Научная статья на тему 'Эффективность занятийфизической культуройу студентокс первой степенью сколиоза'

Эффективность занятийфизической культуройу студентокс первой степенью сколиоза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОЛИОЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SCOLIOSIS / PHYSICAL CONDITION / PERSONAL DESCRIPTIONS / THE DYNAMICS OF PERSONAL DESCRIPTIONS AND PHYSICAL CONDITIONS / MEANS OFPHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аношина Татьяна Васильевна, Пушкина Валентина Николаевна, Зелянина Анна Николаевна

Отражены результаты исследования, посвящённого изучению эффективности занятий физической культурой по специальной программе на основе динамики функционального потенциала и индивидуально-психологических характеристик студенток со сколиозом. Установлено, что занятия физической культурой обусловливают положительную динамику функционального потенциала и личностных характеристик у студенток со сколиозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аношина Татьяна Васильевна, Пушкина Валентина Николаевна, Зелянина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL TRAINING IN STUDENTS WITH THE FIRST DEGREE SCOLIOSIS

This article devotes to investigation's results of special program's effectiveness in physical culture for personal descriptions and physical condition in students suffering from scoliosis. It was established that special program of physical culture training determines the positive dynamics of personal descriptions and physical conditions in students suffering from scoliosis.

Текст научной работы на тему «Эффективность занятийфизической культуройу студентокс первой степенью сколиоза»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 15-17.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (EXPERIMENTAL MATERIALS)

Т. В. Аношина, В. Н. Пушкина, А. Н. Зелянина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОК С ПЕРВОЙ СТЕПЕНЬЮ СКОЛИОЗА

Отражены результаты исследования, посвящённого изучению эффективности занятий физической культурой по специальной программе на основе динамики функционального потенциала и индивидуально-психологических характеристик студенток со сколиозом. Установлено, что занятия физической культурой обусловливают положительную динамику функционального потенциала и личностных характеристик у студенток со сколиозом.

Ключевые слова: сколиоз, функциональный потенциал, личностные характеристики, динамика функционального потенциала и личностных характеристик, средства физической культуры.

Перед преподавателями физической культуры в высшей школе стоит задача таким образом строить занятия по дисциплине, чтобы они способствовали формированию личности будущего специалиста, его успешной социализации.

Социализация девушек и юношей в возрасте 17-20 лет связана с профессиональным самоопределением [1; 3], переоценкой ценностей, освоением новых социальных ролей, преодолением кризиса авторитетов в семье [12] и одиночества, решением сексуальных проблем [5]. Одним из значимых факторов, определяющих проблемы развития в юношеском возрасте, является физическое развитие и здоровье. Наибольшие трудности в разрешении вышеперечисленных проблем встречаются у лиц, имеющих сложности со здоровьем, и наиболее частыми являются заболевания костно-мышечной системы [12]. Каждая болезнь, кроме типичных для неё клинических проявлений, несёт в себе те или иные изменения психического состояния человека. Поэтому глубоко оценить любое заболевание можно, лишь учитывая все физические и психические проявления личности [6]. Люди с заболеваниями позвоночника отличаются высоким уровнем тревожности, депрессивным фоном настроения [11]. В структуре личности могут преобладать черты застенчивости, скромности, робости и зависимости от авторитетов [8]. Вместе с тем приходится констатировать факт незначительного числа работ, посвященных изучению психологических особенностей людей, страдающих сколиозом. Вероятно, это связано с тем, что до недавнего времени в отечественной психологии проблемы психосома-

тики не являлись предметом последовательной разработки [4].

В связи свыше сказанным целью исследования стало изучение эффективности занятий физической культурой на основе динамики функционального потенциала и психологических особенностей девушек, страдающих сколиозом.

Была выдвинута гипотеза о том, что в результате занятий физической культурой по специальной программе функциональный потенциал и личностные характеристики студенток с проблемами опорно-двигательного аппарата изменяются в сторону улучшения.

Материалы и методы исследования. Для проверки гипотезы проведена серия поперечных исследований с целью изучения функционального потенциала и индивидуально-психологических характеристик студенток. Изучение динамики состояния системы внешнего дыхания проводилось с использованием автоматического спирометра «Спирос С-100», в помещении при температуре воздуха 20±1 °С в положении сидя. Исследование динамики личностных характеристик осуществлялось с помощью следующих психодиагностических методик: висбаден-ский опросник Н. Пезешкиана [8], шкала оценки тревожности Спилберга — Ханина [8], методика личностного дифференциала (далее по тексту ЛД) [2].

Предметом исследования стали динамика функционального потенциала и индивидуально-психологических особенностей девушек, страдающих сколиозом.

В качестве объекта исследования выбраны 24 студентки II курса института экономики

16

Т. В. Аношина, В. Н. Пушкина, А. Н. Зелянина

Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (далее по тексту САФУ) в возрасте 18,38±0,58 года, входящие в специальную группу для занятий физической культурой. У всех девушек выявлена I степень сколиоза. Диагноз поставлен врачом-вертебро-логом.

При обработке результатов использовался пакет прикладных статистических программ SPSS (версия 19.0 для Windows). Для оценки динамики функционального потенциала и личностных характеристик до и после проведения занятий физической культурой по специально разработанной для данной категории студенток программе использовался Т-критерий Вилкоксона.

Программа исследования. Исследование проходило в несколько этапов. На I этапе в течение первого года обучения в вузе (I курс) студентки занимались по специально разработанной программе с применением фитбола (большого упругого мяча). На втором этапе (II курс обучения) помимо занятий с фитболом в программу по физической культуре были включены методико-практические занятия с психологом. Методико-практическая работа с психологом преследовала целью повышение мотивации девушек к занятиям и состояла из разнообразных методов активизации учебного процесса: блиц-игра «Здоровье и профессионально важные качества будущего специалиста»; круглый стол по теме «Формирование профессионально важных качеств будущего специалиста посредством занятий физической культурой с учётом нарушений костно-мышечной системы»; мозговой штурм по теме «Пути повышения эффективности занятий физической культурой у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата»; тренинг постановки и прояснения целей по теме «Цели, которых мы хотим достичь, занимаясь физической культурой».

Для проверки гипотезы о том, что занятия физической культурой по специально разработанной программе для студенток со сколиозом способствуют динамике их функционального потенциала и личностных характеристик, в конце учебного года проведены повторные срезы. В динамике первого года обучения достоверных различий между результатами, полученными в начале и в конце учебного года, не наблюдалось.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе интерпретации полученных результатов срезов, проведённых в начале и в конце второго учебного года, выявлено, что к четвёртому

семестру у девушек на 20 % увеличился резервный объём вдоха, на 15 % — общий объём вдоха, на 11 % — жизненная ёмкость лёгких, на 30 % — минутный объём дыхания и на 13 % — частота дыхания в покое. У студенток к концу второго года обучения увеличился показатель резервного объёма вдоха по отношению к жизненной ёмкости лёгких — если в первом семестре показатель резервного объёма вдоха был 48 %, то к четвёртому семестру он равняется 53 %. Резервный объём выдоха по отношению к жизненной ёмкости лёгких после двух лет занятий с фитболом остался на уровне 27 %. Анализ состояния лёгочных объёмов показал, что для студенток характерно повышение резервного объёма вдоха над резервным объёмом выдоха практически в два раза. Данная динамика респираторных показателей свидетельствует об эффективном уровне вентиляции.

В отношении индивидуально-психологических характеристик установлено, что студентки, страдающие сколиозом, становятся более контактными (Г-критерий Вилкоксона = -3,35; р < 0,01).

Если до занятий физической культурой девушки со сколиозом преимущественно реагировали посредством сферы деятельности, то после занятий отмечается расширение сферы тела (Г-критерий Вилкоксона = -3,77; р < 0,01) и сферы контактов (Г-критерий Вилкоксона = -3,83; р < 0,01), то есть не только уходом в учёбу студентки реагируют на стресс, но и физической, а также социальной активностью.

Другим важным аспектом является положительная динамика как личностной (Г-критерий Вилкоксона = -3,53; р < 0,01), так и ситуативной тревожности (Г-критерий Вилкоксона = -4,03; р < 0,01), о чём свидетельствует дрейф показателей в сторону снижения.

Наряду с вышеперечисленными личностными характеристиками, в отношении которых наблюдается динамика, выявлены изменения и в структуре Я-концепции у студенток, страдающих сколиозом. К концу года после занятий по специальной программе студентки со сколиозом оценивают себя более позитивно (фактор «Оценка»: Г-критерий Вилкоксона = -2,86; р < 0,05), характеризуют себя как более достойных, сильных, самостоятельных (фактор «Сила»: Г-критерий Вилкоксона = -4,18; р < 0,01), активных (фактор «Активность»: Г-критерий Вилкоксона = -3,54; р < 0,01). Кроме того, девушки считают, что и в глазах окружающих они выглядят более положительно (фактор «Оценка»: Г-критерий

Эффективность занятий физической культурой у студенток с первой степенью сколиоза

17

Вилкоксона = -3,75; р < 0,01), о чём свидетельствуют результаты, полученные в процессе изучения Я-зеркального.

Ведущие специалисты, использующие нетрадиционные педагогические технологии в преподавании, считают, что положительная динамика самооценки обусловлена тем, что методы активного обучения стимулируют мышление, вынуждают, в силу учебной ситуации, самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения, развивают партнёрские отношения, повышают результативность обучения не за счёт увеличения объёма передаваемой информации, а вследствие глубины и скорости её переработки [12]. Полученные нами результаты согласуются с мнением специалистов в сфере преподавания в части применения методов активного обучения.

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. В процессе занятий физической культурой к концу второго курса наблюдается увеличение функционального потенциала у студенток, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе здоровья. На рост функциональных возможностей указывает повышение жизненной ёмкости лёгких, резервного объёма вдоха и общего объёма вдоха в динамике от первого к четвёртому семестру.

2. После занятий по дисциплине «Физическая культура» с применением нетрадиционных педагогических технологий студентки, страдаю -щие сколиозом, становятся более контактными (р < 0,01), более активными физически (р < 0,01), у них снижается личностная (р < 0,01) и ситуативная (р < 0,01) тревожность, повышается самооценка (р < 0,01).

Список литературы

1. Азбель, А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников / А. А. Азбель. СПб., 2004. 25 с.

2. Бажин, Е. Ф. Личностный дифференциал : метод. рекомендации / Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд. Л., 1983. 12 с.

3. Головей, Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения / Л. А. Головей. СПб., 1999. 120 с.

4. Дружинин, В. Н. Психология XXI века / В. Н. Дружинин. М., 2003. 863 с.

5. Кон, И. С. Подростковая и юношеская сексуальность в России / И. С. Кон // Мир детства. 2002. № 4. С. 43-57.

6. Косенко, В. Г. Медицинская психология для медсестёр и фельдшеров / В. Г. Косенко, Л. Ф. Смо-ленко, Т. А. Чебуракова. Ростов н/Д., 2002. 413 с.

7. Малкина-Пых, И. Г. Телесная терапия / И. Г. Малкина-Пых. М., 2007. 749 с.

8. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. М., 2002. 587 с.

9. Пезешкиан, Х. Основы позитивной психотерапии / Х. Пезешкиан. Архангельск, 1993. 116 с.

10. Пезешкиан, Н. Торговец и попугай / Н. Пе-зешкиан. М., 2008. 155 с.

11. Полторакова, Е. Б. Гендерная социализация девочек-подростков со сколиозом / Е. Б. Полтора-кова, Н. Л. Александрова, М. В. Михайловский, Т. Н. Садовая // Хирургия позвоночника. 2007. № 4. С. 21-25.

12. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение / Л. А. Регуш. СПб., 2006. 318 с.

13. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьёва. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 379 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.