Дисциплина «Введение в специальность» и выбор профессии в рекламе и PR
М.В. Андреева,
кандидат психологических наук, доцент кафедры связей с общественностью
Информация о профессиях
Каждый из нас хочет найти достойную профессию, добиться успеха и быть счастливым. Трудно лишь решить какой должна быть эта профессия. Даже у тех, кто получил сравнительно неплохую профессию, появляется склонность искать нечто более интересное, приносящее большее удовлетворение.
Те, кто поступил учиться в наш Университет печати на факультет Рекламы и связей с общественностью выбрали профессиональное направление - реклама и связи с общественностью. Но это только первый шаг на пути профессионального выбора. В сфере рекламы и связей с общественностью десятки профессий, зачастую таких разных и непохожих друг на друга, но, тем не менее, связанных между собой и обеспечивающих разные этапы, стороны, аспекты рекламно-коммуни-кационного процесса.
Для того чтобы познакомить студентов с широким разнообразием профессий, существующих в сфере рекламы и ПР, в учебный план первого семестра введена дисциплина «Введение в специальность».
Дисциплина «Введение в специальность»
Дисциплина «Введение в специальность» относится к числу обязательных дисциплин вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 031600.62 - «Реклама и связи с общественностью».
Цель данного курса - дать базовые понятия и сформировать представление о рекламе и связях с общественностью (Public
Relations - PR), как отдельной сфере общественной и хозяйственной жизни, определить специфику и дать представление о спектре профессий в сфере рекламы и связей с общественностью, помочь определиться с выбором специализации и задать вектор профессионального развития.
Основные задачи курса призваны:
• раскрыть сущность основных определений и понятий сферы рекламы и связей с общественностью;
• представить современное состояние рекламной отрасли;
• познакомить студентов с различными видами рекламных и информационных продуктов и процессов;
• сформировать представление об основных участниках рекламного процесса и их функциональных ролях;
• познакомить с профессиями в рекламном деле и связях с общественностью, функциональными и квалификационными требованиями, должностными правами и обязанностями рекламного персонала.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
• сущность рекламы и связей с общественностью;
• основные виды и формы рекламы;
• рекламный процесс, его структуру, этапы и участников;
• специфику различных медиа-предприятий;
• виды и особенности различных рекламных профессий и функциональные обязанности рекламного персонала;
уметь:
• ориентироваться во взаимодействии с участниками рекламного процесса;
• осуществлять всесторонние коммуникации с масс-медиа;
• участвовать в осуществлении рекламных и PR-проектов;
• строить личную профессиональную карьеру;
владеть:
• навыками организации личной профессиональной работы;
• приемами управления рекламными и PR-проектами;
• информационными потоками в сфере рекламы и PR;
• навыками работы на разных профессиональных позициях -рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспрос-транителя, исследователя рекламы и связей с общественностью.
Профессии в рекламе
То, что профессионально определиться в рекламном деле не просто, подтверждает широкое разнообразие участников рекламного рынка. Одновременно это - специализированные и универсальные
организации, реализующие стратегические и тактические задачи с помощью массовых и индивидуальных решений, обеспечивающих производственные и творческие процессы. Отсюда широта спектра рекламных профессий, их функционала, специализированных должностных и кадровых позиций.
Для профориентации можно предложить несколько подходов. Первый связан с позицией участника рекламного процесса. Будущим рекламистам стоит определиться «на чьей стороне они хотели бы играть». Выступать как заказчики рекламы - рекламодатели, как рек-ламопроизводители, т. е. на стороне рекламных и коммуникационных агентств, как рекламораспространители, т. е. на стороне СМИ, и как исследователи рекламы и связей с общественностью, т. е. в структуре исследовательских кампаний.
Второй подход строится исходя из ориентации на функциональную специализацию рекламного персонала. Это могут быть - организаторы рекламной и PR-работы либо создатели рекламы, либо коммуникаторы, либо медиапланировщики, либо производители рекламного продукта, либо распространители рекламного продукта, либо исследователи рекламы.
При первом и втором подходах функционал отдельных профессий и должностей может совпадать. Например, редактор web-рекла-мы найдет себе место и в коммерческой, и в некоммерческой структурах, и в РА, и в СМИ. То же касается и создателей рекламы - продуцирования идеи, написания текстов, дизайна, верстки, фотографии. А вот специализация по медиаланированию, размещению, покупке и продаже рекламы явно ведет на работу в РА или СМИ.
Конечно, выбор того или иного направления реализации себя в профессии связан с целым комплексом объективных и субъективных предпосылок. Но, пожалуй, в первую очередь определяющее значение имеют личные качества студента.
Оценка своих навыков и личностных качеств
У каждого студента в ходе освоения дисциплины «Введение в специальность» должно сложиться более ясное представление о том, какая профессия подходит ему лично, больше всего. Кроме того, данная дисциплина готовит к пониманию основных терминов, понятий бизнеса, обеспечивает успех в любой организации, и коммерческих, и некоммерческих структурах, государственных органов и органов местного самоуправления.
Чем раньше будет проведен анализ личных интересов, навыков и ценностей, тем выше потенциал самореализации в профессии, тем выше шанс выбрать профессию, которая удовлетворяла студента в личном плане.
С учетом этих потребностей на сегодняшний день используется практика специального тестирования. Из литературы известно о применении за рубежом в сотнях колледжей специализированных компьютерных тестов, таких как SIGI (Система диалоговой профориентации и информации) и DISCOVER.
Данные программы включают тесты на самооценку, создают индивидуальные перечни профессий, дают информацию о профессиях и необходимой подготовке. Было бы полезно и нам воспользоваться этими или подобными программами на начальной стадии курса, чтобы изучая различные аспекты рекламного бизнеса, можно было определить, какие из них более соответствуют интересам и навыкам студентов.
Для ориентации в профессии важны мотивы выбора профессии в сфере рекламы и PR. Необходимые личные качества для профессии рекламы и PR. Кадровая политика в сфере рекламы и PR. Современные требования к квалификации рекламного персонала. Российский кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций.
Тенденции развития профессий в рекламе и PR
Сегодня отрасль рекламы и PR, как и вся коммуникационная сфера, претерпевает серьезные технологические, социальные и организационные изменения. Цифровые и мобильные технологии, масштабы и высокая степень освоения виртуального пространства, мультимедийного и интерактивность каналов распространения рекламы и информации, развитие социальных сетей и соцжурналистики накладывают свои требования к качеству персонала. Среди основных требований - компьютерная грамотность и знание профильного программного обеспечения; работоспособность и стрессоустойчивость; высокая адаптивность и широкая информированность.
Две доминирующие тенденции в профессиональной сфере.
Первую тенденцию можно назвать - «универсальный солдат». При достаточно высоких требованиях к специальным знаниям и навыкам на лицо рост требований к универсальности специалиста. Например, современный журналист должен быть способен работать с любыми медиа, писать тексты для телевидения, радио, прессы и Интернета, а также фотографировать и снимать видеосюжеты.
Вторая тенденция связана с появлением новых технологических платформ, и как следствие этого, появление новых, ранее не существовавших профессий. Например, некоммерческая организация Center for Sustainable Journalism насчитала 11 новых вакансий для СМИ. Среди них такие, как:
• оптимизатор заголовков, это тот, кто занимается поисковой оптимизацией контента для увеличения трафика из поисковиков;
• редактор социальных медиа (Social Media Reporter / Aggregator) это тот, кто использует социальные сети для сбора информации и проверки фактов;
• исследователь контента (Story Scientist) занимается тем, что изучает поведение пользователей в социальных сетях и помогает редакции готовить материалы, которые будут там хорошо распространяться;
• редактор инфографики (Data Detective) ищет статистические данные и представляет их в доступном для читателей виде;
• главный хранитель (Curator in Chief) следит за тем, чтобы сбор информации по источникам, а также ее хранение было правильно организовано;
• Журналист-популяризатор (Explanatory Journalist) отвечает на вопросы, которые остаются даже в эпоху, когда СМИ работают в режиме 24/7;
• специалист по вирусному маркетингу (Viral Meme Checker / Viral Video Maker) следит за тем, что циркулирует в Интернете, препятствует негативной информации и создает контент, который распространяется в соцсетях и блогах;
• специалист по слайд-шоу (Slideshow Specialist) готовит визуальную информацию и презентации;
• специалист по гражданской журналистике (Networker / Engager) участвует в социальнозначимых и резонансных проектах;
• создатель электронных книг (E-Book Creator);
• веб-разработчик (Web Developer).
В новом учебном году студентам будет предложено поучаствовать в исследовательском проекте «Энциклопедия профессий в рекламе и PR». На сегодняшний день в базе рекламных профессий насчитывается около 50 позиций. В табл. 1 дано их перечисление с разбивкой по основным участникам рекламного процесса.
Таблица 1
Список профессий в рекламе и PR
№ Название профессии
В организациях-рекламодателях
1 Коммерческий директор
2 Директор / Менеджер по маркетингу
3 Директор / Менеджер по продажам
4 Директор по рекламе и связям с общественностью
5 Директор / Менеджер по корпоративным отношениям
№ Название профессии
6 Директор / Менеджер по репутации
7 Бренд-менеджер
8 Менеджер по работе с клиентами
9 Пресс-секретарь
10 PR-менеджер
11 Менеджер по спонсорству и партнерским программам
12 Менеджер по рекламе
13 Менеджер по стратегии продвижения
14 Мерчандайзер
15 Супервайзер
16 Менеджер по выставкам
17 Стендист
В организациях-рекламопроизводителях, рекламных и коммуникационных агентствах
18 Директор рекламного агентства
19 Креативный директор
20 Арт-директор
21 Копирайтер / текстовик
22 Менеджер проекта
23 Менеджер по производству рекламных материалов
24 Медиабайер
25 Медиапланер
26 Дизайнер рекламы / Художник рекламы
27 Макетист / Верстальщик рекламы
28 Фотограф
29 Промоутер
В организациях-рекламораспространителях, СМИ
30 Директор по рекламе / Руководитель рекламной службы
31 Менеджер по продаже рекламы
32 Медиаселлер
33 Менеджер по работе с клиентами
34 Менеджер по размещению рекламы
35 Менеджер по специальным проектам
Окончание табл. 1
№ Название профессии
36 Журналист
37 Финансовый менеджер рекламной службы
38 Менеджер баз данных
39 Web-редактор рекламы
40 Web-дизайнер рекламы
41 Контент-менеджер
42 Рекламный агент
43 Оптимизатор заголовков
44 Макетист / Верстальщик рекламы
В исследовательских компаниях по рекламе и PR
45 Директор исследовательской компании
46 Медиаисследователь / медиаресеч
47 Медиааналитик
48 Маркетолог-аналитик
49 Рекламный аналитик
50 Социолог рекламы
Предлагаю всем желающим присоединиться к данному проекту и внести свой вклад в пополнение данного списка.
Кроме того, хотелось бы привлечь наших преподавателей и практиков рекламного бизнеса к разработке таких ролевых игр, как «Отдел рекламы фирмы», «Рекламное агентство», «Рекламная служба газеты», «Исследовательский центр рекламы», которые помогут лучше сориентироваться студентам в выбранных профессиях.