Научная статья на тему 'Доктрина наградной политики современной России: проблемы теории и практики'

Доктрина наградной политики современной России: проблемы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
752
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА / НАГРАДНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВО / ПООЩРЕНИЕ / DOCTRINE / PRIZE POLICY / RIGHT / ENCOURAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сытюгина Вера Алексеевна

Анализируется роль доктрины в структуре и сущности развития наградной политики. Учитываются основные научные факторы, влияющие на содержание поощрительных норм. Автор уделяет внимание рассмотрению доктринальных основ в жизни наградной политики. Происходит понятийное сближение двух категорий правовой политики в целом, через которые рассматриваются принципы, цели и функции наградной политики государства. Вторым понятием, характеризующим наградную политику, является поощрительная. При исследовании доктрины наградной политики автор рассматривает сущность юридической доктрины, где отчетливо выражаются те нормы, принципы и аспекты, составляющие научную характеристику наградного процесса. Также автором внесены определенные предложения по совершенствованию положения наградной политики. Отмечаются все тезисы, регулирующие основы поощрительной жизни. Отмечается обязательное соблюдение тех или иных норм научной подоплеки, влекущее реформацию в жизни наградного процесса, которые повлекут за собой его строгую обоснованность, понятливость и существенно облегченную систему реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINE OF PREMIUM POLICY OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

The doctrine role in structure and essence of development of prize policy is analyzed. The major scientific factors influencing the content of gratitude norms are considered. The author pays enormous attention to consideration of doctrinal bases in life of prize policy. There is a conceptual rapprochement of two categories of legal policy as a whole through which the principles, the purposes and functions of prize policy of the state are considered. The second concept characterizing prize policy is incentive. At research of the doctrine of prize policy, the author considers essence of the legal doctrine where that is distinctly expressed norm, the principles and the aspects making the scientific characteristic of prize process. Also the author, made certain suggestions for improvement of provision of prize policy. It is quick-witted all theses regulating bases of incentive life are noted. Are noted obligatory observance of these or those norms of the scientific background, attracting reformation in life of prize process which will cause its strict validity, comprehension and significantly facilitated system of realization.

Текст научной работы на тему «Доктрина наградной политики современной России: проблемы теории и практики»

УДК 34

ДОКТРИНА НАГРАДНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© Вера Алексеевна СЫТЮГИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права, e-mail: desire13@yandex.ru

Анализируется роль доктрины в структуре и сущности развития наградной политики. Учитываются основные научные факторы, влияющие на содержание поощрительных норм. Автор уделяет внимание рассмотрению доктринальных основ в жизни наградной политики. Происходит понятийное сближение двух категорий правовой политики в целом, через которые рассматриваются принципы, цели и функции наградной политики государства. Вторым понятием, характеризующим наградную политику, является поощрительная.

При исследовании доктрины наградной политики автор рассматривает сущность юридической доктрины, где отчетливо выражаются те нормы, принципы и аспекты, составляющие научную характеристику наградного процесса. Также автором внесены определенные предложения по совершенствованию положения наградной политики. Отмечаются все тезисы, регулирующие основы поощрительной жизни. Отмечается обязательное соблюдение тех или иных норм научной подоплеки, влекущее реформацию в жизни наградного процесса, которые повлекут за собой его строгую обоснованность, понятливость и существенно облегченную систему реализации.

Ключевые слова: доктрина; наградная политика; право; поощрение.

В настоящее время процессы трансформации общественных сфер, политических курсов, так или иначе, сказываются на общественной жизни в целом. Очевидно, что для более стабильного положения, а именно сохранности правопорядка в стране, необходимо создать ту концепцию связей между государством и обществом, которая позволила бы обеспечить тот или иной желаемый результат. Эта концепция взаимоотношений государства и общества должна строиться на той программе, которая устраивала бы полностью обе стороны, т. е. необходимо претворять в жизнь определенную стратегию, стимулирующую как общество, так и государство к взаимному полезному действию. Такой программой, а именно политикой, является наградная политика государства.

Наградная политика государства как разновидность правовой политики развивается при поддержке и создании поощрительно-правовых норм. Правовая политика понимается как последовательная деятельность государственных и негосударственных легальных структур по определению и гарантированному достижению стратегических целей и тактических задач юридического преобразования общества на основе совершенствования механизма правового регулирования.

Поощрительно-правовая политика есть научно обоснованная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, общественных объединений по созданию и совершенствованию эффективного механизма поощрительно-правового регулирования, направленного на активизацию позитивного поведения субъектов права.

Поощрительно-правовая политика является важной и перспективной разновидностью правовой политики, способствует оптимизации правового регулирования. Ее сущность состоит в том, что на основе внутреннего единства с политикой и политической властью она осуществляет выработку поощрительных юридических идей долговременного характера, организует принятие и реализацию специального поощрительного законодательства, создает и совершенствует механизм поощрительно-правового регулирования, обеспечивает органическое единство поощрительно-правовых норм и социально-активного поведения граждан, ориентирует деятельность социальных субъектов на достижение поставленных целей.

Особая роль поощрительно-правовой политики в правовой системе и в обществе в целом состоит в том, что она своими целями оказывает сильное позитивное воздействие на общегосударственную политику, обеспе-

чивает организационно-юридические условия повышения социальной активности граждан, осуществления их прав и свобод, поддержания баланса между областью государственно-политических отношений и сферой гражданского общества, имеет ярко выраженную социальную направленность [1, с. 9-10].

Признаками поощрительно-правовой политики являются:

- установление нормативной модели идеального образа поведения;

- формирование специфических методов правового регулирования и определенного блока поощрительных норм;

- выполнение специфических функций;

- сбалансированность, внутренняя согласованность и единство всех компонентов механизма поощрительно-правового регулирования;

- существование многочисленных субъектов формирования;

- тесная связь с правосознанием и правовой культурой;

- последовательное расширение сферы поощрительно-правового воздействия на основе побуждения субъектов к заслуженному поведению, предоставления свободы принимать собственное решение, поиска новых форм и видов поощрений, осмысления способов поощрительно-правового регулирования;

- гарантированное достижение позитивного результата при наличии заслуг.

Поощрительно-правовая политика призвана способствовать принятию поощрительных юридических актов, обладающих особым способом регулятивного воздействия на общественные отношения и широким объемом возможностей субъектов. В составе подобных актов выделяются юридические нормы в качестве особого вида и основного средства поощрительно-правовой политики. Их юридическая ценность состоит в том, что они снимают ограничения, сдерживающие позитивную активность личности, раскрывают ее творческие начала, служат стимулом прогрессивного развития общества, мобилизуют заложенный в нем потенциал. Поощрительные юридические нормы, разработанные на принципах поощрительно-правовой политики, обладают свойствами целостности, относительной завершенности, что позволяет единообразно и долговременно их применять.

Выстраивание полноценной поощрительно-правовой политики и повышение ее роли в обществе является приоритетным направлением современного правоведения. Условиями, повышающими ее эффективность, являются:

- системный, целенаправленный подход к формированию механизма поощрительно-правового регулирования;

- дальнейшее развитие правосознания и правовой культуры;

- научное прогнозирование возможностей получения желаемого результата;

- обеспечение согласованности различных (не совпадающих) по характеру интересов субъектов;

- поощряемый результат должен быть объективно достижим, а меры поощрения -соответствовать характеру достигаемого результата;

- определение компетенции субъектов поощрительной политики, четкое формулирование оснований для правового поощрения с указанием сроков его осуществления;

- обеспечение на законодательном уровне гарантий поощрительных норм, выполнение существующих и введение новых мер юридической ответственности за назначение, выдачу и получение незаслуженного поощрения.

Оптимизация поощрительно-правовой политики зависит от глубоко продуманных целей и применяемых правовых средств. Юридическая цель поощрительно-правовой политики отражает наиболее значимые интересы и потребности, выражается в правовых средствах, отличается общеобязательностью, гарантируется государством, представляет собой единство субъективного и объективного.

Основными целями поощрительно-правовой политики являются:

- установление, применение и совершенствование института правовых поощрений, определение средств, позволяющих достигнуть намеченных целей;

- побуждение субъектов выполнить действия, одобряемые государством;

- стимулирование поощряемых лиц на совершение новых общественно-полезных действий;

- ориентация других субъектов на совершение действий, полезных для государства и общества;

- понижение негативной активности субъектов.

Поощрительно-правовая политика имеет два тесно связанных между собой направления:

1) поощрительно-правовая политика, действующая в сфере права, по формированию поощрительных норм;

2) поощрительно-правовая политика, действующая посредством поощрительных правовых норм во всех видах и разновидностях политики.

Оба направления связаны с юридической деятельностью, юридическим пространством, юридическими средствами и механизмами [2, с. 11].

Таким образом, раскрыв понятие наградной политики, ее характеристику и основополагающие компоненты, следует отметить, что данный аспект неразрывно связан с властью государства и жизнью общества. Взаимная работа и устойчивость будут являться следствием правопорядка и процветания как государства в целом, так и жизни всего общества.

Трансформационные процессы в правовом регулировании общественных отношений, происходящие в современном российском обществе, придают особую значимость поощрительной политике как одному из приоритетных направлений реформирования правовой системы. И это абсолютно оправданно, поскольку демократизация правового регулирования общественных отношений непосредственно сопряжена с расширением использования поощрительных мер воздействия.

Общество в настоящее время нуждается в личностях, отличающихся инициативой, способных активно реализовать предоставленные права, свободы, возложенные юридические обязанности. В поощрительном же методе, выступающем как более широкий, нежели собственно правовой способ воздействия, заложена нацеленность на то, чтобы создать благоприятную, творческую атмосферу не только для повседневной деятельности субъекта на благо общества, но и для его наиболее полного самовыражения. Таким образом, «новым является не возникновение самой «поощрительной функции», а ее все более частое применение в современной государственно-правовой жизни» [2, с. 42].

Наградная политика современной России существует и развивается благодаря ее доктринальному изучению. Ведь именно обращение внимания со стороны научных подходов делает наградную систему более конкретизированной. Воздействие именно юридической доктрины, направленной на изучение наградной политики России, имеет наибольшее значение.

Поскольку юридическая доктрина является источником и формой права, постольку следует согласиться с мнением Т.В. Гуровой, в соответствии с которым «реализация концепции правового государства в целях обеспечения устойчивого развития российского общества в целом предполагает наличие научно обоснованной концепции источников права» [3, с. 5], что, в свою очередь, предполагает комплексное исследование феномена юридической доктрины при выявлении ее роли в правовом регулировании.

Познание юридической наукой глубинных основ права и внутрисистемных связей в совокупности правовых институтов приводит к формированию такого правового явления, как юридическая доктрина, которая является систематизированным результатом процесса обработки и переработки правовой информации, происходящим как естественный отбор жизнеспособных научных идей и концепций, основанных на принципах права, соответствующих конкретным историческим условиям развития общества и государства. Суждения и мнения тех или иных ученых сами по себе являются лишь высказываемыми в науке отдельными точками зрения. Однако их слияние и системное преобразование, основанное на единстве воззрений, приводит к формированию в науке самостоятельных направлений, согласование которых в единую идею (концепцию), базирующуюся на общих принципах и приоритетах, означает появление доктринальной формы понимания того или иного явления.

Роль юридической доктрины особенно важна в таких сферах правового регулирования, как законотворческий процесс и правоприменительная практика. По справедливому замечанию А.И. Демидова, «отсутствие юридической доктрины оборачивается рассогласованием законотворчества и потребностей юридической практики... разрывом правовой теории и юридической практики, форми-

рующихся под давлением своих собственных сиюминутных задач, не учитывающих перспективу развития друг друга; отсутствием в массиве юридической деятельности признаков системности...» [4, с. 8]. Законодатель не просто черпает из науки категориальный и дефинитивный материал, а основывается на разрабатываемых ею концептуальных положениях, определяемых в ней стратегических направлениях, заимствуя методологические основы и правовые принципы. Правоприменительная практика также прибегает к доктринальным выводам и аксиомам, что происходит не только в позитивных, но и в негативных ситуациях. С одной стороны, этого требует многогранность общественных отношений, не позволяющая урегулировать посредством правовых норм их абсолютное большинство, с другой стороны, этого требуют коллизии и пробелы, имеющиеся в законодательстве, ввиду отсутствия соответствующего правового регулирования тех общественных отношений, которые являются результатом нового этапа или иного направления своего развития. По словам А.В. Малько, «юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, совершенствования законодательства, оптимизации методологии толкования юридических норм, правореализационного процесса» [5, с. 14].

Кроме того, юридическая доктрина того или иного периода времени является отражением потребностей социально-экономического развития государства и общества, в связи с чем разрабатываемые ею положения всегда касаются актуальных проблем правового регулирования. Одним из особых проявлений юридической доктрины является ее язык, или язык юридической доктрины, который должен отвечать таким требованиям, как четкость формулировок, уместное оперирование категориями и терминами, последовательный характер изложения мыслей, стремление к формальной определенности выводов, предложений и заключений, верное установление тождеств и идентификация понятий. Уникальной особенностью юридической доктрины являются особые формы закрепления ее положений. Ими являются аксиомы, принципы, презумпции, дефиниции и иные основоположения. Составной частью юридической доктрины являются концепции тех или иных

правовых институтов, содержащие информацию об обоснованности и механизме их реализации. Уникальной особенностью юридической доктрины является бездокументарная форма ее выражения. Сказанное не означает невозможность закрепления положений юридической доктрины на бумажном носителе, однако не предполагает при этом составление официального документа. Результаты научных изысканий фиксируются в монографиях, выступлениях с докладами на научных конференциях, сборниках научных трудов и других формах.

В определенной степени (чаще в связи с негативными ситуациями) юридическая доктрина является обусловленной таким «вечным спутником политико-юридической сферы» [6], как правовая демагогия. Данное исследование проводится на основе анализа проблемы правовой демагогии, разработанной впервые В.М. Барановым.

В зависимости от содержательной стороны юридической доктрины следует различать следующие ее виды: общеправовая юридическая доктрина (доктрина позитивного права), юридическая доктрина отдельной отрасли права, юридическая доктрина отдельного правового института. При этом два последних обязательно должны базироваться на положениях первого.

На основе имеющихся в науке определений юридической доктрины необходимо различать понятия собственно юридической доктрины и юридической доктрины государства в зависимости от источника ее формирования. При этом под юридической доктриной государства скорее понимается его правовая политика.

Значение юридической доктрины в сфере правового регулирования реализуется в двух основных направлениях: 1) она является фундаментальной основой для правотворческой деятельности; 2) служит источником (формой) права в правоприменительном процессе.

Трудно не согласиться с Р.В. Пузико-вым, который предлагает под юридической доктриной понимать выработанную юридической наукой систему взглядов на проблемы правового регулирования общественных отношений, выраженных в форме принципов, презумпций, аксиом и иных основоположений, которая служит регулятором обще-

ственных отношений, определяет приоритетные направления, закономерности и тенденции развития законодательства, независимо от того, зафиксированы ли ее положения в каком-либо документе [2, с. 14-15.]

Таким образом, раскрыв значимость юридической доктрины и влияние ее на развитие правовых систем и политических процессов общества, следует сделать вывод, что данная концепция является основополагающим звеном при изучении того или иного аспекта.

Говоря о природе наградной политики, необходимо указать, что при образовании любой социальной общности в процессе ее развития непременно встает вопрос о вознаграждении индивида за его труд на благо общности. Постепенно формируется социальная система поощрений, которая взаимно обусловлена мировоззренческой направленностью общества, его морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами и убеждениями. При этом поощрения неразрывно связаны с взысканиями за противоположные качества, поступки граждан и социальных групп. Постепенно из совокупности поощрений формируется наградная система государства.

Даже находящаяся в зачаточном состоянии наградная система оказывает значительное влияние на формирование социальных ориентиров, развитая же наградная система является мощнейшим рычагом воздействия на социальные процессы, являясь их знаковосимволическим выражением.

Суверенность государства выражается совокупностью институтов и атрибутов: правительство, вооруженные силы, герб, флаг, гимн, наградная система и др. Любое социальное изменение в государстве отражается и в наградной системе, являющейся его неотъемлемой частью. Наградная система, как правовой механизм поощрения, чутко реагирует на все социальные процессы, происходящие в обществе. На пике социального развития государство должно иметь систему наград и поощрений, охватывающую все области общественной жизни и все слои общества. Кризисные же ситуации в обществе влияют на состояние как отдельных наград, так и наградной системы в целом.

В настоящее время сложилась уникальная ситуация, когда в относительно короткий

промежуток времени можно наблюдать процесс зарождения и начало формирования наградной системы современной России. Однако не стоит забывать, что любая награда -это не только знак внимания, проявленный к гражданину, но это, прежде всего, инструмент морально-психологического воздействия. Государственные награды обязывали соблюдать высокую нравственность, быть верным принципам чести, сохранять высокий патриотизм.

Слабые позиции государства по развитию системы наград и поощрений приводят ныне практически к полной утрате контроля за наградной системой России. Государственные награды постепенно стали вытесняться ведомственными наградами и, что еще хуже, наградами всевозможных общественных организаций и благотворительных фондов.

Во-первых, отсутствие единого понимания социальной сущности наградной системы как одной из форм социальных отношений и средства влияния на социальные процессы привело к отсутствию целенаправленной наградной политики в современной России.

Во-вторых, без социально-философского осмысления роли наградной системы России невозможно использовать ее как один из инструментов выражения и формирования системы ценностей, мировоззрения, идеалов и норм современного российского общества.

В-третьих, изучение динамики развития наградной системы России с древних времен до настоящего времени позволит определить пути оптимизации современной наградной системы Российской Федерации и избежать конфликтных ситуаций при ее дальнейшем развитии. Изучив наградную систему России как социальное явление, можно более полно понять характер социальных процессов общества, вскрыть его мировоззренческую и духовно-нравственную позицию и направленность, раскрыть специфику отношений между индивидом и обществом, между различными социальными группами, между властью и обществом.

В-четвертых, из-за трудности получения информации о современных наградах возникают проблемы в определении их истинной социальной ценности. Кроме того, назрела необходимость определить субъекты наградной системы России, степень их взаимоот-

ношений и влияния на социальные процессы и отношения в современной России [7, с. 3].

Как известно, поощрительная политика представляет собой комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, направленных на стимулирование правомерного поведения субъектов права. Эта деятельность, прежде всего, государственных органов по совершенствованию и расширению сферы применения поощрительных норм, способствующих активизации творческой активности, инициативы и предприимчивости личности.

Целью указанной политики является обеспечение благоприятного режима для развития общества и государства, заинтересованности в качественном и эффективном исполнении юридических обязанностей, повышения активности субъектов.

Наблюдаемое в последние годы повышенное внимание к вопросам поощрительной политики - отрадный и обнадеживающий фактор, позволяющий ожидать дальнейшего поступательного развития в разработке основ этого приоритетного направления социального регулирования, желаемого для общества, личности и государства [2, с. 43]. Таким образом, уяснив колоссальную степень наградной политики в обществе, следует отметить, что для ее развития доктринальное исследование будет базироваться на теоретической сущности наградной системы.

Развитие поощрительного законодательства РФ, нормативное закрепление поощрительных норм структурами гражданского общества, научные исследования различных сторон этого социального и, одновременно, политико-правового феномена существенно повлияли на позитивные изменения, произошедшие в данной сфере. В связи с этим назрела необходимость систематизации накопленных данных с целью их всестороннего анализа и выработки предложений по повышению эффективности применения поощрений в различных сферах общественного развития.

Поощрительная политика, одним из субъектов которой, в первую очередь, выступает государство, призвана способствовать обеспечению гармоничного развития личности во всех сферах жизнедеятельности, усилению механизма поддержания законно-

сти и правопорядка, гуманизации и демократизации общественной жизни, внесению существенных изменений в российское законодательство. Указанная политика представляет собой особую разновидность целенаправленной, в основном, государственной деятельности, охватывающей процесс формирования и совершенствования эффективного юридического механизма воздействия различных поощрений, а также систему правоотношений между социально-значимым поведением в различных сферах жизнедеятельности.

Стратегическая направленность указанной политики сегодня предполагает совершенствование поощрительного механизма в целом, обеспечивающего реализацию государственных задач юридическими средствами. Основными тактическими задачами, решаемыми в ходе реализации такой политики, будут:

- легитимация юридических опосредованных заслуг;

- минимизация популистских шагов (негативных моментов) в поощрительной политике;

- совершенствование наградного законодательства и повышение авторитета государственных наград;

- эффективное использование стимулирующих ресурсов всех видов поощрений для обеспечения социальной активности и творческой инициативы во всех сферах общественной жизни и их нормативное обеспечение.

Обозначенные стратегия и тактика предполагают и первостепенные задачи, решение которых существенно отразится на эффективности проводимой политики. Это, во-первых, теоретическая разработка основ рассматриваемой политики; во-вторых, систематизация актов, нормативно-опосредующих действующие поощрения; в-третьих, совершенствование поощрительного производства.

Следует обозначить также принципы поощрительной политики, обусловленные объективными закономерностями одноименного воздействия, ее направленностью, определяющие общие подходы к решению тактических задач. Ими являются:

- экономическая и общественно-политическая обусловленность;

- научная обоснованность;

- легитимность;

- демократизм;

- законность;

- гласность;

- сочетание моральных и материальных стимулов.

Ядром поощрительной политики являются государственные награды и нормативные акты, обеспечивающие их правовую регламентацию.

Государственная награда, как государственно-правовой символ, олицетворяет собой факт признания заслуг человека, степень полезности его деятельности для общества, служит эффективным стимулом в развитии трудовой и общественно-политической активности граждан [2, с. 44-45].

Рассмотрев указанные характеризующие пункты наградной политики, следует прийти к выводу, что все это невозможно без тщательного научного вмешательства.

В любой политике важнейшую роль играет наука, которая призвана производить идеи в различных сферах жизнедеятельности общества. Точно также и в поощрительной политике значение науки трудно переоценить, ибо именно она «освещает путь» данной политике, создает условия для ее эффективности.

Для оптимизации поощрительной политики, для полноценного развития данной области государственной деятельности требуется самостоятельная наука, в рамках которой получит разработку общая теория наградного права. Еще в начале XX в. П.А. Сорокин писал, что «в то время как наука о преступлении и наказании (уголовное право) выросла до громадных размеров и получила характер гипертрофический, наука о подвигах и наградах или, если угодно, наградное право даже и не значится в числе научных дисциплин» [8, с. 77].

В свою очередь, наука наградного права не только внесет свой вклад в понимание ценности права как социального феномена, но и будет содействовать постепенному становлению самостоятельной отрасли законодательства - законодательству о поощрениях. Пока, разумеется, речь идет лишь о формировании такой подотрасли, складывающейся на стыке конституционного, административного, трудового права, у которой уже

четко обозначается общая и особенная части, вычленяется наградной процесс.

Первоочередной задачей является принятие Наградного кодекса РФ, который бы систематизировал имеющиеся нормативные акты в единый, логически цельный акт с изменениями их содержания. Кодификация наградного законодательства позволит устранить устаревший правовой материал, противоречия в поощрительных нормах, обеспечит согласованность и логичность данных норм, введет новые недостающие юридические правила [2, с. 59].

Именно указанные недостающие элементы, способствующие развитию наградной политики современной России, не могут существовать без доктринального изучения. Научное фундаментальное исследование является основой построения цельного и устойчивого положения наградной системы. Важнейший шаг доктринального исследования необходим для реализации всех вышеперечисленных моментов, способствующих укреплению наградной политики в правовой сфере общества.

1. Дьяченко В.Ф. Поощрительно-правовая политика современной России: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Краснодар, 2006.

2. Малько А.В., Пузиков Р.В. Поощрительная правовая политика. М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гурова Т.В. Источники российского права: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 1998.

4. Демидов А.И. Принципы юридической доктрины России // Российская юридическая доктрина в XXI в.: проблемы и пути их решения. Саратов, 2001.

5. Малько А.В. Юридическая доктрина как важнейшее направление современной российской правовой политики // Российская юридическая доктрина в XXI в.: проблемы и пути их решения. Саратов, 2001.

6. Баранов В.М. Правовая демагогия // Вопросы теории государства и права / под ред. И.Н. Сенякина. Саратов, 2001. С. 38-58.

7. Деднев А.В. Наградная система России как социальный феномен: социально-философский анализ: автореф. дис. . канд. юр. наук. М., 2009.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Сого-монова. М., 1992.

Поступила в редакцию 23.08.2013 г.

UDC 34

DOCTRINE OF PREMIUM POLICY OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

Vera Alekseyevna SYTYUGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate student, Theory of State and Law Department, e-mail: desire13@yandex.ru

The doctrine role in structure and essence of development of prize policy is analyzed. The major scientific factors influencing the content of gratitude norms are considered. The author pays enormous attention to consideration of doctrinal bases in life of prize policy. There is a conceptual rapprochement of two categories of legal policy as a whole through which the principles, the purposes and functions of prize policy of the state are considered. The second concept characterizing prize policy is incentive.

At research of the doctrine of prize policy, the author considers essence of the legal doctrine where that is distinctly expressed norm, the principles and the aspects making the scientific characteristic of prize process. Also the author, made certain suggestions for improvement of provision of prize policy. It is quick-witted all theses regulating bases of incentive life are noted. Are noted obligatory observance of these or those norms of the scientific background, attracting reformation in life of prize process which will cause its strict validity, comprehension and significantly facilitated system of realization.

Key words: doctrine; prize policy; right; encouragement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.