Научная статья на тему 'Экологическая роль изобразительного искусства в организации досуга учащихся'

Экологическая роль изобразительного искусства в организации досуга учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНОДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECOLOGIC AND AESTHETIC EDUCATION / VISUAL ENVIRONMENT / LEISURE AND CULTURAL ACTIVITIES / AESTHETIC PERCEPTION / ECOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдюжа Н.А.

Данная статья содержит материал о роли изобразительного искусства в формировании визуальной культуры и мышления учащихся. В статье представлены четыре формы эколого-эстетического образования, применяемые для организации безопасного и развивающего досуга учащихся. Особое воспитательное значение в экологическом образовании детей в ДХШ имеют экскурсии в музеи, рисование на природе (пленэр), экологокраеведческие экскурсии в городскую среду и встречи с современными художниками. Главная ценность такого досуга заключается в том, что он поможет сформировать визуальную, эмоциональную и общую культуру учащихся, а значит научит их отличать экологически чистое визуальное пространство от «загрязненной» информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL ROLE OF VISUAL ARTS IN THE ORGANIZATION OF LEISURE OF STUDENTS

This article contains material about the role of art in shaping the visual culture and students ' thinking. The article presents four forms of ecological and aesthetic education is used for organizing safe and educational leisure activities of pupils. Special educational value in the environmental education of children in children's art school have excursions to museums, painting in nature (plein air), ecological and historical excursions in the urban environment and meetings with contemporary artists. The main value of this leisure is that it will help to create visual, emotional, and general culture of pupils, and to teach them to distinguish environmentally friendly visual space from the "contaminated" information environment.

Текст научной работы на тему «Экологическая роль изобразительного искусства в организации досуга учащихся»

УДК 379.8 ВАК 13.00.02

Н. А. Бурдюжа

г. Североморск, Россия

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эколого-эстетическое образование, визуальная среда, культурно-досуговая деятельность, эстетическое восприятие, экологический подход. АННОТАЦИЯ: Данная статья содержит материал о роли изобразительного искусства в формировании визуальной культуры и мышления учащихся. В статье представлены четыре формы эколого-эстетического образования, применяемые для организации безопасного и развивающего досуга учащихся. Особое воспитательное значение в экологическом образовании детей в ДХШ имеют экскурсии в музеи, рисование на природе (пленэр), эколого-краеведческие экскурсии в городскую среду и встречи с современными художниками. Главная ценность такого досуга заключается в том, что он поможет сформировать визуальную, эмоциональную и общую культуру учащихся, а значит - научит их отличать экологически чистое визуальное пространство от «загрязненной» информационной среды.

N. A. Burduja

Severomorsk, Russia

ECOLOGICAL ROLE OF VISUAL ARTS IN THE ORGANIZATION OF LEISURE OF STUDENTS

KEYWORDS: ecologic and aesthetic education, visual environment, leisure and cultural activities, aesthetic perception, ecological approach.

ABSTRACT: This article contains material about the role of art in shaping the visual culture and students ' thinking. The article presents four forms of ecological and aesthetic education is used for organizing safe and educational leisure activities of pupils. Special educational value in the environmental education of children in children's art school have excursions to museums, painting in nature (plein air), ecological and historical excursions in the urban environment and meetings with contemporary artists. The main value of this leisure is that it will help to create visual, emotional, and general culture of pupils, and to teach them to distinguish environmentally friendly visual space from the "contaminated" information environment.

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации создает интенсивную визуальную среду, в которую погружается ребенок. Экологическая ситуация визуальной среды сегодня настолько плачевна, и цивилизация настолько перенасыщена образами, что этот визуальный мусор может нанести прямой вред психике ребенка. В сложившейся ситуации перед преподавателем дополнительного образования стоит задача (экологическая миссия) поиска дей-

ственных инструментов в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры обучающегося для того, чтобы он мог справляться с огромным объемом и «давлением» визуальной среды.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от этой визуальной среды является создание для него безопасного и развивающего досуга, не связанного с компьютерными и медиа технологиями, чтобы электронные игры и информационные потоки не стали заменой реальности. Изобразительное искусство выступает уникальным экологиче-

ским инструментом образования и воспитания, поскольку образует собственное визуальное пространство, свободное от чрезмерной концентрации рекламных носителей и коммерческого продукта. Как показывает моя педагогическая практика, дети и подростки ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня их культуры, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений. Приобщение детей к изобразительному искусству формирует у них умение видеть, наблюдать, обобщать, переживать, размышлять, сравнивать и фантазировать, а не только потреблять навязываемые им образы.

Какие формы эколого-

эстетического образования применяются мной для организации безопасного и развивающего досуга учащихся? Особое воспитательное значение в экологическом образовании имеют посещения различных экскурсий в музеях, выставочных залах города Североморска и Мурманска. Выездные экскурсии позволяют значительно обогатить визуальную культуру учащихся. Например, посещение выставки «Константин Коровин. Живопись. Графика» в 2014 году помогло детям наглядно увидеть технику, мазок, оценить уровень красочного слоя (выпуклый или тонкий), что невозможно увидеть на репродукциях, которые мы показываем им в классе или на любом экране - будь то компьютер или сверхчеткий плазменный телевизор. Такое соприкосновение с реальными объектами искусства побуждает детей экспериментировать на уроках жи-

вописи, пытаться повторить приемы великих мастеров, а значит - расширяет их творческий потенциал и визуальную культуру. Кроме того, по итогам экскурсионного мероприятия есть возможность получить творческий или исследовательский продукт деятельности учащихся (например, дети могут выразить свое отношение к мероприятию в литературном эссе или в дискуссии за круглым столом).

Культурно-досуговую деятельность необходимо сделать разнообразной, интересной и содержательной для детей, поэтому я использовала несколько методических приемов в экскурсионной работе с учащимися.

1. Творческая практика - рисуем в

музее.

Экскурсии в областной краеведческий музей города Мурманска и в Североморский Музейно-выставочный комплекс регулярно организовываются в нашей школе для изучения многообразия животного мира тундры и северной природы. После экскурсии, посвященной изучению повадок и жизни животных, ребята обычно выполняют творческое задание - зарисовки чучел животных (Фото 1).

Занятия вызывают немалый эмоциональный отклик у детей еще и потому, что привычная визуальная среда кабинета, в котором обычно рисуют дети, изменяется на пространство музейной площадки. Погружение в новое визуальное пространство - это мощный стимул для творчества и ярких эмоций у детей. Итогом мероприятия может быть школьная выставка работ учащихся (Фото 2,3).

Фото 2

2. Эколого-краеведческие экскурсии в городскую среду - экскурсия по родному городу.

Как такие мероприятия могут обогатить визуальную культуру детей?

Визуальные образы можно разделить на пассивные и агрессивные: пассивные - окружают человека, агрессивные - те, что бросаются в глаза. Характеристики агрессивных образов: неожиданность, броскость, внезапность. Экскурсии по родному городу направлены на акти-

визацию пассивных визуальных образов, тех произведений искусства, мимо которых мы ходим каждый день, пропуская мимо «глаз». В процессе изучения архитектуры и памятников городской визуальной среды основное внимание уделяется развитию у учащихся навыков наблюдения за объектами окружающей действительности для формирования у них способности к художественному восприятию (Фото 4).

Фото 4

Изучение памятников искусства предполагает развитие таких качеств как инициативность, любознательность, способность присматриваться к явлениям жизни, подмечать в них типичные черты. Для активизации их проявлений с детьми обсуждались следующие вопросы: Что вы видите ежедневно, когда идете в школу и из школы домой? Какие здания в нашем городе вам нравятся больше всего? Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на эти здания? Какие архитектурные стили вам уже знакомы? Какие стили нашли свое отражение в

зданиях нашего города? Знаете ли вы архитекторов и скульпторов, работавших над визуальной средой нашего города? [1] Проведение такого досуга воспитывает любовь к городу, расширяет кругозор и эрудицию, пробуждает интерес к историческому осознанию архитектуры и формирует эстетическое восприятие городской среды. Итогом внеклассного мероприятия может стать дневник наблюдений, иллюстрированный художественными фотографиями или рисунками учащихся.

3. Художественная практика. Пленэр.

Почему данный вид рисования в визуальном плане является экологичным?

Потому что вся визуальная среда, с которой мы сталкиваемся в медиа пространстве (в компьютерах, на телевидении, в рекламе), уже обработана создателями, ими тщательно отобраны элементы и приемы визуальных средств, чтобы они «цепляли» зрителя. А мы вынуждены

стать потребителями этих образов. Но ситуация меняется, когда ребенок работает на природе в естественной обстановке, потому что он вынужден сам творчески «обрабатывать» природное пространство, которое видит. На пленэре перед детьми открывается панорамный вид пространства, которое, во-первых, нужно кадрировать, выбрав небольшой фрагмент, а, во-вторых, тщательно отобрать детали (Фото 5-7).

4. Встреча-интервью с художником

Основной целью встречи с художником было приобретение детьми собственного эмоционального опыта общения с художником-современником, живущим рядом с нами. Кроме того, задачей экскурсии в выставочный зал было не про-

сто посещение выставки современного художника и ее обсуждение: что понравилось, а что нет, но и создание живого диалога между художником и зрителем (нашими учениками) (Фото 8).

Фото 8.

Для встречи с художником дети заранее продумали свои вопросы и записали их, темы вопросов отличались большим разнообразием: Какими качествами нужно обладать, чтобы стать художником? Какие художники вам нравятся? Есть ли у вас в семье художники? На кого вы хотите быть похожи? Чем вы занимаетесь в свободное время?

Эмоциональный отклик детей был невероятным, так как дети живо откликаются на новые, нестандартные формы проведения занятий. Ребятам не только понравилась выставка, но и общение с настоящим художником. И хотя дети не сидели за мольбертами, но, тем не менее, уникальная возможность общения с творческой личностью - это новая «пища» для детского восприятия, которому нужны яркие впечатления и обогащающее общение с творческими людьми. Итогом встречи-интервью стали статьи детей в школьную газету о посещении выставки и общении с художником.

Все четыре вида культурно-досуговой деятельности, рассмотренные

ЛИТЕРАТУРА

1. Комарова Р.Р. Открытый урок ИЗО в 4-м классе (по программе «Школа-2100»). Тема урока «Архитектурные стили. Архитектура нашего города» // Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок». - М., Просвещение, 2011.

2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!». Концепция, структура, содержание / Б.А.Столяров, А.Г.Бойко. А.Г. Сечин. - СПб, 2009

3. Образовательное пространство музея: материалы семинара, посвященного 15-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества: сб.ст. / Науч. ред. Б.А.Столяров - СПб, 2005.

выше, позволяют говорить о том, что в процессе проведенных мероприятий обогащение ребенка путем восприятия объектов визуальной культуры происходит для него ненасильственно, потому оно что не связано с обязательствами и оценкой своей деятельности. Особая ценность такого досуга заключается в том, что он может помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть, поможет сформировать визуальную культуру и мышление, а значит - отличать экологически чистое визуальное пространство от «загрязненной» информационной среды.

Необходимо рассматривать экологический подход (культурную экологию) в досуговой деятельности как инструмент воспитания любви к родному краю, к родной культуре, а затем - ко всему человечеству, мировой культуре, что предполагает изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.