Научная статья на тему 'Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-акмеологические условия и факторы развития'

Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-акмеологические условия и факторы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT / PSYCHOLOGY AND AKMEOLOGY CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаров Евгений Леонидович

В статье представлены результаты эмпирического исследования, развивающего эксперимента, а также обоснованные на их основе психолого-акмеологические условия и факторы развития экологической компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базаров Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERTS: PSYCHOLOGY AND AKMEOLOGY DEVELOPMENT CONDITIONS AND FACTORS

In article results of the empirical research, developing experiment, and also proved on their basis psihology and akmeology conditions and factors of development of ecological competence of the future experts are presented.

Текст научной работы на тему «Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-акмеологические условия и факторы развития»

— проведение аттестации педагогических работников на непрерывной диагностической основе, что стимулирует рост их квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического труда и учитывает нарастание творческого потенциала педагога от года к году.

Создание в образовательном учреждении рассмотренных нами акмеологичес-ких условий ведет к активизации творческих поисков учителя, к организации систематической и целенаправленной работы по совершенствованию учителем своих профессиональных и личностных качеств.

Литература_

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. 1999. № 7. С. 23-28.

3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя : (Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности). Л., 1967.

6. Макаренко A.C. Воспитание в семье и в школе / Собр. соч.: в 7 т. Т.4. М., 1957. С. 482-514.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

9. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л.Ю. Стрелкова. М., 1991.

10. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5. С. 4-15.

11. Ушинский К.Д. Собр. соч. : В 11 т. Т. 2. Педагогические статьи : 1857 — 1861 гг. М.; Л., 1948.

12. Федотова Г.А. Творческое саморазвитие сельского учителя в системе повышения квалификации // Педагогическое образование и наука. 2004. № 4. С. 71—73.

13. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 10—16.

© Каверин Ю.А., 2009

Е.Л. Базаров

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: экологическая компетентность будущего специалиста, психолого-акмеологические условия развития экологической компетентности

Keywords: ecological competence of the future expert, psychology and akmeology conditions of development of ecological competence

Актуальность и важность научного осмысления методов развития экологической компетентности будущих специалистов, целенаправленного научного анализа объективных и субъективные факторов, условий и средство построения учебно-воспитательного процесса в высших учебныгх заведениях обусловлена, с одной стороны, нарастанием экологических проблем, которые приобрели сегодня планетарный масштаб, с другой — социокультурной потребностью в развитии студентов, в воспитании у них экологоориентированной гуманистической направленности, и в этой связи — необходимостью использования личностно-ориентированных, развивающих и здоровьесберегающих образовательных технологий, создания условий для полноценного личностного и профессионального развития будущих специалистов, использования наряду с традиционными («зна-ниевыши») методами обучения в вузах активныгх методов целенаправленной подготовки кадров для решения вышеперечисленного круга проблем.

В предлагаемой статье приводятся основные результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление психолого-акмеологических условий и факторов развития экологической компетентности будущих специалистов, под которой понимается способность человека к интеграции экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природосохранительной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем. При этом экологическая компетентность может быть рассмотрена в системе экологоориентированной личности будущего специалиста как:

- результат овладения личностью в процессе ее становления ключевыми компетенциями (общекультурной; ценностно-смысловой; компетенцией личностного самосовершенствования);

- интегральное свойство личности будущего специалиста, в структурно-содержательном отношении представленное мотивационно-ценностным, когнитивным, деятельностно-поведенческом, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, а в функциональном определено мировоззренческой, методологической, экологической, ценностной, прогностической, социальной, культурной, профессиональной функциями.

Эмпирические исследования особенностей развития экологической компетентности будущих специалистов проводились поэтапно.

На первом этапе осуществлялся экспертный анализ и оценки проблемы, на втором — анкетирование и задания. В качестве дополнительных материалов использовались также наблюдение и собеседования.

В процессе экспертной оценки (28 экспертов — преподаватели экологических и экопсихологических дисциплин в высшей школе) современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих специалистов было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный (37 %) и надпрофессиональный (63 %) характер; осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.

Отметим, что продуктивное формирование экологической компетентности может происходить лишь посредством использования максимально разнообразных форм эколого-образовательного процесса, а непосредственно процесс формирования экологоориентированной личности человека необходимо активно начинать уже в дошкольном (83 %) и младшем школьном возрасте(17 %), а на протяжении непрерывного образования и воспитания человека необходима общая экологизация всех учебных дисциплин (92 %). Эксперты отметили принципиальность активных форм экологического образования в высшей школе, в частности включение студентов в максимально разнообразные виды экологоориентированной деятельности (в рамках учебных занятий, внеучебной занятости, самостоятельной работы), а также значимость экологизации образовательной среды вуза в целом, включая ее социальный и пространственно-предметный компоненты (специально организованная экологизированная среда, а также естественная природа, включенная в общую образовательную среду вуза).

На втором этапе было осуществлено анкетирование будущих специалистов различной профессиональной направленности такого экологоориентированного вуза как Международный эколого-политологический университет (МНЭПУ). В рамках исследования было опрошено 166 студентов (42 % мужчин и 58% женщин) в возрасте 17-19 лет (43 % респондентов), 54 % респондентов - в возрасте 20-22 года,

2 % опрошенных — 23-25 лет, 1 % — старше 25 лет. Среди опрошенных студентов 32 % учатся на первом курсе, 46 % составили третьекурсники, пятикурсников среди участников опроса было 22 %. Распределение по факультетам было таково: экологический - 16 %; юридический - 18 %; иностранных языков - 27 %; экономики, менеджмента и финансов - 28 %; политологический (отделение политологии) - 11 %.

Респондентам было предложено ответить на 29 вопросов-заданий анкеты, ряд из которых нами были объединены в следующие группы:

- вопросы, нацеленные на определение уровня озабоченности экологическими проблемами, экологической информированности (эколого-натуралистической эрудиции) респондентов, особенностей получения такого рода информации;

- самооценка респондентами уровня собственной экологической компетентности;

- оценка респондентами уровня экологической компетентности коллег-студентов;

- задание по выделению важнейших компонентов экологической компетентности, а также особенностей ее проявления в профессиональной деятельности будущего специалиста;

- вопросы-задания, связанные с выбором эффективных форм продуктивного развития экологической компетентности будущего специалиста-эколога.

По результатам анкетирования получены следующие данные. Подавляющее большинство респондентов (92 %) проявляет интерес к экологии и только 8 % совсем не интересуются экологическими вопросами. Доля активно интересующихся экологией среди мужчин и женщин была примерно одинаковой (19 % и 18% соответственно). Три четверти студентов (74 %) получают информацию по экологическим проблемам из теле- и радиопередач, каждый третий (33 %) узнает экологические новости из газет и журналов, каждый пятый (21%) - из бесед с друзьями, 16% - из Интернета. 13% респондентов читают специальную литературу по экологии. Треть всех опрошенных (32 %) считают, что средства массовой информации уделяют недостаточно внимания экологическим проблемам. Больше половины (52 %) полагают, что экологические проблемы поднимаются в СМИ лишь эпизодически и это носит формальный характер. Подавляющее большинство респондентов обеспокоены загрязнением воздуха и водных ресурсов в Московском регионе и в России в целом, 43% - вырубкой лесов, треть - загрязнением почвы и снижением биологического разнообразия (36 % и 33% соответственно), лесными пожарами - 28 %. Из последствий экологического кризиса наибольшее беспокойство у студентов университета вызывает плохое качество продуктов питания (51 %) и захоронение различных отходов (46 %). Хотя далеко не все студенты говорят о том, что активно интересуются событиями в экологической сфере; все они, безусловно, задумываются о причинах экологического кризиса: всего 3 % студентов затруднились ответить на этот вопрос. Причиной экологического кризиса квалифицированное большинство студентов (55 %) считают загрязнение окружающей среды, 34 % называют бесконтрольное истребление природных ресурсов, при этом 36 % связывают это с отсутствием эффективной законодательной базы в области охраны природы, а 28% - с прагматичным использованием человеком природных ресурсов. Таком образом, подавляющее большинство респондентов в той или иной степени проявляет интерес к событиям, происходящим в сфере экологии.

Свой собственный уровень экологической компетентности студенты оценивают достаточно высоко. 5% и 24% называют его соответственно высоким и скорее высоким, чем низким. Половина респондентов считает его средним. Скорее низким, чем высоким называют свой уровень 10% студентов и только 4 % полагают, что находятся на низком уровне. Как следовало ожидать, этот показатель различается по факультетам. Так, на экологическом факультете более половины студентов (52 %) считают, что уровень их экологической компетентности находится на достаточно высоком уровне. А юристы (28 %) в большей степени, чем студенты дру-

гих факультетов, склонны считать, что их экологическая компетентность находится скорее на низком уровне.

Опрос показал, что среди общего количества участников три четверти (74 %) хотели бы расширить свои знания в области экологии; при этом женщины более склонны получать новые знания (80 %), нежели мужчины (63 %). Очень сильно различаются ответы на этот вопрос по факультетам: экологический — 97 %; экономики, финансов и менеджмента — 67%; юридический — 52%; факультет иностранных языков — 84%; политологический (отделение политологии) — 67%. Отметим, что чем выше уровень экологической компетентности, тем больше в этой группе желающих расширить свои знания в области экологии. В то же время среди последних лишь 9 % постоянно занимаются самообразованием по вопросам экологии и охраны природы, 78 % занимаются экологическим самообразованием только время от времени, и совсем не занимаются самообразованием 13% студентов. При этом, оценивая свой собственный уровень экологической компетентности достаточно высоко, студенты всех факультетов склонны более критично относиться к своим коллегам-студентам. Это особенно проявилось на юридическом факультете и отделении политологии.

Говоря о составных элементах экологической компетентности, а также особенностях ее проявления в профессиональной деятельности будущего специалиста, на первом месте две трети студентов называют экологические знания и экологически целесообразное поведение, в частности, соблюдение экологических норм (61 % и 60% соответственно). Половина (47 %) считает, что экологическая компетентность предполагает экологоориентированную деятельность. И только 15% называют составным элементом экологической компетентности постоянное экологическое самообразование.

Подавляющее большинство студентов (вопрос был адресован только будущим специалистам-экологам) считают традиционные формы профессионального обучения в вузе наиболее эффективным видом профессиональной подготовки специалистов в экологической и природоохранной сфере в современных условиях (81 %). Среди других форм отмечены профессиональное консультирование с использованием Интернет-технологий (37 %), обучение по методикам непрерывного самообразования (30 %), краткосрочные семинары по актуальным экологическим проблемам (15 %), дистанционное обучение (11 %), нетрадиционные формы (7 %). 4 % респондентов затруднились ответить. Однако при этом абсолютное большинство участников опроса считают, что для модернизации системы профессионального обучения специалистов необходимо усилить связь обучения с практической деятельностью, увеличив количество практических занятий и деловых игр, связанных с моделированием элементов профессиональной деятельности будущего специалиста, а также больше внимания уделять организации стажировок.

В рамках эмпирического исследования был проведен развивающий эксперимент, направленный на повышение уровня экологической компетентности будущих специалистов. Объектами эксперимента являлись 162 студента от 17 до 25 лет. Реализация эксперимента осуществлялась в соответствии с основными этапами формирования экологического сознания личности [1], проявлением которого является экологическая компетентность. На первом этапе создавались условия для непосредственного восприятия природных объектов и формирования на этой основе экологических представлений (занятия в естественной природной и специально экологизированной среде — учебные исследования, практикумы, самостоятельные наблюдения и др.); на втором — для понимания и осмысления экологических знаний, способов действий в структуре различных видов экологоориенти-рованной деятельности (кейз-стади, методы «круглого стола» и др.); на третьем — для оценивания и обобщения содержания эколого-образовательного процесса (практические оценочные занятия, целенаправленные наблюдения и практикумы с эле-

ментами социологических опросов и др.); на четвертом - для практического освоения ценностей, имеющих личностный смысл, соответствующих способов и приемов поведения (рефлексивные и тренинговые методы, задания на самооценку); на пятом - для личностного осмысления (анализа, оценки, рефлексии) результатов собственной деятельности (методы само- и взаимооценки, «мозгового штурма», коллективной творческой деятельности и др.).

Динамика развития экологической компетентности будущих специалистов определялась посредством взаимодополняющих друг друга психодиагностических методик «Натурафил» и «СПО» [5].

Общие результаты развивающего эксперимента свидетельствуют о существенных изменениях в уровне развития экологической компетентности обследуемых, прежде всего, по следующим принципиальным позициям:

- различия в показателях изменения уровня познавательной активности эколо-го-натуралистической направленности, а также характера экологических представлений: в среднем по выборке увеличение в экспериментальных группах (с 14% до 32%) при отсутствии существенного изменения в контрольных;

- различия в показателях личностного (субъективного) отношения к природе (изменение «объективной модальности» отношения на «субъектную»): в экспериментальных группах в среднем произошло изменение уровня субъекти-фикации природных объектов с очень низкого на средний (37%), с очень низкого на высокий (11 %), со среднего на высокий (21 %); уровень субъекти-фикации остался прежним у 31% студентов; в контрольных группах с очень низкого на средний и на высокий уровни существенных изменений нет, повышение со среднего на высокий - у 7% студентов; уровень субъектификации остался прежним у 74% студентов;

различия в личных стратегиях взаимодействия с природным окружением (изменение прагматической ориентации на непрагматическую): в среднем по выборке увеличение студентов с непрагматическими стратегиями с 28% до 44% при незначительном отличии в контрольных группах.

Сравнительный анализ результатов развивающего эксперимента с учетом данных, полученных по различным критериям, свидетельствует о продуктивном развитии экологической компетентности будущих специалистов, ее основных компонентов у большинства респондентов экспериментальных групп (ЭГ 1 и ЭГ 2) в сравнении с контрольными (КГ 1 и КГ 2), а также о том, что внедрение данных моделей способствовало эффективному развитию экологической компетентности (см. диаграмму).

На основе обобщения результатов проведенного исследования обоснованы психолого-акмеологические условия и фактора развития экологической компетентности будущих специалистов.

40

35 30 25 £ 20 15 10 50

гь

I

□ близкий к начальному

□ удовлетворительный

□ недостаточный

■ неудовлетворительный

КГ 1

КГ 2

ЭГ 1

ЭГ 2

Диаграмма. Распределение студентов по уровню оценки развития экологической компетентности

Общими психолого-акмеологическими условиями являются: активное включение будущих специалистов в различные виды экологоориентированной деятельности (и при этом раскрытие и наиболее оптимальное проявление творческой природы их психики); создание экологоориентированной окружающей среды, стимулирующей развитие и саморазвитие экологической компетентности студента.

Среди важных факторов следует выделить специальную психолого-акмеоло-гическую подготовку преподавателя высшей школы к продуктивному осуществлению им экологического образования на всех этапах профессиональной подготовки специалиста; сформированность индивидуального стиля деятельности преподавателя, его рефлексивно-аналитических умений и творческой активности в целях его инновационной подготовки; предупреждение элементов формализма в осуществлении экологического образования посредством предварительного психологического освоения педагогом алгоритма развития экологической компетентности будущего специалиста (определение им того, в какой степени реализация задуманных идей повлечет за собой развитие экологической компетентности студента, проявление и развитие его волевых усилий, особенностей его акмепедагогического воплощения в развитии экологической компетентности будущих специалистов).

В заключение отметим, что в ходже нашего исследования получены результаты, которые показали эффективность учета выявленных психолого-акмеологичес-ких условий и факторов развития экологической компетентности будущих специалистов. При этом перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать: разработка акмеологических моделей экологической компетентности специалистов в различных профессиональных сферах, экологической составляющей акмеограммы; выявление акмеологических особенностей профессиональной деятельности эколога, критериев и уровней его профессионализма, видов его профессиональной компетентности, соответствующих личностных качеств; исследование экологических аспектов профессиональных сред; проблемы культуры и технологии принятия экологоориентированных управленческих решений.

Литература

1. Гагарин A.B. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. М., 2005.

2. Деркач A.A. Акмеологические стратегии развития: Монография. М., 2006.

3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова A.K. Психология развития профессионала. М., 2000.

4. Деркач A.A., Селезнева E.B. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2007.

5. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.

© Базаров Е.Л., 2009

Ж.Б. Шаймакова

роль инновационной компетентности в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы

Ключевые слова: компетентность, инновации, конкурентоспособность, преподаватель высшей школы

Keywords: competence, innovations, competitiveness, the teacher of the higher school

Актуальность исследования проблемы развития конкурентоспособности преподавателей высшей школы обусловлена социально-экономическими, социокультурными, психологическими и акмеологическими проблемами со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.