Научная статья на тему 'Динамика структурных формирований тренировочного занятия для качественного управления плавательной подготовкой спортсменов'

Динамика структурных формирований тренировочного занятия для качественного управления плавательной подготовкой спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ / СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ / ФОРМЫ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ / ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В МИКРОЦИКЛАХ / STRUCTURAL UNIT OF SWIMMERS’ PREPARATION PROCESS / TRAINING LESSON / FORMS OF SPORTING LESSONS / CONSTRUCTION OF TRAINING LESSONS IN MICROCYCLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Василий Александрович

В статье представлены материалы научных исследований по структурному формированию тренировочных занятий пловцов. По форме организации тренировочные занятия, которые являются узловой структурной единицей процесса подготовки пловцов, могут быть урочными и неурочными. По целевой направленности различают академическую, учебную, учебнотренировочную, контрольную, соревновательную, модельную и восстановительную формы спортивных занятий. Занятия различаются по педагогической направленности и величине нагрузки, а также по другим признакам. По преимущественной направленности воздействия тренировочные занятия подразделяются на две основные группы: избирательной и комплексной направленности. В каждом микроцикле при многократных занятиях в течение дня необходимо учитывать ряд обстоятельств: учет времени суток, сочетание занятий с различными по величине и направленности нагрузками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of training lesson structural formationfor qualitative management of swimmers’ training

The material of scientific research in the field of structural formation of swimmers‘ training lessons is presented in the article. Training lessons which are the main structural units of swimmers’ training process may be fixed according to the organization form. According to the aim one can distinguish between academic, educational, study and training, control, competitive, model and rehabilitation forms of sporting lessons. The lessons differ in pedagogical orientation and the amount of the load, and other indications too. Training lessons are divided into two main groups according to primary direction: selective and combined direction. While doing repeated lessons during the day one must take into account a number of circumstances: taking into account the time of the day, combination of the lessons with different loads according to the size and direction.

Текст научной работы на тему «Динамика структурных формирований тренировочного занятия для качественного управления плавательной подготовкой спортсменов»

ДИНАМИКА СТРУКТУРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

СПОРТСМЕНОВ

В.А. БЫКОВ, СГАФКСТ, г. Смоленск

Аннотация

В статье представлены материалы научных исследований по структурному формированию тренировочных занятий пловцов. По форме организации тренировочные занятия, которые являются узловой структурной единицей процесса подготовки пловцов, могут быть урочными и неурочными. По целевой направленности различают академическую, учебную, учебно-тренировочную, контрольную, соревновательную, модельную и восстановительную формы спортивных занятий. Занятия различаются по педагогической направленности и величине нагрузки, а также по другим признакам. По преимущественной направленности воздействия тренировочные занятия подразделяются на две основные группы: избирательной и комплексной направленности. В каждом микроцикле при многократных занятиях в течение дня необходимо учитывать ряд обстоятельств: учет времени суток, сочетание занятий с различными по величине и направленности нагрузками.

Ключевые слова: тренировочное занятие, структурная единица процесса подготовки пловцов, формы спортивных занятий, построение тренировочных занятий в микроциклах.

Abstract

The material of scientific research in the field of structural formation of swimmers' training lessons is presented in the article. Training lessons which are the main structural units of swimmers' training process may be fixed according to the organization form. According to the aim one can distinguish between academic, educational, study and training, control, competitive, model and rehabilitation forms of sporting lessons. The lessons differ in pedagogical orientation and the amount of the load, and other indications too. Training lessons are divided into two main groups according to primary direction: selective and combined direction. While doing repeated lessons during the day one must take into account a number of circumstances: taking into account the time of the day, combination of the lessons with different loads according to the size and direction.

Key words: training lesson, structural unit of swimmers' preparation process, forms of sporting lessons, construction of training lessons in microcycles.

Введение

Тренировочное занятие является узловой структурной единицей процесса подготовки спортсменов. Именно здесь преподавателем используются различные средства, направленные на решение задач физической, технической, тактической, психологической и интегральной подготовки, создаются предпосылки для эффективного протекания адаптивных и восстановительных процессов в организме пловцов.

Обсуждение результатов построений тренировочных занятий

По форме организации тренировочные занятия могут быть урочными и неурочными. По целевой направленности различают академическую, учебную, учебно-тренировочную, контрольную, модельную, соревновательную и восстановительную формы спортивных занятий.

Академическая форма занятий предназначена для начинающих и слабоподготовленных спортсменов. Целью занятий является решение задач общей физической подготовки, обучение основам техники, формирование телосложения и исправление дефектов.

Следующая форма - учебная, где большая часть времени посвящена объяснению по технике и тактике пловца, демонстрации учебных кинофильмов, сравнительному анализу выполненного упражнения. Содержание и организация учебного занятия подчинены созданию благоприятных предпосылок для процесса обучения. Это значит, что преподаватель должен спланировать освоение «цепочек» родственных по структуре технических элементов, основываясь на принципе доступности и эффекте положительного переноса двигательных умений и навыков.

Тренировочная форма занятий, как и учебная, является основной формой работы со спортсменами-пловцами. В общем объеме занятий она составляет от 25 до 30% в рамках учебного года. В процессе занятий решаются все задачи тренировки и обеспечивается достижение спортивного мастерства.

Промежуточной формой, объединяющей содержание учебного и тренировочного занятий, является достаточно распространенный тип учебно-тренировочного занятия. Здесь занятия сочетают в себе большую долю обучения (до 50%) с выполнением тренировочных упражнений.

Ш

Восстановительные занятия - это типичная форма, характерная для современного спорта с большими объемами нагрузки. Применяется преимущественно в периоды напряженной работы для разгрузки, а также после соревнований. Восстановительное занятие должно отличаться от учебно-тренировочного не только заметно сниженным объемом и интенсивностью нагрузки, но и содержанием. Специально организованные восстановительные занятия должны содержать упражнения, не связанные с программой подготовки к соревнованиям. Целью данных занятий является реабилитация физического состояния пловца, переключение его на деятельность, контрастирующую с основными упражнениями. Выполняются разминочные упражнения, широко используются спортивные и подвижные игры при занятиях в зале или на открытом воздухе. Весьма желательно использовать музыку, музыкальные игры (если занятия проводятся в зале). В целом занятие должно вызывать эмоциональный подъем, желание тренироваться. Занятие целесообразно сочетать с восстановительными мероприятиями.

Состоять спортивные занятия могут из четырех (вводной, подготовительной, основной и заключительной) или из трех (разминки, основной и заключительной) частей.

Занятия различаются и по другим признакам, основными из которых являются педагогическая направленность и величина нагрузки. Представление о характере и структуре отдельных типов занятий позволяет преподавателю легче управлять тренировочным процессом в целом.

По преимущественной направленности воздействия тренировочные занятия подразделяются на две основные группы - избирательной и комплексной направленности. Программы занятий избирательной направленности имеют одну ярко выраженную задачу - доминанту, преимущественному решению которой и посвящен основной объем используемых в занятиях упражнений. В наиболее общем виде эти занятия могут способствовать избирательному развитию отдельных свойств и способностей, определяющих уровень специальной подготовленности спортсменов: скоростных или силовых качеств, выносливости при работе аэробного или анаэробного характера, координационных способностей, специальной выносливости.

Существует несколько вариантов построения занятий избирательной направленности с использованием:

- однообразных средств;

- разнообразных методов и средств;

- комплекса различных однонаправленных средств, применяемых в режимах нескольких методов.

В процессе выполнения программ занятий комплексной направленности решается несколько задач, стоящих перед тем или иным этапом тренировки. Различают два варианта построения таких занятий.

В первом из них занятие делится на несколько относительно самостоятельных частей в соответствии с количеством решаемых задач, и работа последовательно проводится по развитию одного (реже - двух) физических качеств.

Комплексные занятия с параллельным решением задач оказывают на организм спортсменов широкое и соответствующее большой нагрузке воздействие. Следовательно, утомление, наступающее в результате тренировочных занятий различной направленности, носит конкретный характер для данного занятия. При многократных занятиях в течение дня необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Учет времени суток. Определение времени для тренировки зависит от следующих факторов:

- режима учебной деятельности студента;

- расписания учебно-тренировочных занятий в плавательном бассейне;

- количества занятий в течение дня;

- чередования их направленности и величины нагрузки;

- суточного ритма работоспособности спортсменов;

- суточного режима программы предстоящих соревнований и от других причин.

Желательно сохранять постоянное расписание занятий в течение дня, распределяя основные тренировочные нагрузки на дневное время. Это стабилизирует ритм работоспособности спортсмена. Следует отметить, что непривычное расписание может изменить суточный ритм работоспособности: уже через 2 недели занятий обнаруживается начальный эффект, через 3 недели достигается суточная перестройка скоростно-силовых показателей и через 5 недель - показателей выносливости. Таким образом, изменение структуры тренировочного дня с учетом суточного режима программы предстоящих соревнований можно внедрять за 4-5 недель до их начала.

Сочетание занятий с различными по величине и направленности нагрузками. Воздействие занятий на организм пловца зависит от сочетания в них нагрузок различной величины и направленности. Один из вариантов - сочетание двух занятий одинаковой направленности, когда второе занятие проводится для пловцов, находящихся в состоянии не полностью восстановившихся функциональных возможностей после первого.

Закономерности воздействия двух занятий с различной преимущественной направленностью прослеживаются и при суммарном воздействии на организм пловца трех таких же занятий. Однако из-за того, что при разнонаправленных занятиях они практически воздействуют на все сферы специальной работоспособности спортсмена, утомление после них выражено в значительно большей степени. Через сутки после третьего занятия уровень всех основных показателей специальной работоспособности спортсменов значительно ниже исходного. Степень этого снижения определяется характером чередования занятий.

Особого внимания требует распределение занятий с различной направленностью и объемом тренировочных средств при неоднократном их планировании в течение дня. Необходимо отметить, что каждое из них должно быть контрастным по отношению к другому (другим), и особенно - к предыдущему. В то же время в случаях, когда надо подтянуть отстающую сторону подготовленности у квалифицированных пловцов, можно планировать подряд два занятия одинаковой направленности. Исполь-

Теория и методика спорта высших достижений

зование контрастных по направленности тренировочных занятий позволяет наряду с увеличением количества занятий в течение дня сохранять высокую напряженность отдельных тренировок.

Построение тренировки в микроциклах осуществляется на основе единичных занятий с разнообразными объемами нагрузок, задачами, средствами и методами. Именно в совокупности, определяемой рамками микроцикла, отдельные тренировочные занятия, применяемые в спортивном плавании, и приобретают значение взаимосвязанных, относительно законченных звеньев целостного процесса спортивной тренировки. Продолжительность различных микроциклов колеблется от 3 до 14 дней. Однако наибольшей популярностью в практике спорта пользуются микроциклы продолжительностью 7 дней (недельные). Такие тренировочные программы лучше вписываются в общий режим жизнедеятельности спортсмена, включая режим учебной деятельности. Определенным положительным моментом при этом, очевидно, является и наличие биоритмических колебаний функционального состояния организма пловца в периодах, близких к недельному.

Для современного спортивного плавания характерен широкий диапазон используемых тренировочных циклов. В зависимости от особенностей содержания и места в общей структуре тренировки различают втягивающие, собственно тренировочные, подводящие, модельные, соревновательные и восстановительные микроциклы. В зависимости от предъявляемых требований данные микроциклы имеют варианты. Одни из них могут быть «ординарными», характеризующимися относительно равномерным увеличением тренировочных нагрузок, значительным их объемом при сравнительно умеренной интенсивности. Для других «ударных» микроциклов типична большая концентрация высокоинтенсивных нагрузок при значительных их объемах.

Для эффективной организации тренировочного процесса в микроцикле существенными являются вопросы, связанные с определением оптимальных режимов чередования работы и отдыха. При проведении экспериментальных исследований, целью которых являлось научное обоснование более широкого внедрения в тренировочный процесс занятий с большими и значительными нагрузками, особый интерес представляло изучение вопросов, связанных с методикой распределения данных занятий в малом цикле тренировки. Известно, что чередование занятий с большими нагрузками и отдыхом в микроцикле приводит к реакциям трех основных типов:

- максимальному росту тренированности;

- незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию;

- переутомлению спортсмена.

Значительных размеров в настоящее время достигла и интенсивность тренировочной нагрузки. Именно по этим причинам перед специалистами спорта остро стоит вопрос об изыскании путей рационализации тренировочного процесса. Многие их них высказывают мнение о том, что при уже достигнутых параметрах тренировочных нагрузок основное внимание необходимо уделять методам и средствам, позволяющим усиливать нарушение гомео-стазиса организма спортсменов без значительного дальнейшего увеличения объема и интенсивности нагрузок.

Из большого количества факторов, оказывающих непосредственное влияние на структуру малого цикла тренировки, можно выделить три наиболее существенных.

Первым из них является взаимодействие процессов утомления и восстановления и связанный с ними порядок чередования нагрузок, более или менее высоких. Характер распределения нагрузки в микроциклах по дням недели позволяет отдельно говорить о микроциклах с «однопиковой», «двухпиковой», «трехпиковой» динамикой нагрузки, а также о микроциклах с последовательным возрастанием или убыванием нагрузки.

Вторым по значимости фактором, оказывающим существенное влияние на структуру микроцикла, является необходимость применения упражнений различной избирательной направленности при оптимальной взаимосвязи между ними.

Третьим фактором, оказывающим определенное влияние на структуру малого цикла тренировки, является общий режим трудовой и учебной деятельности и обусловленная им динамика работоспособности. В связи с этим не случайно, что микроцикл чаще всего приурочивают к циклу календарной недели. Хотя это и не всегда отвечает требованиям оптимальной тренировки, но зато позволяет согласовывать режим тренировочной деятельности с общим режимом учебной и трудовой недели.

Таким образом, построение спортивной тренировки на основе микроциклов позволяет наиболее полно использовать возможности пловца применительно к требованиям конкретного этапа, целенаправленно решать главные задачи функциональной адаптации, технического и тактического совершенствования, что позволяет считать микроцикл основным конструктивным элементом в построении и планировании процесса спортивной тренировки.

Литература

1. Соломатин В.Р. Вариативность срочных тренировочных эффектов как основа систематизации специальных упражнений пловцов // Вестник спортивной науки. -2010. - № 2. - С. 25-27.

2. Бакшеев М.Д. Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании: учеб. по-собие/М.Д. Бакшеев. - Омск: СибГУФК, 2006. -44 с.

3. Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие / А.Д. Вику-лов. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 368 с.

4. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 256 с.

5. Погребной А.И. Плавание. Теория и методика избранного вида спорта: учеб. пособие / А.И. Погребной. -Краснодар, 2008. - 448 с.

6. Попов О.И. Теоретико-методические основы построения многолетней тренировки в возрастных группах / О.И. Попов, Н.Ж. Булгакова // Плавание IV. Исследо-

вания, тренировка, гидрореабилитация: сб. Междунар. науч.-практ. конф.; под общ. ред. А.А. Петряева. - СПб.: Плавин, 2007. - С. 89-94.

References

1. Solomatin V.R. Variability of urgent training effects as basis for systematization of special exercises in swimmers // Vestnik sportivnoi nauki. - 2010. - № 2. - P. 25-27.

2. Baksheev M.D. Construction of educational-training lessons in sport swimming (In Russian)/M.D. Baksheev. -Omsk: SibGUFK, 2006. - 44 p.

3. Vikulov A.D. Swimming: text-book (In Russian) / A.D. Vikulov. - M., 2003. - 368 p.

4. Gordon S.M. Sport training: methodological text-book (In Russian) / S.M. Gordon. - M., 2008. - 256 p.

5. Pogrebnoy A.I. Swimming. Theory and methods of the chosen kind of sports: text-book (In Russian) / A.I. Pogrebnoy. - Krasnodar, 2008. - 448 p.

6. Popov O.I. Theoretico-methodologycal bases of many years training construction in age groups (In Russian) / O.I. Popov, N.Z. Bulgakova // Swimming IV. Researches, training, hydrorehabilitation: proceedings of International scient.-practical conf. - SPb.: Plavin, 2007. - P. 89-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.