Научная статья на тему 'Пробелы государственно-поощрительной политики'

Пробелы государственно-поощрительной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РФ / ПРИЗНАКИ ПООЩРЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / НАГРАДНОЙ КОДЕКС / STATE AWARDS OF RUSSIA / SIGNS OF ENCOURAGEMENT / STATE-LEGAL PROTECTION / LITIGATION / AWARD CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябченко Оксана Николаевна

Рассматриваются проблемы наградной системы. Указывается, что государственно-поощрительная политика должна быть направлена на регулирование правовых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blanks of a state-incentive policy

The problems of reward system are discussed. It is pointed out that state-incentive policies should be aimed at regulating the legal issues.

Текст научной работы на тему «Пробелы государственно-поощрительной политики»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.1 (470+451) (094.4)

О.Н. Рябченко

ПРОБЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПООЩРИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Рассматриваются проблемы наградной системы. Указывается, что государственно-поощрительная политика должна быть направлена на регулирование правовых вопросов.

Ключевые слова: государственные награды РФ, признаки поощрения, государственно-правовая защита, судебная практика, Наградной кодекс.

Иногда человеку можно дать пуговицу и взамен ее

потребовать жизнь

Наполеон

В последние годы термин «государственно-поощрительная политика» используется достаточно часто и представителями власти, и в средствах массовой информации, и деятелями науки, и законодателем. Поощрительно-правовая политика - это разновидность целенаправленной государственной деятельности, охватывающей процессы формирования и совершенствования эффективного юридического механизма воздействия различных поощрений, а также систему правоотношений между субъектами по поводу стимулирования заслуженного правомерного социально-значимого поведения в различных сферах жизнедеятельности. Проведение эффективной государственно-поощрительной политики на современном этапе развития российского общества является одним из определяющих атрибутов исполнительной власти государства.

Как известно, государственно-поощрительная политика состоит из ряда определяющих ее задач, методов и реформирований, которые реализуются в сфере действия наградной системы и посредством права.

Государственная награда РФ - это высшая форма поощрения, нормативно установленная или признанная в соответствующем статусе РФ и применяемая от ее имени как официальное признание выдающихся публичных заслуг перед государством и обществом. Она применяется уполномоченными субъектами в установленном порядке, учреждается от имени государства ( п. «б» ст. 89 Конституции РФ). Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным наградам является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, обеспечивающим реализацию его конституционных полномочий по решению вопросов награждения государственными наградами Российской Федерации и присвоения почетных званий Российской Федерации.

Такое поощрение обладает рядом признаков: осуществляется от имени государства; применяется высшим уполномоченным субъектом власти; придает высокий статус награжденного в нормативно-правовом порядке; является благом морального и (или) материального характера; выражает публичное признание; носит правовой характер.

В соответствии с Положением от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» [1] государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. К ним относятся - звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

К категории государственных наград РФ отнесены: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания Российской Федерации. Их могут быть удостоены российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственные награды выполняют три основные функции: номинативную - являются символами отличия награжденных лиц, их социальной особенности в обществе; информативную - раскрывают отражение отношения общества к наградам и их носителям; коммуникативную - воздействуют на организацию и регуляцию общения с награжденными, задают программу поведения участ-

88

О.Н. Рябченко

ников. Посредством государственных наград стимулируется и оценивается деятельность членов общества в решении важных задач, стоящих перед государством [2. С. 53].

Примечателен тот факт, что государственные награды универсальны, то есть предусмотрены во всех сферах деятельности, что означает публичность заслуг перед государством и обществом. Такое признание требует регулярного государственного управления. Только условие охраны позволяет оценить характер и степень заслуг и обеспечить соответствующий государственный масштаб их признания.

В соответствии с п. 19 Положения о государственных наградах в РФ запрещаются учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами [3].

В соответствии с ч. 2 ст. 17.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, влечет наложение административного штрафа на граждан [4].

Высокий статус государственных наград определяет необходимость их государственноправовой защиты в виде уголовной ответственности. Общественная опасность посягательств заключается в нарушении установленного порядка награждения и обращения с государственными наградами (ст. 324 и 327 УК РФ). Незаконное приобретение и сбыт государственных наград РФ уничижает социально-правовое положение исполнительной власти и умаляет российскую государственность.

Анализ уголовных дел о приобретении и сбыте государственных наград показывает несовершенства государственно-поощрительной системы и правовой политики в государстве.

Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение и сбыт государственных наград на территории России.

В соответствии с п.15 Положения о государственных наградах РФ иностранные граждане и лица без гражданства, награжденные государственными наградами, выезжающие из РФ за границу, имеют право вывозить за границу государственные награды при наличии документов, подтверждающих их награждение. Наследники умершего награжденного, выезжающие из РФ за границу на постоянное жительство, имеют право вывозить документы о награждении их умершего родственника.

Порядок вывоза государственных наград из драгоценных металлов регулируется Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы [5].

В конце 2006 - начале 2007 г. государственные награды неоднократно появлялись на зарубежных аукционах. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) обратилась в аукционный дом Sotheby's с просьбой о снятии с торгов «The Russian sale. Works of Art & Faberge» государственных наград, параллельно сделав запрос на право собственности продавцов, а также законности их вывоза с территории РФ. Ордена с аукциона сняли [6. С. 71].

А что же дальше? Куда уйдут «наши» награды? Вся наградная система дореволюционной России имела одну цель - укрепить господство правящего класса. Царское самодержавие видело в лице награжденных орденами и поощренных различными видами «царской милости» опору престола... [7. С. 5].

К сожалению, действующее законодательство не регулирует подобного рода прецеденты и вопрос о реальном возвращении экземпляров с аукциона остается открытым.

Интересна карательная практика по делам данной категории, где санкция ст. 324 УК РФ носит весьма символический характер.

Приговором Октябрьского суда г. Ставрополя И.Х. был признан виновным в том, что он «выкрал у своего 80-летнего родственника ордена Отечественной войны I степени и Славы III степени». Гражданину И.Х. по ст. 324 УК РФ назначено наказание - штраф в сумме 2500 рублей в доход государства [8].

Обеспечить достойную уголовно-правовую защиту государственных наград поможет включение в УК РФ более высоких санкций за совершение такого преступления.

В то же время в судебной практике появляются дела по жалобам на отказ государственного органа или должностного лица удостоить заявителя наградой государства. В частности, Архангельский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу гражданина М. на отказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации в награждении его ведомственной медалью, повторно отказал М. в удовлетворении, сославшись на отсутствие доказательств о нарушении субъективных прав и свобод гражданина [9].

Пробелы государственно-поощрительной политики

Известны примеры хищений государственных наград из российских музеев (ст. 164 УК РФ), где предметами преступлений становятся ордена и медали Великой Отечественной войны. Чаще всего похищаются ордена Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Мужества, Ленина, Богдана Хмельницкого I степени, Суворова II и III степени, «Знак Почета», Октябрьской революции, медали «Золотая Звезда», «Серп и Молот», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «70 лет вооруженным силам СССР» и др. [10. С. 15-18].

В связи с этим для полноценного развития государственно-поощрительной политики и соблюдения правовых норм в сфере наградного производства следует систематизировать имеющиеся нормативные акты в единый законодательный блок и принять Наградной кодекс РФ [11. С. 155,156], который в своей процессуальной части установил бы тщательно продуманную процедуру представления к награде: порядок возбуждения ходатайства, принятия соответствующего решения, его опубликования и исполнения, а также содержал бы конкретные формы документов, в том числе наградной лист, учетную карточку награжденного, протокол вручения государственных наград, протокол передачи государственной награды и документа к ней семье посмертно награжденного (умершего награжденного), сведения о вручении государственных наград и т.д. В качестве приложения к Наградному кодексу РФ должен быть полный список всех государственных наград РФ с подробным комментарием к каждому поощрению.

Серьёзным недостатком в обеспечении защиты наград в сфере их учреждения и изготовления является отсутствие единого информационного ресурса, содержащего графическое изображение всех государственных наградных знаков.

Учет вышеперечисленных требований имеет большое значение для построения научно обоснованной и справедливой системы государственно-поощрительной политики, способной эффективно выполнять задачи награждения за выдающуюся деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации», с изм. и доп. от 02.12.2008 № 1712 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Трофимов Е.В. Понятие и правовое значение государственных наград // Современное право. 2006. № 7.

3. О государственных наградах Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, с изм. и доп. от 9.03.2010 № 27-фЗ // ИПП «Гарант».

5. Указ Президента РФ от 21.06.2001 N 742 (ред. от 06.08.2009) «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Боннер А.Т. Имеют ли цену государственные награды СССР? // Законодательство. 2009. № 7.

7. Колесников Г. А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. М., 1983.

8. Богданова С. Коллекционера оштрафовали за скупку и хранение боевых орденов и медалей // Российская газета-Неделя-Кубань-Кавказ. 2009. 4 июня. URL.: http://www.rg.ru/2009/06/04/reg-kuban/kollekcioner.html

9. Винокуров В. А. Право на награду государства // Юридическая мысль. 2007. № 3.

10. Петраков В.В. Предисловие к третьей части каталога «Внимание, розыск!» (по сост. на 15.10.07). Каталог орденов, медалей и нагрудных знаков, находящихся в розыске. Ч.3. Нет криминалу на антикварном рынке. М., 2007.

11. Малько А.В. Награды как средство правовой политики // Ленинградский юридический журнал. 2004. № 1.

Поступила в редакцию 02.04.10

O.N. Ryabchenko, postgraduate student Blanks of a state-incentive policy

The problems of reward system are discussed. It is pointed out that state-incentive policies should be aimed at regulating the legal issues.

Keywords: state awards of Russia, signs of encouragement, state-legal protection, litigation, award code.

Рябченко Оксана Николаевна, аспирант

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.