Научная статья на тему 'Реализация законодательных актов в PR-деятельности российских специалистов'

Реализация законодательных актов в PR-деятельности российских специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3686
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PR-СЛУЖБА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕКЛАМА / СМИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / АВТОРСКОЕ ПРАВО / PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маршанская Мария Александровна

В статье автор рассматривает каким образом осуществляется реализация законодательных актов в деятельности по связям с общественностью. Кроме того в статье исследуются правовые методы обеспечения информационной безопасности. Автор рассматривает различные юридические документы, регулирующие деятельность не только PR-специалиста, но и других схожих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация законодательных актов в PR-деятельности российских специалистов»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2011. № 2(10)

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ В PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

© М. А. Маршанская

Маршанская Мария Александровна

студентка факультета государственного и муниципального управления Международный Институт Рынка г. Самара

В статье автор рассматривает каким образом осуществляется реализация законолательных актов в ле-ятельности по связям с общественностью. Кроме того в статье исслелуются правовые метолы обеспечения информационной безопасности. Автор рассматривает различные юрилические локументы, регулирующие леятельность не только PR-специалиста, но и лругих схожих профессий.

Ключевые слова: связи с общественностью, PR-служба, информационная отрасль права, информационная безопасность, реклама, СМИ, госуларствен-ная тайна, авторское право, PR-леятельность.

Понятие Public Relations (в дальнейшем PR) появилось относительно недавно. Впервые словосочетание «связи с общественностью» бышо использовано в 1807 году президентом США Томасом Джефферсоном в черновике «Седьмого обращения к Конгрессу»1.

В России же о PR услышали лишь спустя век, в конце 90-х годов. Тогда общество перешло на рыночную экономику, и появилась потребность в продвижении товара, организации, личности и т. д.

В этой сфере деятельности нашли себе применение разные специалисты: политологи, маркетологи, журналисты, социологи и филологи. Изучив, данную деятельность из-

1 Кочеткова А. В. Теория и практика связей с общественностью / А. В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я Л. Скворцов, А. С. Тарасов. СПб. : Питер, 2009. 240 с.

нутри они стали внедрять ее в учебные планы многих вузов. В итоге на сегодняшний день по всей стране учат специалистов по PR, и эта специальность становится все более востребованной на российском рынке.

В современном обществе любая деятельность подлежит регулированию. Будь это правовое регулирование или самоконтроль в любом случае специалист находится в рамках, наложенных государством или обществом на его деятельность.

Конечно, PR-специалисты учитывают существующие профессиональные кодексы, которые были разработаны не только для Российских агентств, но и имеют международное распространение. Но, этого не всегда оказывается достаточным. Довольно часто специалисты по связям с общественностью в своей практической деятельности сталкиваются со спорными ситуациями, в ряде случаев возникают конфликты, которые могут быть урегулированы сторонами лишь в судебном порядке. В основном это происходит из-за того, что во многих случаях специалисты по PR не уделяют должного внимания вопросам этики и не рассматривают их как проблемные теоретические вопросы.

Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Во избежание судебных разбирательств и других нежелательных ситуаций PR-специалисты должны всегда принимать во внимание правовые последствия любого события, в котором они принимают участие.

Однако законодательных актов регулирующих именно деятельность по связям с общественностью не существуют. Составление юридического документа регулирующего PR-деятельность осложнено тем, что работа специалиста в данной области достаточно многогранна. Более того до сих пор не существует единого нормативного определения связей с общественностью. Существует большое количество определения Public Relations, но они либо слишком короткие, что не позволяет отразить различие данной профессии от смежных видов деятельности, либо оно слишком длинное, что не подходит для юридического закрепления.

Нормативно-правовые акты составляющие юридическую основу функционирования PR лишь частично отражены в достаточно новой отрасли права — информационной2.

А так как оно только начинает складываться, говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, еще рано. Задачей PR-службы любой организации является сбор и распространение сведений о различных учреждениях (государственных учреждения, общественные организации, предприятия, партнеры и конкуренты). Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права физических и юридических лиц «свободно искать, по-

2 Правовое обеспечение информационной безопасности:учебное пособие для вузов/ С. Я. Казанцев, О. Э. Згадзай и др. ; под ред. С. Я. Казанцева. М. Академия, 2005. 238 с.

лучать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства3.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.

Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, мы можем найти в различных законодательных актах. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене», «Об общественных объединениях», Об основных гарантиях избирательных прав», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, некоторые положения Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений.

С какими бы задачами не сталкивался специалист, он должен учитывать сферу деятельности организации, для которой проводит РИ- кампанию.

Например. Для брендинга, фирменного стиля, корпоративной культуры очень важно законодательство «О правах на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» (глава 76 ГК РФ).

Для политического РИ — выборное законодательство, регулирующее деятельность политических партий в период предвыборных кампаний и между ними.

Для банковской деятельности — соответственно о банках и банковской деятельности, о ценных бумагах, о ЦБ РФ и т. п.

Одним из немногих актов, нормативно признававших и закреплявших появление и существование в России связей с общественностью, являлся Указ Президента РФ от 14 сентября 1996 г. № 1356 «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью». Данный юридический документ был призван обозначить статус, основные функции и задачи управления, регулировать вопросы взаимодействия с другими структурами Администрации Президента РФ, а также с федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами власти субъектов РФ. Однако на сегодняшний день данный акт уже не действует4.

3 Варакуга С. А. Связи с общественностью : учеб. пособ / С. А. Варакуга, Ю. Н. Егоров. М. : ИНФРА-М, 2004. 246 с.

4 СЗ РФ. 1996. № 38. Ст. 4413; 2000. № 36. Ст. 3636.

Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» устанавливает целый ряд общих и специальных требований к рекламе. Этот закон не допускает использование недобросовестной, недостоверной, неэтичной и других видов нелегитимной рекламы. В соответствующих статьях Закона содержится достаточно полная характеристика этих видов5.

Но, при проведении отдельных рекламных акций, кампаний по продвижению большинством служащих РИ отделов допускаются нарушения действующего законодательства. Часто используются отдельные нелегитимные виды рекламы; нарушаются правила распространения рекламы в радио- и телепрограммах, а также в периодических печатных изданиях. Не редко пиарщики не соблюдают законодательно установленные ограничения на использование наружной рекламы; нарушают правила рекламы отдельных видов товаров (алкогольных напитков, табака и табачных изделий, медикаментов, медицинской техники, методов лечения, оружия, военной техники и др.); не соблюдают регламентированные законом правила рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг и т. д.

Наиболее серьезным нарушением действующего законодательства является, использование заведомо ложной рекламы. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за применение заведомо ложной рекламы. В частности, в статье 182 говорится, что лицо, использующее в рекламе заведомо ложную информацию относительно товаров, работ и услуг, а также их изготовителей в корыстных целях подвергается штрафным санкциям, либо обязательным работам, либо аресту, вплоть до тюремного заключения сроком до двух лет.

Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответственности не только за распространение ложной рекламы, но и за другие нарушения при осуществлении рекламной деятельности. На рекламодателе лежит ответственность за содержание рекламы. За подготовку и оформление рекламы отвечает рекламопроизводитель, а рекламораспространитель несет ответственность за время, место и средства размещения рекламы. Например, недостоверная реклама чаще является виной рекламодателя, скрытая реклама с использованием технических средств — рекламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы — виной рекламораспространителя.

Если реклама имела те или иные нарушения, РИ-специалист обязан в кратчайшие сроки предоставить контррекламу, которая представляет собой опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий (Ст. 2 Федерального закона «О рекламе»).

За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.

При этом если нелегитимная реклама принесла ущерб заказчику, если были ущемлены его права и интересы, он имеет право в судебном

5 Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду и компенсацию морального вреда6.

Работа специалистов по связям с общественностью имеет информационную базу.

Предоставляя на общественное обозрение ту или иную информацию, специалист обязан помнить, что в данном материале он не имеет права использовать конфиденциальную информацию, коммерческую тайну предприятия или государственную тайну7.

Для сохранения собственных рыночных позиций, конкурентных преимуществ и делового имиджа руководители и специалисты любой компании должны стремиться к построению системы защиты информации при организации связей с общественностью.

В Гражданском Кодексе РФ (часть первая, ст. 139, п. 1) указано, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

С другой стороны, сведения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья населения, или приносящих вред окружающей среде не подлежат засекречиванию. В противном случае наступает ответственность в соответствии со ст. 237 УК РФ..

Зачастую за пределы предприятия или организации просачивается конфиденциальная информация. В большинстве случаев это происходит по ошибке персонала, которая возникла вследствие незнания правил защиты тайны или непонимания необходимости их выполнения при установлении и поддержании связей с различными категориями общественности. Но нужно учитывать и тот факт, что в некоторых случаях утечка коммерческой информации происходит в результате сознательных действий персонала, мотивацией которых могут быть взятка, месть, шантаж и т. д.

Здесь некоторые предприятия пытаются самостоятельно предпринять предупреждающие меры:

• эффективная система обучения сотрудников правилам и способам защиты коммерческой тайны;

• оформление письменных обязательств работников о неразглашении определенной информации;

• выдача специальных предупреждений об ответственности и т. д.

Но когда ситуация выходит за рамки дозволенного, в отношении работника применяется статья 183 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений так же имеет административное наказание. А также современное российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение и ис-

6 Варакута С. А, Егоров Ю. Н. Связи с общественностью...

7 Иванова К. А. Бесценные советы для настоящего РИ-менеджера. СПб. : Питер, 2006. 144 с.

пользование информации при установлении и поддержании связей с различными категориями общественности с помощью традиционных средств коммуникации.

Известно, что под интеллектуальной собственностью подразумеваются творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символика, названия, изображения и образцы, используемые в торговле. Соответственно, пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т. п. также являются произведениями, охраняемыми законодательством об интеллектуальной собственности.

Не стоит забывать и о потребителях, которые являются основной целевой аудиторией производственных, торговых и других организаций. Поскольку потребитель не всегда ориентирован в технических, экономических и юридических вопросах он является незащищенной стороной. Поэтому при работе с общественностью РИ-специалист должен учитывать их права и интересы, должен избегать ситуаций, которые могут повлечь за собой различные конфликтные ситуации или спорные вопросы, также помнить, что в России права потребителей входят в число гарантируемых государством прав. В работе с населением специалист может опираться на следующие законодательства:

• 7 апреля 1992 г. в России был принят закон «О защите прав потребителей», который по праву считается одним из первых рыночных законов, имеющих непосредственное отношение к преобразованиям в экономике. Законодательство о защите прав потребителей не ограничивается только данным Законом. Оно регулирует достаточно широкий круг правоотношений и потому тесно взаимосвязано с нормативными актами других отраслей права;

• «О стандартизации»;

• «О сертификации продукции и услуг»;

• «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др.

Специалисты, работающие во внутриорганизационных РИ-отделах должны по возможности использовать в своей деятельности российское законодательство регулирующие права и защиту потребителей. В соответствии с данным законодательством общественности должна быть представлена информация об изготовителе, он должен знать фирменное наименование организации-изготовителя, место ее нахождения и режим ее работы. Частный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании организации (ст. 7 Закона о защите прав потребителей9).

Если же правила предоставления информации специалистами по связям с общественностью не соблюдаются это чревато негативными послед-

8 Российская газета. 1992. 7 апреля.

ствиями. Во-первых, имидж организации в глазах потребителей может упасть и как следствие может появиться недоверие к предоставляемым услугам/товару.

Во-вторых, это может затруднить взаимодействие с поставщиками, инвесторами, кредиторами и акционерами.

При предоставлении информации об организации будь это электронные каналы коммуникации (телевидение, радио, интернет), печатные средства массовой коммуникации или выход на потребителя напрямую (ярмарки, выставки) она должна быть достоверной и не должна вызывать сомнений.

РИ-деятельность также учитывает интересы не только потребителей, но и производителей. Именно от РИ-отдела зависит качество корпоративного сотрудничества. При взаимодействии с государственными, общественными и профсоюзными организациями, политической сферой и СМИ РИ-специалист может использовать законодательства, касающиеся предпринимательской деятельности:

• Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.;

• Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 17 июля 1998 г. и др.

Для того чтобы ориентироваться в правовом пространстве связей с общественностью, необходимо быть готовым к комплексному анализу существующей законодательной базы.

Неграмотный в правовом отношении РИ-менеджер может серьезно навредить своей компании, ее имиджу и репутации. Чтобы избежать ошибок он должен знать законодательство, регулирующее сферу его деятельности, а также должен обладать элементарной юридической грамотностью и правовой культурой.

Итак, из выше представленного материала вытекает то, что РИ-деятельность должна не только саморегулироваться с помощью «этического кодекса» РИ-специалиста, но и регламентироваться на законодательном уровне. Сами же РИ-специалисты, должны, во-первых, не пренебрегать своими профессиональными обязанностями, а во-вторых, должны не просто иметь представление, но хорошо разбираться в действующем законодательстве, чтобы в будущем избежать ошибок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кочеткова, А. В. Теория и практика связей с общественностью / А. В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов, А. С. Тарасов. — СПб. : Питер, 2009. — 240 с.

2. Правовое обеспечение информационной безопасности : учеб. пособие для вузов/ С. Я. Казанцев, О. Э. Згадзай и др. ; под ред. С. Я. Казанцева. — М. : Академия, 2005. — 238 с.

3. Варакуга, С. А. Связи с общественностью : учеб. пособие / С. А. Варакуга, Ю. Н. Егоров. — М. : ИНФРА-М, 2004. — 246 с.

4. СЗ РФ. — 1996. — ц 38. — Ст. 4413; 2000. — ц 36. — Ст. 3636.

5. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 ц 38-Ф3 // СЗ РФ. — 2006. — ц 12. — Ст. 1232.

6. Иванова, К. А. Бесценные советы для настоящего РИ-менеджера. — СПб.: Питер, 2006. — 144 с.

7. Российская газета. 1992. 7 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.