Научная статья на тему 'Добровольчество (волонтерство): этический аспект'

Добровольчество (волонтерство): этический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2892
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добровольчество (волонтерство): этический аспект»

УДК 17 Агирбов С.Р., к.филос.н..

ББК 87.7 доцент,

Сказко А.С.,

к.филос.н. ст. преп. СтГМУ, г. Ставрополь, Россия

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО): ЭТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Актуальность проблемы обусловлена тем, что традиции «доброй воли», помощи другому человеку, возникли не вчера и, будем надеяться, не исчезнут, пока живет человечество. Считается аксиомой, что эти традиции даны каждому из нас Природой или Богом. Однако более пристальный взгляд на историю и современность заставляет нас признать, что проявления милосердия не были и не являются столь массовыми или универсальными, как этого следовало бы ожидать. Человечество не часто являет собой примеры самоотверженности, когда оно действует, повинуясь чувству долга, любви к ближнему и т.п.

Симптоматично также, что такие проявления обычно отмечаются как отдельными людьми, так и обществом в це-

лом, что свидетельствует скорее об их исключительности, нежели обыденности, обычности, естественности.

Да и сами термины, в которых мы описываем подобные поступки, заставляют задуматься: «самоотверженность» «повинуясь долгу». Таким образом, делая добро, мы отвергаем самих себя? Творим милосердие, подчиняясь какому-то внешнему для нас правилу, закону, абсолюту?

Сказанное выше, как это ни парадоксально, вовсе не умаляет достоинство человека, а, напротив, подтверждает, что всякое подвижничество, добровольчество есть акт высокого нравственного, духовного преодоления.

Философы давно отметили факт стихийного отражения объективной диалектики жизни в понятиях обыденного сознания. Добровольцы, Добро и Воля - яркий пример такой диалектики, а значит, ситуации существенного противоречия индивидуального сознания.

Действительно, с одной стороны, стали общим местом аксиоматические рассуждения о нравственных потребностях человека как фундаментальных. Отсюда мы с необходимостью должны констатировать и наличие у субъекта потребности, мотива соответствующей деятельности, «заинтересованности» в ее осуществлении. Такое поведение психологи называют произвольным, то есть не нуждающемся в принуждении.

С другой стороны, волевое поведение - это действие не по внутреннему побуждению, а по необходимости. Такая необходимость возникает, напротив, при недостатке внутреннего побуждения к действию, которое, тем не менее, должно быть осуществлено.

Таким образом, даже самый поверхностный анализ понятия «доброволец» заставляет нас быть философичными, то есть обратиться к кардинальным и, пожалуй, вечным вопросам истории человеческой мысли: что есть человек? какова его природа? добр он или зол изначально?

2,5 тысячи лет назад об этом спорили китайские философы: конфуцианцы, даосы, моисты. И уже у последовате-

лей великого Конфуция не было единства в ответах на эти вопросы (знаменитый диалог Гао-цзы и Мэн-цзы). Китайские мыслители вскрыли еще один важнейший аспект этой проблемы: как побудить человека к добру? как превратить это побуждение в устойчивый мотив?

Конфуций сформулировал принцип, который считал сутью своего учения: «Не делай другим то, чего не желаешь себе». Человечество найдет этот принцип и в Библии, а позже назовет его «золотым правилом этики». Но уже даосы укажут на ущербность такого подхода к морали, полагая его простым обменом услугами, «разумным эгоизмом», выражаясь языком философии Нового времени. А моисты, в отличие от Конфуция, будут учить любить не только «ближнего», но и «дальнего».

Позже эту дискуссию продолжат христианские теологи и гуманисты эпохи Возрождения, Руссо и Кант, Ницше и Швейцер. Да и сама эта дискуссия перерастет в спор о культуре, науке, воспитании, перспективах человека.

Выводы:

1. Нравственные потребности не являются врожденными и в этом смысле «естественными» для человека.

2. Человек нуждается в «принуждении» к добру.

3. «Принуждение» к добру представляет собой формирование внутренних (установка) и внешних (культурных, экономических, психологических) мотивов соответствующей деятельности.

4. Волонтерская, добровольческая деятельность должна быть признана в обществе морально ценной, юридически законной, экономически выгодной и, возможно это главное, престижной. Отсюда необходимость разработки и реализации конкретных проектов по формированию имиджа волонтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.