Научная статья на тему 'Дистанционное образование в структуре информационного пространства российских университетов'

Дистанционное образование в структуре информационного пространства российских университетов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION SPACE / CLUSTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муханова Светлана Анатольевна

Предлагается анализ информационного пространства российской системы образования. В публикации представлены результаты исследования, которое позволило предложить классификацию университетов. Наше внимание сосредоточено на характеристике университетских интернет-сайтов дистанционного образования, при этом аспектами такого анализа являются доступность и общественная полезность информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance education in structure of Russian universities information space

The author analyzed the information space of Russian education system. In this article we present the results of our research allowing us to classify universities. Our attention has been drawn to the characterization of university Internet sites where distant education informational resources accessibility and public benefit served as the aspect of investigation.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в структуре информационного пространства российских университетов»

УДК 316.77

С.А. Муханова ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Предлагается анализ информационного пространства российской системы образования. В публикации представлены результаты исследования, которое позволило предложить классификацию университетов. Наше внимание сосредоточено на характеристике университетских интернет-сайтов дистанционного образования, при этом аспектами такого анализа являются доступность и общественная полезность информационных ресурсов.

Дистанционное образование, информационное пространство, кластерный анализ.

S.A. Mukhanova DISTANCE EDUCATION IN STRUCTURE OF RUSSIAN UNIVERSITIES INFORMATION SPACE

The author analyzed the information space of Russian education system.

In this article we present the results of our research allowing us to classify universities. Our attention has been drawn to the characterization of university Internet sites where distant education informational resources accessibility and public benefit served as the aspect of investigation.

Distance education, information space, cluster analysis.

Модернизация системы современного российского высшего образования проходит на фоне ее трансформации к стандартам, принятым в западном образовательном пространстве. Эти процессы основываются на все более широком использовании информационных технологий, инновационных форм обучения. И хотя сами направления, формы и темпы модернизации являются предметом противоречивых дискуссий научного и педагогического сообществ, существуют определенные области консенсуса, важность и актуальность которых не подвергаются сомнению практически всеми участниками образовательного поля. К таковым относятся инновационные технологии увеличения доступности образовательных сервисов, в частности, дистанционное образование (в дальнейшем - ДО), которое призвано упростить доступ к университетскому образованию, устранить социальные, региональные и иные барьеры для различных социальных групп. В качестве примера такой социальной группы можно говорить, например, о пожилых людях, которые по разным причинам не получают образовательные услуги в системе высшего образования. Они практически не представлены в контингенте российских студентов. Этому способствуют традиции и институциональные ограничения (бесплатным является только одно высшее образование) российской системы образования. Навыки работы с информацией пожилых людей соответствуют иной технологической эпохе, когда поиск информации осуществлялся не в глобальной сети, являющейся основой информационного пространства образования, а в каталоге,

организованном в виде картонных карточек. Таких примеров практик эксклюзии, которые препятствуют реализации принципа равного доступа к образованию, можно привести достаточно много.

Ясно, что новые технологии несут не только решение известных обществу проблем, но и порождают новые проблемы, создавая барьеры и ограничения иной природы. Критическая традиция социологического исследования требует от нас рассматривать проблему во всей ее полноте и в этом контексте мы должны помнить о рисках, которые возникают в системе образования в связи с внедрением дистанционных форм получения образовательных услуг (см. более подробно о системных рисках, связанных именно с внедрением ДО, в работе [1]).

Современное информационное пространство российского образования представлено порталами университетов в сети Интернет и внутренними информационными системами, которые действуют по принципу интранет. Количество вузов различной формы организации можно оценить, используя поисковую систему портала «Российское образование» (http://www.edu.ru/). Мы использовали ее для определения параметров нашего эмпирического исследования. Конечной целью всего анализа является оценка готовности сайтов университетов и, соответственно, механизмов организации и реализации образовательных сервисов. Мы не оцениваем сейчас инструменты дистанционного образования, используемого университетами, мы лишь систематизируем сайты по их доступности, открытости, полноте предъявленных информационных ресурсов.

В качестве выборочной основы мы используем список всех вузов, сгенерированный при поиске на упомянутом выше портале. Весь список содержит чуть более 2600 позиций1. Мы используем систематическую выборку, которая применяется к полученному списку, отсортированному в лексикографическом порядке. В итоговой выборке присутствует 294 университета. Такой объем выборки и процедура систематического отбора, которая по своим параметрам близка к процедуре формирования случайной выборки, позволяют говорить о репрезентативности исследования.

Нас будут интересовать различные параметры информационных ресурсов на сайтах университетов, связанных с программами ДО. Основное внимание будет уделяться выяснению наличия информации о дистантных программах, актуальности информации по этим программам, ее полноте и возможностям потенциальных посетителей сайтов воспользоваться предлагаемыми образовательными сервисами. Такая информация сама по себе уже дает некоторое представление о потенциале российской системы образования в области ДО.

Ниже мы опишем индикаторы, которые позволяют, на наш взгляд, оценить степень соответствия информационных ресурсов дистантного обучения университетов требованиям современного уровня организации образовательного процесса. Мы не сравниваем сайты российских университетов с сайтами западных, нас интересует только анализ доступности российских образовательных сервисов и именно по организации дистантных программ. В нашем исследовании мы использовали подход, который подобен анализу международного сотрудничества российских университетов, проведенному в 2004 году [2, с.268-285]. Мы анализировали иные группы индикаторов, но канва нашей процедуры аналогична той, которая была проделана авторами упомянутого исследования. Необходимо упомянуть, что такой подход реализован в различных проектах исследовательского плана, которые посвящены анализу российской системы образования. К таковым можно отнести, например, исследование агентства «Рейтор» [3], в рамках которого осуществлен анализ сайтов российских университетов на федеральном

1 Анализ сайтов, попавших в выборку, проводился в апреле 2010 года. Количественные показатели и сам список вузов могут стать иными к моменту выхода этой публикации.

образовательном портале www.edu.ru [4], формирующий систему построения рейтинга университетов.

Остановимся более подробно на тех параметрах, исходя из которых, мы будем анализировать сайты университетов.

Первая группа индикаторов позволяет проанализировать степень доступности информации о сервисах ДО. В нашем массиве данных фиксировалась информация о наличии ссылки на описание дистантных программ на главной странице университета или о сложности поиска такой информации на сайте. Для операционализации этого параметра мы используем несколько характеристик домашней страницы университета. Например, мы отмечаем, есть ли прямая ссылка на страницу дистанционных программ на титульной странице сайта университета. Кроме этого, мы определяем с помощью ординальной шкалы сложность поиска этой страницы, если прямой ссылки на нее не существует. Сложность поиска определяется на основе количества необходимых переходов по ссылкам для достижения нужной страницы.

Вторая группа индикаторов позволяет оценить полноту и достаточность информационных ресурсов ДО, если таковые присутствуют на сайте. Среди оцениваемых параметров мы рассматриваем наличие подробного описания дистанционных образовательных сервисов, которые предоставляются университетом. Мы фиксируем также присутствие информации о предлагаемых курсах, преподавателях, системе контроля и стоимости соответствующих сервисов. Среди интересующих нас вопросов по этой группе индикаторов важным является также возможность загрузить все необходимые документы, формы регистрации. Ясно, что такое описание должно располагаться на целой системе страниц, которые должны описывать всю систему в целом. Ясно также, что реальные сервисы защищены от открытого доступа и используют систему авторизации. Мы оцениваем лишь внешние параметры системы, не касаясь механизмов реализации самого сервиса и качества учебных материалов, которые предлагаются университетом.

Нас также интересует кооперация системы дистанционного образования университета с другими подобными проектами в российских и зарубежных университетах. Потенциально система ДО может выйти и на международный рынок образовательных услуг, что требует наличия эквивалентного по информативности описания на иностранных языках. Как правило, необходимо наличие, по крайней мере, английского варианта сайта, информация о чем также фиксируется в нашем массиве данных.

Наконец, одной из перспектив развития дистанционного образования в России является упрощение доступа к образованию для специальных социальных групп, которые подвергаются дискриминации в традиционной образовательной модели. К таковым традиционно относят граждан с ограниченными физическими возможностями, пожилых людей, представителей регионов, удаленных географически от образовательных центров. В этой связи важно оформление сайтов университетов в соответствии со стандартами доступности информационного пространства именно для таких групп. Эти стандарты при их соблюдении повышают доступность информационных ресурсов, позволяют обрести возможность полноценного использования сетевых ресурсов2. Одним из индикаторов нашего исследования является именно наличие специальных способов повышения доступности информации на сетевых ресурсах российских университетов с точки зрения их соответствия стандартам, регламентируемым комитетом WAI. Статистический анализ полученных данных осуществлялся с помощью программы ЗРББ.

В качестве результата нашего исследования мы представим ниже классификацию сайтов университетов, которая основана на процедуре иерархического кластерного

2 Мы ссылаемся на сайт специального комитета, который разрабатывает стандарты инфраструктуры современной сети Интернет, которые упрощают доступ к информационным ресурсам для людей с ограниченными возможностями Web Accessibility Initiative(WAI) (www.w3.org/WAI).

анализа. Нас интересует не только наличие или отсутствие соответствующей информации, но и распределение университетов по подобным группам, обладающим сходными характеристиками. В качестве переменных, по которым осуществлялся анализ, мы брали не только индикаторы присутствия определенной информации, но и несколько искусственных индикаторов, которые дают интегрированную оценку по нескольким параметрам. В качестве таковых мы использовали следующие:

• простота поиска информации о сервисах ДО;

• наличие кооперации университетов в проекте ДО, включая сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями;

• информативность сайтов, посвященных программам ДО, для потенциальных студентов (описание программ, процедуры их прохождения, наличие списков и форм необходимых документов);

• соответствие сайтов стандартам, которые позволяют улучшить доступность информации для людей с ограниченными возможностями.

Кластерный анализ осуществлялся именно по вычисленным переменным, которые соответствовали перечисленным выше параметрам сайтов университетов. Сразу оговоримся, что найти информацию по программам ДО на сайтах университетов удалось только примерно в 40% случаев. Больше половины университетов либо не предоставляют дистантных образовательных сервисов, либо не заботятся о соответствующем отражении этих сервисов на сайте, что требует определенной реакции общества, образовательного сообщества.

Мы проинтерпретировали полученные результаты классификации, учитывая то обстоятельство, что более высокая оценка по группе индикаторов соответствует большему количеству обнаруженных позиций, соответственно, большему количеству сервисов и возможностей при работе с сайтом университета потенциальным студентом. Новые переменные являются по сути переменными с ординальными шкалами измерения, которые позволяют дать обобщенную оценку целой группе индикаторов. Для того, чтобы диапазоны значений этих шкал существенно не различались, мы провели их стандартизацию.

Приведем некоторые результаты статистического анализа данных, которые были получены нами в ходе исследования.

Наш анализ посвящен классификации университетов по описанным выше параметрам информационного пространства, определяющим доступность информации по дистантным программам, ее актуальность и соответствие стандартам доступности информации. Такая классификация позволяет перенести параметры полученных кластеров на характеристики университетских порталов России.

Анализ порядка агломерации при выполнении процедуры иерархического кластерного анализа показал, что скачкообразное увеличение расстояния между объединяемыми кластерами происходит при переходе от четырех кластеров к трем (см. таблицу). В качестве меры расстояния мы используем квадрат евклидова расстояния, чтобы получить более рельефную кластеризацию.

Расстояния между объединяемыми кластерами в процедуре иерархического кластерного анализа (таблица содержит информацию по последним стадиям процедуры иерархического кластерного анализа)

Стадия Объединяемые кластеры Расстояние между кластерами

Кластер 1 Кластер 2

288 5 35 0,26

289 1 11 0,28

290 5 142 0,43

291 5 34 0,66

292 1 6 0,77

293 1 5 1,35

При оценке и интерпретации кластерных центров следует в первую очередь учесть, что чем больше значение по соответствующей переменной (мы привели все обобщенные переменные к диапазону от 0 до 1) для этого кластера, тем лучше обстоят дела именно в этой области оценки сайтов университетов. Центры полученных кластеров по соответствующим переменным продемонстрированы на рисунке.

Поиск Кооперация Информация Стандарты

о Кластер 1 —о — Кластер 2 --Л-- Кластер 3 —о— Кластер 4

Значения центров кластеров по четырем измеряемым обобщенным параметрам

Полученные четыре кластера можно интерпретировать следующим образом. Нужно отметить, что практически на всех сайтах университетов отсутствуют дополнительные возможности по увеличению доступности информационных ресурсов. Только сайты четвертого кластера содержат в достаточном количестве эти элементы, но этих сайтов только четыре, то есть менее 2% от всех рассмотренных.

Кластер 1. Сайты практически не содержат информации о дистантных курсах. На сайте не представлены необходимые документы, которые можно использовать при подаче заявлений на курсы, осуществляемые дистанционно. Таких сайтов немногим менее 60% среди всех исследованных.

Кластер 2. Сайты университетов содержат информацию о дистантных курсах, которая может быть легко найдена. В программах ДО участвуют партнеры, которые представляют дополнительные образовательные сервисы (20% сайтов).

Кластер 3. Как правило, присутствует информация о сервисах ДО, но она находится на некотором удалении от домашней страницы университета (18,5% сайтов).

Кластер 4. Содержат доступную информацию по ДО, отсутствует кооперация в предоставлении таких сервисов с другими университетами и образовательными организациями, присутствуют элементы, улучшающие доступность информации для людей с ограниченными возможностями (1,5% сайтов).

Таким образом, только сайты, попавшие в кластеры 2, 3 и 4, в различной степени соответствуют ожиданиям и дают определенный минимум информации (примерно 40% всех просмотренных сайтов). Большинство же сайтов либо просто не содержат никакой информации о программах ДО, либо предлагают недостаточный объем по оцениваемым нами параметрам.

Приведем некоторые выводы нашего исследования. Важно отметить, что сервисы ДО, по крайней мере на сайтах университетов, а не в реальности, представлены по большей части мало. Это может свидетельствовать о недостаточном внимании, которое уделяется системой высшего образования в целом такой форме обучения, ее сопровождению и поддержке. Есть веские основания предполагать, что большинство вузов только начинают разрабатывать соответствующую инфраструктуру ДО, которая должна увеличить эффективность уже существующих программ. Приведение сайтов университетов в соответствие с реальной деятельностью может стать дополнительным инструментом привлечения студентов в российские университеты, позволит безболезненно скорректировать программы подготовки специалистов, переориентироваться на иные демографические и социальные группы. Вспоминая о рисках, которые связаны со все большим распространением ДО, мы придерживаемся точки зрения, которая оценивает в целом позитивно такую форму образования. Система ДО является одной из возможностей по сохранению и увеличению значения университетов в современной жизни, может сыграть роль одного из катализаторов регионального экономического развития.

Только менее половины всех сайтов (около 40%) могут быть признаны соответствующими минимальным условиям информативности и доступности в описании и поддержке программ ДО. Среди них примерно половина содержит необходимые документы и подробные описания алгоритма действий для желающих воспользоваться сервисами ДО, описание программ подготовки студентов при дистанционных формах обучения. Такое положение демонстрирует рост интереса к развитию дистантных программ обучения, но этот интерес пока не подкреплен ни нацеленностью на важные социальные группы, ни обеспеченностью соответствующей инфраструктурой. Новые формы обучения традиционно ориентируются на студентов, которые являются только «идеальной» моделью практик получения образования. Традиционно же мы игнорируем проблемы в доступе к образованию для больших групп людей, для которых новые формы организации по разным причинам остаются труднодостижимыми - сельская молодежь, пожилые люди, военнослужащие. Это свидетельствует о необходимости вносить коррективы в развитие информационного пространства российской системы образования.

Сайты российских университетов не содержат альтернативных информационных ресурсов, которые могут просматривать люди с ограниченными возможностями. Учитывая общемировую тенденцию по устранению барьеров в реальном и виртуальном образовательных пространствах, важно приводить образовательное информационное пространство высшего образования России в соответствие с требованиями международных стандартов. В противном случае мы будем воспроизводить практики дискриминации, которые существовали и существуют сейчас в нашей системе образования, но уже на более высоком уровне развития технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кликунов Н.Д. Системные риски, порождаемые развитием дистанционного высшего образования в России / Н.Д. Кликунов // Университетское управление. 2003. № 5-6(28). С. 78-80.

2. Слепухин А.Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции / А.Ю. Слепухин. М.: ФОРУМ, 2004. 136 с.

3. Артюшина И. А. Общественная оценка российского образования: РейтОР - 5 лет становления и совершенствования / И. А. Артюшина. М.: РейтОР, 2010. 89 с.

4. Оценка уровня доступности вузовской информации в период вступительной кампании. 2008 // Федеральный образовательный портал. Дата обращения: апрель 2010. www.edu.ru/abitur/rating/Rating_of_sites_for_abitur_2008.htm.

Муханова Светлана Анатольевна - Mukhanova Svetlana Anatolievna -

директор лицея Headmaster of the Lyceum

Саратовского государственного of Saratov State Technical University

технического университета

Статья поступила в редакцию 09.06.10, принята к опубликованию 14.07.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.