Научная статья на тему 'Экологическое предпринимательство как важнейшее направление экологизации регионального развития'

Экологическое предпринимательство как важнейшее направление экологизации регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / SMALL-SCALE BUSINESS / REGIONAL ECONOMY / ECOLOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина Светлана Владимировна

Рассматриваются проблемы экологического предпринимательства в регионе, его место и роль в региональной экономике при её переходе к модели устойчивого инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological business as the major direction of the regional developments ecologization

The regional ecological business' problems, its place and its role in the regional economy in conditions of its transition to the model of the steady innovational development are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Экологическое предпринимательство как важнейшее направление экологизации регионального развития»

УДК 338.242:316.334.5(470.23-25) © С.В. Вершинина

Экологическое предпринимательство как важнейшее направление экологизации регионального развития

Рассматриваются проблемы экологического предпринимательства в регионе, его место и роль в региональной экономике при её переходе к модели устойчивого инновационного развития.

Малый бизнес, региональная экономика, экологические инновации.

Светлана Владимировна ВЕРШИНИНА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН [email protected]

Переход региональной экономики к модели устойчивого инновационного развития, основанной на рациональном ресурсопотреблении и минимизации антропогенного воздействия процессов производства и потребления товаров и услуг в расчёте на единицу совокупного общественного продукта, обусловливает важность и необходимость исследования проблем активизации экологического предпринимательства в регионе.

Экологоориентированная деятельность как категория в России впервые рассматривалась в документе «Об основах экологического предпринимательства», принятом на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (июнь 2000 г.): это производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов. К субъектам экологического предпринимательства документ относит юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производ-

ству продукции, выполнению работ и услуг природоохранного назначения в качестве основного направления [4].

На наш взгляд, при раскрытии сущности понятия «экологическое предпринимательство» следует учитывать особую роль предпринимательства в сфере инноваций (технологических и социально-экономических). Взаимосвязь предпринимательства и инноваций создаёт конкурентные преимущества при выходе на существующие и новые рынки. С внедрением в производство экологических инноваций, обеспечивающих минимизацию воздействия на каждой стадии жизненного цикла, приоритетными становятся предупредительные меры. Результативность предпринимательства связана с быстрым реагированием на потребности общества, что в наибольшей степени характерно для предприятий малого бизнеса.

Экологическое предпринимательство является составной частью предпринимательства в целом. Следовательно, оно должно отвечать в первую очередь общим принципам рыночной экономики, обеспечивать устойчивую прибыль, иметь насыщенный и стабильный рынок. Должно

иметь место льготное кредитование, выделение бюджетных средств, освобождение от таможенных сборов ввозимых в страну наукоёмких, в частности природоохранных, технологий и специализированного оборудования, освобождение ряда работ от уплаты налога на добавленную стоимость и т. д.

Среди факторов, способствующих развитию экологического предпринимательства, следует прежде всего выделить:

♦ ужесточение международных и национальных экологических стандартов;

♦ развитие экологических рынков товаров и услуг;

♦ усиление заинтересованности потребителей в получении экологических благ и услуг, а производителей в производстве конкурентоспособной продукции с учётом экологической составляющей;

♦ совершенствование государственного регулирования экологического предпринимательства в регионе.

Последний фактор, значимый для всех этапов развития экобизнеса и предпринимательства в целом, особенно актуален в условиях мирового финансового кризиса, когда сокращаются частные источники в финансирования инновационных проектов. Однако предполагается увеличение доли государственных расходов на эти цели. Так, фонду, который предоставляет малому бизнесу безвозвратные кредиты на инновационные проекты, из бюджета в 2008 г. было выделено 1,8 млрд. рублей. На финансирование поддержки молодых учёных, на создание стартовых инновационных компаний и научно-исследовательские работы на малых предприятиях за период 2009 — 2011 г. в федеральном бюджете предусмотрено до 10 млрд. рублей [5, с. 3].

Анализ опыта экономически развитых странах свидетельствует, что по мере активизации данного вида деятельности возрастает роль фискальных и экономических стимулов в области экологизации регионального развития и приоритетным ста-

новится увеличение доли нематериальных активов: экологических технологических и социально-экономических инноваций, в том числе технологий чистого производства, альтернативной энергетики, рециклинга и повторного использования ресурсов; а также рост социальной ответственности бизнеса. Кроме того, происходит аккумулирование средств для активизации экологического предпринимательства, в том числе путём консолидирования ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях; осуществляется непрерывное экологическое образование кадров; координация деятельности всех участников экологических рынков; проведение государственных закупок с учётом экологической компоненты; повышение роли социальной значимости и общественного статуса экологического предпринимательства и др. Однако определить границы между различными этапами развития экологического бизнеса достаточно проблематично и, как правило, экологоориентированные фирмы развиваются неравномерно на региональных, национальных и международных рынках.

Заслуживает внимания индикатор, позволяющий определить степень экологизации регионального развития путём выявления соотношения между улавливанием загрязняющих веществ «на выходе из трубы» и превентивными мерами. В среднем по ЕС доля затрат на превентивные меры к 2005 г. составила 36%, тогда как в Великобритании, Бельгии и Португалии затраты на улавливание загрязняющих веществ «на выходе из трубы» и затраты на превентивные меры равны между собой. Затраты на превентивные меры превосходят затраты, связанные с улавливанием загрязняющих веществ «на выходе из трубы», в Чехии, Финляндии и на Кипре, а в Австрии только 10% затрат на охрану окружающей среды связаны с превентивными мерами [1, с. 26].

Формирование новой технологической базы экономической и хозяйственной деятельности в регионе, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, резко усилит роль экологоориентированных инноваций в социальноэкономическом развитии.

В России бизнес, ориентированный на экологические проблемы, начал формироваться с 80-х годов ХХ столетия. Это касается предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольноизмерительные приборы, перерабатывающих вторичные ресурсы и утилизирующих отходы, производящих экологически чистые продукты, предоставляющих услуги природоохранного назначения (экологический аудит, экологическое страхование, консалтинг, образовательные услуги в области охраны окружающей среды, выполнение научных исследований экологической направленности и др.).

На заседании Совбеза РФ (январь 2008 г.) отмечалось, что «на территории России накоплено в отвалах и хранилищах около 80 млрд. тонн твёрдых отходов... В России есть условия для решения масштабных экологических задач: выросли и финансово-экономические возможности, и стимулы для внедрения в промышленности экологически чистых технологий, программ ресурсо- и энергосбережения, а также создания отходоперерабатывающей индустрии»[5].

Соответственно в Российской Федерации одним из важнейших стратегических приоритетов в сфере государственного управления экологизацией регионального развития должно стать создание экономически эффективных, нормативно-правовых, институциональных и организационных условий в области обращения с отходами, а также материально-технической базы эффективной утилизации отходов.

Конечной целью экобизнеса является создание устойчивой системы, при которой покрываются не только эксплуатационные затраты, связанные с текущим выполнением работ, оказанием услуг, но и возможность инвестирования в ресурсо- и энергосберегающие проекты. Соответственно при реализации государственной стратегии экологизации регионального развития одна из важнейших задач — придание цивилизованного характера кредитно-финансовой системе и гармонизации её с эффективным нормативно-правовым механизмом.

Увеличение спроса на товары и услуги экобизнеса связано с инвестированием экологических проектов, реализация которых направлена на предотвращение (минимизацию) негативного воздействия на окружающую среду. Реальным примером такой реализации выступает Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ), которая является составной частью Проекта по управлению окружающей средой (ПУОС), финансируемого из средств займа Правительства Российской Федерации в Международном банке реконструкции и развития (МБРР). Оперативное управление проектно-инвестиционным циклом осуществляет Исполнительная дирекция (ИД) РПОИ, находящаяся в составе Центра подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП). ИД РПОИ проводит отбор, оценку и подготовку инвестиционных проектов для финансирования в рамках РПОИ, а также организует привлечение к финансированию инвестиционных проектов средств российских и зарубежных коммерческих банков, различных фондов, других кредиторов и инвесторов [3, с. 162].

Как выше отмечалось, важным обстоятельством, способствующим развитию экологического предпринимательства в

России, является совершенствование государственного регулирования в данной сфере деятельности. Это обусловлено рядом причин: ещё недостаточно используются рыночные отношения; отдельным субъектам экологического предпринимательства сложно аккумулировать средства на экологоориентированные инвестиции; рисковый характер и большой срок окупаемости высокозатратных экологических инноваций; продукция, работы и услуги рассматриваемой сферы не являются пока ещё достаточно востребованными, так как охрана окружающей среды не стала приоритетной задачей корпоративной стратегии бизнеса.

Актуальным аспектом с точки зрения развития экологического предпринимательства в регионе является составление экологических рейтингов деятельности экологически ориентированных предприятий в условиях реализации принципов устойчивого развития на основе определения индикаторов конкурентоспособности с учётом экологической составляющей. Таких комплексных оценок в российской экономике не проводилось, однако имеется опыт их разработки и внедрения в МПР России и Торгово-промышленной палате России [2, с. 111]. Таким образом, рейтинги, на наш взгляд, могут стать средством превращения общественного мнения в действенный инструмент механизма экологизации регионального развития.

Инновационное и социально-ориентированное развитие экологического предпринимательства в регионе предусматривает: включение развития экологического предпринимательства в приоритеты региональной и бюджетной политики; формирование механизма ответственности производителей, отвечающего инновационному пути развития, и формирование приоритетных направлений экологического предпринимательства; содействие развитию ассоциаций экологического предпринимательства; поддержка коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих разработки в области экоинноваций через систему государственного заказа; содействие развитию экологической инфраструктуры; построение экологической информационной системы (исследовательские центры, выставки-ярмарки, продвигающие экологические инновации, электронные банки данных, в т.ч. региональные кадастры отходов); развитие экологического воспитания, образования, непрерывного экологического образования чиновников и менеджеров; содействие экорекламе, эколизингу, поддержка венчурных фондов; организация межрегионального и международного сотрудничества (реализация совместных экологических проектов, подобных финско-российскому проекту «Экопарк — центр развития сферы обращения с отходами»).

Литература

1. Блам, И.Ю. Причины возникновения, развития и особенности функционирования экологического сектора промышленности / И.Ю. Блам // Вопросы статистики. — 2008. — № 3.

2. Бобошко, В.И. Развитие малых предприятий в сфере экологического бизнеса / В.И. Бобошко // Экономика природопользования. — 2006. — № 4.

3. Игнатьева, М.Н. Экологизация промышленного производства: направления, инструментарий / М.Н. Игнатьева, Л.А. Мочалова // Экономика региона. — 2008. — № 1.

4. Об основах экологического предпринимательства: модельный закон: принят на XV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Постановление от 13.06.2000 г. № 15-6.

5. Экономика. Инновации: спецвыпуск. — М: ФГУ «Редакция «Российской газеты», 2008. — № 233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.