Научная статья на тему 'Добрачное поведение финно-угорской молодежи в условиях современного города'

Добрачное поведение финно-угорской молодежи в условиях современного города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ / ГОРОД / ФИННО-УГОРСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / PREMARITAL BEHAVIOR / FAMILY VALUES / MARRIAGE AND FAMILY VALUES / CITY / THE FINNO-UGRIC YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касаркина Елена Николаевна, Шопина Майя Геннадьевна

В статье анализируется добрачная субкультура финно-угорской молодежи современного города, имеющей свой специфический стиль, ценности, установки, нормы и образцы поведения тесно связанных с традиционной культурой и в то же время отличающихся от нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIOUR UP TO A MARRIAGE OF FINNO-UGRIC YOUTH IN CONDITIONS OF MODERN CITY

The article examines the subculture premarital Finno-Ugric youth modern city that has its own particular style, values, attitudes, norms and behavior patterns are closely associated with traditional culture and at the same time different from it.

Текст научной работы на тему «Добрачное поведение финно-угорской молодежи в условиях современного города»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 4 2014

УДК 364.64-053.81:911.375.4

ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИННО-УГОРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Касаркина Елена Николаевна

канд. социол. наук

Шопина Майя Геннадьевна

студент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье анализируется добрачная субкультура финно-угорской молодежи современного города, имеющей свой специфический стиль, ценности, установки, нормы и образцы поведения тесно связанных с традиционной культурой и в то же время отличающихся от нее.

Ключевые слова: добрачное поведение; семья; ценности; брачносемейные установки; город; финно-угорская молодежь.

BEHAVIOUR UP TO A MARRIAGE OF FINNO-UGRIC YOUTH IN CONDITIONS OF MODERN CITY Kasarkina Elena Nikolaevna

candidate of sociological sciences

Shopina Maya Gennadyevna

student

Mordovian State University named after N.P. Ogarev, Saransk

Abstract. The article examines the subculture premarital Finno-Ugric youth modern city that has its own particular style, values, attitudes, norms and behavior patterns are closely associated with traditional culture and at the same time different from it.

Key words: premarital behavior; family values; marriage and family values; the city; the Finno-Ugric youth.

Связь с национальной культурой является непременным условием жизнедеятельности и предпосылкой включения в общность, в социальные отношения и контакты. Так конкретные условия бытия молодых людей и национальные параметры социокультурной сплоченности определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительномотивационные сущности силы молодежи. Каждая национальная общность характеризуется определенной концентрацией народа, особыми географическими условиями, традициями и обычаями, набором ценностей, уровнем цивилизованности общественной жизни, состояние и развитием социальной инфраструктуры, благоустройством. Многообразие

2

национальных характеристик, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, поведение, что, в конечном счете, отражается на социальном облике молодежи [1, с. 195].

Этнические традиции влияют на потребности, ценности и интересы добрачного поведения молодежи, мотивы и цели добрачного ухаживания, образцы и эталоны добрачного выбора, добрачные социальные статусы и роли, систему добрачных санкций, но не являются определяющими. Среди прочих факторов, влияющих на добрачное поведение индивида, следует отметить социальные параметры территориальной общности в которых проживает индивид. В нашем случае это условия, ценности и требования города, в котором проживает молодежь.

Городской образ жизни, безусловно, притягателен для молодых людей возможностью профессионального и социального самоопределения, культурного развития. Современные города это крупные населенные пункты, развитые административные, промышленные и культурные центры, предоставляющие большие возможности добрачного поиска для молодежи, но вместе с тем, городская жизнь зачастую связана с трудностями адаптации к не вполне благоприятным социальноэкономическим условиям. Характерные для городской культуры социальные преобразования, происходящие на протяжении многих лет, в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит комплексная проблема жизненного самоопределении.

Неопределенность и ценностно-нормативный плюрализм города существенным образом влияет на процесс конструирования юношами и девушками жизненных стратегий в добрачном поведении и их реализацию. В этой связи изучение влияния городской среды на добрачное поведение молодежи приобретает особую актуальность с точки зрения прогнозирования тенденций рождаемости и стабильности воспроизводства института семьи в будущем.

Добрачное поведение - это сфера человеческих взаимоотношений осуществляемых посредством взаимосогласованной системы ценностей, установок, образцов, функций и стандартов, определяемых биологическими, психологическими, социальными характеристиками его участников, зависящих от социокультурных и территориальных условий проживания, национальных традиций и направленных на выбор брачного партнера и определенный характер будущего супружества [2, с. 17].

Финно-угорская молодежь современного города, в добрачном поведении репрезентирует противоречивые результаты российской трансформации. Социальные параметры характерные для городского образа жизни непосредственно влияют на добрачное поведение и установки студенчества. В частности добрачное ухаживание, сексуальность и ценностные ориентации молодежи отделены от матримониальных намерений (направленных на создание семьи, вступление в брак) и имеют самостоятельную ценность. Некоторой долей популярности сегодня пользуются незарегистрированные браки (сожительство) нередко рассматриваемые молодыми горожанами как временные и непременные ступени к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений. Объединяющим в ценностных ориентациях, как юношей, так и девушек является то, что они в одинаковой степени стремятся к реализации собственных профессиональных интересов, построению карьеры. Получение образования и материальной независимости являются для городской молодежи в настоящее время первоочередными ценностями. Студенчество, демонстрируя высокие притязания в различных сферах жизнедеятельности, рассматривает институт высшего образования в качестве основного способа социального восхождения [3].

В современном городском обществе отмечается усиление открытости и толерантности в молодежном добрачном общении, оно становится

более разнообразным по составу участников, социальным и образова-

4

тельным показателям. Подобные тенденции во многом определяются теми изменениями, которые происходят в семье и относятся к разряду глобальных:

- современная социальная среда (семья, сверстники и окрестность) нередко является причиной рискованного сексуального поведения молодежи [4];

- все большую популярность приобретает образ внесемейной жизни, ценности свободы от семейных обязательств и самореализации в профессиональной деятельности, что поддерживается и всей экономической системой, предпочитающей работника, не обремененного семьей и детьми;

- более распространенной для семьи становится следование нормам малодетности, чем многодетности. Снижается количество детей в семье, вплоть до их полного отсутствия;

- уровень брачности снижается, увеличивается количество людей выбирающих альтернативные (внебрачные) формы семейных отношений, становится все больше разведенных и неполных семей, матерей-одиночек;

- отмечается переход ряда функций семьи к другим социальным институтам, в результате чего многие семейные узы утрачивают свою ценность и прежнее значение;

- происходит процесс «размывания» системы поведенческих норм в сфере брака и семьи, представлений о содержании семейных ролей.

Подобные процессы изменений в семье не могут не сказываться на добрачном поведении современной молодежи, так как опыт семейной жизни родителей является определяющим фактором формирования брачно-семейных установок детей. В процессе перехода к взрослой жизни особую важность для личности приобретает пример семейных от-

ношений [5]. Так молодые люди из благополучных семей с непрерывным браком более привержены ценностям семьи и менее склонны к рискованному сексуальному поведению [16, с. 460].

К сожалению, в современной городской семье происходит ослабление социально-психологического эффекта общности, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия и индивид подчинялся нормам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Сфера общения городской молодежи становится более дифференцированной и избирательной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак, создать семью или нет. Все это на наш взгляд является общим следствием трансформации и снижения регулирующего потенциала общественных норм в отношении добрачного поведения молодежи в городской среде.

Тем не менее, большая часть молодежи имеет положительные репродуктивные установки, предполагают в будущем вступить в законный брак, создать семью. Вероятно, несмотря на формирование новых взглядов на семью в обществе еще достаточно силен тысячелетний опыт семейных традиций. Молодые люди, так и не вступившие в брак, не создавшие в свое время семью, не родившие детей, оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что они не оцениваются по критериям «хорошие или «плохие», оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, имеющим давние традиции и еще глубоко закрепленным в общественном сознании, кото-

рые гласят: «Человек обязан иметь детей, семью, брак должен быть законно зарегистрирован».

На протяжении долгого времени социальный институт добрачного поведения постоянно видоизменялся, меняется он и сейчас, эволюционирует вместе с изменениями, происходящими в обществе во всем мире. Сегодня брак не является обязательным условием существования человека, но к его заключению стремятся. Изменился процесс выбора брачного партнера, долгое время доминировавшие экономические мотивы в большинстве своем уходят на второй план. Совершенствуется молодежное добрачное общение, усиливается его открытость, которая проявляется в разнообразном составе участников, не ограниченными пространственными рамками. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения.

В условиях современного города подготовка молодежи к браку и семейной жизни обозначилась как актуальная социальная и национальная проблема. Это связано с кризисными процессами затрагивающих институт семьи и выражающихся в неуклонном росте разводов, социального сиротства, семейного насилия, девальвации конструктивных семейных ценностей. Причем сегодня тревогу вызывает даже не столько количественное сохранение семей, сколько качественное, а эта проблема в первую очередь связана с воспитанием личности семьянина.

В обыденном сознании имеет место стереотип, согласно которому, молодые люди по достижению определенного возраста уже полностью готовы к созданию семьи. Подготовка молодежи к браку видится сторонникам данной точки зрения в реализации лозунга: «Раньше молодежь ничему не учили, а семьи были крепкие». На наш взгляд, данный подход является упрощенным и неправильным. В настоящее время сфера запретного в культуре заметно сузилась, социально и морально принима-

7

ется ранняя добрачная сексуальность и сожительство, брак и семья зачастую перестают быть прямо сопоставимыми понятиями, растет число детей рожденных вне брака и это воспринимается как нормальное явление.

Несомненная проблема, что городская молодежь основную информацию, касающуюся брачно-семейной подготовки и сексуальной грамотности «черпает» из семьи, от сверстников, телевидения, но не от тех институтов, которые должны эту подготовку профессионально организовывать. Помощь и роль школы, вуза, медицинских и социальных учреждений явно недостаточна, хотя именно эти институты должны занимать важное место в социальной системе формирования личности семьянина и сглаживать те пробелы, которые могут образоваться под влиянием других субъектов целенаправленно или спонтанно осуществляющих подготовку к браку и семье. Было бы наивным считать, что сверстники, старшие товарищи, и, как правило, развлекательно-эротические ток-шоу на телевидении ее обеспечивают, их влияние не всегда бывает позитивным и поддается регулированию. Именно они оказываются основными источниками информации о половых различиях и сексуальном поведении, но нередко эта информация неточна и откровенно опошлена.

Подготовка молодежи к браку должна носить целенаправленный характер, выходить за рамки бытового научения и осуществляется квалифицированными специалистами с учетом потребностей отдельной личности и интересов общества. Необходимо акцентировать внимание и на том, что специальная добрачная подготовка, это не сообщение или научение определенным навыкам брачно-семейных взаимодействий. Браку и семье нельзя научить. Можно способствовать целенаправленному процессу развития всей гаммы социальных и личностных знаний способствующих осознанию особенностей и ценности брачно-семейных отношений, сохранению семьи основанной на браке, ее настоящего и

будущего. Например, это знания связанные с законодательством о бра-

8

ке и семье, политикой государства в области брачно-семейных отношений и демографии, важнейшими положениями семейного права об обязанностях супругов по отношению друг к другу, детям и обществу с точки зрения закона и морали. При добрачной подготовке важное значение имеет воспитание у молодежи положительных нравственно-этических и педагогических качеств, уважения к родителям, потребности в воспитании детей, ответственности, чувства долга перед супругой (супругом), культуры интимных чувств. Немаловажны и хозяйственноэкономические навыки, вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство. Добрачная подготовка молодежи должна осуществляться комплексно, родительское воспитание должно подкрепляться участием системы образования.

Разумеется, основным субъектом, осуществляющим подготовку молодежи к браку, была и остается родительская семья с ее традициями и ценностями. Хорошо это или плохо, на наш взгляд, на данный вопрос нельзя дать однозначного ответа. Семья является той первичной социальной основой, в которой дети просто и естественно приобщаются к жизни, усваивают социальные нормы и культурные традиции общества. Но в современных условиях трансформации городского общества интересы, взгляды и ожидания одной семьи могут находиться в противоречии с нормами и ожиданиями социума в целом. К сожалению, в наше время тот уровень добрачной подготовки, который дает семья, уже явно недостаточен, да и не все семьи способны полноценно обеспечить конструктивную подготовку молодого поколения к брачно-семейным отношениям. В силу появления «новых правил» городской жизни, принятый во многих семьях образец отношений нередко не может быть использован молодежью без определенной корректировки. Кроме того, многие молодые люди наиболее важный с этой точки зрения период своей жизни, проводят вне дома - в студенческих общежитиях, на съемной квартире, усваивая совсем иные добрачные правила поведения.

9

1. Касаркина Е.Н. Современные тенденции добрачного поведения финно-угорской молодежи // Актуальные проблемы семьи у финноугорских народов : матер. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.И. Савинова. М.: ГБУ МДН, 2013. С. 194-200.

2. Новикова Е.Н. Влияние городской среды на добрачное поведение молодежи // Социология города. Научно-теоретический журнал. 2011. № 2. С. 16-23.

3. Новикова Е.Н. Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи (на примере Республики Мордовия): автореф. дис. ...канд. социол. наук. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 22 с.

4. Chen Y., Stiffman A., Cheng L., Dore P. Mental Health, Social Environment and Sexual Risk Behaviors of Adolescent Service Users: A Gender Comparison // J. of Child and Family Studies. 1997. March. V. 6. Is. 1. P. 9-25.

5. Myklebus J., Solvang B. Young mothers with special educational needs // Young. 2005. February. V. 13. 1. P. 73-87.

6. Simons L., Burt C., Tambling R. Identifying Mediators of the Influence of Family Factors on Risky Sexual Behavior // J. of Child and Family Studies. 2013. May. V. 22. Is. 4. P. 460-470.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.