Научная статья на тему 'К вопросу о структуре экономической безопасности в системе ее обеспечения'

К вопросу о структуре экономической безопасности в системе ее обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1635
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CONOMIC SECURITY / STRUCTURE OF ECONOMIC SECURITY / MAINTENANCE OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев Павел Сергеевич

Статья посвящена исследованию структуры экономической безопасности применительно к современным условия хозяйствования, поскольку обеспечение экономической безопасности выступает, с одной стороны, целью функционирования экономической системы, а с другой условием ее стабильного устойчивого развития. Применительно к задаче рассмотрения структуры экономической безопасности в системе ее обеспечения следует отметить, что данный процесс детерминирован совокупностью внешних и внутренних факторов, к которым можно отнести общие тенденции макроэкономических показателей, восприятие экономических процессов индивидами и хозяйствующими субъектами, особенностями обеспечения конкурентоспособности страны, территорий и предпринимательских структур на внешних и внутренних рынках. Экономическая безопасность, с позиций структурного подхода, разграничена автором на три элемента: экономическую независимость контроль над национальными ресурсами; стабильность и устойчивость, создающие надежные условия и гарантии для предпринимательской активности; способность к саморазвитию и прогрессу. Анализ представленных структурных составляющих позволил выявить наиболее вероятные угрозы экономической безопасности Российской Федерации: рост уровня бедности населения, имущественная дифференциация населения и массовая безработица; криминализация экономических отношений; обострение дифференциации экономического и социального развития регионов, вероятность появления которых подтверждена соответствующими показателями. Для решения задачи обеспечения экономической безопасности обоснована необходимость институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития экономики, среди которых ключевое место отдано бюджетно-налоговой сфере, которая создана для того, чтобы обеспечить поддержание объемного уровня занятости населения, стабильной экономики. Автором предложен, в рамках широко известных форм налоговой политики: максимально высоких налогов, экономического развития и разумных налогов, набор инструментов обеспечения экономической безопасности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE STRUCTURE OF ECONOMIC SECURITY IN ITS SOFTWARE SYSTEM

The article investigates the structure of the economic security in relation to the current economic conditions because on the one hand economic security acts as the purpose of the functioning of the economic system, and on the other hand acts as a condition of its stable sustainable development. As applied to the task of consideration the economic security structure in the system of its maintenance, it should be noted that this process is deterministic set of external and internal factors, which include the general trends of macroeconomic indicators, the perception of the economic processes by individuals and economic entities, peculiarity of maintenance the competitiveness of countries, territories and business structures on internal and external markets. Economic security, from the standpoint of the structural approach, is delimited on three elements by the author: economic independence (control over national resources); stability and sustainability, creating a secure environment and guarantees for entrepreneurial activity; the ability to self-development and progress. Analysis of the structural components has allowed to identify the most likely threats to economic security of the Russian Federation: growth of the poverty rate of the population, property differentiation of the population and massive unemployment; criminalization of economic relations; worsening of the differentiation of economic and social development of the regions, the probability of which is confirmed by relevant indicators. For solving the problem of the economic security, there is a necessity of government institutions to create mechanisms for the implementation and protection of national interests of economic development, among which the key role given to fiscal, which was established in order to ensure the maintenance of the level of employment of stable economy. The author suggests, in the framework of the well-known forms of tax policy: the highest taxes, economic development and reasonable taxes, a set of tools of maintenance of economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре экономической безопасности в системе ее обеспечения»

УДК 330.1 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-74-77

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В СИСТЕМЕ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МОИСЕЕВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tmbagro@gmail.com

Статья посвящена исследованию структуры экономической безопасности применительно к современным условия хозяйствования, поскольку обеспечение экономической безопасности выступает, с одной стороны, целью функционирования экономической системы, а с другой - условием ее стабильного устойчивого развития. Применительно к задаче рассмотрения структуры экономической безопасности в системе ее обеспечения следует отметить, что данный процесс детерминирован совокупностью внешних и внутренних факторов, к которым можно отнести общие тенденции макроэкономических показателей, восприятие экономических процессов индивидами и хозяйствующими субъектами, особенностями обеспечения конкурентоспособности страны, территорий и предпринимательских структур на внешних и внутренних рынках. Экономическая безопасность, с позиций структурного подхода, разграничена автором на три элемента: экономическую независимость - контроль над национальными ресурсами; стабильность и устойчивость, создающие надежные условия и гарантии для предпринимательской активности; способность к саморазвитию и прогрессу. Анализ представленных структурных составляющих позволил выявить наиболее вероятные угрозы экономической безопасности Российской Федерации: рост уровня бедности населения, имущественная дифференциация населения и массовая безработица; криминализация экономических отношений; обострение дифференциации экономического и социального развития регионов, вероятность появления которых подтверждена соответствующими показателями. Для решения задачи обеспечения экономической безопасности обоснована необходимость институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития экономики, среди которых ключевое место отдано бюджетно-налоговой сфере, которая создана для того, чтобы обеспечить поддержание объемного уровня занятости населения, стабильной экономики. Автором предложен, в рамках широко известных форм налоговой политики: максимально высоких налогов, экономического развития и разумных налогов, набор инструментов обеспечения экономической безопасности в России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, структура экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности

Проблемы обеспечения экономической безопасности России - первое условие для возрождения экономической системы. Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, от которого зависит благоприятный динамический рост национальной экономики, ее способность удовлетворять потребности индивида, общества, государства, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь [1].

Экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, разделенную на три элемента [3]:

1. Экономическая независимость - контроль над национальными ресурсами. Уровень производства, качества продукции и эффективности, позволяющий обмениваться научно-техническими достижениями, участвовать на равных в мировой

торговле, кооперативных связях, показывать свою конкурентоспособность.

2. Стабильность и устойчивость, создающие надежные условия и гарантии для предпринимательской активности, сдерживающие факторы, способные дестабилизировать ситуацию.

3. Способность к саморазвитию и прогрессу. Появление условий для инвестирования, увеличение профессионального уровня работников, постоянное усовершенствование производства являются обязательными факторами для устойчивости развития национальной экономики.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, по мнению авторов, являются [2]:

1. Рост уровня бедности населения. Число бедных в Российской Федерации увеличилось по сравнению с 1990 г. в 15 раз. Заработная плата половины занятого населения ниже или равна прожиточ-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

П. С. МОИСЕЕВ

75

ному минимуму, и в 5-7 раз ниже пособия по безработице ведущих стран Запада. Заработная плата научного сотрудника в России в 20-30 меньше, чем в США. ООН утверждает, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она подводит работника к пороговой черте, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Средняя заработная плата в России, в три раза ниже этого порогового значения. Обнищание населения совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, допустило понижение качества образования и здравоохранения. В таких социально-экономических условиях объяснимой реакцией населения стало понижение рождаемости. Более 40 % семей с двумя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50 %.

2. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица. Стремительное деление страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных создает два противоположных класса общества с различными представлениями о социальной справедливости. Резонанс увеличивается, а социальная база реформ возрастает, что приводит к постоянно воспроизводящейся угрозе социальных конфликтов. Предпосылки социальной напряженности дает возрастающий уровень безработицы. Пороговым уровнем считают до 10 % от числа трудоспособного населения. По официальным данным, Российская Федерация близка к этому порогу, но, учитывая скрытую безработицу (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и прочее), действительный ее уровень равен 13-15 %.

3. Криминализация экономических отношений. Необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, как угрозу экономической безопасности, спровоцированную ростом безработицы, сращиванием интересов некоторых чиновников с интересами, имеющими теневой характер, что приводит к ослаблению системы государственного контроля. Теневая экономика имеет две стороны. С одной, это создание новых рабочих мест, производство продукции, оказание различных услуг и повышение благосостояния общества. Но с другой - уклонение от уплаты налогов, отмывание капитала, выведение из оборота доходов и валюты.

4. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Другой из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав терри-

торий. Российские регионы изначально не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях производственного спада быстро делятся на богатые и бедные. Предотвращение, смягчение последствий влияния дифференциации развития территорий на экономическую безопасность России требует выявления и учета факторов, подрывающих стабильность социально-экономической системы государства.

Одной из главных обязанностей государства является обеспечение безопасности экономики субъектов хозяйства.

Ее можно выразить не только в защите интересов всех субъектов, но и в готовности и способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития экономики. Главным элементом экономической безопасности является бюджетно-налоговая сфера, которая создана для того, чтобы обеспечить поддержание объемного уровня занятости населения, стабильной экономики и роста внутреннего национального продукта. Финансовая система напрямую зависит он налогов, а они, в свою очередь, являются основной и самой важной доходной частью бюджета, так как с их помощью формируются экономические связи, взаимоотношения в финансовой сфере и всяческие взаимодействия.

В настоящий период, во время международного финансового и экономического кризиса особую актуальность приобретают вопросы оптимального развития предприятий, производящих материально-вещественные продукты и оказывающих материальные услуги в национальной экономике. Так как эта сфера подвергается серьезному нарушению стабильности, то существует реальная угроза налоговой безопасности страны. Это может быть связано со значительным количеством нарушений в налоговой сфере, задолженностью по налоговым платежам перед бюджетами многих уровней, а также переходом некоторых хозяйствующих субъектов в неконтролируемый государством сектор экономики. Все данные факты представляют собой глобальную проблему для РФ с точки зрения налоговой и экономической безопасности [3].

Одной из главных причин, вызывающих возникновение выше представленных угроз можно считать бюджетную нестабильность экономики, выраженную в неустойчивости финансового положения многих хозяйствующих объектов, неблагоприятном инвестиционном климате, продолжающихся инфляционных процессах и многие другие проблемы. Именно поэтому налоговая безопасность государства выступает одним из основных элементов ЭБ.

Р. 8. МОЮЕЕУ

Налоговой политикой государства называется система специальных мер, курс действий, которые проводятся государством в области налогообложения, а также это отражение проводимой экономической политики, поэтому цели налоговой политики не являются неизменными. Они формируются под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными (фискальные, экономические, социальные, экологические, международные), используются различные формы осуществления налоговой политики [4].

В мировой практике выделяются три главные формы налоговой политики: политика максимально высоких налогов, политика экономического развития и политика разумных налогов [5].

Первая форма - политика максимально высоких налогов. Ее характеризует становление наивысшего числа налогов с высокими налоговыми ставками. Данная политика может принужденно проводиться государством, обычно в экстренные моменты его развития, такие как экономический кризис или война. Естественно, что такая форма налоговой политики получает недовольство со стороны налогоплательщиков, которое выражается в скрытии налоговой базы, в процветании «теневой экономики» и переводе денег в иностранные банки.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. При этой форме государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, при этом, одновременно вынуждено сокращает свои расходы на социальные программы. Целью такой политики является обеспечение приоритетного расширения капитала и стимулирование инвестиционной активности. Данную форму политики проводят тогда, когда есть угроза перехода экономики в экономический кризис.

И третья форма - политика разумных налогов. Она характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и удерживать необходимый уровень социальных расходов. Однако на практике данную политику осуществлять нелегко, в связи с сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

В современной мировой практике можно выделить некоторые методы налоговой политики, такие как регулирование [4]:

- соотношения прямого и косвенного налогообложения;

- соотношение федеральных, региональных и местных налогов;

- соотношений пропорциональных и прогрессивных ставок налогов;

- состава налогов, объектов налогообложения.

Литература

1. Османов Ж. Д., Моисеев П. С. Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях усиления санкций // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 10. С. 111-115.

2. Игнатьев В. С. Гармонизация промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности (на примере проявления неравенства доходов): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2005.

3. Колесниченко Е. А., Спицына Е. В. Факторы экономической безопасности: региональный уровень анализа // Лесотехнический журнал. 2015. Т. 5. № 3(19). С. 273-282.

4. Хочуев В. А. Формирование и функционирование системы налогообложения в условиях перехода к социальной рыночной экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук: Краснодар, 1999.

5. Мошонкин А. В. Анализ и планирование налоговой политики субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2013.

References

1. Osmanov Zh. D., Moiseev P. S. Specifika obespech-eniya ekonomicheskoj bezopasnosti v usloviyah usileniya sankcij [Specific of provideng economic security in the conditions of strengthening of sanctions] // Social'no-ekonomicheskie yavle-niya i processy. Tambov, 2015. T. 10. № 10. S. 111-115.

2. Ignat'ev V. S. Garmonizaciya promyshlennoj i tor-govoj politiki s uchetom ekonomicheskoj bezopasnosti (na primere proyavleniya neravenstva dohodov) [Harmonization of industrial and trade policies, taking into account the economic security (in the display example of income inequality)]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Moskva, 2005.

3. Kolesnichenko E. A., Spicyna E. V. Faktory ekonomicheskoj bezopasnosti: regional'nyj uroven' analiza [Factors of economic security: regional level of analysis] // Lesotekhnicheskij zhurnal. 2015. T. 5. № 3(19). S. 273-282.

4. Hochuev V. A. Formirovanie i funkcionirovanie sis-temy nalogooblozheniya v usloviyah perekhoda k social'noj rynochnoj ekonomike [Formation and functioning of the taxation system in the transition to a social market economy]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: Krasnodar, 1999.

5. Moshonkin A. V. Analiz i planirovanie nalogovoj politiki sub"ektov Rossijskoj Federacii [Analysis and planning of the tax policy of the Russian Federation]: av-toref. dis. ... kand. ekon. nauk. Rostov-na-Donu, 2013.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

n. C. MOHCEEB

77

* * *

TO THE QUESTION ABOUT THE STRUCTURE OF ECONOMIC SECURITY IN ITS SOFTWARE SYSTEM

MOISEEV PAVEL SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: tmbagro@gmail.com

The article investigates the structure of the economic security in relation to the current economic conditions because on the one hand economic security acts as the purpose of the functioning of the economic system, and on the other hand acts as a condition of its stable sustainable development. As applied to the task of consideration the economic security structure in the system of its maintenance, it should be noted that this process is deterministic set of external and internal factors, which include the general trends of macroeconomic indicators, the perception of the economic processes by individuals and economic entities, peculiarity of maintenance the competitiveness of countries, territories and business structures on internal and external markets. Economic security, from the standpoint of the structural approach, is delimited on three elements by the author: economic independence (control over national resources); stability and sustainability, creating a secure environment and guarantees for entrepreneurial activity; the ability to self-development and progress. Analysis of the structural components has allowed to identify the most likely threats to economic security of the Russian Federation: growth of the poverty rate of the population , property differentiation of the population and massive unemployment; criminalization of economic relations; worsening of the differentiation of economic and social development of the regions, the probability of which is confirmed by relevant indicators. For solving the problem of the economic security, there is a necessity of government institutions to create mechanisms for the implementation and protection of national interests of economic development, among which the key role given to fiscal, which was established in order to ensure the maintenance of the level of employment of stable economy. The author suggests, in the framework of the well-known forms of tax policy: the highest taxes, economic development and reasonable taxes, a set of tools of maintenance of economic security of Russia.

Key words: economic security, structure of economic security, maintenance of economic security

P. S. MOISEEV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.