Научная статья на тему 'Эффективность государственной поддержки малого бизнеса аграрной сферы экономики Тюменской области'

Эффективность государственной поддержки малого бизнеса аграрной сферы экономики Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахитова З.Т.

В статье представлены результаты оценки эффективности использования средств государственной поддержки крестьянскими (фермерскими) хозяйств Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственной поддержки малого бизнеса аграрной сферы экономики Тюменской области»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

4. Конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации. В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов, а также внешняя и внутренняя синхронизация показателей во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития предприятия, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов между собой.

5. Оценка разработанной финансовой стратегии. Она проводится по следующим параметрам: ее согласованности с общей стратегией развития предприятия; внутренней сбалансированности системы целевых стратегических нормативов; реализуемости стратегии с учетом прогнозируемой конъюнктуры финансового рынка; приемлемости уровня финансовых рисков, связанных с ее реализацией; результативности стратегии.

Таким образом, разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.

Список использованной литературы:

1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер с англ. Под ред. Л.А. Волковой. -СПб.: Питер, 2002.

2. Борисова Е.В. Защита от рейдерства в системе финансового контроля предприятия // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. №5.

3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия.-Киев.: Эльга, 2004.

4. Кузнецова Е.И. К вопросу о государственном стратегическом планировании в обеспечении экономической безопасности // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 3. С.366-371.

5. Файоль А. Общее и промышленное управление. -М.: ДиС, 2001.

© Е.В. Борисова, 2015

УДК 338

З.Т. Вахитова

старший преподаватель ФГБОУ «ГАУ Северного Зауралья», г. Тюмень

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА АГРАРНОЙ

СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты оценки эффективности использования средств государственной поддержки крестьянскими (фермерскими) хозяйств Тюменской области.

Ключевые слова

малый бизнес, государственная поддержка, субсидия

Одной из главных задач сельского хозяйства Тюменской области всегда будет максимальное обеспечение основными продуктами питания собственного производства. В Тюменской области значимую роль в производстве сельскохозяйственной продукции на душу населения занимает малый бизнес, а именно хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) и индивидуальные предприниматели. В 2013 г. в хозяйствах всех категорий на душу населения произведено 954 кг. зерна, из них 178 кг. произведено К(Ф)Х и индивидуальными предпринимателями, картофеля - 433 кг. из них 277,8 кг хозяйствами населения, овощей - 116 кг., из них 78,69 кг. хозяйствами населения, мяса - 77 кг., из них 48,51 кг. хозяйствами населения, молока - 389 кг., из них 185,55 кг. хозяйствами населения [3].

Сопоставляя нормы потребления основных продуктов питания с производством данных продуктов в области на душу населения хозяйствами всех категорий, установлено, что Тюменская область с лихвой

31

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

обеспечивает себя продуктами необходимыми для потребления в соответствии с установленными нормами. Производство картофеля на душу населения в 4 раза превышает установленную норму потребления, производство яиц почти в 5 раз, мяса - в 2 раза. Производство молока на 63% превышает норму потребления и овощей - на 20%. Роль малого бизнеса в формировании данных показателей весьма значительна, так хозяйства населения на душу населения производят картофель на 160% превышающий установленную норму потребления, мясо на 31%. Нормы потребления овощей обеспечиваются хозяйствами населения на 81% и молока на 78% [3].

Основными направлениями государственной поддержки отраслей сельского хозяйства в лице форм малого бизнеса (а именно К(Ф)Х и ИП) являются: субсидии на поддержку элитного семеноводства, субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на продукцию животноводства (молоко).

Таблица 1

Эффективность государственной поддержки производства молока в К(Ф)Х и ИП Тюменской области

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Размер субсидий, млн. руб. 49111 69280 69237 22432

Ежегодные темпы прироста субсидий, коэффициент - 1,41 0,99 0,32

Валовой надой молока, ц 16900 17216 18222 19855

Ежегодные темпы прироста валового надоя молока, коэффициент 1,06 1,02 1,06 1,09

Темпы прироста молока к 2010 г., коэффициент 1 1,41 1,41 1,17

Производство молока на 1 руб. субсидий, кг/руб. 0,34 0,25 0,26 0,89

Ежегодные темпы прироста производства молока на 1 руб. субсидий, коэффициент - 0,74 1,04 3,42

Темпы прироста производства молока на 1 руб. прироста субсидий, к 2010 г., коэффициент 1 0,74 0,76 2,62

* Рассчитано автором

Несмотря на сокращение субсидий на молоко в 2013 г. в сравнении с 2010 г. в два раза (данные таблицы 1) удалось за четыре года субсидирования добиться роста производства молока крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 17 % . Производство молока на 1 руб. субсидий возросло с 0,34 кг. до 0,89 кг. то есть «отдача субсидий» повысилась более чем в полтора раза в сравнении с 2010 г. Вместе с тем, на наш взгляд главная цель государственной поддержки, должна состоять в обеспечении условий для роста производства молока до уровня необходимого для покрытия норм потребления молока на душу населения. А этого К(Ф)Х добиться не удалось, нормы потребления молока на душу населения лишь на 6 % обеспечиваются К(Ф)Х и на 78% хозяйствами населения.

Таким образом, на наш взгляд, размер и структура государственных субсидий обеспечивает количественные изменения в увеличении производства молока К(Ф)Х, но не позволила добиться качественных изменений в участии К(Ф)Х в обеспечении продуктами питания населения Тюменской области.

Список использованной литературы:

1. Вахитова З.Т. Развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе//Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16(20). С. 31-37.

2. Вахитова З.Т. Оценка программ развития малого бизнеса на селе//Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16(20). С. 38-43.

3. Вахитова З.Т. Роль малого бизнеса в обеспечении основными продуктами питания населения Тюменской области//Научно-исследовательские публикации. 2015. № 1(21). С. 46-55.

4. Милоенко Е.В. К вопросу обеспеченности жилищной инфраструктурой сельских территорий Тюменской области // Научное обозрение. 2015. № 2. С. 196-198

5. Милоенко Е.В. Социально- экономическое развитие сельских поселений Тюменской области: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 229-234

© З.Т. Вахитова, 2015

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.