Научная статья на тему 'Образовательное пространство музея искусств в развитии культурной личности в период детства'

Образовательное пространство музея искусств в развитии культурной личности в период детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЙ ИСКУССТВ / КУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МУЗЕЙНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / EDUCATIONAL SPACE / ART MUSEUM / CULTURAL PERSONALITY / MUSEUM EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Наталья Валентиновна

В статье исследуется проблема использования образовательного пространства музея искусств в работе дошкольных учреждений. Рассматриваются современные музейные формы работы с детьми дошкольного возраста, способствующие развитию культурной личности в период детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Space of Art Museum in Cultural Identity Development During Childhood Period

The article examines the problem of using the educational space of Art Museum in infant schools. Modern museum forms of working with preschool children ensuring cultural personality development in childhood period are considered.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство музея искусств в развитии культурной личности в период детства»

УДК 74.031 ББК 51.3

Бутенко Наталья Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Butenko Natalia Valentinovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Theory and Methods of Preschool Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk natali-2058@mail.ru Образовательное пространство музея искусств в развитии культурной

личности в период детства Educational Space of Art Museum in Cultural Identity Development During

Childhood Period

В статье исследуется проблема использования образовательного пространства музея искусств в работе дошкольных учреждений. Рассматриваются современные музейные формы работы с детьми дошкольного возраста, способствующие развитию культурной личности в период детства.

The article examines the problem of using the educational space of Art Museum in infant schools. Modern museum forms of working with preschool children ensuring cultural personality development in childhood period are considered.

Ключевые слова: образовательное пространство, музей искусств, культурная личность, музейные педагогические технологии, дети дошкольного возраста

Key words: educational space, art museum, cultural personality, museum educational technology, preschool children.

Современное образование, выступающее сферой социокультурной

практики личности, направлено на присвоение общественного опыта культуры, развёртывание сущностных сил и актуализацию потенциальных возможностей, способностей каждого человека. В изменяющихся исторических ситуациях, как отмечает Н. Л. Худякова [6, с. 17], социокультурная функция образования реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных форм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений. Социальные и экономические трансформации, изменяющие структурные и

содержательные характеристики культуры и образования способствуют созданию новых технологий образовательного процесса, влияющих на личностное сознание. По мнению Д. И. Фельдштейна [5, с. 3], «техникотехнологический прогресс последних десятилетий XX в. жёстко сломал устойчивые рамки стандартных знаний, потребовав их углубления и расширения во всех сферах образовательного пространства; резко увеличилась дистанция между появлением новых знаний и возможностями их реального введения в образовательный процесс».

Музейному искусству во всём многообразии его содержания отводится важная роль в период дошкольного детства, когда начинает складываться тонкий, чувственный внутренний мир ребёнка, и модель картины мира отражается в эмоциональных представлениях, в произведениях искусства, что способствует созданию самого себя с помощью мира искусства.

Обоснование проблемы приобщения личности к музею в педагогике предпринималось многими исследователями (Г. М. Гогоберидзе, И. М. Косова, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, Е. Б. Медведева, Б. А. Столяров, М. Г. Чесняк и др.). Ведущий учёный в области отечественной музейной педагогики Б. А. Столяров [2, с. 6] отмечал, что в современное пространство жизни включаются различные формы визуальной массовой культуры (знания о мире, язык, коды, ценности повседневного бытия и т. п.) представляющие собой сумму созданных человеком зрительных артефактов и образов, отождествляющих его с окружающим миром.

Для образовательного процесса дошкольных учреждений культурный

и художественно-эстетический потенциал музея искусств, основанный на

уникальных коллекциях прошлого, представляет собой неиссякаемый

источник знаний для детей дошкольного возраста. В современном

дошкольном образовании, к сожалению, недостаточно используются резервы

практического применения музейной педагогики, направленной на

формирование творческого начала личности ребёнка и возможности

46

адаптироваться к окружающему миру культуры и искусства. Одной из целей современного образования выступает формирование у подрастающего поколения потребности в общении с культурными ценностями, их постижении и преумножении, что успешно реализуется в рамках музейной педагогики.

Исходными теоретическими положениями использования образовательного пространства музея искусств в развитии культурной личности детей дошкольного возраста явилась взаимосвязь направлений: образование — культура

— искусство — личность. В настоящее время в обществе активно развивается процесс осмысления и оценки огромного культурного наследия, накопленного человечеством. Рассуждая о значении музея в жизни дошкольников, Л. В. Пантелеева [3, с. 42], указывала на то, что он является средством начального прикосновения с культурными ценностями человечества, общения с искусством и предметным миром, средством обогащения познавательного, эмоциональнообразного, социально-нравственного и эстетического начал личности в их единстве. Помочь ребёнку обрести себя в современной культуре — важнейшая педагогическая задача, ведь именно в силах педагога познакомить дошкольника с тем особым способом познания мира и предъявления миру себя, каким является искусство. Произведения искусства воплощают в себе бесценный опыт этого познания и созидания: опыт человеческих чувств, идеалов, отношений и предпочтений. Так, ценностное отношение ребёнка к окружающему миру неразрывно связано с его самоопределением в мире культуры (Б. П. Юсупов, В. Б. Хозиев, Р. М. Чумичева и др.). Атмосфера эмоционального образного познания произведений искусств и предметного мира пробуждает активное, субъективно - окрашенное, ценностное и действенное отношение ребёнка к окружающему.

Использование музейного искусства как средства художественноэстетического развития детей дошкольного возраста способствует:

^ передаче искусствоведческих знаний, ценностных ориентаций

традиционного характера, накопленных многими поколениями:

^ развитию эстетических чувств и способности чувственно

воспринимать и переживать предметы окружающего мира (эмоциональный мир ребёнка);

^ развитию художественно-эстетического сознания и мировосприятия (художественно-эстетическая мыследеятельность);

^ развитию основ художественно - эстетических потребностей детей

дошкольного возраста как активное отношение к художественным ценностям (в категории «бессознательное - рациональное»).

Уже в самом раннем детстве детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка предметов. Музей способен обогатить впечатления детей от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, что необычайно расширяет кругозор и представление детей об окружающем мире. Дошкольники в раннем возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике и проявляют большой интерес к детальному рассматриванию объектов. Приобщаясь к познавательно эстетической культуре людей через произведения искусства, ребёнок открывает для себя палитру чувств, обогащающих его отношения с окружающим миром, учиться переживать радость познания и красоты.

Характер образовательно-познавательной деятельности, которую можно вести с дошкольниками в условиях музея, достаточно разнообразен: от узнавания о существовании разных предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Кроме наблюдательности, музей развивает способность сопоставлять и сравнивать, предполагать, обобщать, сопереживать. В зарубежных музеях используют разнообразные формы познавательной деятельности с детьми: проанализируй, опиши, соотнеси с известным тебе, сравни и т. п. Отметим, что такая педагогическая стратегия не должна затенять воздействие самого экспоната, а только способствовать извлечению познавательной информации и её интеграции при осмотре музейных экспонатов.

48

Освоение дошкольником музейной культуры через эстетику, оживляемую личностными восприятиями, отношением, чувством, оценкой, прежде всего, должно быть творческим, но сверяемым с научно-культурными ориентирами, с современной литературой по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Принципиальными ориентирами для педагогов по ознакомлению дошкольников с музейным искусством должны стать:

- историчность и диалектичность в подходе к эстетическим и художественным явлениям;

- связь объективного и отражение его человеком;

- обращение ко всему художественно-эстетическому опыту человечества, в особенности к национальному искусству;

- взаимосвязь формы и содержания в восприятии, оценке, познании художественных явлений, положений гуманистической и художественной педагогики;

- передача необходимых понятий, умений, навыков и материальных действий с художественно - эстетическими объектами.

В процессе реализации культуротворческих и образовательных программ в пространстве музея основными задачами педагога, осуществляющего деятельность в образовательном пространстве музея искусств, как организатора и помощника в осуществлении сложных процессов и проектов, проводника детей в мир культуры, выступают следующие:

- научить ребёнка понимать историко-культурный контекст окружающих его вещей, то есть оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения,

взаимодействия с памятниками культуры и музеем;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание и принятие;

- создать у ребёнка целостное представление о картине мира в процессе общения с памятниками культуры и искусства;

- приобщать ребёнка к истории, как условию формирования культуры Отечества, и региональной культуре в условиях социокультурной музейной среды;

- воспитать творчески активного человека, способного осознавать свои и чужие эмоциональные проявления.

В модели музейно-педагогического процесса, разработанной Б. А. Столяровым [4, с. 98], были обозначены основные её структурные компоненты:

^ составляющие музейно-педагогического процесса (музейная среда:

здание музея, образовательное пространство музея, экспозиции и экспонаты, музейный педагог и зритель);

> методологическая основа музейно-педагогического процесса (диалог с памятником искусства, диалог с музейным педагогом, межличностный диалог участников педагогического процесса);

> основные формы музейно-педагогического процесса (лекция, экскурсия, занятие в музейной аудитории);

> принципы общения: русоистский (партнёрские отношения педагога и ребёнка с опорой на жизненный опыт); интерактивный (ребёнок запоминает только то, что делает); комплексный (задействованы каналы восприятия: чувственный, психомоторный, логико-аналитический); свободный выбор содержания и форм освоения приобщения к музейной культуре.

В образовательном пространстве музея апробируются эффективные

музейные педагогические технологии: игровые технологии, технология

коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального

обучения. Одной из основных форм работы с детьми в пространстве музея

является музейное занятие, сохраняющее преемственность с традиционными

формами работы. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал

совокупность требований проведения занятий в музее, актуальных и сегодня в

музейной педагогике: каждое посещение музея — это занятие, и оно должно

иметь учебную, воспитательную и развивающую цели; педагог и дети должны

осознавать, что посещение музея — не развлечение, а серьёзная работа, и

50

поэтому к нему необходимо готовиться; посещать музей нужно только после предварительной подготовки; следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; для экскурсионного показа необходимо отбирать музейные экспонаты на основе возрастных интересов ребёнка; итогом посещения музея должно быть самостоятельное детское творчество (рисунок, поделка, создание моделей и т. п.).

В образовательном пространстве музея искусств целесообразно использовать нетрадиционные формы (технологии) проведения занятий, которые применяются в музейной педагогике, относятся:

■ интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

■ занятия в форме соревнований и игр, конкурсов-турниров, эстафет, викторин;

■ занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в

общественных практиках: исследование, изобретательство, анализ

первоисточников и т. п.;

■ занятия на основе нетрадиционной организации и представлении образовательного материала: урок красоты, урок-презентация и др.;

■ занятие с использованием элементов фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз и т. п.

Подводя итоги, зафиксируем следующее. Художественно-эстетические

впечатления периода детства остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Систематические восприятие прекрасного в образовательном пространстве

музея искусств способствуют формированию культурной личности ребёнка,

которая проявляется в индивидуальности его художественного творчества; в

развитии основ художественно-эстетического вкуса; способности

самостоятельно оценивать произведения искусства, героев и явления

окружающего мира. Работа с детьми дошкольного возраста в образовательном

пространстве музея искусств как интеграция педагогического процесса должна

органично вписываться в систему ежедневных проводимых педагогических

51

мероприятий, становиться основой осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей, и музейных предметов. Образовательное пространство музея искусств способствует приобщению ребёнка к культуре, которая формирует в его душе «значимость переживания увиденного» (Б. А. Столяров), что поможет в начальной школе не только освоить учебные предметы, но и будет способствовать налаживанию межличностной коммуникации.

Библиографический список

1. Методологические основания коммуникационных стратегий современного музея // Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VIII. СПб.:Гос. Русс. Музей, 2004. - С. 21-49.

2. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и

методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов [Текст] / авт. кол. А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева, М. А, Зудина, О. А. Коршунова. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

3. Пантелеева, Л. В. Музей и дети [Текст] / Л. В. Пантелеева. - М.: Карапуз, 2000. - 287с.

4. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. - 216с.

5. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Т. 2. - 456 с.

6. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие [Текст]: / Н. Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009.

- 230 с.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Feldstein, D.I. Psychology of Human Development As a Personality: Selected Works: In 2 Volumes [Text] / D.I. Feldstein. - Moscow: Publishing House of Moscow Psychological and Social Institute. - V. 2. - 456 p.

2. Khudiakova, N.L. Philosophy and Development of Education: Study Guide [Text] / N.L. Khudiakova. - Chelyabinsk: Publishing House of the AI-UMC "Education", 2009. - 230 p.

3. Methodological Bases of Communication Strategies of Modern Museums / / Educational Activities of Art Museum. Proceedings of the Russian Center for Museum Education and Children’s Creativity. Issue VIII. - St. Petersburg.: State Russ. Museum, 2004. - P. 21-49.

4. Panteleeva, L.V. Museum and Children [Text] / L.V. Panteleeva. - Mos-

cow: Karapuz, 2000. - 287 p.

5. Stolyarov, B.A. Museum Education: History, Theory, Practice. Moscow:

Higher School, 2004. - 216 p.

6. We Enter the World of Beauty: Educational Program and Guidelines for

Teachers of Preschool Educational Establishments, Museum Educators and Students [Text] / Coll. by A.M. Verbenets, B.A. Stolyarov, A.V. Zueva, M.A. Zudina, O.A. Korshunova. - St. Petersburg.: Peter, 2008. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.