Научная статья на тему 'Дискурс как педагогическое понятие : методологический и эвристический потенциалы'

Дискурс как педагогическое понятие : методологический и эвристический потенциалы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ТЕОРИЯ ДИСКУРСА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП / ИДЕОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / DISCOURSE / THEORY OF DISCOURSE / PEDAGOGIC TRADITION / PEDAGOGIC ARCHETYPE / IDEOLOGY / PEDAGOGICAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Виктория Константиновна

Методологический и эвристический потенциалы дискурса как педагогического понятия обозначены на основе трех основных подходов к его пониманию, нашедших отражение в современных педагогических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological and heuristic potentials of discourse as a pedagogical notion are considered on the basis of the three main approaches to understanding the discourse reflected in the modern pedagogic researches.

Текст научной работы на тему «Дискурс как педагогическое понятие : методологический и эвристический потенциалы»

В.к. ПИЧУГИНА (Волгоград)

дискурс как педагогическое понятие: методологический и эвристический потенциалы

Методологический и эвристический потенциалы дискурса как педагогического понятия обозначены на основе трех основных подходов к его пониманию, нашедших отражение в современных педагогических исследованиях.

Ключевые слова: дискурс, теория дискурса, педагогическая традиция, педагогический архетип, идеология, педагогическая парадигма.

Антропологизация науки в целом и науки о языке в частности обусловила то, что дискурсивная проблематика вышла за пределы лингвистики, сосредоточившей внимание на изучении организации дискурса исключительно на языковом уровне. Стало очевидным, что принципы организации и функционирования языка «на абстрактном уровне» не совпадают с принципами организации и функционирования «на уровне человеческого взаимодействия», т.е. на уровне дискурса (Е.А. Кожемякин), несмотря на то, что последний «рождается в недрах языковой системы» (В.Г. Бор-ботько). Термин дискурс (от лат. discursus -довод, рассуждение; от фр. discours и англ. discourse - речь) стал лидировать как по частоте употребления, так и по количеству имеющихся трактовок. Это явление получило в гуманитарных науках название «дискурс-бум» (И.Т. Касавин), «дискурсивный переворот» (R. Harre, U. Flick) или «парадокс дискурса» (Н.Н. Белозерцева). Несмотря на то, что наряду с культурологическим, педагогическим, политическим и другими дискурсами существуют, например, математический, медицинский и фармацевтический, к понятию «дискурс» в современных естественных науках обращаются значительно реже. Этимологически слово дискурс раскладывается на две составные части: dis (в разных направлениях) и courir (бежать), т.е. буквально означает «разнонаправленное движение». «Разнонаправленность» дискурса определяет не только разные варианты произношения (дискурс или дискурс), но и множество интерпретаций, которые наиболее полно реализовались в рамках дискурсов гуманитарных наук.

Современное педагогическое знание, как и гуманитарное знание в целом, формируется в условиях междисциплинарности: термины, традиционно закрепившиеся за той или иной областью знания, приобретают пограничное значение или свободно мигрируют в проблемные поля иных областей знания, «далекие» от первоначальных проблемных полей, к которым они принадлежали. В новой области знания термин, для которого характерны точность, однозначность и несвязанность с контекстом, переопределяется, и из слова с более или менее ясным понятийным содержанием превращается в слово, четко обозначающее новое понятие и его соотношение с другими понятиями. На фоне очевидной философской, психологической и экономической перегруженности языка педагогики появление лингвистического термина-мигранта дискурс - это скорее исключение, чем правило. С одной стороны, дискурсы педагогики позиционируются как ключ к решению ряда проблем, стоящих перед педагогикой, а с другой - обнажают еще одну серьезную проблему построения собственных проблемных полей. В отличие от других терминов-мигрантов термин дискурс в педагогике не адаптировался к существующему полю значений, а стал основой нового поля. Именно это нетипичное поведение для заимствованного термина позволило поставить вопрос о том, в чем заключаются методологический и эвристический потенциалы понятия «дискурс» в современном педагогическом знании. Педагогические исследования, обращенные к дискурсу, поражают своей широтой: от дискурсивного измерения ценностей и оценки образовательной политики до изучения медикопедагогического, образовательного, педагогического, рефлексивно-гуманистического, социально-образовательного, учебного, учебно-воспитательного и др. дискурсов как средств формирования умений, компетентностей, мышления и др. Вместе с тем, как и любой «модный» термин, слово дискурс в современных педагогических исследованиях часто употребляется авторами в широком спектре эклектических значений, выполняя «не столько информативную, сколько парольную функцию» [11, с. 38]. Следствием естественной и искусственной многозначности стала аморфность содержания дискурса в педагогике. Можно говорить о том, что для понятия «дискурс» на сегодняшний день характерна проблема избыточной определенности, су-

© Пичугина В.К., 2012

жающая его эвристический и методологический потенциалы. Возможность рассмотрения дискурса в педагогике в аспекте приращения, структурирования и передачи педагогического знания обозначена в педагогических исследованиях имплицитно, не выражена системно и требует дальнейшего научного обоснования.

Понимание дискурса в педагогическом контексте осуществляется через человека, существующего в поле значений, поле смыслов и поле ценностей в рамках трех подходов: лингвистического, философского и культурологического. Наибольшее распространение получил лингвистический подход, акцентирующий внимание на способности человека к означиванию мира (существованию в поле значений). Употребление понятия «дискурс» в педагогическом контексте ассоциируется прежде всего с дискурсивными аспектами речевой педагогической деятельности. Дискурс институционален, инициируется говорящим, воспринимается слушающим и дифференцируется по предметной области. «Говорящим» и «слушающим» являются учитель и ученик или преподаватель и студент (с учетом того, что их роли слушающего и говорящего меняются), а дискурс имеет жесткую привязку ко времени (лимитирован рамками урока, лекции и т.д.) и пространству (школа, вуз и т.д.). Так,

С.Ф. Сергеев рассматривает учебный дискурс в контексте организации и оптимизации обучающей коммуникации на уроке [9]; В.Н. Бе-линова относит учебно-воспитательный дискурс к средствам формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования [2], Н.С. Остражкова вводит понятие «педагогический дискурс лекции» [7] и т.д. Реже рассматриваются дискурсивные аспекты анализа понятийного состава педагогики (педагогический дискурс в понимании В.В. Серикова, рассматривающего его в контексте языка современной педагогики [10], или В.Е. Зарайченко, осуществившего дискурсивный анализ категории толерантности в контексте культуры межнациональных отношений [4] и др.). В рамках лингвистического подхода обращение к дискурсу осуществляется как к понятию, в котором обозначены уникальные и универсальные процессуальные характеристики, отражающие специфику становления конкретной языковой личности в рамках института образования или специфику становления педагогического знания в рамках современного научного знания. Институцио-нальность является системообразующим признаком любого дискурса (образовательного,

педагогического, учебного и т.д.): если дискурс перестанет быть институциональным, то он перестает быть и дискурсом, растворяется в «смежных видах дискурса» (В.И. Карасик).

Философский подход к пониманию дискурса в педагогике акцентирует внимание на способности человека к осмыслению (существованию в поле смыслов) и подразумевает экспликацию не только «явных значений» (Р. Барт) или «уже-сказанного» (М. Фуко), но и экспликацию «неявных смысловых пластов» (Р. Барт) или «никогда-не-сказанного» (М. Фуко). Дискурс институционален, инициируется образованием как социальным институтом и рассматривается как властный ресурс. На современном этапе дискурс как основа вербального уровня педагогической власти рассмотрен Ю.В. Щербининой, которая характеризует педагогический дискурс в аспекте гармонии и дисгармонии речевого пространства (пути преодоления вербальной агрессии, речевого манипулирования, коммуникативных барьеров и др., возникающих между участниками педагогического процесса) [12], и Е.В. Красноперовой, выявившей условия преодоления агрессивности учителя в педагогическом дискурсе [5]. Дискурс как основа невербального уровня педагогической власти определен А.Г. Бермусом как один из «важнейших инструментов и институтов интеллектуальной власти», существующей в педагогическом пространстве [3], П.Т. Бариевым, рассматривающим педагогическую субъектность как функцию, которая представлена в виде дискурсивных стратегий воспитания субъектно-сти [1], и др. В рамках философского подхода обращение к дискурсу осуществляется как к нарративу (по Ю. Хабермасу, «длящейся проблемности», постоянно побуждающей к объяснению), посредством которого происходит репрезентация способов понимания педагогической реальности, несущих отпечаток того, кто ее осуществляет. Институциональ-ность является для дискурса признаком нормативного характера, позволяющим упорядочить данные способы и отнести их к сфере рационального (институциональный дискурс) или иррационального ((в)неинституциональ-ный дискурс) понимания педагогической реальности.

Культурологический подход акцентирует внимание на способности человека к осознанию (существованию в поле ценностей) и находит отражение в исследованиях, рассматривающих дискурсы педагогики в аспекте обеспечения сохранения, трансляции и воспро-

изводства социокультурного опыта. Дискурс институционален, инициируется образованием как социальным институтом и рассматривается в аспекте организации образовательного пространства. В частности, С.Ф. Сергеев обосновывает приоритетность рассмотрения школы как динамической системы циркулирующих организационных, профессиональных и личностных дискурсов, процесс порождения которых - это процесс порождения «культурного слоя»; О.А. Леонова рассматривает рефлексивно-гуманистический дискурс педагогики как дискурс, «позволяющий осмыслить педагогическую реальность как образовательное пространство, понимаемое как событие учащих и учащихся» [6, с.12]; Л.Н. Пономаренко рассматривает проблему формирования дискурсивной компетенции у студентов педагогических специальностей в процессе межкультурного диалога [8] и др. обращение к дискурсу осуществляется как к метафоре, определяющей ключевые научные диспозиции педагогической реальности (устойчивые предрасположенности к возможному и должному пониманию педагогического знания и перспектив его дальнейшего развития). При этом дискурс, как и любая метафора, обозначает «некий общий принцип» (Н.С. Автономова), позволяющий упорядочивать различные идеи и мнения, на первый взгляд кажущиеся несопоставимыми. В отличие от дискурса как понятия дискурс как метафора позволяет «компактно и нетривиально» передать любое содержание в объеме, значительно превосходящем объем, который был в ней изначально заложен (В.И. Шувалов). Институциональ-ность является для дискурса дескриптивным признаком, указывающим на причины возникновения и способы преодоления противоречий, возникающих в педагогическом знании при изменении культурных доминант.

Таким образом, содержание понятия «дискурс», традиционно понимаемого как коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим в жестких пространственно-временных рамках, претерпело ряд трансформаций и существенно расширилось, но общий принцип понимания, заложенный еще М. Фуко, сохранился неизменным: дискурс - это не сознание, отраженное в языке, не сам язык и не субъект, им пользующийся, а практика, существенно расширяющая возможности языка и познания, со своими законами и правилами формирования. Повышенный интерес к дискурсу явился следствием активных междисциплинарных взаимодействий, а возможность свобод-

ного интерпретирования обусловлена многомерностью гуманитарного знания, позволяющего рассматривать дискурс как «аналитический концепт» (М. Йоргенсен, Л. Филлипс), проецируемый исследователем на изучаемую часть реальности и не позволяющий излишне абстрагироваться от нее, «замкнуться» на себе. лингвистический (акцентуация на способности человека к означиванию), философский (акцентуация на способности человека к осмыслению) и культурологический (акцентуация на способности человека к осознанию) подходы определяют дискурс как коммуникативно-ориентированную, социально-ориентированную или культурноориентированную практику соответственно. В логике, заданной данными подходами, свободное интерпретирование дискурса в педагогике обусловлено существенным расширением его функций: от связанных с воспроизводством конкретной языковой личности (информативной, прагматической, эмо-тивной и др.) до обусловленных репрезентацией особых подходов к анализу педагогических феноменов (фиксация языковых и вне-языковых аспектов педагогического знания при описании и конструировании педагогической реальности). Представление о взаимосвязи всех трех подходов заложено в работах М. Фуко, рассматривающего дискурс и как практику, расширяющую возможности языка, и как власть в дисциплинарном и реальном пространствах, и как феномен культуры. Методологическое осмысление природы «дискурсивного» осуществляется через природу «институционального» и рассматривается в контексте приращения новых или трансформации существующих значений, смыслов и ценностей. Институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий (P.L. Berger, T. Luck-mann), поэтому обращение к дискурсу в педагогике осуществляется в контексте его способности вскрывать механизмы отношений между социальным институтом, познанием, речью и поведением (M. Stubbs). Это позволяет говорить о том, что вопрос построения теории дискурса в педагогике не так однозначен, как может показаться. Теория дискурса в педагогике - это не столько накопление и систематизация фактов, выделяемых как значимые, требующие внимания и определяющие перспективность исследовательских направлений; это отражение качественно иного отношения между фактами, не оставляющими исследователю возможности при выдвижении идей, гипотез, положений и т.д. находиться вне новых онтоло-

гических и методологических перспектив гуманитарного познания. Столкновение множества смыслов, сопряженных с понятием «дискурс» в педагогике, позволяет вскрыть неоднозначность понимания его временных и пространственных локусов (ограниченность рамками урока, лекции или образовательного пространства региона), механизмов генерирования дискурса и позиционирования в его пространстве. Конкретизация понятия «дискурс» в педагогике на современном этапе развития связана не столько с поиском исчерпывающего и усредненного определения, сколько с закреплением за ними определенного содержания.

литература

1. Бариев П.Т. Конструирование субъектности в педагогическом дискурсе : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2004.

2. Белинова Н.В. Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005.

3. Бермус А.Г. Введение в гуманитарную методологию : моногр. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.

4. Зарайченко В.Е. Дискурсивный анализ категории толерантности в контексте культуры межнациональных отношений // Дискурсология: методология, теория, практика: докл. I Междунар. науч.-практ. конф. 15-16 дек. 2006 г. Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2006. Вып. 3.

5. Красноперова Е.В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006.

6. Леонова О.А. Региональное образовательное пространство: принципы формирования и прогнозирования развития : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2008.

7. Остражкова Н.С. Педагогический дискурс лекции : моногр. Тамбов : ТГУ, 2009.

8. Пономаренко Л.Н. Формирование дискурсивной компетенции у студентов педагогических специальностей в процессе межкультурного диалога : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009.

9. Сергеев С.Ф. Дискурсивное обучение: принципы и пример методики проведения урока // Образовательные технологии. 2009. №3.

10. Сериков В.В. Педагогическое понятие как инструмент обобщения, интерпретации и коммуникации в образовательной теории и практике // Язык педагогики в контексте современного научного знания : материалы Всерос. методол. конф.-семинара. Волгоград, Краснодар, М., 2008.

11. Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. Волгоград : Перемена, 2000.

12. Щербинина Ю.В. Гармонизация педагогического дискурса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.

Discourse as a pedagogical notion: methodological and heuristic potentials

Methodological and heuristic potentials ofdiscourse as a pedagogical notion are considered on the basis of the three main approaches to understanding the discourse reflected in the modern pedagogic researches.

Key words: discourse, theory of discourse, pedagogic tradition, pedagogic archetype, ideology, pedagogical paradigm.

В.н. димитриева (чита)

социальное взаимодействие государственных образовательных учреждений и церкви как фактор развития образовательного пространства: концептуальные основы

Раскрываются значение и цель социального взаимодействия государственных образовательных учреждений и церковных организаций в образовательном пространстве, социально-философские, юридически-правовые и психолого-педагогические основы взаимодействия государства и Церкви в образовательной сфере.

Ключевые слова: образовательное пространство, социальное взаимодействие, государственные образовательные учреждения, Церковь, духовнонравственное воспитание, личность.

Образовательное пространство является частью социального пространства как метасистемы. В логике П. Бурдье образовательное пространство можно рассматривать как нелинейное и обладающее потенциальными возможностями, которые реализуются через обо-

© Димитриева В.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.