Научная статья на тему 'Экономическая безопасность как главный компонент национальной безопасности страны'

Экономическая безопасность как главный компонент национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАНКОВСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / BANKING SECURITY / THREAT / SPECIAL ECONOMIC MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амельчаков И.Ф., Переверзева Е.С., Карагодин А.В.

В статье рассматривается взаимосвязь национальной и экономической безопасности и отмечается необходимость поддержания и обеспечения финансовой стабильности для функционирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security as the main component of national security

The article discusses the relationship between national and economic security and the necessity of maintaining and ensuring the financial stability for the economy.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность как главный компонент национальной безопасности страны»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЙ

компонент национальной безопасности страны

economic security as the main component of

national security

УДК 338.2:330.3

И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: belui-general@ya.ru

Е.С. ПЕРЕВЕРЗЕВА,

кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: katkatrin200@gmail.com

А.В. КАРАГОДИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: karagodin1975@gmail.com

I.F. AMELCHAKOV,

candidate of Jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

E.S. PEREVERSEVА,

candidate of economics (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

A.V. KARAGODIN,

candidate of jurisprudence , Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь национальной и экономической безопасности и отмечается необходимость поддержания и обеспечения финансовой стабильности для функционирования экономики.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, банковская безопасность, угроза, специальные экономические меры.

Abstract: the article discusses the relationship between national and economic security and the necessity of maintaining and ensuring the financial stability for the economy.

Keywords: national security, economic security, banking security, threat, special economic measures.

6

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

Наука. Теория. Практика

Российская Федерация переживает сложный исторический момент формирования новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и нечеткости правовой базы, регламентирующей экономические отношения, отставания законодательства от протекающих в обществе процессов.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности [2].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Говоря о национальной безопасности, следует обозначить, что определение национальной безопасности дается в Стратегии национальной безопасности до 2020 г. Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [2].

Фундаментальные положения в области обеспечения национальной безопасности основываются на прочной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Необходимо отметить, что в Стратегии-2020 уделяется мало внимания вопросам экономической безопасности, но из текста однозначно понятно: экономическая безопасность - ее составная часть.

Национальная безопасность дает оценку уровня защищенности государства, объединяет в себе различные виды безопасности, что дает возможность более полно оценивать

состояние обеспечения безопасности интересов государства не только от отдельных угроз, но и от системных угроз, возникающих в результате взаимодействия нескольких негативных факторов. Составной частью национальной безопасности государства, основанной на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, является экономическая безопасность. Элементами структуры экономической безопасности являются экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Детализирование вопросов экономической безопасности реализуется в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. Одновременно к основным задачам и функциям Совета безопасности относится применение специальных экономических мер и анализ информации об экономической ситуации в стране.

Государственная стратегия развивает и детализирует основные положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации, исходя из национальных интересов в области экономики.

Экономисты выделяют следующие уровни экономической безопасности: международный, национальный, локальный, частный.

В соответствии со Стратегией объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности [1].

Цель Государственной стратегии - гарантировать развитие экономики, создающее оптимальные условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противодействия влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане [1].

К примерам таких экономических угроз можно отнести крах финансово-кредитной системы в 1998 г. или мировой финансовый

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

7

Наука. Теория. Практика

кризис 2008 г.

Под угрозами следует понимать прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства [2].

К угрозам экономической безопасности Стратегия относит:

1) низкую конкурентоспособность продукции;

2) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России;

3) приобретение иностранными фирмами российских предприятий.

Подобное беспокойство вызывает в российском обществе вступление России в ВТО. Невысокая конкурентоспособность российских банков сравнительно с иностранными банками после начала создания их филиалов на территории России становится угрозой экономической безопасности.

К угрозам экономической безопасности, вызванным вступлением России в ВТО, нужно отнести рост зависимости от европейских и мировых кризисных явлений. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы [2].

Угрозой является осложнение деятельности Банка России как регулятора, поскольку филиалы иностранных банков не подконтрольны Банку России. Повышение рисков банковской деятельности и появление новых схем легализации доходов, несмотря на надзор международных организаций, также представляют угрозу экономической безопасности. Нельзя забывать и о таком явлении нашей действительности, как коррупция, которая тоже представляет собой угрозу экономической безопасности [4].

К критериям безопасного состояния экономики Стратегия относит устойчивость финансовой системы, которая характеризуется устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг.

В этой сфере реализация мер по обеспечению экономической безопасности совпа-

дает с целями деятельности Банка России, установленными Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)». Среди них следует отметить: защиту и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы [3].

В условиях неустойчивости мировых финансовых рынков банковская деятельность становится сферой повышенного риска. Финансовые кризисы оказывают влияние на безопасность национальных банковских систем и угрожают потерей экономической независимости. В данных условиях целесообразно рассматривать банковскую безопасность как важную функцию государства.

Главная роль в подготовке и исполнении мер банковской безопасности как составляющей экономической безопасности принадлежит Банку России, однако ни в Стратегии-2020, ни в Стратегии экономической безопасности, ни в Федеральном законе «О безопасности» этот орган государственного управления не упоминается. Кроме того, Председатель Банка России не является членом Совета безопасности, так же как и министр экономического развития. Единственным представителем банковского сектора экономики в Совете безопасности является министр финансов, возглавляющий Национальный банковский совет.

По нашему мнению, к недостаткам Стратегии-2020 и системы национальной безопасности в целом следует отнести отсутствие должного внимания к проблемам экономической безопасности. Представляется необходимым Стратегию национальной безопасности дополнить положениями об экономической и банковской безопасности.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Интеграция России в мировое сообщество имеет свои плюсы, но и является источником дополнительных угроз экономической безопасности. Данные угрозы можно преодолеть при наличии четкой системы обеспечения экономической безопасности; использовании норм и принципов международного права; постоянном мониторинге экономической ситуации в мире; при совершенствовании правового регулирования банковской деятельности. Необходимо усиление роли государства в правовом регулировании экономики.

8

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

Наука. Теория. Практика

Литература —

1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Российская газета. 2009. № 89.

2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. № 88.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке (Банке Российской Федерации)» // Парламентская газета. 2002. № 131-132.

4. Лесина Е.А. Роль государства в обеспечении экономической безопасности на фоне вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Право ВТО. 2012. № 4. С. 15-21.

5. Диденко В.И., Озеров И.Н., Глушков Е.Л. Руководство по раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономической деятельности. - Белгород, 2007. Том 2.

References

1. The Decree of the President of the Russian Federation from 29.04.1996. № 608 «On state economic security strategy of the Russian Federation (Main provisions)» // Russian paper. № 89.

2. The Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2009. № 537 (as amended from 01.07.2014) «On the national security Strategy of Russian Federation until 2020» // Russian paper. 2009. № 88.

3. Federal law dated 10.07.2002 No. 86-FZ «On the Central Bank (Bank of the Russian Federation)» // The parliamentary newspaper. 2002. № 131-132.

4. Pesina E.A. The Role of the state in economic security on the background of Russia’s accession to the world trade organization // WTO Law. 2012. № 4. P.15-21.

5. Didenko VJ, Ozerov I.N., Clushkov E.L. Guidance on the disclosure and investigation of crimes in the sphere of economic activity. - Belgorod, 2007. Volume 2.

(Статья сдана в редакцию 20.08.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.