Научная статья на тему 'Аспекты образовательной политики в России: развитие электронного обучения'

Аспекты образовательной политики в России: развитие электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
969
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлютенкова Марианна Юрьевна

В настоящее время среди направлений политики в сфере образования в России важнейшими видятся повышение качества и доступности образования, создание системы непрерывного образования. Одним из способов реализации этих направлений является развитие и внедрение в образовательную практику электронного обучения. Пониманию, нормативно-правовым основам, этапам развития и ресурсам электронного обучения и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Aspects Of Educational Policy In Russia: Development Of E-learning

Today among the development of education policies in Russia, the most important is the improvement of the quality and accessibility of education, creation of the system of continuous education. One of the trends of the activity is the development and implementation of the e-learning in educational practices. This article is dedicated to the understanding of the legal framework, the stages of development and resources needing for e-learning.

Текст научной работы на тему «Аспекты образовательной политики в России: развитие электронного обучения»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ: РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

М.Ю. Павлютенкова

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В настоящее время среди направлений политики в сфере образования в России важнейшими видятся повышение качества и доступности образования, создание системы непрерывного образования. Одним из способов реализации этих направлений является развитие и внедрение в образовательную практику электронного обучения. Пониманию, нормативно-правовым основам, этапам развития и ресурсам электронного обучения и посвящена данная статья.

Ключевые слова: электронное обучение, непрерывное образование, дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы.

Понятие и нормативно-правовые основы электронного обучения в России

В современной России государственная политика в сфере образования нацелена на «формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации» [3].

Поставленные задачи невозможно реализовать без внедрения новых форм обучения, одной их которых стало «электронное обучение». Правительство, понимания важность внедрения инновационных образовательных технологий, законодательно зафиксировало условия и возможности применения технологий электронного обучения, внеся поправки к Федеральному закону «Об образовании».

Федеральный закон РФ от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» вводит в оборот новые термины «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и разрешает «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования» применять «электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным орга-

ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Под «электронным обучением» в законе понимается «организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [8].

«Дистанционные образовательные технологии» (ДОТ) закон трактует как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». И далее, «при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся». Тем самым создается возможность реализации основного принципа дистанционного образования: обучение студента в удобном для него месте и в удобное время.

Кроме того, в законе особо подчеркивается, что «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения», другими словами, нужно создать электронную образовательную среду для реализации основных форм дистанционного учебного процесса.

Электронное обучение, как за рубежом, так и в России, строится на использовании таких основных форм обучения, как: дистанционные курсы, веб-страницы, сайты, форумы и блоги, электронная почта (в том числе и списки рассылок), чат, ICQ, Skype, теле/аудио/видеоконференции, виртуальные классы, телевидение, аудио/видео/интернет-трансляции, виртуальные университеты.

Предшественником электронного образования в России стало дистанционное обучение через Интернет, которое начало развиваться с 1988 г., когда стартовал советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х гг. стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия. Официально в России с 1997 г. существует дистанционное образование, которое реализуется в виде модели заочного образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

На ближайшую перспективу среди вопросов политики развития образования в России важнейшими являются повышение качества и доступности обра-

зования, а также создание системы непрерывного образования (образования в течение всей жизни).

Основным направлением в решении этих стратегических задач является развитие и внедрение в практику электронного обучения. Стремление объединить разработки системы образования с новейшими информационными технологиями вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для самых широких слоев населения. По этой же причине многие государственные и негосударственные учебные учреждения разрабатывают и внедряют в практику технологии электронного обучения.

Вместе с тем стоит отметить пассивную роль нашей страны в процессе интеграции в мировое образовательное пространство. Консерватизм образовательных технологий могут привести к тому, что в Россию придут западные университеты со своими культурными традициями, ценностями, своим языком, что, собственно, уже и происходит. Свидетельством тому является появление в России, продвижение и даже перевод на русский язык обучающих курсов американской образовательной платформы Coursera [5], предлагающей бесплатные онлайн-курсы для каждого.

В настоящее время можно говорить о том, что Россия располагает достаточным потенциалом, чтобы не только продвигать электронное обучение внутри страны, но и экспортировать его в другие страны, прежде всего в страны СНГ, где все еще велика доля русскоязычного населения [12].

Справедливости ради стоит отметить и серьезное отставание электронного обучения в России от ведущих западных стран.

Если смотреть с общей позиции развития электронного обучения, Россия находится только на втором этапе развития дистанционных образовательных технологий, в то время как развитый мир уже подошел к 4-й ступени:

1) традиционное дистанционное обучение,

2) электронное обучение (e-learning),

3) всеохватывающее обучение (m-learning),

4) всепроникающее (u-learning) обучение.

Последние три ступени явились базой для создания новой learning-индустрии, которая успешно внедряется в образовательное пространство. России в этом пространстве пока нет. Таким образом, страна теряет позиции в этом пространстве, что ставит под угрозу цели, определенные государственными программами работы с соотечественниками за рубежом и Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011—2015 гг.

Факторами, сдерживающими развитие электронного обучения в российских университетах, являются:

— отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы;

— отсутствие реальных юридических механизмов защиты авторских и коммерческих прав на учебные и научно-методические разработки как на объекты интеллектуальной собственности;

— отсутствие стандартов, определяющих состав и содержание учебно-методического комплекса, входящего в состав информационной обучающей системы.

Для решения указанных проблем на уровне государства необходимо:

1) осознать проблему, которая по общественной значимости является национальным проектом;

2) принять решение о создании государственной корпорации, целью которой будет развитие новой индустрии — learning индустрии;

3) разработать систему оценки качества в системе электронного обучения.

На повестке дня создание межгосударственного центра электронного обучения с участием России, стран Балканского полуострова, Средней и Юго-Восточной Азии, Индии. Спутниковый Интернет и технологии дистанционного образования могут стать реальными инструментами эффективного экспорта образования из России.

Этапы развития электронного обучения

Развитие сети Интернет и ее технологий привело к появлению концепции Web 2.0, суть которой заключается в том, что потребитель информации web-сайта может стать ее создателем, т.е. у него появляется возможность самостоятельно разрабатывать и размещать собственный контент. Концепция также предусматривает возможность осуществлять совместное социальное действие, в том числе и в образовательной сфере. Интеграция инструментов Web 2.0 с современными информационно-коммуникационными технологиями в образовании привела к появлению новой методики обучения, получившей название e-learning 2.0.

На рис. 1 представлены сильные и слабые стороны предыдущей модели электронного обучения — e-learning 1.0, которой еще в значительной степени соответствует уровень электронного обучения в России [4].

В целом, перспективы широкого использования e-tearning 2.0 в сфере образования в России пока не вполне ясны. Главный вопрос заключается в том, останется ли оно инструментом, дополняющим традиционные формы обучения, или же окажется самостоятельной формой обучения.

Остаются еще вопросы и к реализации государственной политики в отношении электронного обучения. С одной стороны, самые высокие инстанции, включая Президента РФ, постоянно говорят о необходимости повсеместного внедрения инноваций и дистанционном образовании, с другой стороны, ряд высокопоставленных чиновников высказывает сомнения в том, что все имеющиеся сейчас вузы действительно нужны стране, и обвиняют в недобросовестности те образовательные учреждения, которые применяют электронные формы обучения.

Вместе с тем, по мнению других высокопоставленных чиновников, в частности, заместителя директора Департамента управления делами Минэкономразвития А.В. Пронина, «в России с ее значительными территориями именно технологии e-learning должны взять на себя обязанность распределенного обучения».

Стоит также подчеркнуть, что информатизация образования принесет плоды, если будет реализовываться комплексно, позволяя обучающимся получать актуальные знания, умения и навыки с использованием современных образовательных технологий.

Рис. 1. Сильные и слабые стороны+ е-!еагп1пд 1.0.

Ресурсы электронного обучения

В рамках проводимой в стране реформы образования крупнейшие российские вузы получили гранты на переоснащение лабораторий, аудиторий и выплату вознаграждений за внедрение инновационных разработок. Координатором работ по созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) стал Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Были разработаны единые технические требования к создаваемым ЭОР в соответствии с требованиями международных спецификаций, созданы инструменты для работы с ними, проработаны рекомендации в сфере авторских прав. Параллельно с разработкой новых электронных образовательных ресурсов и наполнением ими хранилища началась работа

по созданию методических материалов, позволяющих наиболее эффективно использовать ЭОР.

Сегодня электронное обучение занимает в современной системе образования в России особое место, органично дополняя его другие формы. Электронное обучение активно используется как в высших образовательных учреждениях, так в других организациях.

В настоящий момент ведущие российские вузы и крупные учебные центры (МЭСИ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Академия «АйТи» и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям. Идет активный процесс адаптации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы. Число потребителей дистанционных курсов в России значительно и растет быстрыми темпами. Так, например, в январе 2014 г. число слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ на платформе Coursera достигло 100 000 человек (общее число студентов онлайн-платформы составило более 22 232 000 человек из 190 стран мира) [7]. Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития электронного обучения в России, по-прежнему является недостаток хорошего русскоязычного электронного контента.

Основным направлением политики по обеспечению образовательного процесса является централизация ресурсов в составе нескольких хранилищ федерального уровня. На сегодняшний день насчитывается несколько таких хранилищ, некоторые из них развиваются уже на протяжении многих лет [1].

Прежде всего, можно выделить Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru). Он является базовым ресурсом в сфере образования. В составе портала выделен отдельный раздел — «Каталог образовательных ресурсов», в основу которого положена инвентаризация и классификация практически всех ресурсов, имеющих какое-либо отношение к образованию. Сегодня на портале поддерживается более 30 тыс. актуализированных ссылок на различные образовательные ресурсы. Также созданы хранилища Федерального уровня, такие как, например, Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).

Отдельно стоит отметить федеральный проект под названием «Учебно-лабораторный комплекс» (http://www.rusuchpribor. ru/Prof2009/radiotehkom/wan-h.html), виртуализирующий доступ к изучаемым средам. Суть его состоит в том, что технические ресурсы комплекса позволяют моделировать такие виртуальные среды, которые в силу финансовых или технических обстоятельств невозможно воспроизвести на вычислительных ресурсах учебных заведений. Сервис строится на технологиях заливных сред на кластерах виртуальных машинах, т.е. говоря простыми словами, новый сервис позволит обучать, в частности, ИТ-специалистов в реальных условиях.

Заключение

Государственная политика в отношении электронного обучения в России в настоящее время только формируется. Электронное обучение характеризуется сложностью и неоднородностью, в качестве ее неотъемлемых составных частей

выступают разнообразные экспериментальные разработки и модели, получившие широкое практическое применение. При этом многие из рассмотренных моделей создаются и функционируют на базе различных учебных учреждений, и их вклад в социальное развитие на государственном уровне уже не вызывает сомнений. Но очевидно и то, что для дальнейшего прогресса электронного обучения необходимо систематизировать имеющиеся знания в данной области и сформировать унифицированную, интегрированную в современную модель образования, разработать методику электронного обучения.

Требование постоянного совершенствования уровня знаний и профессиональных навыков должно найти отражение в государственной политике в области образования, а электронное обучение со свойственной ему гибкостью, автономностью и модульной структурой курсов и программ должно стать одним из наиболее эффективных средств реализации этой политики.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аналитический бюллетень «ИКТ в образовании и обучение ИТ: разрыв потребностей и возможностей». Cnews, холдинг РБК, март 2012.

[2] Гольдин А.М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? // Вопросы образования. 2010. № 2.

[3] Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409.

[4] Гужов В.В. Анализ инновационных решений и технологий, направленных на модернизацию системы образования в РФ. М.: МЭСИ, 2010.

[5] Коваленко В. Coursera на Россию / Коммерсант.т. URL: http://kommersant.ru/doc/2436892.

[6] Пахомова Е.А. Методологические основы оценки влияния вуза на эффективность регионального развития. М.: Изд. ООО «МЭЙЛЕР», 2010.

[7] РИАНАУКА. URL: http://ria.ru/science/20140220/996006165.html.

[8] Федеральный закон РФ от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

[9] Хавторин А. ИТ в образовании: «закон джунглей» дает результат // Cnews|аналитика. URL : http ://www.cnews.ru/reviews/index. shtml?2012/04/06/484723_1.

[10] Чирко Е.П., Зуев В.И. Состояние и перспективы e-learning. Казань, 2010.

[11] Широбоков С.М. Экспорт российского образования: дистанционное (электронное) обучение и проблемы нормативного правового обеспечения. МИА ТОН, 2011.

[12] Smart E-Learning Россия 2011, 8—9 июня. Конференция. Москва. URL: http://www.elearning-russia.ru/last/e_learning_2011.

REFERENCES

[1] Analiticheskij bjulleten' «IKT v obrazovanii i obuchenie IT: razryv potrebnostej i vozmozhnos-tej». Cnews, holding RBK, mart 2012.

[2] Gol'din A.M. Obrazovanie 2.0: modnyj termin ili novoe soderzhanie? // Voprosy obrazovanija. 2010. № 2.

[3] Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013—2020 go-dy. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3409.

BecmHK Py^H, cepua Поnитоnогин, 2014, № 3

[4] Guzhov V.V. Analiz innovacionnyh reshenij i tehnologij, napravlennyh na modernizaciju sistemy obrazovanija v RF. M.: MJeSI, 2010.

[5] Kovalenko V. Coursera na Rossiju / Kommersant.ru. URL: http://kommersant.ru/doc/2436892.

[6] Pahomova E.A. Metodologicheskie osnovy ocenki vlijanija vuza na jeffektivnost' regional'nogo razvitija. M.: Izd. OOO «MJeJLER», 2010.

[7] RIANAUKA. URL: http://ria.ru/science/20140220/996006165.html.

[8] Federal'nyj zakon RF ot 28 fevralja 2012 g. № 11-FZ «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii "Ob obrazovanii" v chasti primenenija jelektronnogo obuchenija, distancionnyh ob-razovatel'nyh tehnologij».

[9] Havtorin A. IT v obrazovanii: «zakon dzhunglej» daet rezul'tat // Cnews|analitika. URL: http://ww.cnews.ru/reviews/index.shtmlP2012/04/06/484723_1.

[10] Chirko E.P., Zuev V.I. Sostojanie i perspektivy e-learning. Kazan', 2010.

[11] Shirobokov S.M. Jeksport rossijskogo obrazovanija: distancionnoe (jelektronnoe) obuchenie i problemy normativnogo pravovogo obespechenija. MIA TON, 2011.

[12] Smart E-Learning Rossija 2011, 8—9 ijunja. Konferencija. Moskva. URL: http://www.elearning-russia.ru/last/e_learning_2011.

THE ASPECTS OF EDUCATIONAL POLICY IN RUSSIA: DEVELOPMENT OF E-LEARNING

M.Y. Pavlyutenkova

The Department of Political Science Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

Today among the development of education policies in Russia, the most important is the improvement of the quality and accessibility of education, creation of the system of continuous education. One of the trends of the activity is the development and implementation of the e-learning in educational practices. This article is dedicated to the understanding of the legal framework, the stages of development and resources needing for e-learning.

Key words: e-learning, continuous education, distant educational technologies, electronic educational resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.