Научная статья на тему 'Двухуровневая модель внутриорганизационного маркетинга в сфере непрерывного профессионального образования работников АПК'

Двухуровневая модель внутриорганизационного маркетинга в сфере непрерывного профессионального образования работников АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АССОЦИАЦИЯ / INTRAORGANIZATIONAL MARKETING / COGNITIVE MARKETING CONCEPTION / THE SYSTEM OF CONTINUING AGRARIAN EDUCATION / ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова С. В.

В статье представлена модель реализации внутриорганизационного маркетинга в системе непрерывного образования работников АПК с выделением динамично саморазвивающейся информационно-образовательной среды аграрного образования Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO-LEVEL MODEL OF INTRAORGANIZATIONAL MARKETING IN THE SPHERE OF CONTINUING AGRARIAN EDUCATION

The article presents the model of implementation of intraorganizational marketing in the system of continuing agrarian education; the emphasis is laid on rapidly self-developing sphere of information and education in agrarian education in Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Двухуровневая модель внутриорганизационного маркетинга в сфере непрерывного профессионального образования работников АПК»

Экономика

Следует отметить, что устойчивое предприятиями, осуществляющими заго-развитие фермерства немыслимо без товку, переработку и реализацию сель-кооперирования фермерских хозяйств скохозяйственной продукции, сервисное как между собой, так и с другими сель- обслуживание крестьянских хозяйств. скохозяйственными и промышленными Литература

1. АПК Пермского края : статистический сборник. Пермь, 2010. 610 с.

2. Петранева Г. А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК : учеб. для вузов. М. : КолосС, 2008. 223 с.

3. Суетов А. М. Теория и практика сельскохозяйственной кооперации в России. М. : Агропрогресс, 2009. 358 с.

4. Ткач А. В. Сельскохозяйственная кооперация. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. 304 с.

ДВУХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ АПК

этой сферой экономики, и в этом своем качестве по существу не отличается от других составных частей аграрного производства — государственных, кооперативных, акционерных.

С. В. КИРИЛЛ0BA, 620065, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта,

доцент, соискатель, Уральская ГСХА д. 42; тел- (343)371-33-63 35°-97-i8

Ключевые слова: внутриорганизационный маркетинг, когнитивная концепция маркетинга, система непрерывного аграрного образования, Ассоциация.

Keywords: intraorganizational marketing, cognitive marketing conception, the system of continuing agrarian education, association.

Отличительной особенностью становления информационного общества является интенсификация процессов, ориентированных на ускоренное развитие технологий совершенствования интеллектуальной деятельности человека. Созданный «Академический комплекс аграрного образования Свердловской области» (Ассоциация) [1] представляет собой институциональную платформу для реализации планов отраслевой целевой программы «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.» [2].

Несмотря на активное обсуждение в государственных структурах вопросов, касающихся необходимости активного использования маркетинговых методов управления деятельностью учреждений системы профессионального образования при подготовке востребованных специалистов для рынка труда, опережающая динамика интеграционных процессов в мировой экономике ставит задачу ускоренного перехода от изолированности образовательных систем к установлению взаимной открытости, овладению методами сотрудничества и взаимодействия [3, 4]. Поэтому добровольное вхождение в Ассоциацию разноцелевых организаций следует считать успешным началом активного развития социального партнерства, ориентированного на постоянное расширение диалога между общеобразовательными школами, профессиональными училищами, лицеями, работодателями, сузами, вузами, общественными организациями и органами по труду и занятости на взаимовыгодной и равноправной основе, что принципиально важно для системы непрерывного профессионального образования,

ориентированной на длительный расширяющийся контакт с образовательной аудиторией.

Принцип непрерывности образования увеличивает число обращений потребителей в учреждения профессионального образования за получением образовательных услуг, которые по существу перестают быть основой долговременной дифференциации в деятельности ОУ. Поэтому единые задачи в рамках Ассоциации по изучению запросов потребителей и предложению широкого спектра образовательных программ различного уровня, внедрению интегрированных модульных образовательных курсов и инновационных образовательных технологий могут решаться применением методов когнитивного маркетинга для

групп целевых потребителей как вне, так и внутри образовательных учреждений.

Научные исследования информацион-но-знаниевых особенностей поведения потребителей XXI века, представленные в основных положениях когнитивной концепции маркетинга (О. У Юлдашева,

О. В. Фирсанова, И. В. Алешина, И. А. Юра-сов), нацелены на активное изучение индивидуальных особенностей потребителя, что необходимо для создания новых и инновационного развития известных методов и средств управления поведением потребителя [5].

В прикладном аспекте реализуются две концепции когнитивного маркетинга.

Созидательная концепция — предполагает активное поведение компании, при котором процессы ее саморазвития

чровень маркетингового взанйодействия

Рисунок 1

Сегментация внутреннего и внешнего рынка образовательных услуг

Аграрный вестник Урала №7 (86), 2011 г.- <. .

Экономика ^Щф/

Тінфіщиаіпіанно-пщт імхініґ іьная грг’Лт п.-рпрнэ.-я обраюєашіл С<*гр А / №Г кой ай ни'рщі

Рисунок 2

Структура агрообразовательного пространства Ассоциации

№ЧНЇКІИ Р*'ЬГ НГ -Г 1«1» мн*м Г-ГІ игтні?

Пі -ь ■ і ;

;:ст ьс к -:ачі

-)>НЧІГІЗ« ІЙЙ.

I* *

п. : ^ . :і»н*ИЕ4

лїп:: л::г іппі

л^дпл&пігь.-ь-нііТ

ЇИ**1»

Обозначение Действие

► Кнднвидуальный образовательной маршрут (&здоный)

і :> Направлення повышения увалнфкцацки

► Возможные налржяевня интеграции

Направление маркетинговоговоздействия

Маркетинговое управление процессом интеграции

Рисунок 3

Схема элементов системы непрерывного аграрного образования и основных направлений воздействия механизма внутриорганизационного маркетинга Ассоциации

оказывают влияние на формирование сознания потребителя и инициируют создание новых стандартов и технологий потребления.

Адаптивная концепция — предполагает подстраивание, т. е. постепенное плавное вхождение в существующие сложившиеся структуры мировоззрения потенциальных клиентов и формирование устойчивых стандартов потребления на ментальном уровне.

Выделенные концептуальные подходы всецело созвучны целям, задачам, методам и средствам, применяемым при решении образовательных задач в сфере общего и профессионального образования. На рис. 1 схематично изображена структура основных участников образовательных отношений, показаны основные направления формирования многокритериального заказа различных групп потребителей образовательных услуг и его удо -влетворения, а также выделен уровень маркетингового взаимодействия между ними. На примере формирования механизма внутриорганизационного маркетинга Ассоциации автором показан вариант дальнейшего поступательного развития системы непрерывного профессионального образования работников АПК, позволяющего посредством творческого сочетания теоретико-практических концепций классического маркетинга с положениями теории когнитивного маркетинга, в процессе создания структурированной информационно-знаниевой среды с развитыми средствами навигации в ней, получить устойчивые конкурентные преимущества на рынке агрообразовательных услуг региона.

Маркетинговая концепция развития системы непрерывного образования реализуется посредством формирования и динамичного развития информационно-образовательной среды аграрного образования региона (ИОС_АОР) [6], структурная организация которой на примере агрообразо-вательной Ассоциации Свердловской области изображена на рис. 2.

Виртуальные представительства членов Ассоциации создаются на добровольной основе и составляют общесистемные ресурсы, способствующие расширению внутриорганизационных границ и форм взаимодействия между членами Ассоциации.

Предлагаемый автором подход к решению актуальных образовательных задач основывается на представлении внутриорганизационного маркетинга агрообразовательной Ассоциации как системы определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов на единой когнитивной (знание-вой) платформе, что позволяет расширить понимание сущности и значимости маркетинга в профессиональном образовании с точки зрения потребителя знаний (обучающегося) и с точки зрения производителя знаний (обучающего), а также развить и дополнить технологии маркетинга взаимодействия всех категорий партнеров и целевых аудиторий. На рис. 3 схематично представлены структурные

элементы системы непрерывного аграрного образования и выделены основные направления воздействия механизма внутриорганизационного маркетинга, способствующие совершенствованию интеграционных процессов [7]. Осознание менеджерами системы профессионального образования необходимости перехода к маркетинговой стратегии расширения

образовательно-профессионального пространства подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для АПК способствует скорейшему овладению современными методами реинжиниринга учебных процессов, исследованию особенностей интеграции и концентрации ресурсов, поиску организационных стимулов для привлечения работодателей к

Экономика

софинансированию и соучередительству в образовательной деятельности [8].

Существующая организационная модель Ассоциации создает условия для адаптации различных маркетинговых стратегий к социально-значимым рынкам (рынок образовательных услуг и рынок труда) путем согласования разнонаправленных интересов субъектов этих рынков, потребностей общества и его граждан в сфере подготовки и трудоустройства востребованных специалистов, а также воспроизводства высококомпетентных менеджеров для агропроизводства и агрообразования. Таким образом, стратегической целью внутриорга-низационного маркетинга Ассоциации (ВМА) является наращивание ценности сельскохозяйственных образовательных услуг. Отличительной особенностью ВМА должна быть ориентация на оказание профессиональных образовательных услуг, которые бы не только удовлетворяли, но и превосходили ожидания целевых клиентов.

Двухуровневая модель внутриорга-низационного маркетинга Ассоциации представляет собой организационнофункциональную основу для выработки единого инновационного подхода к развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для АПК Свердловской области.

На рис. 4 представлена функциональная структура внутриорганизационного маркетинга Ассоциации с выделением двух уровней реализации:

— уровень Ассоциации;

— уровень члена Ассоциации.

Для внутриорганизационного маркетинга на уровне Ассоциации сформулированы следующие основные задачи (функции):

— организационное обеспечение процесса управления инновациями в информационно-образовательной среде аграрного образования региона на платформе управления знаниями;

— инновационное развитие модели сетевой коммуникации членов Ассоциации с совершенствованием методов маркетинга взаимодействия всех категорий study-партнеров;

— применение методов когнитивного реинжиниринга к формированию авторизованной модели подготовки специалиста (АМПС) для создания конкурентоспособных клиентоориентированных образовательных программ;

— проведение маркетинговых исследований, ориентированных на выявление неудовлетворенного спроса на конкретной ступени в системе непрерывного аграрного образования и учет его при раз -работке авторизованных программ подготовки специалиста на последующих этапах образовательного цикла.

На рис. 5 представлена модель структуры внутриорганизационного маркетинга образовательного учреждения (ВМОУ) члена Ассоциации с выделением базовых элементов и их основных функций: маркетинг личности, маркетинг взаимодействия, технологический маркетинг,

Мяркстютовяя служба I агрооёрачовяггельньос услуг в Ассоциации

1

$

Молсь ciTtattil кшшніклідії! членов Асшцлцт

шч'іЛії*

шШьшПО

Ж

Внутриорли гшїлц штсый iMjsArmurv чтояй Лг гоцивцеш

I

H£¥4ttflr

і Г'П1,Д“М

Г рН’і^ПруІНІНА

Модель вяуїр-іісрглн кищлФННъга нктгыун нжлцмй члена АС№ЦИ»ір! к

Рисунок 4

Функциональная структура внутриорганизационного маркетинга Ассоциации «Академический комплекс аграрного образования Свердловской области»

• Непрерывное личностно-ориентированное

профессиональное образование для обучающихся, ППС, менеджеров, обслуживающего персонала

• Инновационное совершенствование

технологий создания, расиростраие и употребления знаний

• Повышение уровня лояльности

персонала и ППС

• Совданве единою агрообра)оватгл

вростраиства региона (СОАО -сист открытого аграрного обраюаання Свердловской области)

• Со1дааае виртуальных представительств

вяформацю и но-о бра) о вате льном врострааствс Ассоциации

• Рв>ват«е апформацмонной системы

обра>овательного учреждения (МСОУ)

• Целенаправленное управление

ни фо рма ци о ино-1 манне вы ми потоками (менеджеры ■ преподаватели, менеджеры ■ студенты; преподаватели - студенты)

• Раїработка моделей ві аммодействия всех уровней участников динамических оманд (d-команд)

Овладение методами проектирования авториїованных моделей подготовки специалистов (АМПС)______________J

Структура внутриорганизационного

информационно-коммуникационный маркетинг. В реальном образовательном процессе осуществляется отбор и адаптация разнообразных маркетинговых методов и техник, необходимых для эффективного решения характерных задач внутриорганизационного маркетинга ОУ — члена Ассоциации:

— проведение внутреннего анализа потенциальных возможностей (знание-вый аудит) структурно-функциональных элементов и процессов (study-процессов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— инновационное развитие организационно-технических принципов проектирования учебного процесса (принцип динамического проектирования, принцип модульности, принцип событийности);

— систематизация информационно-знаниевых источников по направлениям, способам получения и использования;

— разработка методов диагностики, позволяющих определить необходимость

* Целевая разработка и совершенствование комплекса маркетинга (marketing-mix) для конкретных обра)овательмых задач • Анали! потенциальных ао]можиостей (компетенций) структурных элементов study-процесса (ананиевый аудит)

I • Компьютерные процедуры многофакторного и I кластерного анали)а обраювательиых V референтов

Рисунок 5

маркетинга образовательного учреждения — члена Ассоциации и целесообразность педагогического поиска в исследуемых сегментах внутри и вне организации;

— управление процессом формирования корпоративной культуры образовательного учреждения с акцентом на развитие когнитивного спроса и способов его удовлетворения.

Коллективное создание специфического набора переменных факторов внутриорганизационного маркетинга (marketing-mix) для решения конкретных задач на целевом рынке агро-образовательных услуг (уровень члена Ассоциации) способствует не только удовлетворению потребностей потенциальных клиентов, но и стимулированию максимально эффективной деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) и служащих самого образовательного учреждения. Применение методов когнитивного маркетинга

Экономика Цф/

способствует скорейшему переходу от понимания конечности элемента в учебном процессе к его сквозному единству, важности и значимости в последующих звеньях непрерывного обучения в период всей активной жизнедеятельности человека [9].

Таким образом, формируемая двухуровневая модель внутри-

с государственными структурами, всемерно способствовать внедрению непрерывного процесса валидации как меры поддержания соответствия уровня знаний и навыков, полученных в процессе обучения, реальным требованиям к навыкам и знаниям, существующим в современном мире.

организационного маркетинга Ассоциации «Академический комплекс аграрного образования Свердловской области» призвана обеспечить координацию образовательных услуг образовательных учреждений всех ступеней системы непрерывного образования с запросами предприятий АПК [10], внести определенность и упорядоченность во взаимодействие Литература

1. Устав ассоциации «Академический комплекс аграрного образования Свердловской области». URL: http://usaca.ru/files/ust_a. doc. Члены Ассоциации. URL: http://www.usaca.ru/content/view/30/31/

2. Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.». Екатеринбург : Из-во Урал. ГСХА, 2007. 38 с.

3. Семин А. Н. Проблемы закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6 (60). С. 4-6.

4. Кириллова С. В. Проблемы подготовки специалистов АПК в условиях диверсификации профессионального образования // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие : сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза : РИО ПГСХА, 2008. С. 164-167.

5. Юлдашева О. Когнитивный маркетинг: основные положения и терминологический аппарат // Маркетинг. 2006. № 1 (86).

С. 34-43.

6. Мурыгин И. В., Кириллова С. В. Единая образовательная информационная среда УрГСХА и Уральского региона // Сельские территории: проблемы и перспективы развития : сборник статей региональной научно-практической конференции (2-3 марта 2005 г.). Екатеринбург : Урал. ГСХА, 2006. С. 417-426.

7. Семин А. Н., Рубцов С. Ф., Стахеева Л. М. Интеграция в системе непрерывного сельскохозяйственного образования. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 246 с.

8. Юлдашева О., Лищук А. Основные концепции внутреннего маркетинга // Новости электротехники. 2007. № 5 (47).

9. Новаторов Э. В. Ревизия внутреннего маркетинга методом анализа «важность-исполнение» // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1. С. 117-125.

10. Уральская государственная сельскохозяйственная академия в системе непрерывного сельскохозяйственного образования (2005-2009 гг.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2010. 169 с.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРСОНАЛА: ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ

Е. Е. КОЛЧАНОВА, кандидат экономических наук, главный специалист-эксперт, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент научно-технологической политики и образования

Московская область, г. Чехов, ул. Московская, д. 79, кв. 208; тел. 8-916-253-83-13; e-mail: kee6@mail.ru

Ключевые слова: оценка, трудовой потенциал, предпринимательский потенциал, эффективность, персонал, конкурентоспособность, подход.

Keywords: an estimation, labor potential, enterprise potential, efficiency, the personnel, an indicator, competitiveness, approach.

Все более ускоряющиеся темпы изме -нений факторов внешней среды ставят перед российскими предприятиями новые и более острые проблемы выживания. Для достижения рыночного успеха и конкурентоспособности они должны обладать свойствами гибкости, адаптивности, обучаемости чувствительности, обеспечить которые можно лишь в том случае, когда в центре организационной политики ставится человек.

На протяжении долгого времени способность человека к труду рассматривалась в качестве «дарового богатства», освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны предприятий, что в конечном итоге привело к проблеме нехватки квалифицированных кадров по сравнению с непрерывно изменяющимися потребностями производства [2, с. 71]. Адекватным ответом на произошедший парадигмальный

кризис стало появление в научных работах концептуального подхода «трудовой потенциал», означающего признание целесообразности капиталовложе -ний, связанных с привлечением на производство лучших по качеству работников, их обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии, созданием условий для их дальнейшего совершенствования. Произошло смещение акцентов с минимизации организационных издержек на максимизацию использования возможностей персонала.

Качество и эффективность использования человеческих ресурсов непосредственно влияют на возможности предприятия и являются одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Уровень предпринимательского потенциала работников и его соответствие оперативным и стратегическим целям развития организации предопределяют

возможности проведения исследовательских работ, разработки и внедрение прогрессивных технологий, освоение новой продукции, что является основой ее процветания, но осуществимо лишь при нали -чии коллектива профессионалов, восприимчивых к инновациям, способных проявлять в работе творческих подход, инициативу, осуществлять поиск и реализацию нестандартных решений.

Результаты исследований.

Наряду с актуальностью проблемы обоснования и интерпретации подходов к развитию персонала (кадров, работников) необходимо отметить, что публикации по вопросам оценки качества персонала не затрагивают обозначенную проблему. Анализ литературы [1, 3, 5, 8-14] свидетельствует об отсутствии исследований комплексных подходов к развитию персонала в организации, рассматриваются лишь сущностные, технологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.