Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку в системе дистанционного образования'

Обучение иностранному языку в системе дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРИРОДОМОРФНАЯ МЕТАФОРА / ЗООМОРФИЗМ / КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бронзова Л. И.

Рассматриваются возможности и преимущества дистанционного обучения иностранному языку, проблемы создания дистанционного курса и изменение роли преподавателя в системе дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN SYSTEM OF REMOTE TRAINING

The article considers possibilities and advantages of distant foreign language teaching, problems of creation of a remote course and change of a role of the teacher in system of remote education.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку в системе дистанционного образования»

УДК 811.004

Л.И. Бронзова, канд. филол. наук, доц., зав. кафедрой, 8-910-944-10-62, lbronz@yandex.ru (Россия, Тула, ИЗУ ВПА)

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются возможности и преимущества дистанционного обучения иностранному языку, проблемы создания дистанционного курса и изменение роли преподавателя в системе дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, компьютерные технологии,

виртуальная языковая среда, иностранный язык.

В настоящее время вопросы дистанционного обучения в силу различных социально-экономических причин приобретают все большую актуальность. Многие люди нуждаются в более гибкой системе высшего образования, позволяющей получить основное или дополнительное образование, не прерывая основную деятельность, а также предоставляющей равные возможности жителям всех регионов, в том числе и удаленных от культурных и образовательных центров. Наряду с этим, все более очевидна потребность граждан в создании условий для непрерывного образования и подготовки, повышающих время их адаптации к требованиям рынка труда.

Происходящие в обществе процессы требуют изменений в системе образования, заставляют искать новые пути его развития, в которых определяющей является потребность отдельного человека. При этом достижение нового уровня доступности образования должно сопровождаться повышением его качества.

Задача эффективной организации процесса обучения в условиях практически самостоятельной учебной деятельности студентов, стоящая перед высшей школой в целом, осложняется особенностями обучения языку. Особенность дисциплины «иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений различных видов речевой деятельности (коммуникативная компетенция). К ним относятся умение извлекать достаточно полную информацию при чтении иноязычных текстов, умение понять собеседника, а так же выразить свою мысль устно и письменно. В силу специфики иностранного языка как предмета, психологических особенностей овладения им как средством общения невозможен прямой перенос в его преподавание моделей дистанционного образования лекционного типа, актуальных для теоретических дисциплин. В этой связи поиск оптимальных форм дистанционного обучения иностранному языку является приоритетной

задачей.

Эффективное дистанционное обучение иностранному языку должно строиться на базе специально спроектированной виртуальной языковой среды, включающей комплекс электронных образовательных и коммуникационных средств, которые позволяют организовать полноценное учебное взаимодействие разделенных пространством и временем субъектов учебного процесса. При этом дистанционное обучение должно обеспечивать качественный и количественный контроль успешности удаленного учебного процесса. Только в этом случае будут реализованы такие функции виртуальной образовательной среды, как информационно-обучающая, коммуникационная и контрольноадминистративная [1].

Программа по иностранному языку для неязыковых вузов в качестве основной цели обучения ставит практическое владение языком, при этом приоритетной задачей практического владения иностранным языком при дистанционной форме обучения является умение осуществлять поиск и извлекать информацию профессионального характера из оригинальных иноязычных источников. Возможности компьютерных технологий в обучении чтению и развитии навыков различных видов чтения огромны. Компьютер позволяет создать обширную текстовую базу и снабдить ее системой разнообразных упражнений, соответствующих каждому виду речевой деятельности.

Что касается профессионально-ориентированного общения, практика показала, что даже при владении достаточным словарным запасом и хорошем знании грамматических структур и правил их применения студенты испытывают значительные затруднения в процессе общения, при этом наблюдается некорректность речи обучаемых с точки зрения норм языка. Это вполне закономерно.

Как известно, в процессе разговора участвуют три его стороны (произносительная, лексическая, грамматическая) и три вида навыков, традиционно выделяемых методикой (фонетические, лексические и грамматические). Разделить их противоестественно. Изучение отдельных аспектов языковой системы приводит к тому, что живой язык предстает перед обучаемым как некий механический агрегат, состоящий из изолированных элементов, к которым прилагается ряд правил-инструкций по их соединению. Более того, навык, сформированный в неречевых условиях, не прочен и «не способен к переносу» [2]. Поэтому наиболее продуктивным представляется комплексный подход к обучению, который предполагает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в условиях, максимально приближенных к реальному общению. Именно компьютерные программы, сочетающие графическое изображение, звук, текстовой материал, способны

"погрузить" обучаемых в живой язык общения, способствовать формированию речевых навыков в условиях их функционирования. Они способны обеспечить употребление каждой отдельной грамматической формы в серии упражнений, где в меняющихся ситуациях реализуется одно и то же коммуникативное намерение. Тем не менее, в настоящее время при дистанционном обучении иностранному языку преобладают текстовые и графические формы предъявления учебного материала. Следовательно, при создании программ дистанционного обучения необходимо комбинировать аудиозапись, видеоизображения и текст.

Было бы ошибкой полностью игнорировать обучение письму при дистанционном обучении, так как письменное общение, письменная речь для взрослого образованного человека - насущная потребность. Однако обучение письму в этом случае исключает какие-либо формальные операции, например, специальную тренировку написания букв или слов для выработки техники письма. Здесь письменные задания должны всегда нести смысловую нагрузку и осуществляться в рамках личностного общения. И объем, и лексическая наполняемость могут варьироваться.

На начальном этапе важно, чтобы материал для реализации письменного задания содержался в учебных тестах и с помощью незначительных модификаций мог быть использован для ответов на предлагаемые вопросы. Речь идет не о каллиграфии: обучение орфографии проходит попутно, по принципу аналогии и имитации, то есть копирования слов и фрагментов текста. При дистанционном обучении письменные задания могут носить характер переписки в сети Интернет, обмен же письмами предполагает овладение письменным способом формулирования своих мыслей. Даже если в письмах будут использоваться готовые блоки из учебных текстов, употребление их будет сугубо индивидуальным: разные студенты употребляют разные фразы и в различном контексте. И еще один вид письма - тесты. Это проверка полученных знаний и сформированных навыков, поэтому здесь нет речи о формулировании собственных мыслей, но они требуют письменного употребления необходимых словоформ.

Следует особо остановиться на возможности автоматизации процедуры контроля знаний при использовании компьютерных технологий. Изучив полный курс и выполнив все упражнения и тесты урока или модуля, зарегистрированный обучаемый оценивается системой дистанционного образования как лицо, прошедшее данный урок полностью. Таким образом, решается задача удаленного контроля качества усвоения знаний и успеваемости. Технологии, лежащие в основе дистанционного обучения, освобождают преподавателя от утомительной проверки домашних заданий и контрольных работ, передоверяя это компьютеру. Кроме того, данное обстоятельство (наличие систем слежения

за полнотой и качеством прохождения курса) является мощным психологическим фактором, стимулирующим качественное освоение обучаемым иностранного языка.

Для учебного процесса, особенно в условиях дистанционного обучения взрослых, далеко не последнюю роль играет организация самой среды, в которой этот процесс происходит. На протяжении многих лет этими вопросами плодотворно занимался С.М. Зорин [3]. Исходя из того, что для максимальной активизации процесса обучения и творческих возможностей личности необходимы психофизиологическая поддержка учащихся, управление состоянием и вниманием, он разработал технические средства управления состоянием учащихся. К ним относится установка управляемого цветового климата для создания в учебной аудитории освещения необходимой яркости и спектрального состава, что особо важно в вечерние часы занятий. А это именно то время, когда обычно занимаются студенты заочной и дистанционной форм обучения.

Здесь возможности компьютера также не ограничены: создание на экране светодинамических композиций, которые, сочетаясь с конкретными звуками, музыкой, речью, будут задавать реальные условия для речевых ситуаций; использование фильмов-пауз для переключения внимания и релаксации студентов в процессе обучения и многое другое.

Все элементы технических средств управления состоянием служат средством повышения комфортности учебного процесса, защиты психики учащихся от перегрузок, предупреждения утомления и частичного снятия усталости, а также способствуют активизации потенциальных возможностей обучаемого.

Исходя из вышесказанного, очевидны преимущества дистанционного обучения иностранному языку. Студенты имеют возможность заниматься в удобном месте и в удобное для себя время, а также в своем собственном темпе и ритме, при этом расстояние от места нахождения обучающегося до университета не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Благодаря технической и содержательной интерактивности процесса, студенты могут взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Кроме того, из набора независимых курсов-модулей они имеют возможность формировать учебную программу, отвечающую своим индивидуальным потребностям. В результате этого снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования на осуществление обучения за счет максимально эффективного использования учебных площадей, времени и технических средств.

Однако, несмотря на несомненные достоинства средств мультимедиа и новейших компьютерных технологий, даже при дистанционном обучении не следует полностью отказываться от других способов обучения

иностранному языку. Следует отметить, что в рамках дистанционного обучения необходимо всестороннее использование компьютерных технологий и средств мультимедиа для проведения семинаров и конференций и в режиме реального времени. В случае замкнутой системы "компьютер - студент" или "преподаватель - студент" рассчитывать на формирование адекватной самооценки обучаемого не приходится. Активное взаимодействие учащихся в режиме реального времени порождает в каждом из них потребность в более точном восприятии себя самого и своих соучеников, что стимулирует процессы саморегуляции.

Коллективная познавательная деятельность развивает способность правильно воспринимать других и адекватно оценивать себя, результаты своей деятельности. Учебное взаимодействие с другими обучаемыми, пусть не в реальной, а в виртуальной "аудитории" дает возможность каждому правильно увидеть себя, прогнозировать поведение. Это особенно важно в силу специфики предмета "Иностранный язык".

При широком использовании компьютерных технологий акцент смещается от обучения (преподавания) к изучению. Студент становится центральной фигурой, на него возлагается основная ответственность за учение. Преподаватель перестает быть источником знаний, при дистанционном обучении эта роль переходит к созданным обучающим компьютерным программам. Он освобождается от попечительских функций и становится "проводником" обучаемого в процессе учения, его основной функцией становится организация и управление учебным процессом.

Организация обучение иностранному языку в системе дистанционного образования требует высоких трудозатрат на первых этапах создания курса, так как дистанционное обучение предъявляет новые требования к учебным материалам. Они должны быть доступными для восприятия; содержать постановку целей, требования к формируемым навыкам и умениям, четкие рекомендации и советы относительно того, что нужно делать, как избежать ошибок, на что обратить особое внимание. Разработанный курс должен содержать аутентичный фактический материал, широкий спектр ситуативных заданий и упражнений с опорой на образную наглядность; обеспечивать возможность многократного повторения материала в целях прочного его запоминания и формирования необходимого умения или навыка.

Процесс создания дистанционного курса проходит ряд этапов от формулировки исходной идеи и выделения главной цели до программирования и оцифровки содержания; создания изображений и звука; компоновки готовых материалов в модули и наладки навигации[4].

Принимая во внимание все вышесказанное, следует сделать вывод о

том, что дистанционное обучение - это шаг вперед. Однако необходимо разработать такую модель дистанционного обучения иностранному языку в вузе, которая позволила бы, сохраняя все его положительные элементы, справиться с некоторыми из перечисленных сложностей. Тем более, что с технической точки зрения препятствий для ведения дистанционного обучения учебными заведениями не существует. Необходимая для этого инфраструктура (Интернет, рабочие места пользователей, бесплатная программа аудио- и видеосвязи Skype) уже есть. При эффективной организации и широком распространении академической компьютерной сети, несмотря на высокую первоначальную стоимость разработки материалов, может быть достигнута экономичность и низкая стоимость обучения для каждого отдельного студента при большом числе студентов за счет экстенсивного использования одних и тех же учебных материалов и компьютерных обучающих программ.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учеб. пособие. М.: МГОУ, 2010. С. 6.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 640 с.

3. Зорин С.М. Интегральное искусство и обучение // Психологопедагогические аспекты интенсификации учебной деятельности: Практическое пособие / под ред. А.В. Петровского, Г.А. Китайгородской. М.: Изд-во МГУ, 1983. 123 с.

4. Астанин С. В. Особенности проектирования электронных методических материалов: учеб. пособие. Таганрог: ТРТУ, 2005. 240 с.

L.I. Bronzova

FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN SYSTEM OF REMOTE TRAINING

The article considers possibilities and advantages of distant foreign language teaching, problems of creation of a remote course and change of a role of the teacher in system of remote education.

Key words: remote training, computer technologies, virtual language environment, foreign language.

Получено 12.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.