Научная статья на тему 'Дискурсивный подход как основа формирования речемыслительной культуры школьников'

Дискурсивный подход как основа формирования речемыслительной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ КООРДИНАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РЕФЛЕКСИЯ / УЧЕБНЫЙ ДИСКУРС / INTER-SUBJECT COORDINATION / METHODOLOGICAL SYSTEM / SPEECH AND INTELLECTIVE OPERATIONS / SPEECH AND INTELLECTIVE CULTURE / REFLECTION / EDUCATIONAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бачун А. Н.

В работе рассматриваются педагогические условия формирования у школьников основ речемыслительной культуры средствами учебного дискурса. Базовой основой процесса ее формирования является готовность школьников к реализации речеобразующих действий с текстом на межпредметной основе. В качестве примера учебного дискурса приводится конспект урока по обобщению темы «Имя прилагательное».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work deals with pedagogical conditions, in which the basics of speech and intellective culture of students are formed by means of educational discourse. The process of this culture shaping is based on students' readiness to implement speech forming operations in a text on inter-subject basis. A lesson outline on the general topic "Adjective" is presented as an example of the educational discourse.

Текст научной работы на тему «Дискурсивный подход как основа формирования речемыслительной культуры школьников»

Методика

А.Н. Бачун

Дискурсивный подход как основа формирования речемыслительной культуры школьников

В работе рассматриваются педагогические условия формирования у школьников основ речемыслительной культуры средствами учебного дискурса. Базовой основой процесса ее формирования является готовность школьников к реализации речеобразующих действий с текстом на межпредметной основе. В качестве примера учебного дискурса приводится конспект урока по обобщению темы «Имя прилагательное».

Ключевые слова: межпредметная координация, методическая система, речемыслительные действия, речемыслительная культура, рефлексия, учебный дискурс.

Педагогическими условиями формирования у школьников основ речемыслительной культуры средствами учебного дискурса выступают: 1) формирование ценностной установки школьника стать «мастером создания текстов» (целевое условие); 2) обобщение базовых знаний и умений в области текстологии, имеющими универсальный характер по отношению к конкретному языку, предметному содержанию высказывания, этапу обучения (логико-содержательное условие); 3) вовлечение школьников в процесс осмысления учебного дискурса и применение речемыслительных действий на уроке (технологическое условие); 4) поощрение регулярного самоанализа и организация коллективного анализа результативности текстообразующих действий для освоения учебного материала (организационное условие). Данные условия определяют отбор содержания и педагогического инструментария образовательного процесса и являются основой для создания современной методической системы, отвечающей требованиям ФГОС последнего поколения.

Методика

Модель процесса формирования основ речемыслительной культуры школьников на основе дискурсивного подхода требует создания специальной педагогической среды, включающей межпредметную координацию образовательного процесса в виде учебного дискурса, учет закономерностей научного поиска, организацию рефлексии речемыслительной ситуации. Каждый урок становится учебно-дискурсивной ситуацией, которая тренирует учащихся понимать содержание обсуждаемого текста (лингвистического понятия) с двух сторон: мысль автора и ее оформление. Осмысление дискурсивных характеристик учебной ситуации помогает осознать русский язык как инструментарий для понимания собеседника (писателя - в письменной форме, или учителя, одноклассника, другого участника - в устной коммуникации), а алгоритмизация речеобразующих действий с текстом выступает как форма закрепления рефлексии единой речедеятельностной основы обучения русскому языку.

Базовой составляющей речемыслительной культуры учащихся и основой процесса ее формирования является готовность школьников к реализации алгоритмов речеобразующих действий с текстом на межпредметной основе.

Приведем пример учебного дискурса, возникшего на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное (обобщение)» в 10 классе общеобразовательной школы.

Цели урока: 1) обобщить знания о характеристиках понятия «имя прилагательное»; 2) научиться различать значения прилагательных с одинаковыми корнями, но разными суффиксами; 3) рассмотреть роль имен прилагательных в качестве изобразительного средства языка; 4) научиться определять синтаксическую роль имен прилагательных и значение этой роли для понимания содержания текста.

Тема нашего занятия сегодня - имя прилагательное как часть речи. Сегодня мы будем обобщать и систематизировать то, что мы знаем о прилагательных. Что такое прилагательное?

- Имя прилагательное - это часть речи, обозначающая признак предмета, выражающая это значение в категориях рода, числа и падежа и употребляющаяся в предложении в функции определения или именной части сказуемого.

Замечательный русский поэт Сергей Клычков справедливо заметил: «Имеет признак всякое творенье», поэтому в нашей совместной работе рассмотрим выражение признака в речи. И поскольку слово и его значение проявляются только в контексте, обратимся к стихотворению И. Бунина «Последний шмель».

Черныш бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля.

Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения? Какое настроение у автора?

- Это стихотворение навеяло воспоминание о лете: жаркое солнце, шмель гудит...

- Здесь есть и грустные нотки: лето на исходе, природа готовится к долгому зимнему сну, шмель ищет себе убежище и залетает в дом человека.

Как вы думаете, что является главной мыслью в этом художественном тексте?

- Автор рассказал нам о шмеле, который не успел спрятаться перед приходом осени, и ему суждено погибнуть.

Почему автор в названии стихотворения употребил слово «последний»?

- Мы знаем, что в конце лета природа готовится к зиме: деревья сбрасывают листья, насекомые и многие животные впадают в спячку. Только шмель продолжает свою привычную жизнь. Но закон природы неумолим: в холодное время выживает не каждый.

Обратите внимание, как автор говорит о шмеле в начале стихотворения и в конце.

- В начале стихотворения автор говорит, что шмель гудит «певучей струной», а в конце - «сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля». Я думаю, автор размышляет о временном, недолговечном пребывании на земле живого существа.

Какие слова и словосочетания помогают автору создать образ шмеля?

- Полный и яркий образ шмеля помогают создать имена существительные в сочетании с прилагательными.

Какие прилагательные автор использует, чтобы передать свое впечатление при виде шмеля?

Филологические

науки

Методика

- Прежде всего, автор использует прилагательные для описания внешнего вида шмеля: черный, бархатный, золотой.

Обратите внимание на прилагательное «бархатный» в первой строке стихотворения. В каком значении это прилагательное употребляет автор?

- Прилагательное бархатный образовано от существительного бархат - ткань с мягким ворсом, употреблено в переносном значении, скорее всего, потому, что тело шмеля покрыто тонкими мягкими ворсинками.

Найдите описание шмеля. Как можно понять словосочетание «золотое оплечье»?

- Судя по корню главного слова, это то, что можно накинуть на плечи. Здесь также слово употреблено в переносном значении.

Давайте уточним это слово по словарю.

- В толковом словаре С.И. Ожегова написано, что оплечье - это часть одежды, покрывающая плечи. Окрас шмеля действительно представляет собой чередование полос черного и желтого цвета. А в поэтической речи желтый цвет часто называют золотым.

- Для усиления выразительности автор использует это прилагательное дважды.

- Автор использовал это словосочетание, чтобы у нас возникла ассоциация с чем-то царственным, ведь оплечье из золотых нитей было частью одежды царя на Руси.

Как обычно называют прилагательные, употребленные в переносном значении?

- Эти выразительные, образные прилагательные называются эпитетами.

Как вы думаете, важно ли понимать, почему автор прибегает к

образным прилагательным?

- Конечно. Это инструмент поэта. Именно с помощью эпитетов автор может выразить свое отношение к тому, что его взволновало. Личные переживания порождают и особые языковые средства.

А что вы можете сказать о красной подушечке, на которой автор предлагает шмелю уснуть? Является ли прилагательное «красный» эпитетом?

- Прилагательное «красный» обозначает цвет и является простым определением, а подушечка - это, видимо, цветок растения.

Когда вы читали стихотворение, вам, наверное, было не очень понятно слово «татарка». Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

- В толковом словаре С.И. Ожегова есть «татарник» - сорное колючее растение с лилово-розовыми цветками. А в стихотворении употреблено слово «татарка».

Почему в слове «татарка» использован суффикс -к-?

- Суффикс -к- говорит о том, что в такой форме слово употребляется в разговорной речи.

Есть ли в стихотворении однокоренные прилагательные, которые отличаются суффиксами?

- Да, человечий и человеческий. Эти прилагательные имеют общий корень человеч- и разные суффиксы: человеч-ий и человеч-еск-ий.

По словообразовательному составу эти прилагательные отличаются, что доказывает их принадлежность...

- ... к разным грамматическим разрядам.

Каким? Чем отличаются их значения?

- Эти прилагательные относятся к разным лексико-грамматическим разрядам, следовательно, и значения их разные. Прилагательное человечий свидетельствует о принадлежности человеку (человечье жилье), а человеческий означает признак отношения к человеку (человеческие думы). Поэтому человеческий - относительное прилагательное, а человечий - притяжательное.

Каковы особенности употребления в речи этих прилагательных?

- Прилагательное человечий употребляется в разговорной речи, а человеческий - нейтральное и может использоваться в разных стилях речи.

Как вы думаете, почему автор в своем произведении употребил слова разной стилевой принадлежности?

- Возможно, употребление слов разговорного стиля помогает установить автору доверительные отношения с читателем.

Определяя значение прилагательных «человеческий» и «человечий», мы отметили их принадлежность к разным лексико-грамматическим группам. Сколько их всего? Какие?

- Существует 3 группы лексико-грамматических разрядов прилагательных. Первая - качественные прилагательные, которые имеют обширную палитру выражения различных значений: свойства и качества, которые воспринимаются органами чувств (черный, красный, певучий), внешние и внутренние качества людей и животных (угрюмый), пространственные и временные качества, общие оценки (яркий, жаркий).

Вторая группа - относительные прилагательные, которые обозначают признак предмета через отношение к другому предмету (бархатный шмель). И третья группа - притяжательные прилагательные, которые обозначают признак предмета как принадлежность лицу или животному. Их немного, гораздо больше в русском языке качественных прилагательных.

Чтобы убедиться в этом, выпишем прилагательные в начальной форме, распределяя их по группам. (Представлено в таблице 1.)

Филологические

науки

88

го

си

В таблице преобладают качественные прилагательные. Это не случайно. Они обладают категориями, которых нет у других прилагательных. Какие это категории? Назовите их и подтвердите примерами, используя прилагательное «певучий».

- Качественные прилагательные могут образовать: краткую форму (певуч), форму сравнительной степени (более певучий, самый певучий), наречие (говорить певуче), отвлеченное существительное (певучесть). Качественное прилагательное может сочетаться с наречиями меры и степени (очень певучий).

Также качественные прилагательные могут иметь синонимы и антонимы. Подберите к прилагательным левой колонки по 2-3 синонима и антонима. (Представлено в таблице 2.)

Таблица 2

Прилагательное Значение слова Синонимы Антонимы

черный 1) цвет (как уголь) угольный белый

2) освещенность темный светлый

3) потемневший (от грязи) грязный чистый

4) внутреннее состояние мрачный радостный

5) дело преступный законный

певучий похожий на песню мелодичный, напевный

яркий 1) свет (интенсивность) сильный, ослепительный слабый

2) цвет резкий, красочный тусклый, блеклый

3) качество человека блестящий, выдающийся бездарный, бесталанный

безмятежный отсутствие тревоги спокойный, беспечный, легкомысленный беспокойный, тревожный

Таблица 1

Прилагательные

качественные относительные притяжательные

Черный, певучий, яркий, безмятежный, жаркий, красный, угрюмый, сухой, золотой Бархатный, последний, человеческий Человечий

Таблица 2. Окончание

Прилагательное Значение слова Синонимы Антонимы

жаркий 1) температура горячий холодный

2) взгляд пылкий равнодушный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) место (геогр.) южный северный

красный 1) цвет алый, кумачовый

2) что-то особенное красивый, прекрасный уродливый, безобразный

угрюмый отсутствие радости мрачный, неприветливый веселый, радостный

сухой 1) отсутствие воды безводный, засушливый полноводный, дождливый

2) отсутствие свежести вялый, увядший свежий, расцветший

3) отсутствие питания мертвый, безжизненный живой

4) фигура худой, тощий полный, плотный

5) речь лаконичный, краткий многословный, долгий, длинный

сдержанный эмоциональный

золотой 1) цвет желтый

2) оценка событий счастливый, благоприятный несчастный, неудачный

3) оценка качества прекрасный, замечательный безобразный, отвратительный

4) представляющий ценность дорогой дешевый

любимый ненавистный

Вы убедились, что при подборе антонимов и синонимов к качественным прилагательным могут возникнуть некоторые трудности. Например, прилагательное «золотой» нельзя безоговорочно отнести к группе качественных прилагательных. Почему?

- Отнесение к той или иной группе прилагательных зависит от контекста. Если бы речь шла, например, об украшении, то в сочетании золотой шмель прилагательное было бы относительным, т.к. обозначало бы материал, из которого сделано украшение. А в нашем случае речь идет о живом существе и прилагательное золотой автор употребил, чтобы передать цвет, который у него ассоциируется с цветом этого металла.

Какой вывод из этого можно сделать?

Филологические

науки

Методика

- Граница между качественными и относительными прилагательными размыта и в зависимости от речевой ситуации (намерения автора) они могут переходить из одного разряда в другой.

Одна из функций прилагательных - описание признака предмета. С какой еще целью прилагательные употребляются в этом тексте?

- При описании состояния природы или природных явлений: угрюмый ветер. Прилагательное угрюмый употреблено в переносном значении, т.к. его прямое значение мрачный, безотрадный.

В группу прилагательных, передающих состояние природы, можно включить и краткие прилагательные во второй строфе: «безмятежны и жарки последние дни». Какие из этих прилагательных являются эпитетами?

- В словосочетаниях подоконники ярки, безмятежны дни краткие прилагательные являются эпитетами.

Как вы понимаете словосочетание «подоконники ярки»?

- Подоконники освещены ярким солнечным светом.

В каком значении употреблено прилагательное «последние» в словосочетании «последние дни»?

- В стихотворении прилагательное последние употреблено в прямом значении: конечный в ряду чего-либо. Вместе с тем это дни, когда шмель еще может полетать, погудеть.

Вы обратили внимание, что вторая строфа стихотворения И. Бунина насыщена формами кратких прилагательных. Каково значение кратких форм прилагательных?

- Краткие формы прилагательных называют не постоянный, переменный признак. В этом стихотворении таких прилагательных три: ярки, безмятежны, жарки. Они говорят нам о кратковременности лета.

В тексте стихотворения встречаются прилагательные в полной и краткой форме. Какую роль они выполняют в предложении?

- Полные формы прилагательных обычно являются согласованными определениями, а краткие - составной частью сказуемого.

Что вы можете сказать о синтаксическом построении текста?

- В стихотворении строфа всегда выражает законченную авторскую мысль. Каждая бунинская строфа представляет собой одно предложение.

Что представляет собой предложение первого четверостишия?

- Первое предложение - обращение к шмелю - является вопросительным: содержит вопрос с вопросительным словом зачем.

Объясните постановку знаков препинания.

- В этом предложении запятыми обособляются обращение черный бархатный шмель, уточнение золотое оплечье и причастный оборот

заунывно гудящий певучей струной. Здесь использованы полные прилагательные, которые в предложении являются согласованными определениями.

Объясните, почему в сочетании «черный бархатный шмель» между прилагательными не стоит запятая?

- Здесь сочетаются качественное и относительное прилагательное, они не являются однородными, поэтому между ними не должно быть запятой.

Вчитайтесь в предложение второй строфы. Из скольких предложений состоит эта фраза?

- Второе предложение состоит из двух логических частей: в первой части перечисляется то, что видит автор за пределами помещения, а во второй - разговор автора со шмелем в комнате. Синтаксически эта конструкция состоит из четырех частей: 1) За окном свет и зной; 2) Подоконники ярки; 3) Безмятежны и жарки последние дни; 4) Полетай, погуди -и в засохшей татарке, // На подушечке красной усни.

Какую роль в этом предложении играют краткие прилагательные?

- Во второй и третьей частях этого предложения используются формы кратких прилагательных, которые являются частью составного именного сказуемого, а во второй части используются полные прилагательные -согласованные определения.

Прочтите третью строфу, которая тоже состоит из одного предложения. Какое это предложение? Объясните знаки препинания.

- Третье предложение сложное, состоит из главного, односоставного, безличного, и двух подчиненных ему изъяснительных придаточных предложений, которые присоединяются к главному союзами что.

Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в этом предложении?

- Здесь автор использовал полные формы прилагательных, которые являются согласованными определениями. В сочетании золотого сухого шмеля отсутствует запятая, поскольку предмет характеризуется с разных сторон - по цвету и состоянию.

Прочитайте вдумчиво текст еще раз и скажите, какую мысль автор хотел донести до читателя?

- В этом стихотворении удивительно точно отражено созвучие состояния природы и человека в определенный момент. Последние краски уходящего лета питают человека, наполняют его память теплом и светом. Но грустная нота - явление временное - и не порождает ощущения конечности всего земного, т.к. мы знаем, что придет новое лето и появятся новые шмели.

Прилагательные помогли автору достичь своей цели?

Филологические

науки

Методика

- Безусловно, прилагательные помогли автору создать образ своего героя, описать состояние внешней среды, соотнести это состояние с внутренним миром человека.

Какой вывод можно сделать о роли прилагательных в нашей речи?

- Прилагательные помогают конкретизировать, обогатить, разнообразить нашу речь.

Итак, подведем итоги. Что мы делали, повторяя тему «Имя прилагательное»?

- Мы вступили в коммуникацию с Иваном Алексеевичем Буниным и пытались понять, что он хотел сказать стихотворением «Последний шмель». С этой целью мы стали рассматривать изобразительно-выразительные средства языка, в частности, употребление прилагательных в прямом и переносном значении, что позволило отделить эпитеты с характерным для них переносным значением от определительных прилагательных.

- Вспомнив, какие существуют разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные, мы совсем по-другому поняли строчки Бунина, потому что прилагательные с одним корнем, но разными суффиксами имеют разные оттенки значений. Это важно учитывать, т.к. в лирическом произведении содержание строится на тонких оттенках смыслов, которые в словах передаются аффиксами.

- Мы проанализировали синтаксическую роль прилагательных в предложении: полные прилагательные, как правило, являются определениями, а краткие - частью составного именного сказуемого. Значит, у автора нет цели показать смену действия (тогда использовались бы глаголы), главная его цель - характеристика персонажа или окружающей обстановки.

- Поняли, что яркая, образная речь без имен прилагательных невозможна.

- Мы лучше поняли содержание стихотворения, потому что у нас есть «инструменты для понимания». Мы каждый урок обсуждаем, какими способами нам удалось достичь цели нашей коммуникации.

Вы можете назвать этот инструментарий?

Это, во-первых, все виды разборов (фонетический, словообразовательный, синтаксический и т.п.), во-вторых, это категории, понятия русского языка, которые помогают нам осознать не только лексическое значение слов в тексте, но и грамматическое значение, которое добавляет множество смыслов, связанных с временем, пространством и другими явлениями реальной жизни.

- Еще нормы русского языка, а также изобразительно-выразительные средства - тропы, фигуры речи.

Спасибо за такую продуктивную беседу, ребята. Урок окончен.

По данным ученых (педагогов, методистов и психологов), в интеллектуальной сфере учащихся старших классов отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, в качестве основного приема работы с текстом учебника применяют чтение и пересказ. Однако стремление реализовать себя в современных условиях приводит к повышению интереса старшеклассников к учению, появляется новая мотивация, связанная с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни.

Учебно-профессиональная деятельность в качестве ведущей в этом возрасте способствует овладению самообразованием, переходу к творческой исследовательской деятельности, обогащению понятийного аппарата, овладению сложными интеллектуальными операциями, стремлению к систематизации полученных знаний, причинному объяснению явлений, аргументированности и доказательности суждений.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.