Научная статья на тему 'Движение - ведущий аспект кинезиологии или двигателодеи'

Движение - ведущий аспект кинезиологии или двигателодеи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ / ДВИГАТЬ / ДЕЙСТВИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛОДЕЯ / КИНЕЗИОЛОГИЯ / MOVEMENT / TO MOVE / ACTION / ACTIVITY / DVIGATELODEYA / KINESIOLOGY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движение - ведущий аспект кинезиологии или двигателодеи»

23. Шепилов, А.А. Выносливость борцов / А.А.Шепилов, В.П.Климин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 128с.

24. Ширинов, А. Р. Направленное формирование стиля ведения схватки у борцов с учетом их индивидуальных особенностей / А. Р. Ширинов / Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов педагогических институтов. Л., 1986. С. 153— 160.

Ключевые слова: единоборство, техника и тактика борьбы, тренировочный процесс, метод, исследование.

Keywords: combat, equipment and tactics, training process, method, research. УДК 796. 012.266

Сущенко В.П., Никитин С.Н., Зверев В. Д., Труфанов Ю.Н., Алексеев А.А.

ДВИЖЕНИЕ - ВЕДУЩИЙ АСПЕКТ КИНЕЗИОЛОГИИ ИЛИ ДВИГАТЕЛОДЕИ24

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени В.Ф. Лесгафта, nsn1956@yandex. ru

Одна из проблем расширения кинезиологии - это архаичные и ошибочные по существу представления о двигательной активности человека и «атаки» устаревших представлений о движении [8]. Кинезиология включает в себя, интегрирует те разделы биомеханики, психологии, педагогики, теории и методики физической культуры, социологии, которые полезны для исследования и конструирования двигательной активности [4]. Кинезиология - наука о движениях. Кинезиология изучает общие законы осуществления двигательных функций и включает спортивную, бытовую, трудовую, профессионально-прикладную и реабилитационную направленности [4] Деятельность субъекта «двухслойна»: осуществляется, протекает в объективном мире, в реальности. Но ...но в тоже время она

24 Suchenko V.P., Nikitin S.N., Zverev V.D., Trufanov U.N. Alekseev A.A. Movement - leading aspect kinesiology or dvigatelodei / Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University; The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, nsn1956@yandex.ru

управляется субъектом исходя из субъективных представлений о реальности, на чем акцентируется внимание в данной работе.

Предметом изучения являются движения или двигательные действия. Надо определить, что понимается под этими терминами и как они соотносятся. Категориальный аппарат теории деятельности подлежит пересмотру - как полагал сам А.Н. Леонтьев. Деятельность дуалистична, т.е. двойственна, раздвоена, «двухслойна» по своей сущности.

Движения человека - это («неодушевленные движения как перемещение в пространстве и во времени») совершаются, как известно, безразлично к своему результату (например, «падение» руки под действием силы тяжести). Результаты подобных движений не зависят от человеческой воли и не относятся собственно к «живым» движениям. Таким образом, движение только тогда превращается в двигательное действие, когда оно будет выполняться целенаправленно и ценностно ориентировано[3].

Действием называется процесс, подчиненный решению конкретной задачи, направленный на достижение цели. «Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия». Таким образом, действие квалифицируется по существу поставленной цели, а его отношение к той ли иной деятельности определяется характером мотивации. Только одинаково мотивированные действия могут составлять деятельность.

Действие - наибольший целенаправленный фрагмент активности, который при его осуществлении мысленно воспринимается субъектом как неразделенная целостность[5].

Действия в спорте - это физические упражнения (в борьбе прием), а также их различные соединения [8].

Деятельность возникает при совмещении цели и мотива, когда главным побудительным мотивом становится достижение цели. Только одинаково мотивированные действия могут составлять деятельность. Деятельность (в частности двигательная) - не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [6].

Деятельность человека является системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, направленным на физическое совершенство [9]

Дальнейшие исследования привели Н. А. Бернштейна к гипотезе, что для построения движений различной сложности «команды» отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.

Методы, цель и организация исследования. Исследование проводилось в течение 1993-2007гг. с помощью анализа и обобщения учебной, учебно-методической, научной литературы, а также разработка тестов и тестирование двигательных действий в различных условиях.

Теоретический анализ научных литературных источников по теме работы показал, что вопросы критериев и методики измерения физического качества ловкости в процессе физической подготовки интересуют многих теоретиков и практиков физической культуры как у нас в стране, так и за рубежом. Тем не менее, необходимо признать тот факт, что единого мнения ни по одному из указанных вопросов у специалистов нет[1].

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве сигнала через зрительный анализатор использовались дополнительные введения - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 при выключении зрения. В качестве сигнала через двигательный анализатор использовались дополнительные введения - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 - для определения характеристик при ограничении пространственной характеристики двигательного анализатора.

В качестве сигнала через вестибулярный анализатор использовались дополнительные введения:

- колебание ОЦТ на приборе КОП -1 после выполнения семи вращений по часовой стрелке на приборе «Вертикаль» - для определения характеристик после раздражения вестибулярного аппарата.

Анализируя результаты в статической вертикальной стойке на рисунке 1, можно отметить, что имеется уровень достоверности различий результатов между экспериментальной (р < 0,01) и контрольной группами. Это подтвердило эффективность разработок по подготовке в состоянии «непривычности» с учетом нагрузок, учитывающих специфику практики чрезвычайных ситуаций. Данное наблюдение также свидетельствует о том, что в процессе воспитания удалось оптимизировать выбор количества времени на овладение двигательными действиями в состоянии «непривычности» и разработать допустимое соотношение работы в состояниях «привычности» и «непривычности».

Рис. 1. Результаты теста статическая вертикальная стойка в непривычных и чрезвычайных условиях на заключительном этапе (сек):

1 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 с выключенным зрительным анализатором;

2 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1при ограниченной поверхности;

3 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 после прибора «Вертикаль»;

4 - колебание ОЦТ на приборе КОП -1 в чрезвычайных условиях.

Выводы. Системное изучение проблемы двигательной деятельности позволяет утверждать, что «теория деятельности», разработанная А. Н. Леонтьевым (1979) и его последователями, требует своего дальнейшего развития применительно к разработкам современной науки. При этом двигательную деятельность необходимо рассматривать в единстве экзогенных, эндогенных и психических составляющих. В системе двигательной деятельности ведущей функцией является управление и самоуправление, теорию которого разрабатывали Н. А. Берн-штейн, В. И. Воячек, К. Л. Хилов, В. Г. Стрелец. Необходимо, следуя их рекомендациям, изучать эту систему как имеющую два варианта управления двигательными действиями: в состоянии «привычности» с ведомого уровня (неосознаваемого управления) и состоянии «непривычности» с ведущего уровня (осознаваемого управления). Методика определения состояния «неосознаваемого» или «осознаваемого» самоуправления детьми двигательными действиями позволяет измерить уровень самоуправляемости двигательными действиями. Разработанные нормативные требования для двигательных, вестибулярных и оптических нагрузок по переводу ребенка из состояния «неосознаваемого» в «осознаваемое» состояние позволяют объективно оценивать характеристики процесса самоуправления двигательными действиями спортсменами и использовать их при

разработке методики подготовки [3].

Литература:

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. / В.Б. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Горелов А.А. К проблеме содержания и направленности современного физкультурного образования/А.А. Горелов, Р.М. Гадельшин, С.Н. Никитин// Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 62 -64.

3. Дмитриев, С.В. Технология обучения двигательным действиям / С.В.Дмитриев, Д.В. Оленев. - Нижний Новгород, 2001. - 201с.

4. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии/ В.Б. Коренберг- М,:Со-ветский спорт, 2005, - 232 с.

5. Коренберг, В.Б. Спортивная кинезиология признана - очередь за её развитием / В.Б. Коренберг // Культура физическая и здоровье, 2012. - №23 (39). - С. 7279.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М.: ИПЛ, 1979.- 303с.

7. Никитин, С.Н. Управление двигательными действиями в спорте с учетом функционирования анализаторных систем (на примере спортивной борьбы) / С.Н. Никитин / Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лес-гафта, 2006. - 52 с.

8. Никифоров, Н.В. Кинезиология - информация об управлении двигательными действиями / Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. научных трудов. - Санкт-Петербург, 2015. - С.63-68.

9. Николаев, Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и че-ловекотворческой сущности физической культуры// Теория и практика физической культуры. - №4.- 1998. - С. 16-24.

10. Стрелец, В.Г. Целенаправленные двигательные действия, как основа для разработки вопросов самоуправления / В.Г. Стрелец, В.В.Нелюбин, С.Н. Никитин// Культуры физическая и здоровье. - 2007. - № 4 (14). - С. 15 -20

11. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора у человека: Дис. ... д-ра биол. наук. / В.Г. Стрелец. Л., 1969. - 807 с.

Ключевые слова: движение, двигать, действия, деятельность, двигателодея, ки-незиология.

Keywords: movement, to move, action, activity, dvigatelodeya, kinesiology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.