Научная статья на тему 'Развитие художественного направления непрерывного экологического образования в Алтайском крае'

Развитие художественного направления непрерывного экологического образования в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭКОЛО-ГИЯ И ИСКУССТВО / УЧЕБНО-ВЫСТАВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION / LOCAL COMPONENT IN AN EDUCATION PROGRAM / ECOLOGY AND ART / EDUCATIONAL AND EXHIBITION PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова В.И.

В программе развития Алтайского краевого экологического центра для учащих-ся (г. Барнаул Алтайского края, Россия) заложены приоритетные рабочие задачи по выявлению талантливых детей и организации индивидуального научно-методического сопровождения педа-гогического контакта с этой категорией детской аудитории учреждения, в том числе в области художественной самодеятельности. За двадцать лет работы учреждение определилось с составом приоритетных областей профильной деятельности, укомплектовало необходимую материально-техническую и научно-методическую базу собственной работы, что позволило осуществить реа-лизацию новых организационных проектов, гармонично сочетающих интересы учащихся в изучении экологии и искусства родного Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ARTISTIC AREA IN CONTINUING ECOLOGICAL EDUCATION IN ALTAI KRAI

The development program of the Children’s Ecological Center of Altai Krai (Barnaul, Russia) has search for gifted children and personal guidance for educational contact with such category of the audience including in amateur art activities field as its priority work tasks. For 20 years of work, the institution had defined a set of its core activity key areas, had provided a necessary material and tech-nical base and methodical activity for its function and that helped to realize several new projects that harmonically combine a schoolchildren’s interests in learning ecology and art of Altai Krai.

Текст научной работы на тему «Развитие художественного направления непрерывного экологического образования в Алтайском крае»

и оркестрового дирижирования, факультета, вуза. Они также выступили на XIV международном конкурсе «О Рождества к Рождеству», на котором стали лауреатами II степени в номинации «Редкие народные инструменты».

Значимость совместных программ по академической мобильности определяется теми преимуществами, которые они приносят своим участникам:

1. Студенты получают новые возможности для овладения профессией, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда.

2. Преподавателям создаются гибкие условия для профессионального роста, установления долговременных профессиональных контактов.

3. Вузы получают умножение академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях.

Таким образом, академическую мобильность можно рассматривать как средство развития образовательного процесса и образовательных программ высшего образования. Укрепление в рамках академического обмена студентами и преподавателями, проведение совместных мероприятий способствует повышению качества подготовки выпускников.

Nina Kriuchkova, Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) kruchkova-nina@yandex.ru

STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF CREATIVE ORIENTATION AS A MEAN FOR IMPROVEMENT OF GRADUATES' TRAINING QUALITY

Abstract. The paper considers a set of issues on contractual academic mobility of students who are taught in the today's Russian educational institutions of higher education of creative orientation. The author describes the key models and types of academic mobility which considered by the author as an effective mean for improvement of quality characteristics of an educational process and optimization of of educational programs of higher education.

Keywords: academic mobility, educational programs, educational institutions of higher education of creative orientation graduates' training quality, performing practice, inner short-term academic mobility, external short-term academic mobility.

УДК 371.383:374(571.150)

В. И. Мещерякова, педагог Алтайский краевой детский экологический центр (Барнаул, Россия)

ilbek2012@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Аннотация. В программе развития Алтайского краевого экологического центра для учащихся (г. Барнаул Алтайского края, Россия) заложены приоритетные рабочие задачи по выявлению талантливых детей и организации индивидуального научно-методического сопровождения педагогического контакта с этой категорией детской аудитории учреждения, в том числе в области художественной самодеятельности. За двадцать лет работы учреждение определилось с составом приоритетных областей профильной деятельности, укомплектовало необходимую материально-техническую и научно-методическую базу собственной работы, что позволило осуществить реализацию новых организационных проектов, гармонично сочетающих интересы учащихся в изучении экологии и искусства родного Алтайского края.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, региональный компонент, экология и искусство, учебно-выставочные площадки.

Освоение традиций национального наследия является одним из перспективных направлений в научной, учебной и просветительской деятельности Алтайского краевого детского экологического центра. Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Алтайский краевой детский экологический центр» (далее АКДЭЦ) является преемником краевой станции юных натуралистов, основанной в 1937 году, и осуществляет организационно-методическое руководство развитием эколого-биологической деятельности в системе образования обучающихся Алтайского края. Основным предназначением Центра является создание благоприятных условий для воспитания экологической и трудовой культуры подрастающего поколения, развитие мотивации личности к творчеству, познанию себя и мира, к формированию здорового образа жизни, реализации образовательных программ, а также программ оздоровления и отдыха детей и молодежи, целевых региональных и федеральных программ в области воспитания [1]. Для этого Центр обладает достаточной методической и материально-технической базой. В Программе развития АКДЭЦ заложены задачи выявления талантливых детей по естественнонаучному, ту-ристско-краеведческому, художественному, социально-педагогическому направлениям; организации индивидуальной педагогической и методической поддержки. Ежегодно Центр проводит 20 краевых мероприятий с охватом до 6 тысяч человек, в том числе около 2000 человек по государственному заданию, также Центр проводит мероприятия, являющиеся региональными этапами всероссийских конкурсов.

С 1990-х годов в рамках непрерывного экологического образования (НЭО) в АКДЭЦ начали разрабатываться и внедряться в практику ряд образовательных программ эколого-эстетического направления для обучающихся разного возраста. Постановка развивающих задач здесь предусматривает формирование целостности психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка, его потребности в творческой деятельности, в самовыражении через творчество. Привлекая внимание к экологическим проблемам современности, через развитие творческих способностей, - художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, - педагоги формируют устойчивую познавательную активность в познании мира природы и человека, способствуют развитию профессионально значимых качеств учащихся [2]. В дополнительных общеразвивающих программах «Ощущение чуда» (5-7 лет), «Игровая экология» (7-8 лет), «Природа и творчество» (9-12 лет), «В мире цветов» (11-13 лет), «Дендрология» (10-15 лет), «Экологическое краеведение» (12-14 лет), «Дерево Земли, на которой я живу» (12-16 лет), «Фото. Кино. Экология» (13-16 лет), «Основы экожурналистики» (12-17 лет) предусмотрены циклы «Художественное творчество». В программах очно-заочной школы по направлениям «Ландшафтный дизайн» (16-17 лет), «Флористика» (16-17 лет) заложена профориентация.

Помимо занятий очной и очно-заочной школы на базе АКДЭЦ реализуются Краевые конкурсы детского творчества «Моя малая родина» и «Сохраним биосферу», которые привлекают большое количество участников. Ежегодно на конкурсы экологической фотографии, экологического кино, поэтический конкурс, на конкурсы по номинациям «Рисунок и живопись», «Декоративно-прикладное творчество» в разделе «Зелёный вернисаж» поступает более тысячи работ со всего края. Необходимо отметить, что к участию в конкурсе принимаются работы всех детей, главный критерий - соответствие работ тематике конкурса, выразительность идеи. Оценка работ производится профессиональным жюри, в составе которого художники, поэты, музейные работники, искусствоведы, члены профессиональных союзов России. Лучшие работы детей имеют выход на широкую аудиторию - это тематические выставки рисунков и фотографии.

Сборник творческих работ эколого-эстетического направления, как и сборник исследовательских работ участников краевого конкурса учебно-исследовательских работ школьников края «Дети Алтая исследуют окружающую среду», публикуется каждый год. На итоговом мероприятии года в АКДЭЦ лучшие из лучших получают дипломы и ценные подарки. Это стало доброй традицией.

АКДЭЦ обладает двумя постоянно действующими специально оборудованными выставочными залами для проведения долгосрочных выставок художественных произведений, конференц-залом для концертов и творческих встреч с авторами, залом для демонстрации фото и видео, других материалов, а также учебными комнатами для занятий и мастер-классов. Феерические праздники «Поэзия народного костюма», «Секреты бабушкиного сундука», встречи с народными творческими коллективами «Песнохорки» (Барнаул), «Канареечка» (Чарышский Народный Дом), и другими, творческие встречи с художниками и народными мастерами - далеко не полный

перечень необычных и ярких мероприятий. С 2008 года в АКДЭЦ было реализовано более 30 выставочных проектов профессиональных художников Алтая. Творческие встречи сопровождались занятиями, мастер-классами, экскурсиями. Изданы иллюстрированные каталоги художественных выставок. Научное руководство этой работой осуществлялось под началом Тамары Михайловны Степанской, доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.

Традиция проводить мастер-классы для учащихся и педагогов края силами профессиональных художников была заложена в зале Экос с самого его основания [3]. Это симптоматично. В изменившихся исторических и экономических условиях, когда всё чётче определяется тенденция глобализации культуры, важно прививать молодому поколению понимание самобытности региональной культуры, обусловленной общностью исторической судьбы, географической среды и традиций нашего государства - России.

Особенный интерес для обучающихся, посетителей и специалистов представляет коллекция полотен мастеров алтайской живописи второй половины ХХ - начала ХХ1 века, имеющаяся в АКДЭЦ. Это собрание живописи по-своему уникально: небольшое количество работ компенсируется драгоценным содержанием [4]. Основанная на дарениях местных художников, коллекция в настоящее время насчитывает 7 экземпляров. Это работы известных алтайских художников: В. А. Зотеева, С. И. Чернова, М. Ф. Беличенко, Г. Г. Селянина, Д. Л. Комарова, М. Д. Ковешнико-вой, Заслуженного художника России. Художники - наши современники, их творения близки и понятны нам уже потому, что являются порождением эпохи, в которой мы живём. Уже в 2018 году коллекция стала предметом исследовательской работы нескольких учащихся.

Темы исследовательских работ по художественному направлению разнообразны, они объединяют изучение природы и культурного наследия края, имеют широкий диапазон: в рамках конкурса «Моя малая родина», например, это быт и культурные традиции переселенцев Алтая. В работе с детьми акцентируется внимание, наряду с изучением, на сохранении природного и культурного наследия Алтая. В программах экологической журналистики и экологического кино учащиеся разрабатывают и практически реализуют творческие проекты («Начни с Дома Своего», «Приключения на экологической тропе»), создают виртуальные этно-экологические тропы, разрабатывают программы и маршруты реальных экологических троп. Это позволяет детям понимать значимость своей работы, органично вписываться в действующие в крае программы сельского и событийного туризма.

Региональный подход важен и результативен. Наши учебно-выставочные площадки не ограничиваются стенами какого-либо одного, определённого помещения, понимаются достаточно широко, одна из основных задач их - обеспечить доступ к разнообразной информации. Начавшаяся в выставочном зале Экос, как единичная, с отдельными авторами, точечная работа в разных номинациях отдельных конкурсных программ, со временем превратилась в комплекс взаимосвязанных мероприятий, обусловленных генеральной линией работы Алтайского краевого детского экологического центра. Примером такого рода мероприятий стали экскурсии в краеведческие музеи районных центров, школьные музеи, выставочные площадки Домов культуры, Центров дополнительного образования в ряде районов Алтайского края, отдельных промышленных предприятий, в частности, Колыванского камнерезного завода, являющегося объектом культурного наследия федерального значения.

«Культурные ценности надо уметь хранить, изучать и популяризировать!» - утверждает Т. М. Степанская, говоря о необходимости возрождения художественного краеведения, и в этом просматривается определённая преемственность. Мы видим, как традиции на основе преемственности перерастают в новое качество культурного явления, реализуются связи «горизонтальные», то есть «взаимная передача культурных традиций от региона к региону, от народа к народу» [5]. Ряд лет обучающиеся АКДЭЦ изучают особенности орнаментальных мотивов одежды и деревянного зодчества, технологию изготовления керамических изделий, специфику сельской и городской застройки. Темы текущего 2017-2018 учебного года успешно представлены на научно-практических конференциях: Пятой Сибирской межрегиональной конференции «Экологическое воспитание в проектно-исследовательской деятельности юннатов» (Новосибирск, 23-24 ноября 2017 г.), VI краевом экологическом фестивале «Наш дом - Алтай» (Барнаул, февраль 2018 г.), XI Межрегиональной краеведческой конференции «Историко-культурное и природное наследие Сибири», посвящённой деятельности Русского географического общества (Иркутск, март 2018 г.),

других. Например, «Динамика образа малой родины...» - экологический мониторинг местности по произведениям художников, - это очень интересная идея! Сейчас этот проект находится в разработке.

Творчество учащихся, их активная жизненная позиция находят понимание и поддержку не только родителей и педагогов в школах и творческих центрах. Представители администрации края, районов пристально следят за успехами детей, способствуют реализации их проектов. Это норма поведения. Говорить об этом обязательно надо. Поддержка грантами, премиями, возможностью поездок к местам исследования, организации встреч с людьми, приглашениями к участию в выставках. Совсем недавний пример: при поддержке Администрации Ребрихинского района, лично С. К. Чикильдика, была организована поездка учащегося 9 класса Лицея 124 г. Барнаула Гоши Старикова в с. Ребриху, на встречу со старейшим (в 2017 году ему исполнилось 100 лет!), и активно работающим художником Алтайского края, ветераном Великой Отечественной войны Георгием Геогиевичем Селяниным. В своём творчестве мастер многие годы изображает родную Ребриху, её окрестности, Касмалинский ленточный бор. Помимо личной встречи с художником, ученик смог посетить краеведческий музей и художественную школу с. Ребрихи, где хранятся работы Г. Г. Селянина. Общение с автором работ, непосредственная работа с его картинами очень впечатлили ребёнка, задали большой тонус дальнейшему исследованию. Таких примеров очень много, и они говорят о всплеске интереса к изучению родного края.

Являясь координационным центром экологической работы в крае, АКДЭЦ обеспечивает методическую поддержку педагогам, организуя конкурсы методических разработок, обеспечивает возможность профессионального роста. Эколого-эстетическое направление из года в год реализует издание методических сборников (в частности «Методики работы с природным материалом -флористика, бумагопластика и др.», Барнаул: АКДЭЦ, 2004) - обобщает научно-практическую работу педагогов Алтайского края. Исследование детского творчества становится более продуктивным. Методические разработки педагогов общеобразовательных школ, творческих центров и педагогов-художников как Алтайского края, так и Сибирского региона в целом, раскрывают интересные формы работы. Этот опыт сегодня транслируется на край через издание методических сборников, пособий, воспроизводится в тематических занятиях, внеклассной работе с обучающимися и родителями [2]. Среди педагогов и учащихся края особо популярны методические пособия:

- Народный календарь: Информация о праздниках, обычаях, обрядах, природных приметах народного календаря (Составитель: Патрушева Л. И. - Барнаул: АКДЭЦ, 2010.);

- Азбука природы: Научно-популярная книга для детей о природе.(Авторы-составители: Аришина О. В., Батлук Н. В., Марискин И. Н., Патрушева Л. И., Сотова М. В. - Барнаул: АК-ДЭЦ - 2010.);

- Занимательное краеведение для начальной школы. (Авторы-составители: Козлова Н. Б., Землянова О. В., Патрушева Л. И. - Барнаул: АКДЭЦ, 2008.);

- Здравствуйте, Природа! Книга для чтения о природе предназначена для учащихся среднего школьного возраста (Научн. ред. В. А. Рассыпнов. - Барнаул: АКДЭЦ, 2009.);

- Люби и знай родной Алтай. Авторы-составители: Козлова Н. Б., Патрушева Л. И., Земляно-ва О. В. - Барнаул: АКДЭЦ, 2006. (Варианты мероприятий, которые можно провести во время недели краеведения.)

- Фестиваль шагает по Алтаю: Описание конкурсов, которые можно провести в рамках экологического фестиваля. Обобщен опыт выступлений команд на краевом фестивале юных экологов «Зелёные колокола» (Авторы-составители: Землянова О. В., Патрушева Л. И., Батлук Н. В., Козлова Н. Б., Кутенёва О. В. - Барнаул: АКДЭЦ, 2006.).

Необычной и интересной формой стали пленэры и занятия в живой природе в рамках летних профильных смен. С 2010 года в рамках летнего эколого-журналистского практикума целенаправленно проводятся занятия по рисунку и живописи для учащихся и педагогов в природной среде - пленэр.

Запоминающимися и, как оказалось, необходимыми стали семинары (в том числе и выездные) по теме «Эколого-эстетическое образование школьников». Участники мероприятий и пользователи отмечают усилия по интеграции образовательных сфер искусства и экологии, важность и своевременность проведения таких занятий [6]. Занятия с детьми проводят известные люди Алтая: Виталий Александрович Рассыпнов, учёный, доктор биологических наук, Ильбек Сунагатович

Хайрулинов, Заслуженный художник России, Сергей Иванович Малыхин, главный редактор газеты «Природа Алтая. Природа Сибири», координатор экологического движения «Начни с Дома Своего», другие. Непосредственно на месте, в своём районе, ребята и взрослые имеют возможность по-новому увидеть и оценить как экологические проблемы и пути их решения, так и прикоснуться к творческому наследию нашего многонационального народа, открыть своё сердце для любви и заботы о нашей малой родине. Этот опыт необходимо изучать, пропагандировать, поскольку известно, что наибольшие затруднения в художественно-эстетическом образовании учащихся вызывает область профессиональной деятельности.

За период с 2000 по 2018 год база данных эколого-эстетического отдела АКДЭЦ обогатилась материалами этнографических экспедиций по Алтайскому краю, городских и сельских праздников, в которых принимали участие педагоги и обучающиеся экологического центра очной и заочной школы. Особенно тёплыми и содержательными мероприятиями запомнилась методист Лебедева Евгения Анатольевна, ряд лет возглавлявшая работу эколого-эстетического направления. Выпускница АКДЭЦ, она умело совмещала в образовательном пространстве эти области -экологию и искусство, находила интересные и довольно необычные решения событий. Ею было положено начало исследовательской работы учащихся, и первым объектом исследования стала русская изба! В 2014 и 2015 году Е. А. Лебедевой были организованы и проведены этно-экологические экспедиции в Змеиногорский и Чарышский районы Алтайского края.

Отрадно, что все фото и видеоматериалы проводимых мероприятий сохраняются в медиатеке Экоцентра, и, по необходимости, воспроизводятся в учебном процессе, они же становятся эмпирическим материалом в исследовательской работе учащихся и педагогов. Средства современных компьютерных и сетевых технологий позволяют расширить возможности каталогизации от слайдовых презентаций до создания научного электронного издания, сохранив при этом его иллюстративность и наглядность. Это ценный материал, показывающий в динамике работу художественного, эколого-эстетического направления в рамках непрерывного экологического образования.

Все эти годы сохраняются и развиваются межведомственные взаимосвязи. Специалисты Алтайского государственного краеведческого музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории, литературы и культуры Алтая, Арт-галереи Щетининых в Барнауле, других музеев, художественных галерей в городах и сёлах края всегда охотно идут на контакт, принимают участие в совместных образовательных и культурных проектах. Активизирована работа педагогов дополнительного образования края посредством культурного взаимодействия с общественными организациями природоохранного, экологического и художественно-эстетического направления, а также с отдельными выдающимися представителями творческой интеллигенции Алтайского края.

В 2017 году на краевой педагогической конференции «Экологическое воспитание детей как неотъемлемый компонент стратегии развития Алтайского края» были подведены первые итоги Года экологии. Наибольший интерес в рамках дискуссии «Формула мотивирующего образования в контексте дополнительного естественнонаучного образования детей в крае» вызвало сразу несколько сообщений, среди которых наиболее ярко свой опыт представила Татьяна Кораблева, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра города Новоалтайска [7]. Педагог презентовала работу отдела «Экос» и рассказала о том, как синтез естественнонаучного и художественно-эстетического направления в дополнительном образовании может стать средством повышения мотивации обучающихся к изучению экологии.

В год столетия дополнительного образования детей в России работа эколого-эстетического направления Алтайского краевого детского экологического центра достойно представляет свои успехи. Увеличение числа учащихся края, педагогов, обращающихся к эколого-эстетическому направлению (интегрированному направлению «Экология и искусство»), подтверждает его эффективность в работе по формированию экологического мировоззрения подрастающего поколения.

Список литературы

1. Программа развития КГОУДОД «Алтайский краевой детский экологический центр» как ресурсного центра по эколого-биологическому и трудовому образованию детей и молодёжи Алтайского края на 20092013 гг. [Электронный ресурс] / «Алт. краев. дет. экол. центр», краев. гос. бюджет. учреждение доп. образо-

вания. - Электрон. дан. - Барнаул, 2008. - Режим доступа : akdec.ru/download/10dwnl52.pdf (дата обращения: 20.01.2018).

2. Методические пособия [КГОУДОД «Алтайский краевой детский экологический центр»] [Электронный ресурс] / «Алт. краев. дет. экол. центр», краев. гос. бюджет. учреждение доп. образования. -Электрон. дан. - Барнаул, 2014-2018. - Режим доступа : akdec.ru/?id_razd=120 (дата обращения: 20.01.2018).

3. Мещерякова, В. И. Выставочные проекты эколого-эстетического направления Алтайского краевого детского экологического центра // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации : сб. матер. II междунар. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 12-13 мая 2016 г. ). - Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. - Ч. 1. -С. 198-201.

4. Мещерякова, В. И. Мастера Алтайской живописи в Алтайском краевом детском экологическом центре // Экологическое воспитание в проектно-исследовательской деятельности юннатов, 5SRC2017 : тез. докл. Пятой Сибирской межрегион. конф. (г. Новосибирск, 23-24 нояб. 2017 г.). - Новосибирск : Изд-во Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Федер. исслед. Центр Ин-т цитологии и генетики, 2017. С. 134-135.

5. Степанская, Т. М. Служили отечеству на Алтае : кн. для чтения по худож. краеведению. - Барнаул : Пикет, 1998. - 128 с. : ил. - (Библиотечка школьника Алтая).

6. В Ребрихинском районе [Алтайского края, Россия] состоялся семинар по эколого-эстетическому направлению [Электронный ресурс] / Алт. краев. дет. экол. Центр; краев. гос. бюджет. учреждение доп. образования. - Электрон. дан. - Барнаул, 2014-2018. - Режим доступа : akdec.ru/show_new.php?id_new=755 (дата обращения: 20.01.2018).

7. Первые итоги проведения Года экологии подвели на краевой педагогической конференции «Экологическое воспитание детей как неотъемлемый компонент стратегии развития Алтайского края» [Электронный ресурс] / «Алт. краев. дет. экол. центр», краев. гос. бюджет. учреждение доп. образования. - Электрон. дан. - Барнаул, 2014-2018. - Режим доступа : akdec.ru/show_new.php?id_new=1543 (дата обращения: 20.01.2018).

Valentina I. Meshcheriakova, Teacher Children's Ecological Center of Altai Krai (Barnaul, Russia)

ilbek2012@yandex.ru

DEVELOPMENT OF ARTISTIC AREA IN CONTINUING ECOLOGICAL EDUCATION IN ALTAI KRAI

Abstract. The development program of the Children's Ecological Center of Altai Krai (Barnaul, Russia) has search for gifted children and personal guidance for educational contact with such category of the audience including in amateur art activities field as its priority work tasks. For 20 years of work, the institution had defined a set of its core activity key areas, had provided a necessary material and technical base and methodical activity for its function and that helped to realize several new projects that harmonically combine a schoolchildren's interests in learning ecology and art of Altai Krai.

Keywords: continuous ecological education, local component in an education program, ecology and art, educational and exhibition platforms.

УДК 811.161.1:378.1-057.875=581

Е. А. Московкина, кандидат филологических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

evgenya.moskovkina@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Изложены результаты авторского методического эксперимента по внедрению в учебный план подготовительного факультета Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (г. Барнаул Алтайского края, Россия) курса «Русские нравы и обычаи, этика общения» для китайских студентов, обучающихся в Алтайском крае. Тематика, содержание и методика освоения программы курса призваны удовлетворить потребность иностранцев в адекватной интерпретации коммуникативного поведения представителей русского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.