Научная статья на тему 'Е. Н. Песоцкая. Этнический менталитет как фактор сохранения национальных культурных традиций в условиях глобализации'

Е. Н. Песоцкая. Этнический менталитет как фактор сохранения национальных культурных традиций в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. Н. Песоцкая. Этнический менталитет как фактор сохранения национальных культурных традиций в условиях глобализации»

Е.Н. Песоцкая

ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*

Глобализация создала определенные возможности для самоопределения - как национального, так и личностного. На этом фоне происходит расширение контактов между социальными группами, индивидами из разных культур, религий и этнических общностей. Вырабатываются общие стандарты во всех сферах жизни, что означает создание единого поля функционирования разных систем, а также единого универсального пространства для диалога культур.

Однако процесс глобализации происходит неравномерно, поскольку постоянно действующая тенденция - формирование универсальных черт образа жизни людей - происходит в обществах с различными культурными традициями, с различным уровнем социально-политического развития. Отсталость некоторых народов на фоне глобализационных процессов способствует росту «культурного национализма», характеризующегося как своего рода бунт против модернизации, подрывающей основы национальных ценностей. Следствием глобализации и интеграции экономи-

* Песоцкая Е.Н. Этнический менталитет как фактор сохранения национальных культурных традиций в условиях глобализации // Россия: Многообразие культур и глобализация. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 222234. 66

Этнический менталитет как фактор сохранения национальных культурных традиций

ческих процессов стало обострение чувства опасности в национальных культурах и самосознании. Поэтому история и культура народов все в большей степени начинают осмысляться в рамках региональных категорий культуры.

В этих условиях показательным моментом является взаимосвязь культурно-этнических особенностей проявления социального поведения личности, ментальности и языка.

На структуру ментальности этноса и, следовательно, на социальное поведение значительное влияние оказывает энергетическая активность территориального пространства. В конце 90-х годов ХХ в. ее влияние изучено методами геногеографии И.В. Лазаревой, В.В. Лазаревым, Ф.С. Ульмасвай (с. 228). Выяснилось, что специфическое влияние природных свойств энергетически активных территорий на поведение и психоэмоциональное состояние населения эволюционно-исторически формирует у человека специальные биологические структуры: это конституционные особенности, темперамент, характер как отражение уклада жизни этноса или нации, обеспечивающие характерное для этноса социальное поведение, ценностные регулятивы и нормы.

Данная зависимость логично рассматривается как фактор, интегрирующий в единую целостность тип местной природы, характер человека и национальный ум по принципу взаимодополнительности и соответствия: труд и культура в ходе истории восполняют то, что не дано стране от природы. Таким образом, национальная природа и ее ландшафт предрасполагают к особого рода построениям в мировоззрении и формируют Образ культуры.

Чтобы определить сущностную основу процессов этноинте-граций в глобализирующемся мире, необходимо выделить в структуре менталитета каждого этноса устойчивое ценностно-смысловое ядро и изменчивую периферию. Под ценностно-смысловым ядром подразумеваются определенные духовные ценности и их приоритетный порядок, которые влияют на своеобразие мироощущения, на самобытность жизненных практик и повседневных идеологий. Кроме этого, центральную часть составляют первичные «смыслы», «образцы» - базисные элементы культуры, которые формируют константные модели духовной жизни - переживание, сопереживание и мобилизацию комплекса этих смыслов.

Ценностно-смысловое ядро ведет свое происхождение из социокультурных традиций и ценностей исторического прошлого

Е.Н. Песоцкая

этноса. Таким образом, наряду с ценностями ментальную сердцевину образуют этнокультурные стереотипы и их актуализация. Воспроизведение архетипических образцов мышления и поведения помогает людям объективно сохранять культурный генотип своего этноса, традиций, при этом не задаваясь целью его сохранения.

Периферию структуры этнического менталитета создают временные, заново образованные и внесенные из других культур, ценности. Они располагаются в поверхностном слое человеческого сознания, подвержены изменениям и трансформациям. При обновлении ценностно-регулятивной основы культуры первоочередное значение получает «конвергенция ценностей» (с. 233), под которой понимается сближение ценностных установок представителей различных этносов. Этот процесс может служить основой выработки такого стиля мышления, при котором отрицательные стороны глобализации и крайнего национализма стали бы невозможны.

Степень открытости миру говорит о том, насколько личность или этническая группа способны эффективно функционировать в условиях глобализации, сохраняя и отстаивая лучшие традиции национальной и политической культуры.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.