Научная статья на тему 'Дистанционное образование в вузе: архитектоника опыта в становлении субъекта'

Дистанционное образование в вузе: архитектоника опыта в становлении субъекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / REMOTE EDUCATION / SOCIALIZATION FACTORS / FUNCTIONAL DEPENDENCE / SOCIALIZATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлов Алексей Николаевич

С позиций синергетического подхода в статье рассматриваются герменевтические смыслы образования субъекта, субъективизация опыта и знания, психолого-педагогические аспекты социализации личности в условиях дистанционного образования в ВУЗе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: EXPERIENCE ARCHITECTONICS IN SUBJECT FORMATION

From synergetic approach positions, subject education hermeneutical meanings, experience and knowledge subjectification, psycho-educational aspects of individual socialization in higher education institution of remote education conditions are viewed in the article

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в вузе: архитектоника опыта в становлении субъекта»

УДК 378.1

UDC 378.1

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: АРХИТЕКТОНИКА ОПЫТА В СТАНОВЛЕНИИ СУБЪЕКТА

Самойлов Алексей Николаевич, к.т.н., доцент

Технологический институт Южного Федерального университета, Таганрог, Россия

С позиций синергетического подхода в статье рассматриваются герменевтические смыслы образования субъекта, субъективизация опыта и знания, психолого-педагогические аспекты социализации личности в условиях дистанционного образования в ВУЗе

Ключевые слова: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

REMOTE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: EXPERIENCE ARCHITECTONICS IN SUBJECT FORMATION

Samoylov Alexey Nikolaevich Cand.Tech.Sci., assistant professor

Taganrog Institute of Technology «South Federal University», Taganrog, Russia

From synergetic approach positions, subject education hermeneutical meanings, experience and knowledge subjectification, psycho-educational aspects of individual socialization in higher education institution of remote education conditions are viewed in the article

Keywords: REMOTE EDUCATION, SOCIALIZATION FACTORS, FUNCTIONAL DEPENDENCE, SOCIALIZATION MECHANISMS

Образование человека определяется его сформированным внутренним социокультурным опытом, знаниями, характером, в связи с чем при толковании смысла концепта «образование» учеными делались акценты на различных сторонах данного социокультурного феномена. Так, Х.-Г. Гадамер считал образование процессом формирования образа/образца; К. Ясперс был убежден, что образование - это форма жизни; Платон полагал, что образование - это формообразование человека.

Образование является не столько процессом реализации сущности человека, сколько перманентным процессом ее становления. Образование - это результат обучения; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Основным путем получения образования является обучение в системе учебных заведений.

Образование понимается как овладение интеллектуальными аналитическими знаниями и информацией, практическими навыками и

умениями. Традиционная модель образования построена на

представлении кумулятивного эффекта, на антитезе «технология -искусство». Субъект в образовании обладает определенным потенциалом, который необходимо раскрыть, создав для этого в воспитательном и обучающем процессе условия, не ограничивающиеся рамками известных технологий, но включающие способы его преобразования [2, 23].

Герменевтический смысл образования заключается в овладении субъектом опытом и знаниями и субъективизации опыта и знаний, самосознании [4, 209]. Под влиянием образования происходит изменение таких базовых операций познавательной деятельности, как восприятие и репрезентация. Характер репрезентации как использования в познавательной деятельности посредников (моделей, когнитивных артефактов, знаковых систем и т.д.) обусловлен ее вхождением в сферы познания через символические системы в науке. Человеческое восприятие, являющееся биологической сенсорной системой, зависит от интерпретационных принципов субъекта и управляется канонами, принятыми в культуре данного общества. Так, например, «визуальное

понимание» (по М. Вартофскому) осуществляется на основе стимуляции определенных «словесных индикаторов» [4, 210].

Образование является средством приобщения к «символическому универсуму», так как предполагает понимание и осмысление субъектом определенных вещей. Образованный человек отличается от других людей способностью ранжировать знания, классифицировать их, упорядочивать по образцам, структурировать по категориям, т.е. получать в чистом виде образовательное - «сущностное знание», систему легитимаций. Символический универсум - матрица всех значений - классифицирует феномены, связывает их в единое целое в историческом ракурсе. Вследствие этого возможно говорить об образовании как об интериоризации эталонов социальной деятельности.

Образованный человек владеет переходами между научными, учебными и обыденными теориями. Обучение субъекта подразумевает динамику знания, предполагающую связь и различие теоретического ряда и строя, наличие концептуальной границы [3, 78].

Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств в обучающей системе. При этом обучающая система - это аппаратурно-программный комплекс, предназначенный для обучения пользователей, основная задача которого состоит в эффективной передаче знаний в зависимости от степени подготовленности пользователей и их способности усваивать полученную информацию. Модель дистанционного образования представляет собой открытую социальную систему, имеющую

- заданную функциональную направленность (к обучаемым

могут быть отнесены различные категории граждан: люди с

ограниченными возможностями, инвалиды, школьники);

- технологии: Интернет, мультимедиа, интерактивность;

- ресурсную базу (преподаватели, ученые из различных вузов и

городов);

- систему контроля (цикличность);

- лицензионные программы (информационный кампус);

- образовательный портал.

Дистанционное образование находится в прямой зависимости от потребителя образовательных услуг, что явилось следствием произошедших в мире коренные изменений в экономической сфере: появления рыночной экономики. Производитель образовательных услуг нацелен на поиск потребителя своей продукции, продажу товара/услуги. Таким образом, потребитель, как источник финансирования, влияет на формирование рынка образовательных услуг. В саморегулирующейся

системе рынка, обладающей структурой, функциональными связями и имеющей определенные закономерности, важно сфокусировать внимание на личности (в интересах которой проводятся модернизация, оптимизация, алгоритмизация образовательного процесса), а также ее социализации, рассмотрения status quo.

Концепт «социализация» был введен в конце XIX века в значении «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человека к социальной жизни». Сегодня существуют два подхода к социализации:

- субъект-объектный (общество - субъект воздействия, а человек - его объект), предполагающий пассивную позицию человека в процессе социализации;

- субъект-субъектный рассматривающий человека как активного участника процесса социализации [5,12].

Сущность социализации состоит в приспособлении (социальной адаптации - процесс и результат становления индивида социальным существом) человека к условиям конкретного общества. Процесс социализации происходит под влиянием следующих факторов:

- макрофакторы (государство, формирующее «общий» образовательный и воспитательный заказ);

- мезофакторы (город, вносящий в образовательный стандарт региональный компонент);

- микрофакторы (семья и друзья, оказывающие локальное влияние на субъект, например, в выборе профессиональных предпочтений).

Важную роль в социализации играют агенты (в условиях дистанционного образования это преподаватели и сотрудники вуза), их интеллект, стиль мышления, характер. Функциональная зависимость социализации в субъект-объектной системе проявляется в том, что

эрудированный, ангажированный преподаватель способен расширить диапазон дистанционно обучаемых студентов за счет

1. Разработки принципиально новой модели дистанционного образования, включающей:

- структуру образовательной модели;

- содержание курса обучения;

- организацию курса обучения;

- форму организации учащихся;

- управление учащимися;

- тесты и проверки;

- оценку процесса обучения;

2. Целенаправленного создания условий для обучения студента, становления его как будущего специалиста:

а) учет психологических особенностей обучаемых;

б) поиск путей индивидуализации обучения;

в) применение инновационных технологий;

3. Стимуляции смыслового выбора, рефлексивного анализа/самоанализа объекта;

4. «Устной агитации»: реноме, портфолио, отзывы на

публичные

выступления (лекции, мастер-классы, тренинги и т.д.).

Социализация студента, обучающегося дистанционно, осуществляется с помощью следующих средств:

- продуктов материальной и духовной культуры;

- стиля и содержания общения;

- последовательного приобщения студента к видам и типам

отношений в сфере его жизнедеятельности (познание,

практика,

профессия и т.д.).

Механизмами социализации при дистанционном образовании являются: подражание, аккомодация, идентификация и обособление

личности, закономерная смена фаз адаптации, индивидуализация и

интеграция в процессе развития личности. Кроме названных механизмов, существуют психологические механизмы социализации, среди которых наиболее значимые

- рефлексия (внутренний диалог, позволяющий субъекту оценить, принять или отвергнуть те или иные ценности, свойственные различным институтам общества);

- традиционные механизмы социализации (усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его ближайшего окружения);

- институциональные механизмы социализации (СМИ, производственные, общественные структуры).

В связи с тем, что социализация может происходит стихийно и направленно, под влиянием одного или группы людей/государства, в процессе воспитания и саморазвития, можно утверждать, что социализация

- это перманентное развитие личности, обусловленное конкретными социальными условиями.

Дистанционное образование часто отождествляют с обучением и преподаванием. Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков; это то, что обучающийся получает от взаимодействия с учебным заведением в целом, с преподавателями, обучающимися. Преподавание отличается от обучения полюсами внимания: преподавание концентрирует внимание на входе учебного процесса, т.е. на том, что дается студенту, - содержании учебного процесса (знаниях, умениях, навыках). Обучение сосредоточивает внимание на выходе, т.е. на том, что получил студент, причем полученное оценивается обучающимся не

столько с точки зрения его содержания или интереса, сколько с точки зрения полезности осуществленного обучения для его настоящей или будущей деятельности. Преподавание отражает взгляд преподавателя на явления и процессы, обучение - взгляд обучаемого. Мнение преподавателя всегда шире и глубже, так как это взгляд эксперта. Для взгляда обучаемого характерна прагматичность, некоторая фрагментарность. В связи с тем, что преподаватель размышляет в основном дедуктивно, а студенты мыслят индуктивно, особенность дистанционного образования заключается в том, что студенты преимущественно обучаются тому, чего они не знают и не умеют.

В дистанционном образовании успешно используются информационные образовательные технологии, представляющие собой систему, интегрирующую опыт подготовки кадров и инновации и проектируемые в условиях стандартизации образования на основе следующих принципов:

- учета требования информационного общества к специалисту

с высшим образованием: профессиональная мобильность, владение

основами информационной культуры, открытость к новым знаниям;

- законосообразности в профессиональной деятельности;

- реализации достижений информационных технологий при разработке каждого структурного элемента.

Использование информационных образовательных технологий способствует

- формированию виртуальной мобильности преподавателя: способности к организации деятельности с другими субъектами научнообразовательного процесса в виртуальной образовательной среде в целях осуществления различных видов учебно-методической, научноисследовательской, инновационной деятельности;

- повышению качества преподавания;

- возрастанию доли самостоятельной работы студента, формированию интереса к профессии.

Виртуальная мобильность преподавателя вуза опосредована виртуальной образовательной средой дистанционного обучения, создаваемой в высшей школе. Основными субъектами виртуальной образовательной среды являются обучаемый (базовое звено on-line среды, или объект обучения); виртуальный/сетевой преподаватель - субъект обучения (проводит консультации, проверяет задания, оценивает работу студентов); педагог-куратор/тьютор (осуществляет контроль, помогает обучаемым в программной среде), администратор IT (обеспечивает функционирование системы, обеспечивает ее настройку, имеет доступ ко всем ресурсам). Эффективность виртуального образования зависит от эффективности взаимодействия всех перечисленных субъектов.

В настоящее время перенос центра внимания в дистанционном образовании должен быть с поиска правильных ответов на развитие умения субъекта самостоятельно решать проблемы (в том числе производственные, социальные, межличностные и др.). Наиболее комплексным и результативным методом обучения при этом является -обучение в условиях, приближенных к производственным, учитывающим нюансы технологической цепи;

- обучение собственным примером преподавателя;

- действие в решении задач в реальных условиях, что приведет к формированию знания как капитала и главного ресурса экономики.

Современный высокообразованный человек - это грамотный специалист, профессионал в своей области, обладающий необходимыми компетенциями. Общество нуждается в высокообразованных профессионалах. Профессионализм подразумевает владение человеком определенными технологиями (технологии бухгалтерского учета,

конструирования машин, изготовления товаров народного потребления, строительных работ, педагогические технологии и т.д.).

Концепт «компетентность» имплицирует наличие у субъекта образования набор компонентов, имеющих надпрофессиональный характер: такие качества личности как самостоятельность, креативность, коммуникабельность, способность принимать решения, абстрактное мышление, его гибкость, умение постоянно учиться и др.

Резюмируя сказанное, отметим, что для построения новой системы образования решающее значение имеет востребованность образования, его приоритетность, престиж образованности, профессионализма и компетентности. О положительном тренде в дистанционном образовании свидетельствует увеличение количества молодых людей, желающих обучаться в высших учебных заведениях, магистратуре, докторантуре, которые открывают доступ к фундаментальному, «конвертируемому» образованию, имеющему большой научный потенциал.

Преференции в образовательной деятельности дистанционного типа имеют крупные вузы, создающие научно-технологические парки, вовлекающие в развитие образования все образовательное пространство региона: человеческие ресурсы, научные организации, образовательные учреждения.

Список литературы

1. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики. Киев: МАУП, 2002. 168 с.

2. Быкасова Л.В., Федотова О Д. Потенциалцентрированный подход в педагогике // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С 22-29.

3. Канке В.А. Общая философия науки. М.: Омега-Л, 2009. 354 с.

4. Микешина Л. А. Философия познания. М.: Канон+, 2009. 559 с.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

6. Новиков А.М. Методология образования. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.