Научная статья на тему 'Экология визуальности в пространстве культуры и музейного образования: к постановке проблемы'

Экология визуальности в пространстве культуры и музейного образования: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
382
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ / ВОСПРИЯТИЕ / ДИЗАЙН / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЬЮТЕР / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ВИЗУАЛЬНАЯ / КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ / ЛИЧНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОЩУЩЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ADAPTATION / ARTIFACT / VISUALITY / VISUAL COMMUNICATION / VISUAL FLOW / VIRTUAL MUSEUM / INTERPRETATION / FINE ARTS / FIGURATIVE ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION PROCESS / CREATIVITY / COMPUTER TECHNOLOGIES / CULTURE / CULTURE FORM / INTERPERSONAL COMMUNICATION / MEDIA ART / MUSEUM EDUCATION PROGRAMME / EDUCATIONAL PROCESS / PROJECTIVE THINKING / ENVIRONMENT METHOD / TECHNOLOGY / PHENOMENON / ART AND CREATIVE ACTIVITY / ART IMAGE / ECOLOGY / ECOLOGICAL PRACTICES / ECOLOGICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Столяров Борис Андреевич

Статья посвящена актуальным вопросам художественного развития подрастающего поколения, в контексте активно влияющего на человека интенсивного визуального потока. Формируя жизнь подрастающего поколения, именно визуальный поток передает ему знания о мире, язык, коды и ценности повседневной жизни, нормы социального поведения, а так же представление о культуре в целом. Особое внимание в рассмотрении проблем экологии культуры, автор уделяет роли изобразительного искусства и художественного музея, который объединил в своем пространстве процессы сохранения, анализа, оценки и освоения художественной и социокультурной деятельности общества с его глобальными проблемами от образования и экологии-до терроризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual ecology in the cultural and museum environment

The article discusses creative development of young generations in the context of intense visual information flow affecting modern humans. Visuality plays a vital role in young people's development by providing information about the world, language, everyday life values, social norms and cultural concepts. Within cultural ecology, the role of fine arts and art museums is emphasized as places for study, preservation, and maintenance of the creative and sociocultural activity of the modern society with its global problems ranging from education and ecology to terrorism

Текст научной работы на тему «Экология визуальности в пространстве культуры и музейного образования: к постановке проблемы»

Б. А. Столяров

ЭКОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОСТИ

В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ И МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Понятием «экология» обозначается поле научно-практической деятельности в области сохранения культурного наследия и его изучение в контексте проблем культурной идентичности и управления окружающей средой. В мировом сообществе окрепло убеждение в необходимости сохранения духовного, творческого потенциала каждой конкретной нации, этноса и личности, а значит, и художественной культуры, вне которой жизнь человека обесценивается. Отражением этого убеждения стало развитие культурного туризма, средовой подход в архитектуре, развитие дизайна, экопсихологии и экопрактики средового поведения, музейно-педагогическая деятельность.

Трансформируя содержательные и структурные характеристики культуры, действительность требует создания новых моделей и технологий, влияющих на массовое и личностное сознание различными формами визуализации. Заполняя пространство жизни современного человека, визуальный поток представляет собой сумму зрительных образов, отождествляющих человека с окружающим миром и определяющих уровни его предпочтений. Формируя жизнь молодого поколения, именно визуальный поток передает ему знания о мире, язык, коды и ценности повседневной жизни, нормы социального поведения, а также представление о культуре в целом.

Учитывая динамику социокультурных процессов, объем визуальных образов, влияющих на человека, мы можем определить как интенсивный визуальный поток, к составляющим которого мы отнесем изобразительное искусство, фотографию, рекламу и информационные технологии. Подчеркнем последний компонент как базовый, с помощью которого подрастающее поколение через образовательный процесс и быт включается в визуальную коммуникацию.

Интенсивный визуальный поток отражает круг проблем, связанных с развитием информационных технологий, которые, став одним из символов глобального мира, трансформируют исторически сложившиеся ценности, зачастую подменяя их устойчивость сиюминутностью меняющихся образов.

С другой стороны, эти технологии дают возможность представителям творческих профессий, оперирующих визуальными образами, расширив грани изобразительной деятельности, создавать так называемое медийное искусство, разрушающее у зрителя представление о реальности увиденного1. Таким образом, в рамках антитезы «видеть — не значит верить», возникает проблема интерпретации визуальных явлений и ответственности за социальные и культурные последствия визуального потока, в котором мы живем. Ведь, даже не веря, человек испытывает эмоциональный прессинг под воздействием потока визуальных образов, каждый из которых представляет собой сложный феномен, обладающий комплексом факторов (размер, цвет, освещение, расположение в пространстве и т.д.), способных самостоятельно влиять на процесс восприятия человеком окружающего мира. В этой ситуации экология культуры на дискурсивном уровне включает в себя и проблемы этики.

© Б. А. Столяров, 2009

К наиболее значимым, с точки зрения педагогического процесса, компонентам интенсивного визуального потока отнесем изобразительное искусство, произведения которого мы рассматриваем как:

• визуальное отражение реальной действительности;

• визуальное воплощение художественного образа;

• визуальное воплощение идей, на основе которых формируются общественные нормы и понятия, и, например, визуальное воплощение прекрасного — фотографию, представляющую собой одно из средств интерпретации окружающей нас реальности, и информационные/компьютерные технологии, расширяющие возможности восприятия и интерпретации произведений искусства, относящихся к памятникам традиционной художественной культуры.

Названные технологии, уверенно завоевывая не только новые сферы жизни, но и пространство искусства, изменили структуру восприятия человеком окружающего мира2. Одним из результатов такого «завоевания» является виртуальный музей, содержанием которого стала логически связанная коллекция цифровых объектов, составленная из самых разных музейных коллекций. Благодаря своим коммуникативным качествам, она улучшает традиционные формы взаимодействия с потенциальными посетителями музея.

Оригинальная идея виртуального музея принадлежит Государственному Русскому музею, который позиционирует Виртуальный музей, как новую форму трансляции культурных (музейных) ценностей и следующий шаг в развитии музейного дела. Его задача не только дать информацию о коллекциях музея, но и содействовать широкому включению музейных памятников в образование.

Дав возможность открытого доступа к своему содержанию названных учреждений, Виртуальный филиал предоставляет пользователю возможность:

• расширить представления о коллекциях музея в цифровом пространстве;

• включить коллекции в широкое образовательное пространство;

• усовершенствовать стратегию Интернета в области художественного образования;

• включиться удаленным от культурных центров пользователям в процесс постижения искусства;

• создавать пользователям свои собственные виртуальные коллекции и выставки, что позволит включить их, через интерес к искусству, в большое сообщество3;

• связывать записанные в цифровом формате коллекции музеев с информацией из библиотек, архивов и сайтов, делая их доступными в качестве самостоятельного источника;

• располагать службы музейной интерпретации не только внутри музейного пространства, но и в других учреждениях4;

• способствовать благодаря доступности изобразительного искусства позитивным социальным изменениям в обществе.

В контексте развития виртуальности, по мнению специалистов, сущность традиционного музея как обладателя коллекций, генератора знаний и источника «правильной» интерпретации экспозиций меняется. Эти мнения весьма разнообразны, но всех их объединяет признание ценности цифровых технологий. Так, английский исследователь С. Кин отмечает: «Музей будущего будет по преимуществу динамической структурой, или опытом, идущим навстречу сообществам и призванным служить во множестве пространств. Действительно, мысль о том, что, коллекции играют главенствующую роль в музее, отойдет на второй план; по мере того, как значение предмета и его историческое прошлое получают все большую значимость, необходимость более глобального подхода

к собранию культур включая как нематериальный, так и материальный назревает все сильнее. Цифровые технологии отвечают этой задаче, так как концептуально музеи представляют собой скорее коллекции знаний, нежели произведений»5.

Тем самым, идея цифрового расширения музея в Интернет, результатом которого станет создание глобального виртуального музея, соединившего цифровые объекты из коллекций музеев всего мира, осуществит заветную мечту французского философа Андре Мальро о «музее без стен».

В то же время такое расширение заостряет проблему визуальной грамотности, особенно в условиях агрессивного воздействия рекламы. Сформировать критическое отношение к используемым в рекламе визуальным стереотипам помогает музей, включающий в пространство интересов школьников художественно-творческую деятельность, ориентированную на сочетание в ней бытийно-исторического и знаково-символического контекстов, присущих эволюции искусства нашего времени. Именно музей, объединяющий природно-материальные и рукотворно-материальные артефакты истории, культуры и искусства, является индикатором единого культурного пространства. Музейная коллекция позволяет зрителю связывать настоящее с прошлым, а видимое с невидимым, т. е. с идеями, которые отделены от нас прошлым и будущим временем и опытом. В условиях постоянно трансформирующегося сознания людей, их мироощущения и мировосприятия, социальных и этических ценностей, отношения к природе, включение музея в образовательный процесс способствует:

• возвращению человека к его природной сущности, раскрывающейся в чувственном восприятии;

• расширению возможностей образования в его непрерывной и персонифицированной форме, ибо постижение человеком мира и себя бесконечно;

• развитию межличностной коммуникации, в том числе и на основе современных информационных технологий;

• развитию проективного творческого мышления на основе интерпретации памятников;

• формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном, стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.

Ценность художественного музея определяется тем, что он позволяет окунуться в экологическую среду, способствующую не только отдыху, но и погружению в творческий процесс, так как восприятие изобразительного искусства относится к творчеству, ибо в своем произведении художник не просто отражает явления и события реального мира, но открывает тайны человеческого духа. Тем самым искусство, как необходимый элемент духовного мира человека, уже на раннем этапе его развития, входя в систему жизнеобеспечения человека, влияет на его мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Этот ранний этап определяется школьным и студенческим периодами, когда культурно-образовательное влияние музея на формирование личности позволяет выделить в его пространстве шесть основных компонентов:

• реальное физическое пространство, в котором находится и на которое воздействует музей (регион, город район расположения музея и т.д.)6;

• пространство, в котором функционирует музейный памятник (музейное здание, экспозиционный зал);

• пространство, на которое транслируются музейные ценности (культурно-образовательная и бытовая среда);

• внутреннее пространство художественного произведения и его связь с реальным пространством (исторический, географический, этнокультурный аспекты);

• внутреннее, духовное пространство человека, на которое влияет произведение искусства, являющееся сложной многоуровневой моделью его внутреннего мира.

Данное обстоятельство, в связи с резким увеличением воздействия информации на человека и обострением проблем во взаимоотношениях личности и окружающего мира свидетельствует о необходимости включения музея, представляющего наиболее значимый сегмент визуальной культуры, в общеобразовательный процесс. Обращаясь к истории музейного дела, мы видим, что изначальная функция музея просвещать, воспитывать и образовывать, не что иное, как стремление человечества уберечь себя от культурного одичания. И если говорить об экосистеме культуры, то образование и художественный музей всегда находились и находятся в ее центре.

«Образуя» и совершенствуя человека художественными образами, музей привлекает образовательные учреждения, прежде всего тем, что в нем сопряжены глубинный смысл культуры и ее сакральные ценности с внутренним миром человека. Тем самым, как хранитель духовного опыта и «окно» в мир художественной реальности, он имеет особое значение для формирования ценностных ориентаций личности, так как предъявляемые им обществу художественные памятники представляют собой высшее достижение творческих возможностей человека. Однако для осознания этой значимости музейных памятников и формирования визуальной культуры в образовательный процесс, на дискурсивном уровне, необходимо интегрировать мир окружающих школьников визуальных образов. Это включение дает им опыт ориентации и адаптации в окружающей среде, а значит, конструирования нового пространства жизни, где ценятся голоса всех и приветствуются различные идеи и мнения. Ибо именно визуальная культура не только информирует нас об окружающем мире, но и формирует эстетические и иные предпочтения. Однако, на наш взгляд, позитивный результат достижим лишь при условии анализа культурного и социального опыта и сопоставления его с экологически безопасной средой музея.

Не означает ли это, что в процессе изучения и освоения интенсивного визуального потока следует сосредоточиться на выработке различных методик общения с визуальной продукцией глобального мира? Данная проблема усугубляется бесконечными реформами образования, авторы которых не всегда учитывают то, что нынешнее поколение молодых людей живет совсем в иной информационной среде, нежели поколение учителей. И лишь объединяя на основе смыслового межкультурного опыта изучения аналитическое отношение к визуальной культуре с традиционными формами художественного образования, учителя искусства будут способствовать становлению визуальной грамотности учеников и их способности адаптироваться к обществу. Тем более что при всех колебаниях реформы образования, основной его целью остается подготовка личности гражданина, воспитанного в лучших традициях отечественной и мировой культуры, на основе которых должна формироваться система ценностей и потребностей, выбор, жизненного пути и профессионального образования.

Примечания

1В основе медийного искусства лежит манипулирование визуальными образами с использованием разного рода технологических приемов и спецэффектов.

2По мнению американского исследователя М. Мак-Лухана, по воздействию на зрителя, средства передачи информации делятся на «горячие» и «холодные». К первым относятся ки-

но, радио, фотография, печатный текст, лекция и книга. Ко вторым — телевидение, телефон, карикатура, устная речь, семинар, диалог.

3В этом плане интересен опыт международной организации Global Conversations, которая сделала своей целью общение в Интернет на основе специально подготовленных и представленных на сайте этой организации программ о произведениях искусства, несущих в себе общечеловеческие проблемы.

В 2004 г. телевидение BBC провело виртуальную выставку «Рисуя погоду», в которой со своими цифровыми изображениями участвовали музеи и галереи Великобритании, а курировала выставку Национальная Галерея в Лондоне.

Кин С. Будущее музея в эру цифровых технологий // Информационный бюллетень ИКОМ России. 2004. №4. С. 19.

6 В отечественной практике музеи активно включаются в жизнь региональных сообществ. Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Саратовский Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Вологодский государственный историко-художественный музей заповедник и др. оцениваются сегодня не только с точки зрения их уникальных коллекций, но и с позиций улучшения качества городской среды через реставрацию зданий и других объектов музея, включения в культурную жизнь организацией фестивалей искусств, концертов, спектаклей, праздников, в том числе и для депривированых слоев населения.

Литература

1. Бейсенова Г. Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры. Алматы, 2005. 454 с.

2. Бойко А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности. СПб., 2007. 135 с.

3. Ильин Г. Л. Философия образования. М., 2002. 223 с.

4. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 204 с.

5. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. 221 с.

6. Музей и личность. М., 2007. 168 с.

7. Научно-исследовательский проект «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока: материалы исследования. СПб., 2006. 242 с.

8. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004. 196 с.

9. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учеб. пособие для гуманитарных вузов. М., 2004. 215 с.

10. Столяров Б. А. Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007. 339 с.

11. Фейнберг Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино, 2004. 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.