Научная статья на тему 'Эффективность использования солей микроэлементов и витаминов в рационах питания крупного рогатого скота'

Эффективность использования солей микроэлементов и витаминов в рационах питания крупного рогатого скота Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
481
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОН КОРМЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ / ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ПРОВИНЦИИ / МИКРОЭЛЕМЕНТЫ / ВИТАМИНЫ / ОБМЕН ВЕЩЕСТВ / БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ / A RATION OF FEEDING OF ANIMALS / MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION / BIOGEOCHEMICAL PROVINCES / TRACE SUBSTANCES / VITAMINS / A METABOLISM / BIOCHEMICAL INDICATORS OF A BLOOD

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Герман Н. В.

Изучено влияние биогеохимической провинции на биохимический, макрои микроэлементный статус крупного рогатого скота голштино-фризской породы. Дефицит эссенциальных (жизненно необходимых) микроэлементов в крови животных является следствием особенностей данной биогеохимической провинции, где корректировку микроэлементного комплекса для животных следует проводить с учетом результатов исследования крови. На основании полученных результатов разработана биологически активная добавка (БАД), положительно действующая на состояние обменных процессов протекающих в организме животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICACY OF SALTS TRACE ELEMENTS AND VITAMINS IN THE DIET CATTLE

Influence of a biogeochemical province on biochemical, macroand the microelement status of a horned cattle golshtino-frizskoj breeds is studied. Deficiency of essential (vital) trace substances in a blood of animals is a consequence of features of the given biogeochemical province where updating of a microelement complex for animals should be spent taking into account results of a blood analysis. On the basis of the received results biologically active additive (BUD) positively operating on a condition of metabolic processes of animals proceeding in an organism is developed.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования солей микроэлементов и витаминов в рационах питания крупного рогатого скота»

Аграрный вестник Урала № 9 (88), 2011 г.^^Ц^^

Животноводство

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЛЕИ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ И ВИТАМИНОВ В РАЦИОНАХ ПИТАНИЯ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 13; тел. 89507438458

Ключевые слова: рацион кормления животных, предельно допустимая концентрация, биогеохимические провинции, микроэлементы, витамины, обмен веществ, биохимические показатели крови.

Keywords: a ration of feeding of animals, maximum permissible concentration, biogeochemical provinces, trace substances, vitamins, a metabolism, biochemical indicators of a blood.

Н. В. ГЕРМАН, аспирант, Уральская ГАВМ

На территории Южного Урала выявлено 14 разновидностей биогеохимических провинций, сформировавшихся в период развития Земли и в результате загрязнения окружающей среды различными крупными и средними промышленными предприятиями.

Сохранение репродуктивного здоровья животных зависит от способности адаптироваться и сохранять свой гомеостаз в неадекватных условиях внешней среды, а также от обеспеченности животных недостающими в кормах и воде минеральными веществами и витаминами [2, 6].

Целью нашей работы явилось изучение влияния биогеохимической провинции на биохимический, макро-и микроэлементный статус крупного рогатого скота голштино-фризской породы в условиях ООО «Ясные Поляны» Троицкого района Челябинской области.

На основании полученных результатов разработать биологически активные добавки (БАД), положительно действующие на состояние обменных процессов, протекающих в организме животных.

Материалы и методы исследования.

Работу проводили на базе ООО «Ясные Поляны» Троицкого района Челябинской области. До постановки научно-производственных опытов были проведены исследования кормов и крови на содержание макро- и микроэлементов, а также зоотехнический анализ рационов. Содержание макро-, микроэлементов в кормах и крови определяли на атомном-абсорбционном спектрофотометре ААS-3, общий белок — рефрактометрически, глюкозу — с ортотолуидиновым реактивом, белковые фракции — электрофорезом, АсАТ и АлАТ — методом калориметрии по Райтману и Френкелю, гемоглобин — гемоглобинцианидным, холестерин — ферментативным и мочевину — уреазным методом, кальций — комплек-сонометрией, фосфор — по Белл-Дойзу с изменением Юденовича в модификации Ивановского.

Результаты и их обсуждение.

Анализируя, можно высказать мнение, что четкой взаимосвязи между содержанием минеральных веществ в кормах и в крови животных мы не отметили.

Нами установлено, что в кормовом рационе имеет место избыточное содержание железа +1576 мг, а в крови — 19,1 ± 0,7 мкмоль/л, при норме 17,9-28,6 мкмоль/л.

Всасывание железа мало зависит от его дозы. Из рациона в кровь всасывается в среднем 6,5 % железа. Соли железа всасываются легче, чем железо из органических соединений корма, причем соли двухвалентного железа в 3-7 раз всасываются лучше, чем трехвалентного. Улучшают всасывание железа простые углеводы и аминокислоты [1, 5].

Уровень меди в рационе завышен (+8,7 мг), а в крови — ниже физиологической нормы 0,44+0,02 мг/л (при норме 0,8-1,2 мг/л). По данным [5], избыток железа 26

уменьшает способность организма усваивать медь и цинк. В нашем случае, несмотря на избыточное содержание железа и меди в кормах и кормовом рационе, мы наблюдаем их дефицит в крови животных.

В желудочно-кишечном тракте абсорбируется до 95 % поступившей в организм меди (причем в желудке ее максимальное количество), затем в двенадцатиперстной кишке, тощей и подвздошной. Лучше организмом усваивается двухвалентная медь. В крови медь связывается с сывороточным альбумином (12-17 %), аминокислотами — гистидином, треонином, глутамином (10-12 %), транспортным белком транскуприном (12-14 %) и церу-лоплазимином (до 60-65 %).

Основные процессы всасывания меди происходят в желудке и тонкой кишке, слизистая оболочка которой содержит металлотионин, образующий комплексные соединения с медью [3].

Уровень цинка в крови коров снижен в 3 раза и составляет 1,41 мг/л при норме 2,5-6,0 мг/л, а в кормовом рационе его содержится на 40,9 мг выше нормы. Оптимальным уровнем цинка в рационах крупного рогатого скота считают 30-60 мг на 1 кг сухого вещества корма [2, 4].

Заболевание, свойственное недостаточности цинка, отмечают в биогеохимических провинциях, почвы которых содержат его менее 3 мг/кг и корма менее 20 мг/кг сухого вещества [2, 6].

Функциональными антагонистами цинка являются медь, кадмий, свинец, особенно на фоне дефицита белка. Цинк, железо, кобальт (в умеренных физиологических дозах) повышают усвоение меди организмом [5].

Количество кобальта в рационе и в крови животных находятся в прямой зависимости, т. е. дефицит в рационе данного элемента (-6,35 мг) соответствует дефициту в крови 0,03 ± 0,01 мг/л (при норме 0,04-0,09 мг/л). Повышенное содержание железа замедляет усвоение кобальта, а медь и цинк усиливают этот процесс. Данный элемент участвует в построении и функционировании основных антиоксидантных соединений. Следовательно, снижение уровня кобальта приводит к дефициту йодпероксидазы, замедляющей гормонообра-зование в щитовидной желез [1, 2, 5].

Кобальт участвует в кроветворении, синтезе нуклеиновых кислот, мышечных белков, поддерживает тканевое дыхание, способствует синтезу и усвоению витаминов А, Е, С, В12, входит в состав ферментативных систем, регулирующих белковый, углеводный и минеральный обмен [2, 5].

Важнейшая роль принадлежит кобальту в эндогенном синтезе цианкобаламина. Жвачным кобальт необходим для нормальной жизнедеятельности микрофлоры рубца и лучшего усвоения питательных веществ корма [3].

www.m-avu. пагоб. ги

Аграрный вестник Урала № 9 (88), 2011 г.—<^Щ^

Животноводство

Дефицит марганца в рационе составляет 416,6 мг, аналогичные данные получены нами при исследовании крови коров — 0,012 ± 0,002 мг/л при норме 0,05-0,1 мг/л. По данным ученых, у крупного рогатого скота всасывается лишь небольшая (3-4 %) часть, независимо от его содержания в рационе. При повышенном содержании кальция и фосфора в рационе потребность в марганце возрастает. Доступность марганца снижается при повышенном уровне железа в рационе [1, 2, 5].

Таким образом, дефицит эссенциальных (жизненно необходимых) микроэлементов в крови коров в данном хозяйстве является следствием особенностей данной биогеохимической провинции, где корректировку микро-элементного комплекса для животных следует проводить с учетом результатов исследования крови.

Учитывая вышесказанное, на базе ООО «Ясные Поляны» Троицкого района Челябинской области поставлен научно-производственный опыт по изучению влияния солей микроэлементов кобальта, марганца, цинка, йода, меди и витаминов А и Д, входящих в состав БАД, на показатели белкового, углеводного и минерального обмена.

Для опыта были отобраны 20 голов коров голштино-фризской породы, из которых сформированы 2 группы животных — опытная и контрольная — по принципу парных аналогов с учетом возраста, удоя за предыдущую лактацию, живой массы, физиологического состояния. Животные имели одинаковые условия содержания и кормления.

Животные контрольной группы получали основной рацион. Животным опытной группы дополнительно включили соли микроэлементов: кобальта хлорида в дозе 30 мг, марганца сульфата — 50 мг, цинка сульфата — 50 мг, калия йодида — 10 мг и меди сульфата — 50 мг на 100 кг живой массы, витамины А и Д. Соли микроэлементов задавали в виде водного раствора дважды в день (утро, вечер). Соли кобальта, марганца, цинка и йода — утром, меди — вечером, ввиду антагонизма между медью и цинком.

Многочисленными исследованиями доказано, что при введении кобальта в рацион увеличивается синтез витамина В12 микрофлорой желудочно-кишечного тракта, у животных улучшается рост и развитие, увеличивается среднесуточный прирост (отмечают положительное влияние солей кобальта в отдельности и в сочетании с другими микроэлементами на усвоение кальция и фосфора в организме животных) [1, 2, 5, 6].

Медь — один из важнейших незаменимых микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности растений и животных.

По данным [5], для нормального развития плода в его крови должно содержаться не менее 1,9 мг/л. Если в крови новорожденного содержание меди составляет 0,7 мг/л, то возникают симптомы, связанные с нарушением функции центральной нервной системы.

Оптимальной дозой меди для телят считают 10 мг на 1 кг сухого вещества, а в некоторых странах мира телятам до 6-месячного возраста рекомендуется вводить до 20 мг меди на 1 кг сухого вещества корма [2, 4].

Содержание меди в кормах определяется ее запасом в почве и видовым составом растений. В бобовых накапливается больше меди, чем в злаковых.

Цинк способствует стабилизации клеточных мембран, является мощным фактором антиоксидантной защиты. Марганец и цинк образуют наиболее прочные связи с фосфатными группами, а цинк обеспечивает обратимость процессов денатурации ДНК [2, 5].

Йод участвует в регуляции скорости биохимических реакций, регуляции обмена энергии, температуры тела, регуляции белкового, жирового, водно-электролитного обмена, регуляции дифференцировки тканей, в процессах роста и развития организма [5].

Введение в кормовой рацион коров солей микроэлементов в сочетании с витаминами позволило:

1) повысить уровень эритроцитов с 4,29 до 4,50 млн/мкл, лейкоцитов с 6,03 до 6,6 тыс/мкл. Отмеченные отклонения произошли на фоне увеличения гемоглобина с 95,5 до 121,5 г/л (при норме 90-120 г/л), что является результатом нормализации эритропо-эза, снижения интоксикации и активизации тканевого дыхания;

2) увеличить процент лимфоцитов на фоне увеличения количества лейкоцитов. Альбумин-глобулиновое отношение (А/Г) возросло с 0,65 до 1,0 (при норме 1,21,8). Данные показатели являются результатом активизация иммунной системы;

3) нормализовать белковый обмен — увеличить уровень общего белка на фоне снижения мочевины;

4) коэффициент де Ритиса возрос с 1,0 до 1,4, при норме 1,3;

5) увеличить количество глюкозы с 2,1 до 3,56 ммоль/л (при норме 2,2-3,3 ммоль/л) на фоне снижения холестерина с 3,36 до 2,16 ммоль/л, показатель замены жировой ткани печени на гликоген, что является благоприятным симптомом в профилактике гепатоза;

6) нормализовать кислотно-щелочное равновесие в организме животных. Щелочной резерв крови возрос и составил 46,3 об % СО2 (при норме 46-66 об % СО2);

7) количество кальция снизилось с 2,76 до 1,97 ммоль/л, при норме 2,5-3,1 ммоль/л, что связано с участием данного элемента в обменных процессах и отложением его в костной ткани;

8) увеличить в крови уровень меди, цинка, марганца и кобальта.

На основании проведенных морфологических и биохимических исследований крови коров голштино-фризской породы следует, что у животных в результате проведенных лечебно-профилактических мероприятий в значительной степени удалось нормализовать показатели минерального, белкового и углеводного обмена,

активизировать работу иммунной системы.

Литература

1. Гуревич К. Г. Патофизиологические аспекты нарушения обмена микроэлементов. М. : Изд-во МГМСУ, 2001. 47 с.

2. Кабыш А. А. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена у животных на почве недостатка и избытка микроэлементов в зоне Южного Урала. Челябинск, 2006. 408 с.

3. Колб В. Г., Камышников В. С. Клиническая биохимия. Минск, 1976. С. 195-200.

4. Лукашик Н. А., Тащилин В. А. Зоотехнический анализ кормов. М. : Колос, 1967. 216 с.

5. Скальный А. В., Рудаков И. В. Биоэлементы в медицине. М. : Мир, 2004. 271 с.

6. Шепелева Т. А. Задачи ветеринарной биоэлементологии в профилактике нарушения обмена веществ у животных в биогеохимических провинциях Южного Урала // Биоэлементология. Оренбург, 2006. С. 294-295.

www. m-avu. narod. ru

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.