Научная статья на тему 'Добрачное поведение мордвы: традиции и современность'

Добрачное поведение мордвы: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / ТРАДИЦИИ / ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / MORDOVIANS / TRADITIONS / PREMARITAL BEHAVIOR / MODERN YOUTH / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касаркина Елена Николаевна, Гаврилина Людмила Викторовна

В статье анализируются традиционные и современные ценности, нормы и установки добрачного поведения мордовского народа. Обосновывается значимость добрачного поведения в системе брачно-семейных отношений мордвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREMARITAL BEHAVIOR OF MORDVA PEOPLE: TRADITIONS AND PRESENT

The article analyzes the traditional and modern values, norms and attitudes of premarital behavior Mordva people. Substantiates the importance of pre-marital behavior in the system of marriage and family relations Mordovians.

Текст научной работы на тему «Добрачное поведение мордвы: традиции и современность»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 3 2014

УДК 316.62-053.81

ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОРДВЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Касаркина Елена Николаевна

канд. социол. наук

Гаврилина Людмила Викторовна

студент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье анализируются традиционные и современные ценности, нормы и установки добрачного поведения мордовского народа. Обосновывается значимость добрачного поведения в системе брачно-семейных отношений мордвы.

Ключевые слова: мордва; традиции; добрачное поведение; современная молодежь; семья.

PREMARITAL BEHAVIOR OF MORDVA PEOPLE: TRADITIONS AND PRESENT

Kasarkina Elena Nikolaevna

candidate of sociological sciences

Gavrilina Ludmila Viktorovna

student

Mordovian State University named after N.P. Ogarev, Saransk

Abstract. The article analyzes the traditional and modern values, norms and attitudes of premarital behavior Mordva people. Substantiates the importance of pre-marital behavior in the system of marriage and family relations Mordovians.

Keywords: Mordovians; traditions; premarital behavior; modern youth; family.

Добрачное поведение представляет собой:

- сферу человеческих взаимоотношений осуществляемых посредством взаимосогласованной системы ценностей, установок, образцов, функций и стандартов, определяемых биологическими, психологическими, социальными характеристиками его участников, зависящих от социокультурных факторов и территориальных условий проживания, национальных традиций и направленных на выбор брачного партнера и определенный характер будущего супружества;

- регулярную и долговременную социальную практику, санкционируемую и поддерживаемую с помощью социальных, нравственных,

культурных, правовых норм и имеющую важное значение в структуре общества;

- устойчивый комплекс правил, принципов, социальных норм и связей, установок, регулирующих различные модели поведения мужчин и женщин и организующих их в систему ролей и статусов, образующих впоследствии социальную систему брачно-семейных отношений;

- организованную систему значимых социальных ценностей, форм и установок удовлетворяющих основные потребности общества в воспроизводстве института семьи [1, с. 16-17].

Каждый народ отличается особыми национальными традициями и обычаями в добрачном поведении. Так для каждого человека, в мордовской традиционной культуре, характерно вступление в брак, создание семьи, рождение детей.

Случаи безбрачия среди мордвы встречались очень редко, как правило, вследствие нездоровья или религиозных обетов. Для мордвина вступление в брак было необходимым условием, чтобы унаследовать от родителей хозяйство. Необходимость вместе с супругой вести домашние дела определяла, словно главная социально-экономическая детерминанта, поведение в отношении потенциальной супруги, взгляды на половую жизнь. Сам традиционный строй жизни заставлял мордвина прежде подумать о приискании себе умелой помощницы, на которую бесстрашно можно было возложить все тягости домоводства.

При господстве традиционных форм социализации мордовская семья имела особенное значение. Добрачное воспитание мордовской молодежи было органически связано с семьей, которая выступала не только как главный институт социально-демографического воспроизводства населения, но и как главная производственная единица аграрного общества. Поэтому в число основных задач мордовской семьи в таком обществе входила передача молодому поколению установок на дальнейшее

воспроизводство такой же семьи. Выполнение этой задачи осуществля-

3

лось через соблюдение молодыми людьми установленных традиций и обычаев. Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников.

Выбор супруга(ги) у мордвы, по-преимуществу, не был «личным» делом касавшимся только обоих партнеров. Он затрагивал судьбу домашнего сообщества, родителей, братьев, сестер и насколько это было возможно, учитывал интересы дома. К тому же подготовка к супружеству регулировалась и контролировалась сельской молодежью, имевшей сведения об экономическом положении, здоровье, личных качествах потенциальных женихов и невест [2, с. 194-195].

В подготовке к заключению брака участвовали родители и родственники. Крайней формой проявления этого принципа было заключение брака через посредников (свах). Зная домашние расчеты и «подходящих» в силу хозяйственных интересов кандидатов они, за соответствующую «мзду», устраивали нужный брак.

Практиковались принудительные браки. «У эрзи зачастую можно было услышать в оправдание принудительных браков - «так решили старые люди» и сын, как и дочь, не могут после приговора родителей не согласиться на их выбор», хотя бы избранное помимо их участия лицо и было им не по нраву» [3, с. 21-22].

Без родительского благословения брак считался немыслимым и невозможным, однако среди мотивов брака не исключалась любовь и взаимная симпатия являвшихся причиной браков увозом, самокруток «...но после совершения брака молодым необходимо было явиться к родителям с повинною головою, а родители в свою очередь посердятся для вида, а затем должны простить провинившихся. Если бы случилось, что родители захотели настоять на своем, то такого брака Бог не благословит» [3, с. 30].

Желание иметь детей, как один из главных мотивов добрачного поведения, определялось отношением мордовского этноса к бездетности.

4

Отсутствие детей рассматривалось как самое большое несчастье: «Человек без детей, что сухое дерево без ветвей», «Бездетный дом, что дуплистое дерево: ни лыко, ни дров», «С детьми забота, без детей - горе» [4, с. 74-76]

«Мордва смотрела на брак как на средство к воспроизведению себе подобных работников; прямою целью брака считалось детопроизведе-ние» [3, с. 28]. Поэтому в мордовской деревне не осуждалось, если девушка родила ребенка вне брака. Девушка с ребенком имела все шансы удачно выйти замуж: «Не беда, если девушка не смогла уберечь себя до брака, так как венец все покрывает....; любезна та жена, которая нарожает много сыновей... Девушка, которая увлеклась и родила до брака, только доказала, что не бездетна, а стыда в этом нет, виноват тот, «кто на телеге проехал и следы оставил» [3, с. 22].

П ^ V

В экономике, основанной преимущественно на владении землей и надлежащем ее возделывании, брачные шансы мужчин и женщин определялись подлежащей наследованию земельной собственностью родителей, личной работоспособностью (физической силой и здоровьем), размерами родительского приданого. Эти качества ценились выше, чем физическая привлекательность или личное обаяние, которые, нередко играли роль в выборе, но решающего значения не имели.

В мордовских традициях общепризнанных признаков женской красоты, делавшей девушку желательной для каждого мужчины не было. Каждый искал в будущей жене то, что ему нравится. Однако крепкое сложение, способность к деторождению, богатое приданное, ставили невесту в особенность предмета добрачных исканий мордовских женихов: «...мордвин ищет в будущей подруге то, что ему нравится, кто ищет разума, кто миловидности, кто душевных качеств, а кто богатства... Вследствие особенности вкуса мордвин любит, чтобы у девушки были толстые ноги; но дебелость и дородство никогда не нравятся ему» [3, с. 22].

Невинность мордовской девушки не была непременным условием вступления в брак, и её отсутствие не влекло никаких последствий ни для невесты, ни для её родителей. Но зато непременным условием порядочности молодого мужа являлось молчание по данному поводу.

У мордовского народа отсутствовали строгие возрастные границы вступления в брак. Нижние границы брачного возраста как правило определялись половым созреванием и физическим развитием: «...среди Эрзи считается достаточным, чтобы жених достиг 19-ти летнего возраста, тогда как невесте должен быть 17-й год... У Мокши полагается достаточным, чтобы жениху было 18-19 лет, но тогда ставится непременным условием, чтобы невесте было 20 и даже 21 год» [3, с. 27]

С крепостной мордвой дело обстояло иначе. По закону, на молодую девушку, вдовца и вдову нельзя было накладывать оброк. Поэтому барин выдавал зрелых женщин за маленьких мальчиков, а девочек за стариков, в таком случае один из супругов выполнял двойную норму работы. Из-за такой возрастной несправедливости в семьях нередко происходили бытовые убийства.

В мордовской семье старались соблюдать очередность вступления в брак. Например у Мокши порядок выхода замуж соблюдался весьма сильно, и младшая дочь ни в коем случае не могла выйти замуж раньше своей старшей сестры: «...старшая дочь в семье раньше приобретала способность к деторождению, а следовательно и раньше должна была выйти замуж» [3, с. 29].

В основе традиционных, коллективных, индивидуальных форм добрачного общения юношей и девушек лежало важнейшее условие жизни каждого мордвина - непременное создание крепкой семьи. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Отсюда и вытекала ориентация поведения молодого человека в добрачный период на развитие тех отношений, которые должны

завершиться вступлением в брак. В понимании мордовского этноса суп-

6

ружество считалось естественным этапом в дальнейшей жизни молодого человека. Только женатый человек становился полноправным членом традиционной общины. Поэтому в том, чтобы ребенок в дальнейшем смог создать семью, были заинтересованы сами родители. Тем самым они с одной стороны выполняли свой долг пред общиной, а с другой стороны - обеспечивали собственное благополучие в старости.

Особенности добрачного поведения в традиционной культуре мордвы:

1) обусловленность возникновения соответствующими потребностями и интересами (потребность и интересы общества в самом себе посредством рождаемости, а также в воспроизводстве институтов брака и семьи; потребность и интересы родительской семьи в наследовании фамилии, имущества, статуса, социального положения; потребность и интересы индивида реализовать брачно-семейные роли, функции и ценности);

2) наличие цели развития (вступление в брак, создание семьи, рождение детей);

3) наличие общественно значимых функций (адаптация культурных и семейных традиций, обычаев, ритуалов; подготовка к браку и семейной жизни; формирование семейных потребностей, установок, ролей и функций; проектирование семейной жизни; сохранение института брака и семьи; приобретение нового статуса, роли, опыта);

4) развитая система санкций, устного и письменного кодекса (возрастные ограничения и временные рамки добрачного ухаживания; статусные фильтры добрачного отбора; нормы морали и нравственности добрачного знакомства; негласные правила брачного выбора; семейные запреты; предусмотренные законом обязанности и юридическая ответственность);

5) востребованные ценности (любовь, дружба, верность, желание создать семью, сексуальные отношения, романтичность).

Мордовская молодежь современного общества, в добрачном поведении репрезентирует противоречивые результаты российской трансформации. Социальные параметры современности непосредственно влияют на добрачное поведение и установки студенчества. Добрачное ухаживание, сексуальность и ценностные ориентации современной молодежи отделены от матримониальных намерений (направленных на создание семьи, вступление в брак) и имеют самостоятельную ценность. Некоторой долей популярности сегодня пользуются незарегистрированные браки (сожительство) нередко рассматриваемые молодыми людьми как временные и непременные ступени к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений. Объединяющим в ценностных ориентациях, как юношей, так и девушек является то, что они в одинаковой степени стремятся к реализации собственных профессиональных интересов. Получение образования и материальной независимости являются для молодежи в настоящее время первоочередными ценностями. Студенчество, демонстрируя высокие притязания в различных сферах жизнедеятельности, рассматривает институт высшего образования в качестве основного способа социального восхождения [5].

В современном мордовском обществе отмечается усиление открытости и толерантности в молодежном добрачном общении, оно становится более разнообразным по составу участников, социальным и образовательным показателям. Подобные тенденции во многом определяются теми изменениями, которые происходят в семье и относятся к разряду глобальных:

- все большую популярность приобретает образ внесемейной жизни, ценности свободы от семейных обязательств и самореализации в профессиональной деятельности, что поддерживается и всей экономической системой, предпочитающей работника, не обремененного семьей и детьми;

- более распространенной для семьи становится следование нормам малодетности, чем многодетности. Снижается количество детей в семье, вплоть до их полного отсутствия;

- уровень брачности снижается, увеличивается количество людей выбирающих альтернативные (внебрачные) формы семейных отношений, становится все больше разведенных и неполных семей, матерей-одиночек;

- отмечается переход ряда функций семьи к другим социальным институтам, в результате чего многие семейные узы утрачивают свою ценность и прежнее значение;

- происходит процесс «размывания» системы поведенческих норм в сфере брака и семьи, представлений о содержании семейных ролей. Подобные процессы изменений в семье не могут не сказываться на

добрачном поведении современной молодежи, так как опыт семейной жизни родителей является определяющим фактором формирования брачно-семейных установок детей. К сожалению, в современной семье происходит ослабление социально-психологического эффекта общности, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия и индивид подчинялся нормам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Сфера общения городской молодежи становится более дифференцированной и избирательной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак, создать семью или нет. Все это на наш взгляд является общим следствием трансформации и сни-

жения регулирующего потенциала общественных норм в отношении добрачного поведения молодежи в городской среде.

Тем не менее, несмотря на формирование новых взглядов на семью в обществе еще достаточно силен тысячелетний опыт семейных традиций. Молодые люди, так и не вступившие в брак, не создавшие в свое время семью, не родившие детей, оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что они не оцениваются по критериям «хорошие или «плохие», оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, имеющим давние традиции и еще глубоко закрепленным в общественном сознании, которые гласят: «Человек обязан иметь детей, семью, брак должен быть законно зарегистрирован». На протяжении долгого времени социальный институт добрачного поведения постоянно видоизменялся, меняется он и сейчас, эволюционирует вместе с изменениями, происходящими в обществе. Сегодня брак не является обязательным условием существования человека, но к его заключению стремится каждый второй. Изменился процесс выбора брачного партнера, долгое время доминировавшие экономические мотивы в большинстве своем уходят на второй план. Совершенствуется молодежное добрачное общение, усиливается его открытость, которая проявляется в разнообразном составе участников, не ограниченными пространственными рамками. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения. Институт добрачного поведения постоянно эволюционирует вместе с изменениями происходящими в обществе, однако национальные традиции остаются неизменным элементом его структуры.

1. Новикова Е.Н. Влияние городской среды на добрачное поведение молодежи // Социология города. Научно-теоретический журнал. 2011. № 2. С. 16-23.

2. Касаркина Е.Н. Современные тенденции добрачного поведения финно-угорской молодежи // Актуальные проблемы семьи у финноугорских народов: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.И. Савинова. М.: ГБУ МДН, 2013. С. 194-200.

3. Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы. СПб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1885. 270 с.

4. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. 432 с.

5. Новикова Е.Н. Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи (на примере Республики Мордовия): автореф. дисс. ...канд. социол. наук. Саранск, 2006. 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.