Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как один из факторов реализации компетентностного подхода'

Дистанционное обучение как один из факторов реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / COMPETENCE APPROACH / REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машин В. Н.

В статье рассматривается организация дистанционного обучения в контексте современного образования, определяются характерные черты и ключевые особенности дистанционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS ONE OF THE FACTORS OF COMPETENCE APPROACH REALIZATION

The paper deals with distance learning as one of the factors of competence approach realization

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как один из факторов реализации компетентностного подхода»

УДК 371 (075)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В.Н. Машин

В статье рассматривается организация дистанционного обучения в контексте современного образования, определяются характерные черты и ключевые особенности дистанционного обучения

Ключевые слова: организация, дистанционное обучение, современное образование

Анализ развития университетского

образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также в процессе становления в сфере образования рыночных отношений формируются новые модели

университета. В них объединяются традиционное образование и несколько основных типов

институциональных форм (организационных

структур) дистанционного обучения. Это такие институциональные формы, как подразделения дистанционного обучения в традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты.

Традиционные университеты обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать центрами по разработке современных дистанционных университетских курсов.

Такие подразделения дистанционного обучения могут, во-первых, разрабатывать и доставлять дистанционные курсы в рамках своего университета, особенно когда университетские здания расположены на значительном расстоянии или имеются филиалы в разных городах; во-вторых, разрабатывать дистанционные курсы для рынка образовательных услуг.

Дистанционное обучение (ДО) - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Дистанционное обучение от

традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты.

Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.

Машин Валентин Николаевич - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», канд.пед. наук, доцент, e-mail: vmashin@bk.ru

Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, то есть без отрыва от производства.

Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.

Экономичность. Эффективное

использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль про преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и

контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

При дистанционном обучении средства обучения значительно шире и кроме традиционных включают такие, как: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; учебные аудио-, видеоматериалы и многие другие.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд отличий и преимуществ В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по

электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационносправочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, что позволяет комплексно использовать их для

самостоятельного получения и контроля знаний обучаемыми.

Компьютерные обучающие системы -программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе ДО и позволяют:

- индивидуализировать подход и

дифференцировать процесс обучения;

- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и образ ной связью;

- обеспечить самоконтроль и

самокоррекцию учебно-познавательной

деятельности;

- сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

- демонстрировать визуальную учебную информацию;

- моделировать и имитировать процессы и явления;

- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

- прививать умение принимать

оптимальные решения;

- повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

- передавать культуру познания и т. д.

Учебные аудио- и видеоматериалы

записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию, и совокупность компьютеров, со-

единенных каналами связи.

Глобальная сеть Intemet является

интегральным средством, широко используемым в ДО.

В педагогической практике вузов выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др.

Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио и видео - кассеты, CD-ROM - диски и т. д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру,

сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Семинары ДО являются активной формой учебных занятий, проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют вступить в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.

Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект,

внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе они требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторно го практикума за счет использования мультимедиа-технологий ГИС-технологий, имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явлении которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контроль ДО - это проверка результатов

теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. ВДО оправдал себя и заслужил признание тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Студен [ должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.

Реализация программы создания ЕСДО даст следующие результаты:

- значительно расширится круг потребителей образовательных - услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселенных регионах, и районах, удаленных от научных и культурных центров страны;

- учитывая, что программы и курсы ДО создаются ведущими преподавателями и учеными страны и распространяются по всей п территории, повысится качество обучения слушателей, студентом и школьников независимо от их местонахождения;

- развертывание ЕСДО обеспечит создание дополнительны- рабочих мест для персонала, обслуживающего ДО, разработчиком и производителей технических средств для ЕСДО;

- специальные курсы ДО, предназначенные для повышения кип лификации и переподготовки кадров, помогут в решении проблемы занятости и позволят повысить уровень подготовки специалистом быстрее реагировать на меняющиеся социально-экономические условия;

- программы и курсы психологической

поддержки, подготовленные психологами совместно со специалистами-предметниками (юристами, экономистами, врачами и др.), помогут многим категориям населения, в первую очередь - безработным, верно сориентироваться в меняющейся социально-экономической

обстановке, будут содействовать направлению энергии людей в конструктивное, а не деструктивное русло и окажут положительное воздействие на снижение социальной напряженности;

- поскольку стоимость обучения одного студента или слушателя, получающего образование в ЕСДО, примерно в два-три раза ниже стоимости традиционного обучения, при развертывании ЕСДО затраты на подготовку специалистов сократятся, и при обучении только 300 тысяч студентов прямые затраты окупятся в течение двух-трех лет;

- техническое оснащение ЕСДО обеспечит заказами наукоемкие производства России, связанные с радиоэлектроникой, информатикой, аэрокосмическим комплексом;

- предоставляя зарубежным странам образовательные услуги нового типа, основанные на передовых технологиях, российское государство получит дополнительные валютные поступления;

- развитие ЕСДО будет способствовать

продвижению новых российских

образовательных, информационных и

коммуникационных технологий на мировой рынок, что даст экономический эффект и повысит престиж страны.

Литература

1. Комарова, Э.П. Психолого-

педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.

2. Комарова, Э. П. Эмоциональный контекст

общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова// Вестник Воронежского государственного технического

университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

3. Коваль Н.А. Духовно-профессиональное

развитие личности специалиста в гуманитарной среде вуза

- Пенза: материалы всероссийской научно прак.

конференции: Теоретико-методологические и

технологические основы педагогики и психологии профессионального образования России, 2005. - 378 с. С. 3-10

Военный учебно-научный центр ВВС «Военная Воздушная Академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

DISTANCE LEARNING AS ONE OF THE FACTORS OF COMPETENCE APPROACH

REALIZATION

V.N. Mashin

The paper deals with distance learning as one of the factors of competence approach realization Key words: distance learning, competence approach, realization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.