таких графических структур есть «вход» - начало занятия и «выход» - естественное его окончание, определяемое временными рамками урока. Структуры могут быть разными, в зависимости от количества центров организации педагогической деятельности на уроке.
Отметим сразу, что как организационная, так и коммуникативная архитектоники урока порождается архитектоникой связей между УВМ и осуществляется она посредством высказываний. Реализация УВМ и связок между ними осуществля-
ется в рамках педагогического дискурса. Переход от одного УВМ к другому может быть задан педагогом, учащимися.
Таким образом, применение основных идей философии педагогического конструктивизма к вопросу об архитектонике учебного занятия показывает нетривиальность задачи, множественность ее решения. Но в тоже время философия конструктивизма демонстрирует потенциальную возможность выступить в качестве методологического ориентира в решении столь сложного вопроса.
Библиографический список
1. Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. - № 2.
2. Веряева, Ю.А. Коммуникативная архитектоника урока: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2008.
3. Зязин, А.О. Исходные представления о предмете педагогического конструирования // Педагог. - 1997. - № 1.
4. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: уч. пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.
5. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980.
6. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
7. Сластенин, В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко. -М., 1996.
8. Фоменко, В. Г. Исследование структуры урока. - Душанбе: Ирфон, 1969.
Статья поступила в редакцию П.10.10
УДК 796.072
М.В. Балчирбай, асп. Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]; Ч.А. Дажы, канд. пед. наук, доц. кафедры теории и методики физической культурыг; ХД-Н. Ооржак, д-р пед. наук, проф., г. Кыгзыт, E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ ДЛЯ УАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТУВА
Спортивно-оздоровительный туризм - самостоятельная и социально-ориентированная сфера, эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями, основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, инструкторы по туризму, Тува.
Туризм является важнейшим сегментом сферы производства услуг в современном мировом хозяйстве, а во многих странах он сформировался в отдельную, развивающуюся индустрию. По оценочным данным, суммарный доход стран от международного туризма составляет около 7% общего объема мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. По прогнозам Всемирной туристской организации, международный туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире. При сложившихся темпах роста (51% ежегодно) в этом году путешествует около 1млрд человек, в 2020 г. будут путешествовать 1,5 млрд человек [1 с. 139].
Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения.
Тува, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереа-
лизованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Тувинские земли как магнит притягивает к себе путешественников, туристов. Тува -богатейший регион с нетронутой природой, с разнообразными археолого-историческими памятниками и обладает огромными туристическими ресурсами: высокая степень эстетической привлекательности ландшафта, условия для организации горного приключенческого туризма, курортного лечения, научного и историко-этнографического туризма, рафтинг-сплав по горным рекам, скалолазание, горовосхождение.
Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Туве гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Туве на государственном уровне признается одной из приоритетных отраслей экономики, наряду с сельским хозяйством. Поэтому по инициативе Председателя правительства РТ Шолбана Валерьевича Кара-оола
2010 год в Республике Тыва объявлен Годом туризма. За весь 2010 год проводились различные мероприятия для дальнейшего прорыва в этой сфере. Все предусмотренные финансовые средства были направлены, прежде всего, на создание туристической инфраструктуры - строительство турбаз различной спецификации. Главное, на что рассчитывают власти Тувы, обозначив серьезность намерений в сфере развития туризма - это вызвать интерес к партнерству с другими регионами, частных инвесторов России и зарубежья.
Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к тувинскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта. В 2009 г. посетило два раза больше туристов чем в 2008 году, около 70 тысяч туристов, что означает повышенный интерес к уникальной природе Тувы.
Республика становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся природой, историей и другими достопримечательностями. Поскольку, большую часть территории Тувы занимают горы (82%), то именно они являются наиболее привлекательным ресурсом для туристов дальнего зарубежья, ведь приключенческий туризм пользуется высоким спросом на мировом туристическом рынке и регион относится к Енисейской туристской зоне, которая расположена в Центральной Азии. Это вторая по площади туристская зона России. Туристская специализация - спортивно-оздоровительно-познавательная. Зона привлекательна прежде всего своей природной аттрактивностью - тайга, степи, полупустыни, многочисленные живописные горные и предгорные ландшафты, водные пространства и реки, главная из которых Енисей, хорошо сохранившаяся флора и фауна [2, с. 433].
Для того чтобы выявить особенности современного этапа развития туризма в Туве, мы изучили историю и становления туризма.
В 30-40 годы в Туве практиковались военные походы, военизированные игры. Инициаторами спортивно-туристской работы выступали комсомольцы. Среди активистов тех лет можно назвать Бердова, А. Толпышева (футболисты), В.В. Чемкова, Н.В. Бражникова (волейбол, легкая атлетика). Всюду активизировалась массовая физическая культура.
Появляются новые формы активных занятий физической культурой. Например, становятся модными длительные пешие и лыжные походы (переходы) по территории республики, которые практиковались и до этого года. Лыжные переходы совершались ежегодно между хошунами (район), сумонами, до Кызыла и из Кызыла.
Но самым значительным событием в физкультурном движении Тувинской Народной Республики был исторический лыжный переход 1942 года по маршруту: Кызыл - Се-серлиг - Туран - Тоора-Хем - Хараал (золотой прииск) - через хребет Академика Обручева Тере-Хол - через Сенгилен (высота 3276 метр над уровнем моря) Качык - Нарын - Эрзин - Самагалтай - через Танну-Ола - Хол-Оожу - Дурген-Бажы -Бай-Хаак - Доора-Хадын - Суг-Бажы - Элегест - Кызыл (всего 2040 км). Кто же они, решившие бросить вызов морозу, бездорожью? Самые обыкновенные араты того времени: Хо-валыг Нурсат, Тюлюш Кунгаа из Улуг-Хемского хошуна и Оюн Санчай из Танды.
Каждый туристский поход любой направленности должен иметь цель, для решения которой выбирается район путешествия и разрабатывается маршрут. В 1942 году в необыкно-
венном лыжном переходе простые тувинские парни показали отвагу, смелость, мужество, героизм, культурный рост и умение ориентироваться на местности тувинского народа [3, с. 24].
После вхождения ТНР в состав СССР в 1944 году туризм стал наиболее популярным видом спорта. Сыграли в этом большую роль приезжие учителя разных специальностей из-за Саян, такие как Зоя и Федор Журавлевы, Николай Ярославцев и другие. С каждым годом туризм наполнялся новыми формами и содержанием, стал более притязательным, появились новые виды [4, с. 9]. И все таки, самой популярной формой остается поход. На это влияло географическая особенность республики и кочевнический образ жизни тувинцев. Ведь, рельеф Тувы характеризуется наличием мелких межгорных котловин с резко отличающимся от окружающих гор ландшафтом. Г оры занимают около 82% территории республики, а равнинные участки - лишь 18%. Именно, поэтому в 1969 году была создана маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) и оформлена картотека маршрутов по трем видам туризма (пешеходного, велосипедного, лыжного). В начале ходили с целью ознакомления с родным краем, природой. В основном были пешие туристические группы, в газете «Тувинская правда» (1963 г) корреспондент В. Медведев написал, что 19521954 годах было положено начало организованным массовым походам юных туристов. В те годы многодневное путешествие к отрогам Танну-Ола совершили под руководством Л.И. Солоникиной туристы из г. Шагонара. По 260-километровому маршруту г. Кызыл - Тес-Хемский район прошли юные путешественники г. Кызыла руководимые З.И. Журавлевой. Успешно завершили штурм один из высоких вершин Тувы -Мунку-Хайыр-Хан-Ула отряд школьников Бай-Тайги во главе с учителями Тозарашем, Хомушку и Салчаком. Освоили маршрут Кызыл-Мажалык - оз. Кара-Холь юные туристы из Ба-рун-Хемчика (руководитель - А.С. Даржаа). А в 1971 году вышла книга Ф.А. Журавлева «С рюкзаком по Туве», в ней были описаны 7 маршрутов походов выходного дня, 31 маршрутов многодневных путешествий.
В истории туризма в Туве с 1960 по 1980 гг. подготовкой инструкторов по туризму занимался клуб «Демирсал». Руководителем его на протяжении ряда лет был Яков Кромм, журналист телевидения, который погиб с группой туристов при восхождении на гору Белый Клык 2 мая 1980 года. «Демир-сал» своими силами построил в районе Ондум турбазу для самодеятельных туристов, где проводились сборы туристов, в основном для начинающих.
До 1990 годов туризм, как самодеятельный и коммерческий развивался постепенно. Несмотря на все экономические трудности в стране в 90-х годах, в республике туризм прошел критическую точку своего падения, и в его развитии наметилась положительная тенденция.
В контексте изложения необходимого и своевременного поиска оптимизированных научных методологических и методических подходов к постановке проблемы дальнейшего эффективного развития туризма в республике Тува, как важнейшего сегмента сферы производства услуг, нами разработана и апробирована программа по спортивно-оздоровительному туризму для учащихся 8-9 классов общеобразовательных сельских школах республики. Спортивно-оздоровительный туризм - самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе,
взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма «народной дипломатии», основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населени [5, с. 19].
В основе этой программы лежит теоретическая и практическая подготовка по туризму учащихся 8-9 классов, как инструкторов и гидов по туризму, учитывающая этнологические аспекты тувинского народа. Так как использование народных обрядов и обычаев в туризме - не просто дополнительные услуги. Это - сфера патриотического воспитания населения, удовлетворение духовных потребностей и запросов современного общества. На сегодняшний день данная задача актуальна не только в педагогическом смысле, но имеет в некоторой степени и политическое звучание. Ведь традиция, правило, предписания являются своеобразными «регулировщиками» жизни человека в природе и обществе. Верность традиции, общепринятой норме, выработанной в той или иной национальной культуре, - основные постулаты этнической (традиционной) педагогики. Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к историческому прошлому. Каждое занятие по туризму может дать детям необходимую информацию о народной культуре, из которой складывается целостная картина национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений [6, с. 22].
Методологической основой исследования являются труды тувинских ученых Прокопенко В.И., Ооржак Х.Д-Н., Самбу И.У., Ондар О.Ч., Аг-оол Е.М., Дажы Ч.А. а также отечественных ученых теоретиков и практиков по теории и методике физического воспитания, спортивно-оздоровительного туризма Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н., Константинов Ю.С., Федотов Ю.Н., Александровой А.Ю., Усыскин Г.С.
Целью исследования являлось экспериментальное обоснование эффективности программы по спортивнооздоровительному туризму для учащихся 8-9 классов общеобразовательных сельских школах республики в повышении
уровня физического состояния и познавательной активности учащихся.
Организация исследования. Исследование было проведено в период с 2008 по 2010 г в три этапа. Эксперимент проводили в четырех группах, с участием 80 учащихся 8-9 классов, разделенных на контрольные и экспериментальные, в одном учреждении образовательной направленности: общеобразовательной школы № 1 поселка Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна - 4 группы (8а кл., 9а кл. - экспериментальные, 86 кл., 8г кл. - контрольные).
Учащиеся КГ занимались по программе дисциплины «Физическая культура».
В результате проведенного эксперимента нами была отмечена не только достоверная тенденция к улучшению физической подготовленности испытуемых ЭГ во всех пяти контрольных тестах, но и изменения морфофункционального состояния в наблюдаемых ЭГ и КГ.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что занятия по туризму на основе нами разработанной программы оказали благоприятные воздействия на показатели физического развития, умственно-познавательной активности. Также статистически значимо повысился уровень динамической силы ^ =3,21, р<0,05 у мальчиков, t =3,14, р<0,05 у девочек), скоростных способностей ^ =2,14, р<0,05 у мальчиков, t =3,2, р<0,05 у девочек), координационных способностей ^ =6, р<0,01 у мальчиков), выносливости ^ =2,76, р<0,05 у мальчиков, t =2,78, р<0,05 у девочек), скоростносиловых качеств ^ =3,10, р<0,01 у мальчиков, t -2,11, р<0,05 у девочек), а также уровень физического состояния в целом ^ =4,5, р<0,01).
У учащихся же КГ прирост уровня физического состояния вырос в среднем на 10%.
Таким образом, разработанная программа по спортивнооздоровительному туризму для учащихся 8-9 классов общеобразовательных сельских школ республики, основанная на этнических аспектах тувинского народа, показала достаточно высокую эффективность и может применяться в учебной деятельности школ в качестве национально-регионального компонента.
Библиографический список
1. Ключников, А.В. Менеджмент туризма. - М: Советский спорт, 2009.
2. Александрова, А.Ю. География туризма. - М: КНОРУС, 2008.
3. Ооржак, Х.Д-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 года. - Кызыл: Тувкнигоиздат, 1994.
4. Дажы, Ч.А. Организация многодневных походов и массовых туристических соревнований школьников: учебно-методическое пособие для студентов ФФКиС. - Кызыл: ТывГУ, 2006.
5. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков - М: Советский спорт, 2008.
6. Аг-оол, Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе. - Кызыл: Тувкнигоиздат, 2004.
Статья поступила в редакцию 07.11.10
УДК 376.2
Ю.В. Ребикова, ст. преп. ГОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В данной статье рассматривается содержание педагогического понятия - довузовская подготовка и обосновывается необходимость его расширения за счет введения понятия довузовской подготовки детей-инвалидов, которая рассматривается как специфический образовательный процесс, состоящий из определенных взаимосвязанных блоков и компонентов.
11З