УДК 338.242:316.334.5(470.23-25) © С.В. Вершинина
Экологическое предпринимательство как важнейшее направление экологизации регионального развития
Рассматриваются проблемы экологического предпринимательства в регионе, его место и роль в региональной экономике при её переходе к модели устойчивого инновационного развития.
Малый бизнес, региональная экономика, экологические инновации.
Светлана Владимировна ВЕРШИНИНА
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН [email protected]
Переход региональной экономики к модели устойчивого инновационного развития, основанной на рациональном ресурсопотреблении и минимизации антропогенного воздействия процессов производства и потребления товаров и услуг в расчёте на единицу совокупного общественного продукта, обусловливает важность и необходимость исследования проблем активизации экологического предпринимательства в регионе.
Экологоориентированная деятельность как категория в России впервые рассматривалась в документе «Об основах экологического предпринимательства», принятом на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (июнь 2000 г.): это производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов. К субъектам экологического предпринимательства документ относит юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производ-
ству продукции, выполнению работ и услуг природоохранного назначения в качестве основного направления [4].
На наш взгляд, при раскрытии сущности понятия «экологическое предпринимательство» следует учитывать особую роль предпринимательства в сфере инноваций (технологических и социально-экономических). Взаимосвязь предпринимательства и инноваций создаёт конкурентные преимущества при выходе на существующие и новые рынки. С внедрением в производство экологических инноваций, обеспечивающих минимизацию воздействия на каждой стадии жизненного цикла, приоритетными становятся предупредительные меры. Результативность предпринимательства связана с быстрым реагированием на потребности общества, что в наибольшей степени характерно для предприятий малого бизнеса.
Экологическое предпринимательство является составной частью предпринимательства в целом. Следовательно, оно должно отвечать в первую очередь общим принципам рыночной экономики, обеспечивать устойчивую прибыль, иметь насыщенный и стабильный рынок. Должно
иметь место льготное кредитование, выделение бюджетных средств, освобождение от таможенных сборов ввозимых в страну наукоёмких, в частности природоохранных, технологий и специализированного оборудования, освобождение ряда работ от уплаты налога на добавленную стоимость и т. д.
Среди факторов, способствующих развитию экологического предпринимательства, следует прежде всего выделить:
♦ ужесточение международных и национальных экологических стандартов;
♦ развитие экологических рынков товаров и услуг;
♦ усиление заинтересованности потребителей в получении экологических благ и услуг, а производителей в производстве конкурентоспособной продукции с учётом экологической составляющей;
♦ совершенствование государственного регулирования экологического предпринимательства в регионе.
Последний фактор, значимый для всех этапов развития экобизнеса и предпринимательства в целом, особенно актуален в условиях мирового финансового кризиса, когда сокращаются частные источники в финансирования инновационных проектов. Однако предполагается увеличение доли государственных расходов на эти цели. Так, фонду, который предоставляет малому бизнесу безвозвратные кредиты на инновационные проекты, из бюджета в 2008 г. было выделено 1,8 млрд. рублей. На финансирование поддержки молодых учёных, на создание стартовых инновационных компаний и научно-исследовательские работы на малых предприятиях за период 2009 — 2011 г. в федеральном бюджете предусмотрено до 10 млрд. рублей [5, с. 3].
Анализ опыта экономически развитых странах свидетельствует, что по мере активизации данного вида деятельности возрастает роль фискальных и экономических стимулов в области экологизации регионального развития и приоритетным ста-
новится увеличение доли нематериальных активов: экологических технологических и социально-экономических инноваций, в том числе технологий чистого производства, альтернативной энергетики, рециклинга и повторного использования ресурсов; а также рост социальной ответственности бизнеса. Кроме того, происходит аккумулирование средств для активизации экологического предпринимательства, в том числе путём консолидирования ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях; осуществляется непрерывное экологическое образование кадров; координация деятельности всех участников экологических рынков; проведение государственных закупок с учётом экологической компоненты; повышение роли социальной значимости и общественного статуса экологического предпринимательства и др. Однако определить границы между различными этапами развития экологического бизнеса достаточно проблематично и, как правило, экологоориентированные фирмы развиваются неравномерно на региональных, национальных и международных рынках.
Заслуживает внимания индикатор, позволяющий определить степень экологизации регионального развития путём выявления соотношения между улавливанием загрязняющих веществ «на выходе из трубы» и превентивными мерами. В среднем по ЕС доля затрат на превентивные меры к 2005 г. составила 36%, тогда как в Великобритании, Бельгии и Португалии затраты на улавливание загрязняющих веществ «на выходе из трубы» и затраты на превентивные меры равны между собой. Затраты на превентивные меры превосходят затраты, связанные с улавливанием загрязняющих веществ «на выходе из трубы», в Чехии, Финляндии и на Кипре, а в Австрии только 10% затрат на охрану окружающей среды связаны с превентивными мерами [1, с. 26].
Формирование новой технологической базы экономической и хозяйственной деятельности в регионе, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, резко усилит роль экологоориентированных инноваций в социальноэкономическом развитии.
В России бизнес, ориентированный на экологические проблемы, начал формироваться с 80-х годов ХХ столетия. Это касается предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольноизмерительные приборы, перерабатывающих вторичные ресурсы и утилизирующих отходы, производящих экологически чистые продукты, предоставляющих услуги природоохранного назначения (экологический аудит, экологическое страхование, консалтинг, образовательные услуги в области охраны окружающей среды, выполнение научных исследований экологической направленности и др.).
На заседании Совбеза РФ (январь 2008 г.) отмечалось, что «на территории России накоплено в отвалах и хранилищах около 80 млрд. тонн твёрдых отходов... В России есть условия для решения масштабных экологических задач: выросли и финансово-экономические возможности, и стимулы для внедрения в промышленности экологически чистых технологий, программ ресурсо- и энергосбережения, а также создания отходоперерабатывающей индустрии»[5].
Соответственно в Российской Федерации одним из важнейших стратегических приоритетов в сфере государственного управления экологизацией регионального развития должно стать создание экономически эффективных, нормативно-правовых, институциональных и организационных условий в области обращения с отходами, а также материально-технической базы эффективной утилизации отходов.
Конечной целью экобизнеса является создание устойчивой системы, при которой покрываются не только эксплуатационные затраты, связанные с текущим выполнением работ, оказанием услуг, но и возможность инвестирования в ресурсо- и энергосберегающие проекты. Соответственно при реализации государственной стратегии экологизации регионального развития одна из важнейших задач — придание цивилизованного характера кредитно-финансовой системе и гармонизации её с эффективным нормативно-правовым механизмом.
Увеличение спроса на товары и услуги экобизнеса связано с инвестированием экологических проектов, реализация которых направлена на предотвращение (минимизацию) негативного воздействия на окружающую среду. Реальным примером такой реализации выступает Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ), которая является составной частью Проекта по управлению окружающей средой (ПУОС), финансируемого из средств займа Правительства Российской Федерации в Международном банке реконструкции и развития (МБРР). Оперативное управление проектно-инвестиционным циклом осуществляет Исполнительная дирекция (ИД) РПОИ, находящаяся в составе Центра подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП). ИД РПОИ проводит отбор, оценку и подготовку инвестиционных проектов для финансирования в рамках РПОИ, а также организует привлечение к финансированию инвестиционных проектов средств российских и зарубежных коммерческих банков, различных фондов, других кредиторов и инвесторов [3, с. 162].
Как выше отмечалось, важным обстоятельством, способствующим развитию экологического предпринимательства в
России, является совершенствование государственного регулирования в данной сфере деятельности. Это обусловлено рядом причин: ещё недостаточно используются рыночные отношения; отдельным субъектам экологического предпринимательства сложно аккумулировать средства на экологоориентированные инвестиции; рисковый характер и большой срок окупаемости высокозатратных экологических инноваций; продукция, работы и услуги рассматриваемой сферы не являются пока ещё достаточно востребованными, так как охрана окружающей среды не стала приоритетной задачей корпоративной стратегии бизнеса.
Актуальным аспектом с точки зрения развития экологического предпринимательства в регионе является составление экологических рейтингов деятельности экологически ориентированных предприятий в условиях реализации принципов устойчивого развития на основе определения индикаторов конкурентоспособности с учётом экологической составляющей. Таких комплексных оценок в российской экономике не проводилось, однако имеется опыт их разработки и внедрения в МПР России и Торгово-промышленной палате России [2, с. 111]. Таким образом, рейтинги, на наш взгляд, могут стать средством превращения общественного мнения в действенный инструмент механизма экологизации регионального развития.
Инновационное и социально-ориентированное развитие экологического предпринимательства в регионе предусматривает: включение развития экологического предпринимательства в приоритеты региональной и бюджетной политики; формирование механизма ответственности производителей, отвечающего инновационному пути развития, и формирование приоритетных направлений экологического предпринимательства; содействие развитию ассоциаций экологического предпринимательства; поддержка коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих разработки в области экоинноваций через систему государственного заказа; содействие развитию экологической инфраструктуры; построение экологической информационной системы (исследовательские центры, выставки-ярмарки, продвигающие экологические инновации, электронные банки данных, в т.ч. региональные кадастры отходов); развитие экологического воспитания, образования, непрерывного экологического образования чиновников и менеджеров; содействие экорекламе, эколизингу, поддержка венчурных фондов; организация межрегионального и международного сотрудничества (реализация совместных экологических проектов, подобных финско-российскому проекту «Экопарк — центр развития сферы обращения с отходами»).
Литература
1. Блам, И.Ю. Причины возникновения, развития и особенности функционирования экологического сектора промышленности / И.Ю. Блам // Вопросы статистики. — 2008. — № 3.
2. Бобошко, В.И. Развитие малых предприятий в сфере экологического бизнеса / В.И. Бобошко // Экономика природопользования. — 2006. — № 4.
3. Игнатьева, М.Н. Экологизация промышленного производства: направления, инструментарий / М.Н. Игнатьева, Л.А. Мочалова // Экономика региона. — 2008. — № 1.
4. Об основах экологического предпринимательства: модельный закон: принят на XV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Постановление от 13.06.2000 г. № 15-6.
5. Экономика. Инновации: спецвыпуск. — М: ФГУ «Редакция «Российской газеты», 2008. — № 233.