинговой деятельности.

Ключевые слова: маркетинг и право, правовые аспекты маркетинга, защита прав потребителей, ответственность за нарушение прав потребителей.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS AT IMPLEMENTATION OF MARKET RESEARCHES

M.V. KARASEVA,

deputy chief of research department of management of the organization of scientific and publishing activity of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of economic sciences, docent

Annotation. Some provisions of the Russian legislation on responsibility for violation of the rights of consumers are considered. Need of knowledge of these provisions for effective marketing activity locates.

Keywords: marketing and right, legal aspects of marketing, protection of the rights of consumers, responsibility for violation of the rights of consumers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.