Научная статья на тему 'Экологическое воспитание учащихся начальной школы Забайкальского края'

Экологическое воспитание учащихся начальной школы Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PRINCIPLES OF ECOLOGICAL EDUCATION / CLASSIFICATION OF ECOLOGICAL GAMES / ECOLOGICAL FORMS / ECOLOGICAL CULTURE OF PUPILS / ECOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Надежда Михайловна, Баранов Александр Вадимович

В статье рассмотрена проблема экологического воспитания личности, определены основные требования к разработке экологических игр для уроков физической культуры в младших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Надежда Михайловна, Баранов Александр Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF ELEMENTARY SCHOOL PUPILS IN ZABAIKALSKY TERRITORY

In the article the problem of ecological education of a person is considered, basic demands for designing the ecological games for physical training lessons in elementary school are determined.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание учащихся начальной школы Забайкальского края»

Zadevalova Svetlana Valentinovna, senior lecturer, department of sports management and tourism, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, E-mail: zadevalova.svetlana @ yandex.ru

Butova Tatyana Georgievna, doctor of economic sciences, professor, deputy director, Institute of Physical Culture, Sport and Tourism, Siberian Federal University. E-mail: tgbutova@mail.ru

Zadevalov Valentin Igorevich, graduate student, program “Marketing, management in the sphere of services”, Siberian Federal University. E-mail: vvalentinn@yandex.ru

УДК 373.3

© Н.М. Захарова, А.В. Баранов

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

В статье рассмотрена проблема экологического воспитания личности, определены основные требования к разработке экологических игр для уроков физической культуры в младших классах.

Ключевые слова: принципы экологического воспитания, классификация экологических игр, экологические формы, экологическая культура школьников, экологическая компетентность.

N.M. Zakharova, A.V. Baranov ECOLOGICAL EDUCATION OF ELEMENTARY SCHOOL PUPILS IN ZABAIKALSKY TERRITORY

In the article the problem of ecological education of a person is considered, basic demands for designing the ecological games for physical training lessons in elementary school are determined.

Keywords: principles of ecological education, classification of ecological games, ecological forms, ecological culture of pupils, ecological competence.

В связи с ухудшением экологической ситуации все большее значение имеет воспитание экологической культуры на всех этапах развития личности.

Как показывают исследования Г.Б. Барышникова, основную причину затруднений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического воспитания.

Для успешной реализации педагогических технологий экологического воспитания требуется соблюдать несколько принципов [1]:

- соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы психики);

- строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития;

- обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту;

- социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики);

- субъектность (ребенок является активным участником экологической деятельности);

- учет региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации;

- повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры и ролевые экологические игры [3].

Рассмотрим каким же образом экологические игры на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте позволяют реализовать обозначенные принципы успешного экологического воспитания младших школьников.

Для реализации целостного подхода экологического воспитания наиболее благоприятная обстановка создается на уроках физической культуры посредством экологических игр, т.к. в данном случае воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы гарантировано, параллельно с этим происходит и физическое развитие ребенка.

Однако при разработке экологических игр для уроков физической культуры необходимо учитывать возрастные особенности, при этом

общепринятый период младшего школьного возраста 6-7-10 лет необходимо разделить на два этапа: I этап до 8 лет; П-этап 8-10 лет.

В первый этап среди морфофункциональных систем доминирует нервно-сенсорная, при этом ребенок полностью погружен в чувственное восприятие мира и как в дошкольном возрасте продолжает всему подрожать [4]. Соответственно основной задачей при разработке экологических игр для данного этапа является возможность стать примером для ребенка, что, в свою очередь, определяет необходимость большого числа ситуационных примеров.

На втором этапе ведущую роль начинает играть «ритмическая система», т.е. ребенок продолжает развиваться в соответствии с впечатлениями от внешнего мира, но уже внутренне их перерабатывает, приобретая более сложные переживания. Безотчетное подражание сменяется стремлением следовать авторитетам, и учитель оказывается посредником между миром, «полным чудес», и ребенком. При этом ребенок нуждается не в логике, а в душевности, человечности [6]. Значит, при разработке экологических игр для данного этапа необходимо учитывать способность ребенка перерабатывать производимые им лично и учителем действия. При этом успешность выполнения ребенком поставленной перед ним задачи не следует оценивать формально и категорично заявляя о правильности или неправильности его выполнения. Учитель в данном случае должен стать авторитетным участником процесса, а не выступать в роли стороннего наблюдателя.

Что касается вопроса повышения экологической культуры учителей, то в первую очередь экологически грамотным должен быть он сам, т.е. быть носителем высокой экологической культуры, или «экологически компетентным». В психологической концепции М. Кяэрста [4] компетентность рассматривается как конкретное измерение выражения личности. По мнению А.К. Марковой [5], профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя следующих сторон: педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность. Педагогическая деятельность - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.

Разработка структуры экологической компетентности педагога имеет научно-теоретическое и практическое значение. Данная проблема лежит на стыке структурирования личностной

культуры, педагогической культуры и культуры взаимоотношения с природой.

В структуру экологической компетентности должны входить следующие показатели:

- высокий уровень экологических знаний;

- знание современных образовательных технологий в области воспитания;

- знание экологической обстановки в России и основных направлений государственной политики в области охраны природы;

- умение организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования у младшего школьника бережного отношения к ней;

- умение анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической культуры;

- общие педагогические способности;

- отношение педагога к природе как ценности;

- умение анализировать результативность общения в процессе экологической деятельности;

- стремление повышать уровень экологической культуры.

Эффект воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом «вынужден», то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом «хочу» или «не могу иначе», то и результативность воспитания экологической культуры возрастает [1].

Таким образом, экологические игры на уроках физической культуры в младших классах способствуют соблюдению целостного подхода в развитии личности, обеспечивают преемственность экологической культуры от младшего к старшему возрасту, так же при разработке игр непроизвольно происходит повышение экологической культуры самих учителей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение экологически ориентированных игр на уроках физической культуры для младших школьников способствует воспитанию экологической культуры личности в целом.

Литература

1. Барышникова Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов. Режим доступа: htt://vestmk.uspu/org/releases_praktikam

/13_2/ (дата обращения 15.02.2013.).

2. Галимов Г.Я. Особенности воспитания учащихся начальных классов в условиях реформирования образования // Вестник Бурят. госун-та. 2012. Вып. 1.2: Педагогика. 46-49.

3. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

4. Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления

производственной организацией // Актуальные проблемы труда: сб. науч. тр. Тарту, 1980. С. 45-67.

5. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 82-87.

6. Штайнер Р. Необходимость духовной основы педагогики // Вальдорфская педагогика. Антология. М., 2003.

Захарова Надежда Михайловна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный университет, г. Чита. Тел. 8(9144)603237. E-mail: zanami1958@yandex.ru

Баранов Александр Вадимович, старший преподаватель кафедры механизации и лесоэксплуатации, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск. Тел. 8(9241)471985. E-mail: baranovmex@mail.ru

Zakharova Nadezhda Mikhailovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita, Ph.: 8(9144)603237. E-mail: zanami1958@yandex.ru

Baranov Aleksandr Vadimovich, senior lecturer, department of mechanization and forestry, Far Eastern State University, Blagoveshchensk. Ph.: 8(9241)471985. E-mail: baranovmex@mail.ru

УДК 51-77, 796.011

© С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев, А.С. Цыбиков

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ

В статье рассматривается проблема совершенствования системы управления подготовкой квалифицированных спортсменов, которая требует проведения глубокого качественного анализа большого объема разнородных данных, поступающих в ходе комплексного (педагогического, психологического, медико-биологического, биохимического) контроля, систематизации и преобразования их в более обобщенную форму (интегральные показатели подготовленности).

Ключевые слова: подготовка спортсменов, комплексный контроль, подготовленность спортсмена, математические методы анализа данных, математическое моделирование.

S. V. Kalmykov, A.S. Sagaleev, A.S. Tsybikov MATHEMATICAL METHODS IN ATHLETES TRAINING CONTROL

In the article the problem of improvement a system of control of skilled athletes training is considered, it requires a deep qualitative analysis of large volume of heterogeneous data, which are obtained during the complex (pedagogical, psychological, medical-biological, biochemical) control, systematization and transformation them into a more generalized form (integral indicators of readiness).

Keywords: athletes training, integrated control, athletes readiness, mathematical methods of data analysis, mathe-

matical modeling.

Анализ современных публикаций показывает, что развитие прикладных математических исследований в теории и практике спорта оставляет желать лучшего. Единичными остаются случаи использования методов математического моделирования, интеллектуального анализа данных и экспертных систем, которые решают задачи прогнозирования, классификации, выявления скрытой информации (data mining) и автоматизации процедуры логического вывода и принятия решений.

В исследованиях в области спорта чаще всего применяются стандартные математические методы проверки достоверности гипотез о характере распределения данных, различии, сдвигах,

связях и тенденциях. Известны некоторые попытки применения математического моделирования в отдельных видах спорта. Например, в теннисе с помощью цепи Маркова (теория графов) описывается вероятностная модель игры (партии). В баскетболе была разработана оптимизационная модель задачи о распределении обязанностей в команде (при отсутствии запасных игроков) с помощью теории линейного программирования.

В целом сложившаяся ситуация объясняется тем, что многие процессы и явления являются многофакторными. Одним из важнейших является человеческий фактор, моделирование которого остается сложнейшей задачей. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.