Научная статья на тему 'Духовно-нравственное учение А. Т. Болотова и феномен веры'

Духовно-нравственное учение А. Т. Болотова и феномен веры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
388
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Т.БОЛОТОВ / ВЕРА / КРИТЕРИАЛЬНЫЙ МЕТОД / КРИТЕРИИ ВЕРЫ / РАЗУМ / ЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / A.T. BOLOTOV / FAITH / CRITERION METHOD / CRITERION OF FAITH / MIND / KNOWLEDGE / SELFKNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чеснова Елена Николаевна

Посвящается рассмотрению духовно-нравственных представлений А. Т. Болотова. Проводится реконструкция учения о феномене веры мыслителя. Применяется критериальный метод в исследовании взглядов А.Т. Болотова на феномен веры. Анализируется проблематика исследований и актуальные направления в исследовании творчества А.Т. Болотова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL TEACHING OF A.T. BOLOTOV AND THE PHENOMENON OF FAITH

The article is devoted to the spiritual and moral ideas of A.T. Bolotov. The reconstruction of the theory of the phenomenon of the thinker’s faith is given. The criterion method is used in the research of A.T. Bolotov’s views on the phenomenon of faith. The problems of the research and the actual directions in the research of A.T. Bolotov’s creative work are analyzed.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное учение А. Т. Болотова и феномен веры»

Прокофьев Андрей Вячеславович, д-р филос. наук, доц., ведущий науч. сотр., avprok2006@mail.ru, Россия, Москва, Институт философии Российской академии наук

THE CIRCUMSTANCES OF JUSTICE: ARISTOTLE AND HUME

A.V. Prokofyev

The paper deals with a representation of the problem of the scope or limits of justice in the history of philosophy. The essence of the problem is how to find an anthropological, communicative and institutional context where principles and rules of justice acquire their normative force. For Aristotle it is the polis (the union of citizens trying to achieve a happy and virtuous life) that plays this part. As for Hume, such a context is identical with a situation, where some people characterized by limited generosity and mutual vulnerability need to cooperate under a condition of relative scarcity of recourses.

Key words: the history of philosophy, ethics, justice, the problem of the scope of justice, the circumstances of justice, Aristotle, David Hume.

Prokofyev Andrey Vyacheslavovich, doctor of philosophical science, associate professor, leading research fellow, avprok2006@mail. ru, Russia, Moscow, the Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences

УДК 171:179.9:241

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ А.Т. БОЛОТОВА

И ФЕНОМЕН ВЕРЫ

Е. Н. Чеснова

Посвящается рассмотрению духовно-нравственных представлений А. Т. Болотова. Проводится реконструкция учения о феномене веры мыслителя. Применяется критериальный метод в исследовании взглядов А.Т. Болотова на феномен веры. Анализируется проблематика исследований и актуальные направления в исследовании творчества А.Т. Болотова.

Ключевые слова: А. Т. Болотов, вера, критериальный метод, критерии веры, разум, знание, самопознание.

Обращаясь к существующим в социогуманитарном знании исследованиям обширного творчества русского мыслителя XVIII века А.Т. Болотова, необходимо отметить его актуальность и знаковость для отечественной научной мысли. За свою жизнь Андрей Тимофеевич Болотов написал около 350 томов произведений научного, педагогического, философского, литературного и иного характера, многие из которых еще ждут глубокого исследования и анализа ввиду того, что только в 80-е годы прошлого столетия широкому кругу общественности стали доступны материалы его творчества. Для нас наибольший интерес представляют труды А.Т. Болотова философско-антропологического характера, так как в них с наибольшей глубиной проявилась «удивительная широта и целостность русского духа»

[2, с. 11], личность самого мыслителя, «духовная антропология, поиск тех возможностей и условий человеческого самотворчества, которые являются условием реализации человека в мире и одновременно раскрывают специфику человеческой природы» [1, с. 3]. Именно они помогают раскрыть «ценности человеческой жизни - свободы, сопряженной с добродетелью и моральным выбором» [2, с. 13], выражающиеся в самопознании, нравственной самооценке человека через категории «добродетели и прока (т.е. греха)» [1, с. 8]. Именно на осознании фундаментальных этических категорий возможно «самосовершенствование личности, духовно-нравственное воспитание человека, патриотизм» [1, с. 8]. Основными этическими категориями в творчестве А.Т. Болотова выступают «благо», «гармония» и «счастье», проблема человеческого бытия, существования, сам человек приобретает в концепции мыслителя «самостоятельную ценность», становится «предметом философского знания» [1, с. 8]. Именно через эти категории раскрываются духовно-нравственные воззрения мыслителя, делается возможной реконструкция взглядов на феномен веры, который является неотъемлемым феноменом человеческого бытия.

Обращаясь к самому феномену веры, можно выделить целый ряд областей и дискурсов в раскрытии этого сложного многоаспектного феномена. Вера представляет богатый материал для понимания современного человека, общества, государственной политики в области культуры, образования и религии, межнациональных отношений, духовно-нравственных особенностей культуры и т.д. Исследования данного феномена проводятся, например, в таких областях знания, как философия, этика, психология, социология, религиоведение, теология (протестантская и католическая), богословие (православное). Но, несмотря на многообразие существующих работ по исследованию веры, есть области, еще мало изученные. Например, к ним можно отнести исследование воззрений на феномен веры в духовно-нравственном учении А.Т. Болотова. Это объясняется тем, что в наибольшей степени исследованы труды мыслителя в естественнонаучной области, в области педагогики. Мы можем встретить довольно много трудов по рассмотрению его политических воззрений, посвященных анализу его литературных произведений, опубликованных или вводимых в научный оборот. Менее изученными являются проблемы философской антропологии, также взятые на стыке с аксиологической (ценностной), этической, психологической проблематикой. Для нас представляют интерес в рамках анализа духовно-нравственного учения и реконструкции взглядов А.Т. Болотова на феномен веры, раскрытие его смыслового содержания труды, направленные на исследование его этических воззрений, реконструкции его системы ценностей (например, И.В. Щеблыгина, Е.Д. Мелешко, Е.А. Пенькова), философско-антропологической доминанты, особенностей существования личности (например, А.А. Боровая, О.Г. Квасова), а также труды, посвященные исследованию системы взглядов А.Т. Болотова, его личности (А.П. Бердышев,

127

Н.В. Шамедько, А.С. Листкова, А.Т. Дьячкова, Т.В. Дьячкова), культурного этоса и особенностей культурного туризма (О.В. Солопов). Интерес также представляют исследования, посвященные рассмотрению метафизических представлений А.Т. Болотова, которые были тесно связаны с антропологической, этической, эстетической проблематикой (Е.А. Пенькова) и т. д. Ярким примером области малоизученных проблем являются духовно-нравственные воззрения А. Т. Болотова на феномен веры. На данный момент целенаправленной реконструкции феномена веры в трудах А.Т. Болотова не проводилось. Это приводит к осознанию необходимости исследования феномена веры в учении выдающегося деятеля науки и культуры, энциклопедиста, просветителя, духовно-нравственного мыслителя А.Т. Болотова.

В качестве непосредственных источников для нашего исследования вызывают научный интерес, например, такие его философские труды, как «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одной госпожой и её детьми, сочинённые для споспешествования истинной пользы молодых людей» (изданы 2 части, 8 частей продолжения этого труда остались в рукописях); «Путеводитель к истинному человеческому счастию, или опыт нравоучительных и отчасти философских разсуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах приобретения онаго»; «Чувствования христианина при начале и конце каждого дня, относящиеся к самому себе и к Богу»; «Утренники семидесятисемилетняго старца, состоящия в советах и наставлениях всоим внучатам. Книжка IV, содержащая в себе замечания о должностях человека к самому себе. (В Дворянинове, 1815.)» (рукопись, введенная в научный оборот) и так далее.

Философские и научные взгляды А.Т. Болотова, по мнению Н.В. Шамедько, имели специфические национальные и личностные черты. И, что немаловажно, сама философская система имела свои особенности: 1) согласованность со Священным Писанием, с принципами православного вероучения; 2) отрицание слепой веры. Вера не являлась единственным основанием для суждений, необходимо подкреплялась научными доказательствами и «здравыми философскими рассуждениями ума», глубокая религиозность, христианское благочестие соединялись с прагматическими и материалистическими воззрениями, так как его религиозно-философские убеждения были сформированы на основе «ортодоксального православия и философии немецкого религиозного Просвещения»; 3) исследование «науки о мире» - «физики» (т.е. естественных наук) в тесной связи с натуральным богословием для познания «разума», «премудрости», «промысла» Бога в природе, «божественной гармонии» и красоты природы; 4) обращение к антропологической проблематике; 5) обращение к проблемам этики, пытаясь соединять религиозную этику и «закон естества и натурального права»; 6) центральным, системообразующим принципом является «общее» - сущность Бога [8].

А.Т. Болотов стремился согласовать разум и веру. Разум и все проявления его - необходимый «компонентом повседневной жизни» [8]. Это является общим следствием воздействия основных ценностей эпохи Просвещения на воззрения мыслителей, в том числе и на А.Т. Болотова. Особенность духовно-нравственных воззрений мыслителя на феномен веры здесь заключается в том, что они очень блики к органическому сочетанию веры и разума, идее бесконечности знания и веры, отсутствия ограничений между ними. Такое понимание отсутствия противоположности между верой и знанием мы видим в русской философии (в лице Н.А. Бердяева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского). На эту тенденцию раскрытия взаимоотношения веры и знания обращает внимание в своем исследовании А.С. Стрельцов [5, с. 319]. Вся его жизнь и творчество - это стремление соединить прагматику, материалистические взгляды и православие, искреннюю веру в Бога. Вера для него стала не эмоциональным проявлением человеческой деятельности, а рационально обоснованным феноменом бытия человека. В этом аспекте его учения к нему близки взгляды немецко-американского неортодоксального протестантского теолога XX века П. Тиллиха, предполагающего, что в вере соединяются эмоциональные и рациональные элементы, учение о рациональности католического теолога ХХ-Х1Х вв. С. Вшолека. А. Т. Болотов стремился согласовать философию и теологию с учетом современных ему достижений в области естественных наук. Оставаясь приверженцем идей немецких философов и, в первую очередь, философии лютеранского теолога Х.А. Крузиуса, которая оказала на него огромное влияние, мыслитель придерживался воззрений, соединяющих веру в божественное откровение с верой в возможности отдельной личности. Особое место занимает в нравственно-религиозных воззрениях Болотова А.Т. феномен благочестия. Придерживаясь принципа личной свободы и независимости, он приходит к пониманию того, что основой веры выступает не внешнее благочестие, не соблюдение обрядов, а внутренняя убежденность в личную связь с Богом. В этом плане он близок в воззрениях на веру как личное отношение с Богом с протестантской теологией, где вера неизменно соединялась с благочестием в миру. Поэтому мы согласимся с мнением И.В. Щеблыгиной о том, что в понимании веры А.Т. Болотовым как внутренней связи человека с Богом прослеживаются протестантские мотивы, влияние на него идей пиетизма. А.Т. Болотов переносит в религии центр тяжести с культовой практики на внутренний мир человека. Культовая практика для него не играет никакой смысловой нагрузки, если человек не обладает верой, не знает основ вероучения, не понимает их, а значит, не может их претворить в своей жизни. Мы можем предположить, что вера представляет у мыслителя определенную парадигму мышления, действенную в делах человека. Придерживаясь основ христианской морали в своих духовно-нравственных воззрениях, А.Т. Болотов своей жизнью, делами утверждал принцип действительности веры человека в делах его. В этом плане мы можем согласиться с мыслью И.В. Щеблыгиной о

129

том, что А.Т. Болотов «будучи православным по образу мыслей, был протестантом по образу жизни» [9, с. 26].

Применяя критериальный метод исследования феномена веры, мы можем отметить, что в воззрениях А.Т. Болотова преобладает соединение двух критериев веры: 1) рациональность как критерий веры; 2) критерий веры как совокупность рационального, эмоционального, бессознательного, иррационального и рационального как целостность веры [6, с. 33-34]. Причем преобладающим в связке вера - разум, с одной стороны, является разум, а с другой стороны, это всегда духовно-рациональная связь, где преобладает стремление к трансцендентному. Предельным интересом у А. Т. Болотова, если использовать терминологию П. Тиллиха, всегда является Бог, а не божественность. Душа человека, созданная по образу и подобию Бога не должна замыкаться на мирском, земном существовании. Душа человека всегда должна быть устремлена к Богу. Вся полнота бытия может быть обретена человеком только в духовном единении с Богом. Земная жизнь важна для самосовершенствования, самопознания, добродетельной жизни. Но главная цель развитие души, а не самосовершенствование тела. Если человек остановится лишь на самосовершенствовании телесной оболочки, то он поддастся страстям, начнет вести порочную жизнь. Целью человека в самосовершенствовании становится нравственное самосознание, победа над нравственным злом (корыстолюбием, жестокостью, праздной жизнью и т.д.). В этом заключается практическая сторона веры.

Исходя из воззрений А.Т. Болотова, можно также сделать вывод о том, что вера человека для него заключается в стремлении к самопознанию, знанию, в котором сомнение не является составным элементом взаимоотношений веры и разума. Сомнение, ложные страсти человек должен избегать на основе здравого смысла. Суеверия, страхи, заблуждения преодолеваются просвещением, знанием не только природы, естественных законов, но и Божественных законов, вероучения. Такое знание делает также человека счастливым, на его основе достигается умиротворение и согласие с окружающим миром и людьми.

Вера ценна в ее неразрывном соединении с разумом, поэтому стремление к самосовершенствованию, которое необходимо для существования человеческой личности, по мнению А.Т. Болотова, в нравственном плане выражается в самопознании. По мнению Е.А. Пеньковой, именно самопознание у А.Т. Болотова является путем к преодолению человеком своих страстей. Именно в реализации взаимосвязанных элементов вера-знание-самопознание человек может построить свою жизнь на основе христианских добродетелей, исполнять свои обязанности как гражданина. «Болотов пишет, что человек, познавший себя и смысл мира, может свою жизнь построить по принципам добра, любви и христианских добродетелей, а также исполнять гражданский долг» [3, с. 23]. Это достигается путем добродетельной жизни человека, которая должна протекать под знаком понимания конечности жизни,

130

мыслей о смерти и «о воздаянии за неправильно прожитую жизнь» [8, с. 23]. Таким образом, самопознание предстает как нравственное делание, которое человек призван осуществлять в течение всей своей жизни на рациональных основаниях. Этот рациональный элемент веры подводит нас к еще одному критерию - нравственной добродетели как критерию веры [6, с. 35-36]. Особенностью такого нравственного делания у А.Т. Болотова является то, что это становится личным делом каждого человека, это его мирская обязанность, направляемая верой и безусловным почитанием Бога и совершаемая на рациональных основаниях. Это подтверждает и его опыт жизни, основанный на семи наиважнейших «выгодах»: самопознании, знании, истреблении недостатков и воспитании в себе добродетелей, соответствия нравственного самопознания божественному замыслу, «правильного понимания долга по отношению к Богу, себе, другим людям», руководство здравым смыслом, ощущение «истинности и удовольствия от правильного избранного выбора» [2, с. 13-14]. Знание делает человека счастливым по мысли А.Т. Болотова. Умиротворение и согласие с окружающим миром и людьми невозможно без знания. Можно сделать вывод о том, что гносеологическая проблематика важна для мыслителя как и философско-антропологическая и сопряжена с духовно-нравственной проблематикой, без которой невозможна.

Это приводит нас к целому спектру проблемных полей, ждущих своего научного исследования в данной области. Например, при реконструкции взглядов мыслителя на феномен веры представляет интерес сравнительный анализ феномена веры в учении А.Т. Болотова и русских религиозных мыслителей (например, А.С. Хомякова, Л.Н. Толстого), понимание религиозной веры в учении А.Т. Болотова и протестантской теологии. Исследование и анализ сущности веры, ее духовно-нравственного измерения в православном богословии и в учении А.Т. Болотова также представляет собой актуальное направление в научных исследованиях. К исследованию данного аспекта веры обращаются такие православные богословы, как о. С. Булгаков, прот. В.В. Зеньковский, прот. А. Шмеман, митр. Сурожский Антоний (Блум), Феофан Затворник, прот. В. Свешников, прот. С. Остроумов, А.И. Осипов, прот. Г. Дьяченко, архиеп. Гермоген, игумен Петр (Мещеринов), М.М. Тареев, Г. Гутнер и т.д., поэтому, на наш взгляд, представляет научный интерес сравнительный анализ взглядов перечисленных выше богословов с воззрениями А.Т. Болотова. Тем более, что в контексте реконструкции учения о феномене веры А.Т. Болотова такого анализа не проводилось. Интересным было бы исследование воззрений А.Т. Болотова на веру и благочестие, а также соотнесение его религиозно-философских взглядов с воззрениями Ристо Сааринена на веру и святость. Ввиду большой актуальности исследований в области эсхатологических настроений и представлений научный интерес также представляет анализ соотношения феномена веры и «личной» эсхатологии в учении А.Т. Болотова (отдельно исследование «личной» эсхатологии в учении мыслителя мы можем найти в работах Е.Г. Мартьяновой (Якимовой)).

131

Например, данный анализ можно провести в рамках критериального подхода в определении смыслового содержания понятий «вера» и «эсхатология».

В заключение можно сделать вывод воззрениях А.Т. Болотова на феномен веры, который можно при дальнейших исследованиях учения мыслителя расширить и углубить. А именно, вывод о том, что в контексте духовно-нравственного учения А.Т. Болотова феномен веры предстает как феномен человеческого бытия, в котором в полной мере раскрывается гносеологическая, нравственная, антропологическая проблематика. Гносеологическая проблематика раскрывается в стремлении мыслителя согласовать веру и разум, определить взаимосвязь веры и знания, веры и сомнения, отделить веру от суеверия, показать связь веры и самопознания. Из последнего вытекает нравственная проблематика веры. Вера предстает как основание для нравственного самосовершенствования, добродетельной жизни человека. Вера предстает как парадигма мышления человека, соизмеряющая действия его разума, его знания, дела и долга по отношению к Богу и людям, к самому себе. Антропологическая проблематика веры непосредственно связана с гносеологической и нравственной проблематиками и представляет собой непрерывный процесс самопознания и, как следствие, его самосовершенствования. Конечной целью самопознания и самосовершенствования должен являться добродетельный человек, почитающий Бога и находящийся с Ним в духовном единении, исполняющий Его волю, находящийся в гармонии с миром и в согласии с людьми.

Список литературы

1. Боровая А. А. Философско-антропологические доминанты в философии русского просветителя А. Т. Болотова: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб. : Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. 20 с.

2. Мелешко Е. Д. Пространство частной жизни А. Т. Болотова // Наследие Андрея Тимофеевича Болотова и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 275-летию А. Т. Болотова. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 11-14.

3. Пенькова Е. А. Основные положения этической концепции А.Т. Болотова // Система ценностей современного общества: сб. материалов ХХХ1 Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. С. 19-24. URL: http://elibrary.ru/download/71933724.pdf (дата обращения: 01.07.2015).

4. Солопов О.В. Культурный этос А. Т. Болотова в контексте развития регионального туризма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2 ч. Ч. II. C. 183-186. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2014/7-2/49.html(дата обращения: 10.08.2015).

5. Стрельцов А.С. О роли познания в философии свободы Н.А. Бердяева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 316-324.

6. Чеснова Е. Н. Критериальный метод в исследовании феномена религиозной веры // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 31-41.

7. Чеснова Е. Н., Якимова Е.Г. Критериальный подход в определении смыслового содержания понятий «Вера» и «Эсхатология» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 80-91.

8. Шамедько Н. В. Система взглядов А. Т. Болотова (1738-1833) как мыслителя и учёного // Наука: Теория и практика - 2008: материалы межвуз. науч.-практ. конф.: Секция 9. История. Прага: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2008. С. 69-73. URL: http://www.bolotov1738.narod.ru/article9.html (дата обращения: 06.09.2015).

9. Щеблыгина И.В. А. Т. Болотов и его система ценностей: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 27 с.

References

1. Borovaya А. А. Filosofsko-antropologicheskie dominanty v fi-losofii russkogo prosvetitelya А. T. Bolotova : avtoref. dis. kand. filos. nauk. SPb. : Izd-vo LGU im. А. S. Pushkina, 2008. 20 s.

2. Meleshko E. D. Prostranstvo chastnoj zhizni А. T. Bolotova // Nasledie Ändreya Timofeevicha Bolotova i sovremennost': materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashhennoj 275-letiyu А. T. Bolotova. Tula: Izd-vo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2013. S. 11-14.

3. Pen'kova E. А. Osnovnye polozheniya ehticheskoj kontseptsii АТ. Bolotova // Sistema tsennostej sovremennogo obshhestva: sb. materialov KHKHKHI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / Pod red. S. S. CHernova. Novosi-birsk: Izd-vo TSRNS, 2013. S. 19-24. URL: http://elibrary.ru/download/71933724.pdf (data obrashheniya: 01.07.2015).

4. Solopov O.V. Kul'turnyj ehtos А. T. Bolotova v kontekste raz-vitiya regional'nogo turizma // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki Tambov: Gramota, 2014. № 7 (45): v 2 ch. CH. II. C. 183-186. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2014/7-2/49 .html (data obrashheniya: 10.08.2015).

5. Strel'tsov А^. O roli poznaniya v filosofii svobody NA. Berdyaeva // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp. 1. CH. 1. Tula: Izd-vo TulGU, 2012. S. 316-324.

6. C^snova E. N. Kriterial'nyj metod v issledovanii fenomena religioznoj very // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp. 1. Tula: Izd-vo TulGU, 2015. S. 31-41.

7. C^snova E. N., YAkimova E.G. Kriterial'nyj podkhod v opredele-nii smyslovogo soderzhaniya ponyatij «Vera» i «EHskhatologiya» // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp. 1. Tula: Izd-vo TulGU, 2014. S. 80-91.

8. Srnmed'ko N. V. Sistema vzglyadov А. T. Bolotova (1738-1833) kak myslitelya i uchyonogo // Nauka: Teoriya i praktika - 2008: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf.: Sektsiya 9. Istoriya. Praga: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2008. S. 69-73. URL: http://www.bolotov1738.narod.ru/article9.html (data obrashheniya: 06.09.2015).

9. Sннeblygina I.V. А. T. Bolotov i ego sistema tsennostej: avto-ref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ist. nauk. M.: Izd-vo MGU im. M.V. Lomonosova, 1996. 27 s.

Чеснова Елена Николаевна, канд. филос. наук, ст. преп., Elenika.Nova@,gmail.com; ELeNika17@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

SPIRITUAL AND MORAL TEACHING OF A.T. BOLOTOV AND THE PHENOMENON OF FAITH

Ye.N. Chesnova

The article is devoted to the spiritual and moral ideas of A.T. Bolotov. The reconstruction of the theory of the phenomenon of the thinker's faith is given. The criterion method is used in the research of A.T. Bolotov's views on the phenomenon of faith. The problems of the research and the actual directions in the research of A.T. Bolotov's creative work are analyzed.

Key words: A.T. Bolotov, faith, criterion method, criterion of faith, mind, knowledge, self-knowledge.

Chesnova Yelena Nikolaevna, candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the chair, Elenika.Nova@,gmail.com, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.