Научная статья на тему 'Досуг молодежи'

Досуг молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17615
1502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досуг молодежи»

Г.А. Опарин

Досуг молодежи

Одной из современных особенностей культурного развития молодежи является широкое многообразие направлений, видов и форм культурной деятельности в сфере свободного времени. Именно свободный выбор и независимая деятельность не по необходимости, не по обязанности, а по собственному влечению может быть наиболее эффективным и органичным способом освоения и творчества культуры.

Общественно организованные формы культурной деятельности ориентированы на реализацию идеи слияния и обособления. Социальнокультурная деятельность направлена на гармонизацию интересов личности и общества в целях прогрессивного культурного развития. Вместе с тем, существует противоречие между социально-культурными интересами молодежи и возможностями их удовлетворения в существующей системе учреждений и организаций социальнокультурной сферы. Рассмотрение сформулированной проблемы требует изучения социально-культурных интересов и особенностей социальнокультурной деятельности в свободное время.

В соответствии со сформулированной целью были определены основные исследовательские задачи и разработана процедура исследования. Исследование носило точечный характер. Основным методом сбора материала является анкетный опрос молодежи в возрасте 18-25 лет обоего пола, проживающей в городе Самаре. Опрошено 140 человек. Очевидно, что полученные результаты репрезентативны по отношению именно к данной социальной группе. Исследование проведено в первой половине 2012 года.

Социально-культурная деятельность в сфере досуга рассматривается как деятельность по созданию, освоению и распространению культуры в широком контексте общественной жизни и многообразии содержания.

Эффективной формой участия в социально-культурной деятельности является включение молодежи в досуговые социально-культурные общности и объединения по интересам. Среди опрошенных студентов 25% участвуют в деятельности объединений. В объединениях физкультурно-спортивной направленности - 15%; художественной

направленности - 7,5%; религиозной - 2,5%. При этом, вероятно, каждый может найти объединение в соответствии с собственными интересами, но 75% респондентов не включены в деятельность социально-культурных объединений. В целях изучения интересов к занятиям в досуговых объединениях различного профиля был проведен опрос, в результате которого получены следующие данные.

Таблица 1

Количество выразивших желание заниматься в различных объединениях (в процентах к общему количеству ответов) (Каждый респондент мог выбрать несколько досуговых объединений)

№ п / п Объединения Общий процентный показатель

1 Компьютерные 75

2 Оздоровительные 72,5

3 Физкультурно-спортивные 72,5

4 Юридические 60

5 Центры культуры зарубежных стран 55

6 Историко-культурные 50

7 Национально-культурные 45

8 Гуманитарно-научные 42,5

9 Экономические 42,5

10 Экологические 40

11 Профсоюзные 37,5

12 Философские 25

13 Художественные 25

14 Декоративно-прикладного искусства 25

15 Политические 22,5

16 Религиозные 20

17 Технического творчества 20

18 Социальной помощи 20

19 Естественно-научные 12,5

20 Коллекционеров 12,5

В таблице 1, в колонке «общий процентный показатель», представлена ранжированная структура интересов молодежи к занятиям в перечисленных объединениях. Все опрошенные хотели бы заниматься в тех или других из предложенных объединений, и не в одном, а сразу в нескольких. Вне конкуренции компьютерные (75%), оздоровительные (72,5%) и физкультурно-спортивные (72,5%). Выбор очевиден и свидетельствует о стремлении молодежи соответствовать современным требованиям жизни. Эти интересы связаны с удовлетворением профессиональных (деловых) и жизненно-важных потребностей. Среди не связанных напрямую с профессией, а имеющих отношение, скорее, к социальным и духовным потребностям: центры культуры зарубежных стран (55%) и историко-культурные объединения (50%). Таким образом, в верхней части таблицы (50%-75%) представлены основные потребности (витальные, профессиональные, социальные, культурные) выраженные в интересах студентов.

В средней части таблицы 1 представлены объединения, получившие не самое большое количество выборов (25%-45% № 7-14), но интересы к этим видам деятельности могут быть наиболее устойчивыми (см. таблицу 1).

Относительно невысокий процент получили объединения политические (22,5%) и религиозные (20%).

К аутсайдерам можно отнести объединения, представленные в таблице под номерами 17,18,19,20, замыкающие ранжированный ряд.

Опрошенные студенты отмечают, что хотели бы участвовать в деятельности сразу нескольких объединений. Но выявленный в результате опроса интерес не воплощается в реальных действиях. Поэтому важно было выяснить мнение о причинах неучастия в объединениях.

Таблица 2

Мотивировки неучастия молодежи в деятельности объединений

№ п / п Мотивировки Процент ответов

1 Не хватает времени 43,5

2 Не хватает денег 14,5

3 Недостаточно информации 11,6

4 Нет подходящей компании 11,6

5 Не могу решиться (собраться) 10

6 Нет интересующего меня объединения 8,7

Расхождение между объявленным интересом и действием (т.е. бездействием) объясняется тем, что интересы составляют сферу, в которой доминирующий интерес (к содержанию деятельности) может нейтрализоваться отсутствием информации об условиях занятий и их результативности, о руководителе и участниках объединения, взаимоотношениях и атмосфере. У человека может быть и негативный опыт или прогноз, связанный с занятиями. Таким образом, наряду с мотивами действия формируются мотивы бездействия, которые блокируют реализацию интереса. Современные досуговые объединения, как платные, так и общественные, бесплатные, строят работу в соответствии с собственными целями и параметрами, в которые могут не вписываться все интересующиеся именно этим содержанием деятельности. Необходимо отметить и то, что субъективные представления молодежи о спектре, масштабах и степени выраженности собственных интересов могут быть преувеличены. Не оставляет сомнений, однако, выявленная иерархия социально-культурных интересов.

Изучение структуры деятельности в сфере досуга осуществлялось по двум основным показателям (признакам): процент посещаемости

учреждений (и внеинституционально организованная деятельность) и частота посещений в течение 2011 года.

По каждому из двадцати типов деятельности респонденты показывают частоту посещения (проведения свободного времени). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что все опрошенные включены в деятельность различных учреждений культуры, искусства, досуга. Но реальная посещаемость распределяется между различными типами учреждений неравномерно. Широта включения студентов в различные сферы и учреждения культуры представлена убывающим ранжированным рядом процентных показателей и средними арифметическими показателями количества посещений в течение одного года.

Таблица 3

Досуг молодежи в различных формах и учреждениях

№ п / п Учреждения и сферы досуга Кол-во, в% Средняя арифметич. частота посещений за 1 год

1 Выезжали за город 95 7,9

2 В ресторане, кафе, баре 95 5,77

3 В парке 90 5,96

4 На пляже 82,5 6,06

5 На городских праздниках 80 3

6 В церкви 62,5 2,18

7 В библиотеке 60 4,3

8 В кинотеатре 57,5 2,27

9 В музее, на выставке 55 1,48

10 Путешествовали 52,5 1,16

11 На эстрадном концерте, шоу 45 1,8

12 В фитнес-центре, спортзале 42,5 3,81

13 В ночном клубе 37,5 2,35

14 В центре досуга, культурном центре 32,5 1,1

15 В цирке 32,5 0,9

16 В доме культуры 30 1,45

17 На фестивалях 22,5 0,78

18 В театре оперы и балета 17,5 0,32

19 В драматическом театре 15 0,28

20 На симфоническом концерте 2,5 0,04

Большинство опрошенных (от 60% до 95%) проводили время за городом, побывали в ресторанах, кафе, барах (90%), в парке (90%), на пляже(82,5%). Эти цифры позволяют сделать вывод, что в свободное время молодые люди удовлетворяют преимущественно естественные, рекреационные потребности, но в социально и культурно организованных формах. Таким образом, наряду с витальными потребностями, параллельно удовлетворяются и потребности более высокого уровня. Характерно, что посещаемость рекреационно-оздоровительно-развлекательных мест имеет и самую высокую среднеарифметическую частоту посещений в течение года: за городом (7,9) и на пляже (6,06), бывали чаще, чем в иных обозначенных местах. Частота посещения парков (5,96) и ресторанов, кафе, баров (5,77), несколько ниже, но тоже достаточно высокая. Следует отметить, что часто используемые места проведения свободного времени характеризуются общедоступностью, выезд за город и особенно прогулки в парке и времяпрепровождение на пляже сравнительно недороги. Большое значение для полноценного отдыха имеет эмоциональная насыщенность и нерегламентированность поведения в свободной, приближенной к естественной среде.

На городских праздниках побывало 80%, при средней посещаемости 3 раза в год. Это говорит о заметной роли праздников в культурной жизни города и молодежи.

Непосредственно духовные интересы и потребности удовлетворяются в церкви (62,5%) при средней частоте посещения 2,18. Дело в том, что преимущественный процент посетителей (62,5%), формируется за счет посещений церкви всего 1-2 раза в год; 22,5% - 3-5 раз; 2,5% - 6-10 раз.

Духовная сфера социально-культурной деятельности представлена и библиотечной работой. Посетили библиотеки - 60% опрошенных с достаточно высокой частотой (4,3). В частности, 22,5% бывали в библиотеке более 10 раз; 7,5% - 6-10 раз и 5% - 1-2 раза. Библиотеки привлекают молодежь бесплатным и широким доступом к литературе, возможностью выхода в интернет, что необходимо, в основном, для учебы и для общекультурного развития.

В среднюю группу вошли учреждения, отличающиеся по содержанию деятельности, но объединенные по процентным характеристикам их посещаемости. Значительное место в структуре культурной деятельности занимают кинотеатры, где 57,5% опрошенных были в 2004 году, с частотой посещения 2,27. Это относительно высокий показатель. Современные кинотеатры ориентируются на зрителя и работают с учетом современных социокультурных и технических требований, что привлекает молодежь. Не последнюю роль в

привлечении зрителей в кинозал играют современные рекламные технологии.

Около половины опрошенных побывали в течение года в музеях и на выставках (55%) с частотой посещения 1,48; путешествовали 52,5% -частота 1,16; были на эстрадном концерте, шоу 45% (1,18).

Не самый высокий, но все-таки заслуживающий внимания, процент посещения фитнес центров и спортивных залов (42,5%), тем более, что занятия в них требуют регулярности посещений (3,81). Очевидно, что потенциальная потребность у студентов в занятиях современными видами физкультурной и оздоровительной деятельности неудовлетворенна. Об этом свидетельствует осознание молодежью значения физического саморазвития и проявление явно выраженного интереса, для удовлетворения которого, возможно, нужны внешние воздействия стимулирующего характера.

Не утратили актуальности и ночные клубы (37,5%) с частотой 2,35. Не обходят стороной и центры досуга (32,5%) при средней частоте 1,1 и цирк (32,5%) с частотой 0,9.

В нижней части списка сгруппировались мало популярные среди молодежи дома культуры (30%), фестивали (22,5%), театры оперы и балета (17,5%), драматические театры (15%). Для них характерна низкая частота посещаемости - менее одного раза в год. И на симфонические концерты практически не ходят (2,5%). Невысокая посещаемость учреждений искусства свидетельствует о снижении роли искусства в жизни молодежи.

В целом, структура посещения учреждений культуры, искусства, досуга и форм проведения свободного времени характеризуется движением по нисходящей: от наиболее популярных, активных

рекреационно-гедонистических форм (поездки за город, посещение ресторанов, кафе, баров, прогулок и развлечений в парках, на пляжах и на праздниках), позволяющих свободно и раскрепощено действовать, двигаться, общаться, самовыражаться и выходить за пределы обыденной повседневности в мир ярких впечатлений - к деятельности, удовлетворяющей духовные, информационно-познавательные и физические потребности (посещение церкви, библиотек, фитнес центров и спортзалов); и, наконец, - к художественному потреблению, предполагающему освоение искусства в общественно-организованных и регламентированных формах традиционной государственнообщественной культуры.

Определение наиболее предпочтительных и реализуемых занятий осуществлялось через блок вопросов анкеты, в котором предлагалось ответить на вопрос: «Что чаще всего Вы делаете в свободное время?», и, по списку из пятнадцати вариантов, нужно было выбрать только три.

После обработки первичной информации получены следующие результаты.

Таблица 4

Основные повседневные занятия молодежи в свободное время

№ п / п Досуговые занятия Общие показатели, в%

1 Читать книги, журналы, газеты 18,3

2 Смотреть телевизор 15

3 Слушать музыку 12,5

4 Гулять по улице, набережной, в парке 10

5 Выезжать «на природу» 9,2

6 Заниматься физкультурой, спортом 7,5

7 Просто общаться со знакомыми 5,8

8 Заниматься на компьютере 5

9 Ходить в кино 4,2

10 Ходить на дискотеки в ночные клубы 4,2

11 Ходить в кафе, бары, рестораны 3,3

12 Заниматься рукоделием, мастерить 2,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Ходить в музеи, на выставки 1,7

14 Ходить в театры, на концерты 0,8

15 Заниматься искусством 0

В таблице представлены реальные занятия молодежи, расположенные в порядке убывания их частоты. В верхнюю часть списка (№91-8) вошли занятия, повторяющиеся с наибольшей частотой (18,3% - 5%).

Подавляющее большинство занятий, в сумме составляющих 75,8%, организуется самостоятельно и вне учреждений социально-культурной сферы. На посещение учреждений культуры, искусства и досуга приходится 24,2%. То есть внеинституциональная деятельность явно преобладает над институциональной. Это проявление автономизации, индивидуализации и интимизации деятельности в свободное время. Очевидно и то, что 24,2%, приходящиеся на институционально организованный досуг - достаточно высокий показатель в масштабах общего объема свободного времени, свидетельствующий о том, что почти У часть свободного времени молодежь проводит в институционально организованных формах.

Самостоятельно (внеинституционально) организованная культурная деятельность может осуществляться повседневно и не требует больших специальных затрат времени и средств при практически гарантированном результате. Модальным значением для полученного ряда является «чтение книг, газет, журналов» (18,3%), что свидетельствует о возросшем значении чтения в молодежной среде. Просматривая телепередачи (15%), слушая

62

музыку (12,5%) гуляя по улице, набережной, в парке (10%) и выезжая «на природу» (9,2%), человек освобождается от социального контроля и самоопределяется. Занимаясь физкультурой (7,5%), получает наслаждение от процесса деятельности, которая оказывает стимулирующее физическое, психологическое и социальное воздействие. Общение со знакомыми (5,8%) имеет важнейшее индивидуальное и социально-психологическое значение, удовлетворяя одну из важнейших человеческих потребностей -потребность в другом человеке. Занятия на компьютере выводят человека в виртуальную реальность, соответствуют духу времени и способствует социальной и профессиональной адаптации (5%).

Вторую группу занятий составляют преимущественно институционально организованные формы культурной деятельности. Они получили низкие проценты и, в сравнении с самоорганизованными занятиями, используются реже и меньшим количеством опрошенных. Для их осуществления часто нужно время, деньги, особенный настрой, даже некоторая подготовка. В современных условиях, когда культура, искусство и досуг стали сферой бизнеса, далеко не все могут или хотят их финансировать, оплачивая предлагаемые услуги, тем более, что качество культурного обслуживания никем не гарантируется. И, тем не менее, молодежь ходит в кино (4,2%), на дискотеки и в ночные клубы (4,2%), в кафе, бары и рестораны (3,3%). Очень напряженные отношения у молодежи с искусством. Мало зрителей в театрах и на концертах (0,8%). Не многие ходят на выставки (1,7%). Искусством занимаются не часто и не многие, в сравнении с другими видами деятельности.

В ответах на вопросы анкеты респондентов ориентировали на определение наиболее часто осуществляемой деятельности. Поэтому в лидирующую группу вошли те занятия, которые выполняются чаще всего и занимают большую часть времени. Как показали ответы на открытые вопросы, студенческая молодежь занимается и искусством, но частота занятий не настолько высокая, чтобы составить статистически значимую величину.

Ответы респондентов на открытый вопрос: «Есть ли у вас увлечения, которыми вы занимаетесь в свободное время?» показали, что наряду с наиболее часто осуществляемыми занятиями в свободное время есть увлечения, которые не повторяются с высокой частотой, но характеризуются устойчивостью интереса. Среди статистически значимых показателей респондентами названы: чтение - 15,9% спорт -13,6%; занятия художественным творчеством - 9% ; дача - 6,8%; просмотр теле-, видео - 6,8%; прослушание музыки - 6,8%; рукоделие -4,5%; посещение футбола - 4,5%; посещение кинотеатров - 4,5%; занятия на компьютере - 2,3%; выращивание комнатных растений - 2,3%.

В результате изучения досуга молодежи можно сделать общие выводы.

Содержание социально-культурных интересов молодежи определяется биологическими, профессиональными, социальными и духовным потребностями. В основании пирамиды интересов находятся интересы, удовлетворение которых обеспечивает жизнедеятельность людей. В середине - социально-культурные интересы. На вершине - духовные интересы. При этом масштабы интересов и соответствующей деятельности сокращаются в процессе движения от основания к вершине пирамиды.

Потенциальные интересы студентов к занятиям в социально -культурных объединениях не реализуются в полной мере. Ориентации в любительской деятельности, в сущности, связаны с утилитарными профессиональными интересами, и являются способом получения дополнительного образования, или с поддерживающей здоровье, социальнопрестижной деятельностью.

Социально-культурная деятельность в сфере досуга осуществляется преимущественно во внеинституционных формах. Это объясняется большей вариативностью поведения и проведения свободного времени вне учреждений культурно-досуговой сферы и уровнем платежеспособности.

В структуре реальной соцально-культурной деятельности доминируют рекреационно-гедонистические интересы и домашние формы досуга. Искусство, как в формах потребления, так и в формах любительской деятельности, не пользуется большим спросом. Возможно, следует модернизировать форматы контактов театров, концертных и выставочных залов с реальными и потенциальными посетителями.

Одним из доминирующих и не удовлетворенных является интерес молодежи к занятиям современными формами физкультурнооздоровительной деятельности.

Противоречие между декларируемыми интересами и реальной деятельностью может успешно разрешиться через стимулирующее влияние и создание желаемых условий для социально-культурной деятельности молодежи в сфере досуга.

Т. П. Степанова

Педагогическое управление развивающим досуговым общением: концептуальные основы исследования

Современное общественное развитие характеризуется системными изменениями как на глобальном, так и локальном уровнях. Один из важнейших признаков этих изменений - диверсификация всех общественных процессов, которая проявляется в возрастании их разнообразия, ресурсного перераспределения и изменений в системах социального взаимодействия. В качестве факторов, обусловливающих диверсификацию, высту-

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.