Научная статья на тему 'Дисциплина «Введение в специальность» и выбор профессии в рекламе и PR'

Дисциплина «Введение в специальность» и выбор профессии в рекламе и PR Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1011
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Андреева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Введение в специальность» и выбор профессии в рекламе и PR»

Дисциплина «Введение в специальность» и выбор профессии в рекламе и PR

М.В. Андреева,

кандидат психологических наук, доцент кафедры связей с общественностью

Информация о профессиях

Каждый из нас хочет найти достойную профессию, добиться успеха и быть счастливым. Трудно лишь решить какой должна быть эта профессия. Даже у тех, кто получил сравнительно неплохую профессию, появляется склонность искать нечто более интересное, приносящее большее удовлетворение.

Те, кто поступил учиться в наш Университет печати на факультет Рекламы и связей с общественностью выбрали профессиональное направление - реклама и связи с общественностью. Но это только первый шаг на пути профессионального выбора. В сфере рекламы и связей с общественностью десятки профессий, зачастую таких разных и непохожих друг на друга, но, тем не менее, связанных между собой и обеспечивающих разные этапы, стороны, аспекты рекламно-коммуни-кационного процесса.

Для того чтобы познакомить студентов с широким разнообразием профессий, существующих в сфере рекламы и ПР, в учебный план первого семестра введена дисциплина «Введение в специальность».

Дисциплина «Введение в специальность»

Дисциплина «Введение в специальность» относится к числу обязательных дисциплин вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 031600.62 - «Реклама и связи с общественностью».

Цель данного курса - дать базовые понятия и сформировать представление о рекламе и связях с общественностью (Public

Relations - PR), как отдельной сфере общественной и хозяйственной жизни, определить специфику и дать представление о спектре профессий в сфере рекламы и связей с общественностью, помочь определиться с выбором специализации и задать вектор профессионального развития.

Основные задачи курса призваны:

• раскрыть сущность основных определений и понятий сферы рекламы и связей с общественностью;

• представить современное состояние рекламной отрасли;

• познакомить студентов с различными видами рекламных и информационных продуктов и процессов;

• сформировать представление об основных участниках рекламного процесса и их функциональных ролях;

• познакомить с профессиями в рекламном деле и связях с общественностью, функциональными и квалификационными требованиями, должностными правами и обязанностями рекламного персонала.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

• сущность рекламы и связей с общественностью;

• основные виды и формы рекламы;

• рекламный процесс, его структуру, этапы и участников;

• специфику различных медиа-предприятий;

• виды и особенности различных рекламных профессий и функциональные обязанности рекламного персонала;

уметь:

• ориентироваться во взаимодействии с участниками рекламного процесса;

• осуществлять всесторонние коммуникации с масс-медиа;

• участвовать в осуществлении рекламных и PR-проектов;

• строить личную профессиональную карьеру;

владеть:

• навыками организации личной профессиональной работы;

• приемами управления рекламными и PR-проектами;

• информационными потоками в сфере рекламы и PR;

• навыками работы на разных профессиональных позициях -рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспрос-транителя, исследователя рекламы и связей с общественностью.

Профессии в рекламе

То, что профессионально определиться в рекламном деле не просто, подтверждает широкое разнообразие участников рекламного рынка. Одновременно это - специализированные и универсальные

организации, реализующие стратегические и тактические задачи с помощью массовых и индивидуальных решений, обеспечивающих производственные и творческие процессы. Отсюда широта спектра рекламных профессий, их функционала, специализированных должностных и кадровых позиций.

Для профориентации можно предложить несколько подходов. Первый связан с позицией участника рекламного процесса. Будущим рекламистам стоит определиться «на чьей стороне они хотели бы играть». Выступать как заказчики рекламы - рекламодатели, как рек-ламопроизводители, т. е. на стороне рекламных и коммуникационных агентств, как рекламораспространители, т. е. на стороне СМИ, и как исследователи рекламы и связей с общественностью, т. е. в структуре исследовательских кампаний.

Второй подход строится исходя из ориентации на функциональную специализацию рекламного персонала. Это могут быть - организаторы рекламной и PR-работы либо создатели рекламы, либо коммуникаторы, либо медиапланировщики, либо производители рекламного продукта, либо распространители рекламного продукта, либо исследователи рекламы.

При первом и втором подходах функционал отдельных профессий и должностей может совпадать. Например, редактор web-рекла-мы найдет себе место и в коммерческой, и в некоммерческой структурах, и в РА, и в СМИ. То же касается и создателей рекламы - продуцирования идеи, написания текстов, дизайна, верстки, фотографии. А вот специализация по медиаланированию, размещению, покупке и продаже рекламы явно ведет на работу в РА или СМИ.

Конечно, выбор того или иного направления реализации себя в профессии связан с целым комплексом объективных и субъективных предпосылок. Но, пожалуй, в первую очередь определяющее значение имеют личные качества студента.

Оценка своих навыков и личностных качеств

У каждого студента в ходе освоения дисциплины «Введение в специальность» должно сложиться более ясное представление о том, какая профессия подходит ему лично, больше всего. Кроме того, данная дисциплина готовит к пониманию основных терминов, понятий бизнеса, обеспечивает успех в любой организации, и коммерческих, и некоммерческих структурах, государственных органов и органов местного самоуправления.

Чем раньше будет проведен анализ личных интересов, навыков и ценностей, тем выше потенциал самореализации в профессии, тем выше шанс выбрать профессию, которая удовлетворяла студента в личном плане.

С учетом этих потребностей на сегодняшний день используется практика специального тестирования. Из литературы известно о применении за рубежом в сотнях колледжей специализированных компьютерных тестов, таких как SIGI (Система диалоговой профориентации и информации) и DISCOVER.

Данные программы включают тесты на самооценку, создают индивидуальные перечни профессий, дают информацию о профессиях и необходимой подготовке. Было бы полезно и нам воспользоваться этими или подобными программами на начальной стадии курса, чтобы изучая различные аспекты рекламного бизнеса, можно было определить, какие из них более соответствуют интересам и навыкам студентов.

Для ориентации в профессии важны мотивы выбора профессии в сфере рекламы и PR. Необходимые личные качества для профессии рекламы и PR. Кадровая политика в сфере рекламы и PR. Современные требования к квалификации рекламного персонала. Российский кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций.

Тенденции развития профессий в рекламе и PR

Сегодня отрасль рекламы и PR, как и вся коммуникационная сфера, претерпевает серьезные технологические, социальные и организационные изменения. Цифровые и мобильные технологии, масштабы и высокая степень освоения виртуального пространства, мультимедийного и интерактивность каналов распространения рекламы и информации, развитие социальных сетей и соцжурналистики накладывают свои требования к качеству персонала. Среди основных требований - компьютерная грамотность и знание профильного программного обеспечения; работоспособность и стрессоустойчивость; высокая адаптивность и широкая информированность.

Две доминирующие тенденции в профессиональной сфере.

Первую тенденцию можно назвать - «универсальный солдат». При достаточно высоких требованиях к специальным знаниям и навыкам на лицо рост требований к универсальности специалиста. Например, современный журналист должен быть способен работать с любыми медиа, писать тексты для телевидения, радио, прессы и Интернета, а также фотографировать и снимать видеосюжеты.

Вторая тенденция связана с появлением новых технологических платформ, и как следствие этого, появление новых, ранее не существовавших профессий. Например, некоммерческая организация Center for Sustainable Journalism насчитала 11 новых вакансий для СМИ. Среди них такие, как:

• оптимизатор заголовков, это тот, кто занимается поисковой оптимизацией контента для увеличения трафика из поисковиков;

• редактор социальных медиа (Social Media Reporter / Aggregator) это тот, кто использует социальные сети для сбора информации и проверки фактов;

• исследователь контента (Story Scientist) занимается тем, что изучает поведение пользователей в социальных сетях и помогает редакции готовить материалы, которые будут там хорошо распространяться;

• редактор инфографики (Data Detective) ищет статистические данные и представляет их в доступном для читателей виде;

• главный хранитель (Curator in Chief) следит за тем, чтобы сбор информации по источникам, а также ее хранение было правильно организовано;

• Журналист-популяризатор (Explanatory Journalist) отвечает на вопросы, которые остаются даже в эпоху, когда СМИ работают в режиме 24/7;

• специалист по вирусному маркетингу (Viral Meme Checker / Viral Video Maker) следит за тем, что циркулирует в Интернете, препятствует негативной информации и создает контент, который распространяется в соцсетях и блогах;

• специалист по слайд-шоу (Slideshow Specialist) готовит визуальную информацию и презентации;

• специалист по гражданской журналистике (Networker / Engager) участвует в социальнозначимых и резонансных проектах;

• создатель электронных книг (E-Book Creator);

• веб-разработчик (Web Developer).

В новом учебном году студентам будет предложено поучаствовать в исследовательском проекте «Энциклопедия профессий в рекламе и PR». На сегодняшний день в базе рекламных профессий насчитывается около 50 позиций. В табл. 1 дано их перечисление с разбивкой по основным участникам рекламного процесса.

Таблица 1

Список профессий в рекламе и PR

№ Название профессии

В организациях-рекламодателях

1 Коммерческий директор

2 Директор / Менеджер по маркетингу

3 Директор / Менеджер по продажам

4 Директор по рекламе и связям с общественностью

5 Директор / Менеджер по корпоративным отношениям

№ Название профессии

6 Директор / Менеджер по репутации

7 Бренд-менеджер

8 Менеджер по работе с клиентами

9 Пресс-секретарь

10 PR-менеджер

11 Менеджер по спонсорству и партнерским программам

12 Менеджер по рекламе

13 Менеджер по стратегии продвижения

14 Мерчандайзер

15 Супервайзер

16 Менеджер по выставкам

17 Стендист

В организациях-рекламопроизводителях, рекламных и коммуникационных агентствах

18 Директор рекламного агентства

19 Креативный директор

20 Арт-директор

21 Копирайтер / текстовик

22 Менеджер проекта

23 Менеджер по производству рекламных материалов

24 Медиабайер

25 Медиапланер

26 Дизайнер рекламы / Художник рекламы

27 Макетист / Верстальщик рекламы

28 Фотограф

29 Промоутер

В организациях-рекламораспространителях, СМИ

30 Директор по рекламе / Руководитель рекламной службы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Менеджер по продаже рекламы

32 Медиаселлер

33 Менеджер по работе с клиентами

34 Менеджер по размещению рекламы

35 Менеджер по специальным проектам

Окончание табл. 1

№ Название профессии

36 Журналист

37 Финансовый менеджер рекламной службы

38 Менеджер баз данных

39 Web-редактор рекламы

40 Web-дизайнер рекламы

41 Контент-менеджер

42 Рекламный агент

43 Оптимизатор заголовков

44 Макетист / Верстальщик рекламы

В исследовательских компаниях по рекламе и PR

45 Директор исследовательской компании

46 Медиаисследователь / медиаресеч

47 Медиааналитик

48 Маркетолог-аналитик

49 Рекламный аналитик

50 Социолог рекламы

Предлагаю всем желающим присоединиться к данному проекту и внести свой вклад в пополнение данного списка.

Кроме того, хотелось бы привлечь наших преподавателей и практиков рекламного бизнеса к разработке таких ролевых игр, как «Отдел рекламы фирмы», «Рекламное агентство», «Рекламная служба газеты», «Исследовательский центр рекламы», которые помогут лучше сориентироваться студентам в выбранных профессиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.