Научная статья на тему 'Дистанционное банковское обслуживание'

Дистанционное банковское обслуживание Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
528
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лайкова А.А., Долгова Т.Г.

В современном мире наибольшее влияние на жизнь человека оказывают информационные технологии. С каждым годом увеличивается число людей, предпочитающих пользоваться различными услугами с помощью телефона или Интернета, поэтому все большее распространение получают и системы удаленного банковского обслуживания. В статье описываются разновидности таких систем, предоставляемые ими услуги и развитие их в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное банковское обслуживание»

Секция «Информационно-экономические системы»

данам в ее рамках. Поэтому, создание и ведение сводного регистра (БД) медицинских услуг, выполненных по программе ОМС, является одним из важнейших условий эффективного функционирования системы. Данные в системе ОМС формируется на основе сведений из СМО обо всех принятых к оплате случаях оказания медицинской помощи.

БД «Сводный реестр медицинской помощи» осуществляет учет медицинских услуг, оказанных гражданам РФ в рамках программы ОМС в МО, действующих на территории субъекта, контроль и анализ деятельности МО и СМО;

Ведение Сводного реестра медицинской помощи регламентируется порядком информационного обмена в системе ОМС, в котором определены участники информационного взаимодействия, приведены стандарты передачи данных по оказанной стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи

Условия, сроки и форматы предоставления информации определены документами, утвержденными Согласительной комиссией системы ОМС, договорами территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями.

В организации эффективного информационного обмена можно выделить следующие основные компоненты:

• стандартизация протоколов и форматов информационного обмена, единых для всех участников;

• стандартизация справочной и нормативной информации (медицинской, экономической, территориальной и др.), организация централизованного ведения и распространения;

• Защита информационных ресурсов.

В медицинских учреждениях края для автоматизации деятельности поликлиник, в т. ч. по формированию сводного реестра медицинской помощи используются единые программные комплексы, что позволяет осуществлять централизованную разработку про-

граммного обеспечения, техническую поддержку и методическую помощь [2].

Полученная информация проходит обязательную техническую проверку (форматы, структура, условия заполнения, соответствие нормативным справочникам) и медико-экономический контроль. Выполняется расчет сумм, выставленных учреждением и полученным в ТФОМС.

Процесс приема и первичной обработки данных полностью автоматизирован. После выполнения технической проверки и первичной обработки принимаемых файлов формируются протоколы приема и отчеты по выявленным ошибкам. Ошибочные записи не принимаются, вносятся в отдельный файл и возвращаются в учреждение для их исправления и повторной передачи в ТФОМС.

Использование данного подхода при формировании информационной медицинской системы позволит сформировать «Сводный реестр медицинских услуг», служащий основой для формирования различных аналитических отчетов, позволяющих осуществлять мониторинг процесса оказания медицинской помощи в крае.

Библиографические ссылки

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. // URL: www.zdravo2020.ru.

2. Ноженков А. И., Коробко А. В., Никитина М. И. Информационно-аналитическая поддержка формирования территориальной программы бесплатной медицинской помощи // Вестник КрасГАУ. 2006. № 13. С. 108-113.

3. Сборник методической материалов по повышению экономической эффективности деятельности участников системы ОМС на территориальном уровне. Т. 6 / под ред. А. М. Таранова, Д. Н. Усенко. М. : Федеральный фонд ОМС, 2006. 312 с.

© Кравец А. А., Кукарцев В. В., 2012

УДК 336.7

А. А. Лайкова Научный руководитель - Т. Г. Долгова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В современном мире наибольшее влияние на жизнь человека оказывают информационные технологии. С каждым годом увеличивается число людей, предпочитающих пользоваться различными услугами с помощью телефона или Интернета, поэтому все большее распространение получают и системы удаленного банковского обслуживания. В статье описываются разновидности таких систем, предоставляемые ими услуги и развитие их в России.

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) -способ предоставления банковских продуктов и услуг клиенту с использованием средств телекоммуникаций.

В зависимости от программно-аппаратных средств, используемых для оказания услуг, системы

ДБО можно разделить на следующие виды: системы «Клиент-Банк», системы «Телефон-Банк», предоставление услуг посредством устройств банковского самообслуживания.

Системы «Клиент-Банк» предоставляют полноценное банковское обслуживание через персональный

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

компьютер и подразделяются на два типа: «Банк-клиент» и Интернет-банкинг. При использовании системы «Банк-клиент» на компьютере пользователя устанавливается специальная программа, которая хранит различные данные. Клиент также может управлять средствами на счетах в банке, осуществлять такие операции, как, например, оплата услуг, денежные переводы, гашение кредита и т. д. Интернет-банкинг осуществляется через обычный интернет-браузер. Так как эта система не требует установления дополнительных программ на компьютер пользователя, ее называют «тонким клиентом», а «Банк-клиент», соответственно, «толстым клиентом». На сегодняшний день, интернет-банкинг - это наиболее востребованный и распространённый вид ДБО.

Системы «Телефон-Банк» основаны на предоставлении банковских услуг посредством телефонной связи: в режиме голосового доступа, с помощью текстовых сообщений - SMS или с помощью WAP-приложений. SMS-информирование является неполным вариантом мобильного банкинга. Мобильный банкинг - это оказание услуг ДБО на основе мобильных технологий. В полном смысле этот сервис подразумевает использование сотовых телефонов в качестве такого же средства платежа, как и банковская карта. Это второй по популярности вид услуг ДБО в мире. WAP-телефония позволяет передавать информацию из Интернета на дисплей мобильного телефона. Для этого телефон должен быть оснащен wap-браузером для просмотра сайта банка.

Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания осуществляется с помощью банкоматов (ATM-банкинг) или платежных терминалов. Банкомат предназначен для выдачи и приема наличных денежных средств, для чего применяются платежные карты, а также для выполнения других действий. С помощью платежных терминалов в основном осуществляется оплата товаров, услуг или гашение кредитов.

В России более половины банков имеют системы удаленного доступа. Ежегодный рост спроса на интернет-услуги составит в ближайшие годы, как минимум, 100 %. С помощью услуги интернет-банкинга в ближайшем будущем будет осуществляться до 50 % платежей. Многие банки собираются в скором времени перейти к полноценному виртуальному обслуживанию, который помимо интернет-обслуживания, будет включать в себя смс-банкинг, телефон-банкинг, wap-банкинг [1].

Достоинствами технологий ДБО являются оперативность, простота и удобство, скорость осуществления операций. Эти системы обеспечивают клиентам круглосуточный доступ к своим счетам. Более того, осуществлять операции посредством систем удаленного доступа значительно дешевле, чем в отделениях банка. Таким образом, ДБО позволяет эффективнее использовать важнейшие ресурсы на сегодняшний день - время и информацию, что делает этот способ предоставления и получения услуг еще более привлекательным как для банков, так и для их клиентов.

Библиографические ссылки

1. Антонов К. А. Дистанционное банковское обслуживание в Российской Федерации: состояние и тенденции // Финансы и кредит. Вып. 17. 2011. С. 44-48.

2. Кирьянов М. Мобильный банкинг сегодня и завтра //Банковское дело. Вып. 12. 2010. С. 72-75.

3. Ревенков П. В. Электронный банкинг: риск взаимодействия с провайдерами // Финансы и кредит. Вып. 17. 2011. С. 38-43.

4. Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) // Главный портал банков и финансово-кредитных организаций РТ, 27.11.2011 http://www.bankrt.ru/info/185.html.

© Лайкова А. А., 2012

УДК 004.9

Г. В. Ларченко Научный руководитель - А. П. Багаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ

Исследуются теоритическое и практическое использование электронных денег в качестве нового средства платежа, особенности расчетов электронными деньгами, а также нормативно-правовые и денежно-кредитные аспекты регулирования их деятельности.

Мы каждый день пользуемся электронными деньгами и уже не представляем жизни без данной услуги. Электронные деньги пользуются популярность благодаря удобству и легкости обращения. Все финансовые операции стали проще и быстрее, благодаря появлению в обращении таких денег.

Электронные деньги - это платежные средства на пластиковых носителях, в которых используются электронные схемы. Они означают перевод денег со счета на счет, начисление процентов и другие опера-

ции посредством передачи электронных сигналов без участия бумажных носителей денег. Несомненно, это технология ХХ1 века, которая будет развиваться и в будущем станет широко распространенным способом платежа.

Электронные деньги разделяют на два вида по носителю:

• на базе карт (card - based);

• на базе сетей (network - based).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.