Научная статья на тему 'Государственная политика обеспечения экономической безопасности России'

Государственная политика обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5413
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕРЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ / PUBLIC POLICY / ECONOMIC SECURITY / SECURITY THREATS / MEASURES TO NEUTRALIZE THE THREAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Сергеева Ирина Анатольевна, Дорофеев Владимир Дмитриевич

Актуальность и цели. Обострение проблемы обеспечения экономической безопасности государства усиливается в условиях глобализации экономики и ужесточающихся экономических санкций, предъявленных России со стороны ряда промышленно развитых стран, требующих от нашего государства взвешенной и адекватной реакции. Это влечет за собой изменения в экономической политике государства, в которой на современном этапе отсутствуют научно обоснованная промышленная политика, направленная на активизацию процессов создания условий для перевода экономики России на инновационный путь развития. В сложившихся условиях Россия не в состоянии будет противостоять оказываемому давлению и предотвращать угрозы экономической безопасности государства без изменения макроэкономического курса и без развития отечественной промышленности. Цель работы обосновать необходимость совершенствования государственной экономической политики с целью снижения негативного влияния внешних и внутренних угроз и обеспечения экономической безопасности страны. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования официальных материалов Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также изучения трудов отечественных ученых по данной проблеме и материалов круглого стола, проводившегося 22 октября 2014 г. в Госдуме РФ. Методологический потенциал включает монографический метод, применение которого позволяет исследовать ранее предложенные учеными подходы к развитию промышленных предприятий, а также методический подход и индикаторы оценки экономической безопасности государства, имеющуюся для этого законодательную базу и ее недостатки; статистический метод, использованный для анализа данных, связанных с выявлением вызовов и угроз экономической безопасности, а также состояния и тенденций проблем развития отечественной экономики. Результаты. Выявлены вызовы и угрозы экономической безопасности, предупреждение и устранение которых является острой необходимостью развития государства и реализации национальных интересов. Выявлены основные угрозы экономической безопасности России, проведен анализ статистических данных, подтверждающих их наличие и негативное влияние на экономику страны. Рассмотрены основные направления государственной политики. Обоснован комплекс мер, направленных на изменение государственной политики и обеспечение экономической безопасности страны. Выводы. Исследование основных угроз экономической безопасности государства и проблем функционирования экономики в целом обусловливает острую необходимость выработки адекватной и эффективной государственной политики, способствующей системному решению широкого круга задач по нейтрализации реально существующих и предотвращению возникновения новых угроз, а также минимизации их негативных последствий в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC POLICY OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Background. The growing problem of economic security of the state is amplified in the globalized economy and tightening economic sanctions against Russia by a number of industrialized countries demanding from our government a balanced and adequate response. This entails changes in the economic policy of the state, in which at the present stage there is no science-based industrial policy aimed at enhancing the processes of creating conditions for a transfer of the Russian economy to innovative way of development. In the current conditions Russia would not be able to withstand the exerted pressure and prevent threats to economic security of the state without changing the macroeconomic course and without the developing the domestic industry. The purpose of the article is to justify the need for improvement of the state economic policy with the aim of reducing the negative impact of external and internal threats and ensuring economic security of the country. Materials and methods. The research tasks was achieved through the use of official materials of the Ministry of Finance and the Central Bank of the Russian Federation, as well as through the study of works by domestic scientists on this problem and materials of the roundtable held on 22nd October 2014 in the State Duma of the Russian Federation. The methodological potential included the monographic method, the use of which allows to explore approaches to development of industrial enterprises, previously suggested by scholars, as well as a methodological approach and indicators for assessing the economic security of the state, the legal framework and its deficiencies; the statistical method used to analyze the data associated with identification of challenges and threats to economic security, and the status and trends of development of the Russian economy. Results. The authors identified challenges and threats to economic security, prevention and elimination of which is sorely needed for development of the state and fro realization of national interests. The researchers identified the main threats to economic security of Russia, analyzed the statistical data confirming their presence and negative impact on the economy, and considered the main directions of the state policy. The work substantiates a complex of measures aimed at changing the state policy and economic security of the country. Conclusions. The study of the main threats to economic security of the state and problems of functioning of the whole economy causes an acute need to develop adequate and effective public policies that will contribute to addressing a wide range of tasks on neutralization of the existing threats and on prevention of new threats, and will minimize their negative consequences in the future.

Текст научной работы на тему «Государственная политика обеспечения экономической безопасности России»

УДК 637.5

В. М. Володин, И. А. Сергеева, В. Д. Дорофеев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Обострение проблемы обеспечения экономической безопасности государства усиливается в условиях глобализации экономики и ужесточающихся экономических санкций, предъявленных России со стороны ряда промышленно развитых стран, требующих от нашего государства взвешенной и адекватной реакции. Это влечет за собой изменения в экономической политике государства, в которой на современном этапе отсутствуют научно обоснованная промышленная политика, направленная на активизацию процессов создания условий для перевода экономики России на инновационный путь развития. В сложившихся условиях Россия не в состоянии будет противостоять оказываемому давлению и предотвращать угрозы экономической безопасности государства без изменения макроэкономического курса и без развития отечественной промышленности. Цель работы - обосновать необходимость совершенствования государственной экономической политики с целью снижения негативного влияния внешних и внутренних угроз и обеспечения экономической безопасности страны.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования официальных материалов Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также изучения трудов отечественных ученых по данной проблеме и материалов круглого стола, проводившегося 22 октября 2014 г. в Госдуме РФ. Методологический потенциал включает монографический метод, применение которого позволяет исследовать ранее предложенные учеными подходы к развитию промышленных предприятий, а также методический подход и индикаторы оценки экономической безопасности государства, имеющуюся для этого законодательную базу и ее недостатки; статистический метод, использованный для анализа данных, связанных с выявлением вызовов и угроз экономической безопасности, а также состояния и тенденций проблем развития отечественной экономики.

Результаты. Выявлены вызовы и угрозы экономической безопасности, предупреждение и устранение которых является острой необходимостью развития государства и реализации национальных интересов. Выявлены основные угрозы экономической безопасности России, проведен анализ статистических данных, подтверждающих их наличие и негативное влияние на экономику страны. Рассмотрены основные направления государственной политики. Обоснован комплекс мер, направленных на изменение государственной политики и обеспечение экономической безопасности страны.

Выводы. Исследование основных угроз экономической безопасности государства и проблем функционирования экономики в целом обусловливает острую необходимость выработки адекватной и эффективной государственной политики, способствующей системному решению широкого круга задач по нейтрализации реально существующих и предотвращению возникновения новых угроз, а также минимизации их негативных последствий в перспективе.

Ключевые слова: государственная политика, экономическая безопасность, угрозы безопасности, меры нейтрализации угроз.

V. M. Volodin, I. A. Sergeeva, V. D. Dorofeev

PUBLIC POLICY OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Abstract.

Background. The growing problem of economic security of the state is amplified in the globalized economy and tightening economic sanctions against Russia by a number of industrialized countries demanding from our government a balanced and adequate response. This entails changes in the economic policy of the state, in which at the present stage there is no science-based industrial policy aimed at enhancing the processes of creating conditions for a transfer of the Russian economy to innovative way of development. In the current conditions Russia would not be able to withstand the exerted pressure and prevent threats to economic security of the state without changing the macroeconomic course and without the developing the domestic industry. The purpose of the article is to justify the need for improvement of the state economic policy with the aim of reducing the negative impact of external and internal threats and ensuring economic security of the country.

Materials and methods. The research tasks was achieved through the use of official materials of the Ministry of Finance and the Central Bank of the Russian Federation, as well as through the study of works by domestic scientists on this problem and materials of the roundtable held on 22nd October 2014 in the State Duma of the Russian Federation. The methodological potential included the monographic method, the use of which allows to explore approaches to development of industrial enterprises, previously suggested by scholars, as well as a methodological approach and indicators for assessing the economic security of the state, the legal framework and its deficiencies; the statistical method used to analyze the data associated with identification of challenges and threats to economic security, and the status and trends of development of the Russian economy.

Results. The authors identified challenges and threats to economic security, prevention and elimination of which is sorely needed for development of the state and fro realization of national interests. The researchers identified the main threats to economic security of Russia, analyzed the statistical data confirming their presence and negative impact on the economy, and considered the main directions of the state policy. The work substantiates a complex of measures aimed at changing the state policy and economic security of the country.

Conclusions. The study of the main threats to economic security of the state and problems of functioning of the whole economy causes an acute need to develop adequate and effective public policies that will contribute to addressing a wide range of tasks on neutralization of the existing threats and on prevention of new threats, and will minimize their negative consequences in the future.

Key words: public policy, economic security, security threats, measures to neutralize the threat.

Обострение проблемы обеспечения экономической безопасности государства усиливается в условиях ужесточающихся экономических санкций, предъявленных России со стороны ряда промышленно развитых стран, требующих от нашего государства взвешенной и адекватной реакции. Это, несомненно, влечет за собой изменения в экономической политике государства, так как экономическую безопасность можно рассматривать как целевую функцию политики, отражающую необходимость защиты национальных ин-

тересов, развития отечественной экономики, поддержки социально-политической стабильности в обществе.

В условиях высокой внешней зависимости российской экономики ужесточение экономических санкций создает серьезные угрозы для ее экономической безопасности. Наиболее острые угрозы касаются рисков замораживания валютных активов, отключения российских банков от международных платежных и информационных систем, запретов на поставки высокотехнологической продукции.

Национальные интересы России требуют решительных действий по созданию надежной и эффективной системы организационно-правовых и экономических механизмов их защиты, а также комплекса превентивных и реактивных мер устранения и предупреждения угроз экономической безопасности государства.

В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» определены приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития страны, а также ряд внутренних условий, которые окажут на него существенное влияние1. В качестве основных выделены: необходимость более сбалансированного роста заработной платы и производительности труда; необходимость сокращения дефицита федерального бюджета и проведения политики бюджетной консолидации и др. Однако в сложившейся экономической ситуации назрела острая необходимость пересмотра государственной политики в вопросах обеспечения экономической безопасности страны и разработки комплекса мер, способных нейтрализовать реально существующие угрозы, предотвратить возникновение новых, а также минимизировать их негативные последствия в перспективе.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, устанавливает, что важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора2. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности.

Уровень экономической безопасности страны обеспечивается состоянием самой экономики, в частности высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны.

В рамках круглого стола «Проблемные точки возможной дестабилизации социально-экономической ситуации в России. Пути нейтрализации уг-

1 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.). -URL: http://base.garant.ru

2 ИА «ГАРАНТ». - URL: http://www.garant.ru/news

роз», состоявшегося в Государственной Думе РФ 22 октября 2014 г., обсуждались основные вызовы и угрозы экономической безопасности, в числе которых была выделена чрезмерная нагрузка на домохозяйства при значительном снижении их доходов. Возрастание нагрузки на население обусловлено увеличением тарифов и доли платных услуг, закредитованностью населения, ведущей к росту неплатежей и проблем, связанных с невыплатой кредитов вплоть до отъема недвижимости. Кроме того, с 2015 г. в связи с введением налога на недвижимость, значительно возрастет налоговая нагрузка. Все это ведет к обнищанию населения и возрастанию социально-экономической напряженности в обществе.

Кроме того, в связи с неблагоприятными экономическими условиями наблюдается тенденция сворачивания деятельности малого бизнеса, являющегося источником создания рабочих мест около 20 млн граждан. Все это сказывается не только на социальной напряженности в обществе, но и значительно снижает потребительский спрос населения.

В современных условиях неопределенности по-прежнему актуальны угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые были указаны в свое время в двух основных концептуальных документах: в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

В Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности выделены следующие группы угроз1:

- увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности. По данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2014 г. составила 11,2 %, что в 1,04 раза больше, чем в 2013 г. Уровень безработицы составил в 2013 г. 5,5 %, в 2014 г. - 5,2 %2;

- деформированность структуры российской экономики. Она может быть обусловлена такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; разрушение технологического единства научных исследований и разработок, подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка, рост внешнего долга России;

- возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

1 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (Основные положения) : Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608.

2 Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru

- криминализация общества и хозяйственной деятельности. В сфере экономики в 2014 г. зарегистрировано 75,7 тыс. преступлений, из них 21,8 тыс. совершены в крупном и особо крупном размере1.

В настоящее время одной из острых проблем в социально-экономической сфере является проблема экономических правонарушений. Важность проблемы обусловлена усилением борьбы с коррупцией, являющейся серьезным препятствием в развитии страны, и поиском эффективных механизмов функционирования экономики без использования нелегальных способов.

Национальной проблемой в России стала проблема теневой экономики. Ежегодно Росстат сообщает официальные данные о численности населения, занятых в неофициальном секторе экономики РФ. По последней оценке Рос-стата, на конец второго квартала 2015 г. в неформальном секторе экономики было занято 15,4 млн человек, или 21,3 % к общей численности занятого населения. Иными словами, каждый пятый работающий россиянин занят в неформальном секторе. В отношении структуры неформальной занятости наибольшее число занято в сегменте торговли и ремонта (34,3 % всех неформальных работников)2.

Специфика и уникальность отечественной теневой экономики связана с такими чертами, как перелив капитала за рубеж, уход от налогов, двойная бухгалтерия, скрытая безработица, челночная и бартерная торговля, коррупция. В 2014 г. отток капитала из России составил 154,1 млрд долл. Согласно данным Центробанка, оборот теневой обналички за 2013-2015 гг. составил около 3,7 трлн рублей. За первое полугодие 2015 г. Центробанк оценил рынок теневого обналичивания средств через схемы с платежными агентами в 390 млрд рублей, а через банки - примерно в 200 млрд рублей3 [1].

По оценке Минфина, в 2015 г. отток капитала из России составил 70-80 млрд долл.4.

Самый распространенный способ незаконного вывоза капитала - создание дочерних компаний в офшорных зонах с использованием корпоративных банков. В опубликованных Минфином «Основных направлениях налоговой политики на 2014-2016 гг.» предложено подписать со всеми офшорными юрисдикциями двусторонние соглашения об обмене информацией с целью достижения прозрачности деятельности бизнеса5.

Кроме того, можно выделить такие внутренние угрозы экономической безопасности государства, как: коррумпированность бюрократии, зависимость от импорта потребительских товаров; слабость механизмов предотвращения утечек денежно-валютных ресурсов за рубеж; низкая конкурентоспособность продукции; несовершенство нормативно-правовой базы; ухудшение состояния научно-технического потенциала.

Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности. В условиях глобализации

1 Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru

2 Там же.

3 Центральный банк Российской Федерации (Банк России). - URL: www.cbr.ru

4 Министерство финансов РФ. - URL: www.minfin.ru

5 Там же.

мировой экономики важнейшими для России являются следующие показатели экономической безопасности [1]:

- качество жизни населения, в состав которого могут быть включены такие показатели, как производство реального ВВП на душу населения, средняя и минимальная заработная плата, личный располагаемый доход и др. По данным Федеральной службы государственной статистики, денежный доход на душу населения в 2014 г. составил 27 714 рублей, что на 6,9 % больше, чем в 2013 г. Среднемесячная начисленная заработная плата одного рабочего на 2014 г. составила в среднем 32 600 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы в 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизились на 1,0

- конкурентоспособность национальной экономики, степень ее встро-енности в мировую экономику и способность к получению выгод от участия в международном разделении труда. По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, оборот внешней торговли России за первый квартал 2014 г. составил 189 322 млн долл. США. Основными торговыми партнерами РФ выступили страны Европейского Союза (ЕС), которые обеспечили 49,7 % торгового оборота, вторыми по значимости торговыми партнерами выступили страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые обеспечили России 25,6 % ее торгового оборота. Несмотря на санкции со стороны Соединенных Штатов Америки, торговый оборот с данной страной вырос на 13,5 %, при этом рост экспорта составил 26,6 %, а импорта 6,2 %. Основными экспортными товарами России являются энергоресурсы (нефть, газ, уголь и т.д.), которые занимают 72 % в структуре ее экспорта. Основными товарами, импортируемыми в Россию, являются автомобили, машинное оборудование и транспортные средства, которые в структуре импорта занимают 47 %2;

- темпы инновационного развития. Расходы федерального бюджета на НИОКР на протяжении последних пяти лет составляют примерно 5 % общих расходов федерального бюджета с тенденцией к росту до 4,96 % в 2014 г. [4];

- темпы экономического роста. В 2014 г. рост российской экономики замедлился. Темп прироста ВВП снизился с 3,4 % в 2012 г. до 1,3 % в 2013 г. и до 0,6 % в 2014 г. Инвестиционная активность снизилась. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и слабый внешний спрос оказывали

„ 3

сдерживающее влияние на развитие российской экономики ;

- состояние валютно-финансовой системы страны, при оценке которой следует прежде всего обращать внимание на показатели, характеризующие степень устойчивости национальной денежной единицы, степень конвертируемости национальной валюты, уровень инфляции, курсовое соотношение национальной валюты и валют ведущих стран, соотношение между темпами инфляции и динамикой валютного курса и т.д.

Центральный Банк Российской Федерации установил обновленные курсы валют на 26.09.2015. Курс американского доллара составляет уже 65 рублей 67 копеек, а курс евровалюты установился на отметке 73 рубля 14 копеек. Уровень инфляции на август 2015 г. составил 15,8 %4;

1 Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru

2 Там же.

3 Там же.

4 Центральный банк Российской Федерации (Банк России). - URL: www.cbr.ru

- уровень безработицы. По данным Росстата, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в январе 2015 г. составил 5,5

- дефицит бюджета, его динамика. Дефицит бюджета РФ в 2014 г. составил 845,6 млрд рублей. Дефицит федерального бюджета России за первые четыре месяца 2015 г. составил 995,8 млрд рублей (4,4 % ВВП);

- внешний и внутренний государственный долг. По данным Министерства финансов РФ, государственный внешний долг в декабре 2014 г. составлял 53,97 млрд долл. За первый квартал 2015 г. внешний долг составил в среднем 54,31 млрд долл., что на 0,63 % выше. Государственный внутренний долг РФ в первом квартале 2015 г. по сравнению с первым кварталом 2014 г. возрос на 22,9 % и составил в среднем 5464,64 млрд рублей2 и др.

Изменения в экономической сфере России в первую очередь произошли из-за с санкций в связи с украинскими событиями 2014 г. Санкции имеют негативные последствия для российской экономики в целом и, как следствие, представляют реальную угрозу экономической безопасности государства.

Экономика России от введенных санкций сильно пострадала. Наиболее сильное влияние санкций ощущает банковский сектор, лишившийся доступа к западным кредитам. По итогам 2014 г. прибыль российских финансовых учреждений снизилась на 40 %, а в январе-феврале 2015 г. тридцать крупнейших банков России получили общий убыток в объеме 22,7 млрд рублей. Возник дефицит ликвидности [2]. Кроме того, число банков в Российской Федерации за прошедшие годы непрерывно снижается.

По данным Центрального Банка РФ, в 2014 г. общая доналоговая выручка банковского сектора России по сравнению с 2013 г. снизилась на 40,7 %3.

В последнее время санкции стали ощущаться и в реальном секторе экономики, в связи с тем что особенно малым и средним предприятиям все труднее получить банковский кредит. Последствием введения санкций, наложенных на нефтяную отрасль, стало резкое снижение уровня цен на нефть. На начало 2015 г. цены снизились до отметки 50 долл./ барр., побивая при этом свой исторический минимум [3].

Учитывая складывающееся положение в экономике, угрозы безопасности могут возрасти, если своевременно не будут приняты соответствующие меры.

В сложившейся ситуации необходимо предпринять комплекс мер по укреплению экономической безопасности, направленных на устойчивое экономическое развитие и изменение экономической политики государства:

- осуществлять финансовые потоки государства в отечественной валюте либо в валюте стран БРИКС;

- заместить валютные активы, размещенные в обязательствах других стран, участвующих в санкциях против России, инвестициями в золото;

- запретить передачу иностранным собственникам стратегических и социально значимых предприятий;

1 Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru

2 Министерство финансов РФ. - URL: www.minfin.ru

3 Центральный банк Российской Федерации (Банк России). - URL: www.cbr.ru

- провести перевооружение промышленности с ориентацией на инновационное развитие;

- разработать крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам для преодоления зависимости от импорта иностранной техники;

- обеспечить работу российских платежных инструментов;

- осуществить деофшоризацию экономики, направленную на прекращение систематического оттока капитала;

- ориентировать собственную финансовую систему на внутренние источники кредитования;

- обеспечить льготное финансирование реального сектора экономики, сокращение налогов на производственную деятельность и заработную плату;

- создать реальные условия для активизации предпринимательской деятельности.

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности должно быть направлено на усиление восприимчивости сфер экономики к инновационному развитию, позволяющему наиболее полно использовать позитивное воздействие внешних и внутренних факторов для повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции.

Список литературы

1. Дудин, М. Н. Экономическая безопасность России: угроза национальным интересам и их отражение / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, В. Н. Сидоренко // МИР (Модернизация, инновации, развитие). - 2014. - № 20. - С. 98-106.

2. Стефанова, Н. А. Влияние экономических санкций на банковский сектор России / Н. А. Стефанова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 4-1. - С. 258-261.

3. Джео, М. Ф. Влияние санкций на экономическое развитие России / М. Ф. Джео, З. С. Дотдуева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. -№ 2-7. - С. 36-40.

References

1. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Sidorenko V. N. MIR (Modernizatsiya, innovatsii, raz-vitie) [Modernization, innovations, development]. 2014, no. 20, pp. 98-106.

2. Stefanova N. A. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Urgent problems of humanities and natural sciences]. 2015, no. 4-1, pp. 258-261.

3. Dzheo M. F., Dotdueva Z. S. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Modern trends of scientific and technological development]. 2015, no. 2-7, pp. 36-40.

Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ieu@pnzgu.ru

Volodin Viktor Mikhaylovich

Doctor of economic sciences, professor,

dean of the faculty of economics

and administration, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Сергеева Ирина Анатольевна доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: iransergeeva@yandex.ru

Дорофеев Владимир Дмитриевич

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Sergeeva Irina Anatol'evna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management and economic safety, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Dorofeev Vladimir Dmitrievich Doctor of engineering sciences, professor, head of sub-department of management and economic safety, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: management@pnzgu.ru

УДК 637.5 Володин, В. М.

Государственная политика обеспечения экономической безопасности России / В. М. Володин, И. А. Сергеева, В. Д. Дорофеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. -№ 4 (36). - С. 219-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.