Научная статья на тему 'Эффективность влияния занятий аква-степ-аэробикой на двигательно-координационные способности юных пловцов'

Эффективность влияния занятий аква-степ-аэробикой на двигательно-координационные способности юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / АКВААЭРОБИКА / СТЕП-АЭРОБИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / АКВА-СТЕП-АЭРОБИКА / ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КАЧЕСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / MOTOR-COORDINATION ABILITIES / WATER AEROBICS / STEP AEROBICS / INNOVATIVE APPROACH / AQUA STEP AEROBICS / GROUP OF INITIAL TRAINING / THE QUALITY OF AN EFFECTIVE TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Татьяна Алексеевна, Борисова Вера Валерьевна

Представлена методика построения учебно-тренировочного процесса юных пловцов с учетом использования инновационных средств «Аква-степ-аэробики». Рекомендованы эффективные организационные формы, средства и методы тренировки, способствующие развитию двигательно-координационных способностей юных пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Татьяна Алексеевна, Борисова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF INFLUENCE OF OCCUPATIONS OF AKVA-STEP-AEROBICS ON THE MOTIVE AND COORDINATION ABILITIES OF YOUNG SWIMMERS

The technique of construction of training process of young swimmers taking into account the use of innovative means of "Aqua-step aerobics". We recommend effective organizational forms, tools and training methods that promote the motor-coordination abilities of young swimmers.

Текст научной работы на тему «Эффективность влияния занятий аква-степ-аэробикой на двигательно-координационные способности юных пловцов»

УДК 796.4:797

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АКВА-СТЕП-АЭРОБИКОЙ НА ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Т. А. Шестакова, В.В. Борисова

Представлена методика построения учебно-тренировочного процесса юных пловцов с учетом использования инновационных средств «Аква-степ-аэробики». Рекомендованы эффективные организационные формы, средства и методы тренировки, способствующие развитию двигательно-координационных способностей юных пловцов.

Ключевые слова: двигательно-координационные способности, аквааэробика, степ-аэробика, инновационный подход, аква-степ-аэробика, группы начальной подготовки, качество эффективного тренировочного процесса.

Характерной чертой современного плавания является постоянное усложнение техники движений спортивных способов. Результативность плавания во многом зависит от уровня развития наиболее значимых для этого вида физических качеств. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности юных спортсменов.

Известно, что этап начальной и предварительной базовой подготовки во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования. Поэтому, необходимо обеспечить быстрое и качественное освоение, как простых движений, так и сложных элементов техники плавания [5].

Этап начальной подготовки юных пловцов - наиболее важное звено всей системы многолетней спортивной подготовки. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных двигательно-координационных способностей, является основой высокой работоспособности юных спортсменов. Процесс освоения любых двигательно-координационных действий идет значительно успешнее, если ученик занимается плаванием и имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями [1]. Важнейшей составляющей учебно-тренировочного процесса является формирование наиболее значимых для плавания физических качеств юных пловцов в сенситивный период их развития.

Высокий уровень развития двигательно-координационных способностей является основой и залогом успешного овладения юными пловцами основных элементов техники плавания. Возрастной период 10-11 лет является благоприятным для акцентированного обучения быстрому плаванию. Этот возраст характеризуется высокой подвижностью нервных

процессов и консолидацией моторных структур, что обеспечивает способность детей к освоению движений, связанных со сложной координацией. Кроме того, этот возрастной диапазон отмечен стабильным уровнем формирования временных параметров техники поворота [5].

Все возрастающий уровень спортивных достижений, конкуренция в борьбе за мировое первенство требуют постоянного повышения качества и эффективности тренировочного процесса. Рост достижений в плавании в большой мере определяется постоянным совершенствованием систем подготовки квалифицированных спортсменов. Под совершенствованием систем подразумевается различный подход к дозированию нагрузок на организм спортсмена. Но на завершающей стадии отбора антропометрические и физиологические данные пловца оказывают большое влияние, как на методику тренировки в целом, так и на дозирование физических нагрузок в частности. Однако большинство тренеров, на занятиях с учебно-тренировочными группами 1-го года обучения (УТГ 1) не уделяют должного внимания развитию двигательно-координационных качеств юных пловцов, что часто становится одной из основных причин низких показателей на соревнованиях. Несмотря на большое количество научно-исследовательских работ [7], посвященных проблеме развития и совершенствования двигательно-координационных способностей у школьников, юных и квалифицированных спортсменов, ещё недостаточно изученным остаётся вопрос об особенностях проявления и взаимосвязях показателей уровня развития двигательно-координационных способностей и техники плавания.

Таким образом, в спортивной практике существует противоречие между многообразием новых инновационных технологий и отсутствием достаточно четкой, научно обработанной информации о возможности их использования в практике подготовки юных спортсменов.

Актуальность нашего исследования заключается в разрешении сложившегося противоречия между возрастающими требованиями к уровню развития двигательно-координационных способностей юных пловцов 10-11 лет и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике подготовки юных пловцов.

Одним из путей решения данного вопроса является рациональное применение современных инновационных средств физической активности, в частности «Аква-степ-аэробики», которая вносит новизну и разнообразие в учебно-тренировочный процесс юных пловцов.

Потребность в коренном улучшении качества подготовки юных пловцов, поиске и внедрении в практику более эффективных организационных форм, средств и методов тренировки указывает на проблему о необходимости проведения специальных исследований по различным аспектам данной темы [6].

Таким образом, изучение методик построения учебно-тренировочного процесса юных пловцов с учетом использования инновационных средств «Аква-степ-аэробики» является актуальной темой.

В ходе исследования решались следующие задачи: проведение теоретического анализ литературных источников и состояние вопроса по проблеме исследования; разработка и экспериментальное обоснование методики развития двигательных качеств юных пловцов, используя средства «Аква-степ-аэробики»; разработка практических рекомендаций применения средств «Аква-степ-аэробики» для тренеров-преподавателей, учителей физической культуры работающих с юными спортсменами.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на двигательно-координационные способности. Основным средством воспитания двигательно-координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а так же за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие; комбинируя двигательные навыки; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [3, 6].

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специфика таких инновационных средств таких как «аква-степ-аэробики» включает в себя следующее: возможность развития координационных способностей, избирательного воздействия на отдельные группы мышц; снятие излишней нагрузки с позвоночного столба; тренировка правильной осанки; одновременная тренировка мышц спины и брюшного пресса; возможность применения степ-платформ для силовой тренировки и стретчинга; высокая эмоциональность и развлекательность занятий; высокая совместимость упражнений на степ-платформе с другими видами танцевальной аэробики. Положительное влияние занятий заключается в возможности развития функции равновесия одновременно с развитием координации, силы и гибкости [4, 5].

На сегодняшний день «Аква-степ-аэробику» в целом можно определить как систему физических упражнений оздоровительно-спортивной направленности, согласованной с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека, его мотивационной определенности и личной заинтересованностью [1, 2].

Формирующий эксперимент проводился для обоснования экспериментальной программы по «Аква-степ-аэробике» и определению эффективности ее влияния на развитие двигательно-координационных способностей юных пловцов в учебно-тренировочном процессе. С целью оптимизации учебно-тренировочного процесса юных пловцов нами была разработана экспериментальная программа по программе «Аква-степ-аэробика». Тренировка в экспериментальной группе проводилась с учётом предложенной нами программы по «Аква-степ-аэробике», куда были включены специализированные «Аква-степ-комплексы» с использованием степ-платформ и специальных тренажеров. В тренировочный процесс юных пловцов 11-12 лет были включены занятия на суше (степ-аэробика) и в воде (аквааэробика) с преимущественной направленностью на развитие двигательно-координационных способностей. На этих занятиях использовались комплексы упражнений, направленные на формирование способностей: к проявлению реакции на действие звукового раздражителя; к соизмерению и регулированию пространственно-временных и динамических параметров движения; к сохранению динамического равновесия; к согласованию разнонаправленных движений.

Программа объединяет силу и гибкость, выносливость и баланс, координацию и концентрацию. Комплексы «Аква-степ-аэробики» на мелкой воде органично сочетаются и дополняются с комплексами степ-аэробики в сухом зале: «Aqua-Beginners» - специальная программа, развивающая координацию движений в воде; «Noodles Mix» - комбинированные занятия с элементами классической аквааэробики; «Aqua-Strength» - силовой класс для тренировки мышц спины и брюшного пресса; «Aqua-Circuit» - круговые тренировки, построенные на использовании специального оборудования; «Aqua-Stretch» - программа состоит из уроков, развивающих гибкость, включающая упражнения на растягивание и расслабление.

«Аква-степ-аэробика» - включает в себя сочетание динамической и силовой нагрузки на воде и на суше, это динамические связки-координации (модули координации), большое количество силовых поз (модуль силы), также упражнения на развитие функциональной гибкости (модуль гибкости). Завершались комплекс-тренинги «Аква-степ-аэробики» выполнением комплекса-модуля «Aqua-Strength» - силовой для тренировки мышц спины и брюшного пресса, развивающих гибкость, упражнения на растягивание и расслабление.

Именно использование специализированных комплексов по «Аква-степ-аэробике» в учебно-тренировочном процессе юных пловцов, предполагалось, будут являться наиболее эффективным средством развития двигательных качеств юных пловцов, а так же станут фундаментом для дальнейших спортивных достижений.

Отличие в методике проведения тренировки юных пловцов в контрольной и экспериментальной группе состояло в том, что в течение

подготовительного периода использовались развивающие или ударные микроциклы, в которые включались специальные средства «Аква-степ-аэробики», направленные на развитие двигательно-координационных качеств юных пловцов.

Таким образом, с помощью средств «Аква-степ-аэробики» решаются задачи общего физического развития и разностороннего совершенствования двигательно-координационных способностей юных спортсменов, всестороннее и гармоническое развитие функциональных и физических качеств (координации, силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

Анализ среднестатистических показателей, включенных в программу исследования развития двигательно-координационных качеств при занятиях комплексной программы «Аква-степ-аэробики» у юных пловцов показал, что характеризуемые стороны развития двигательной сферы юных пловцов до эксперимента в целом однотипны и отражают возрастные особенности психофизического развития подростков данного возраста, что занятия по предложенной программе оказались более эффективными, чем по традиционной программе детских юношеских спортивных школ.

Список литературы

1. Борисова В.В., Панфилов О.П., Шестакова Т.А. Фитнес-технологии -новый раздел в школьном физическом воспитании //Физическая культура в школе. 2013. № 4. С. 39-45.

2. Казакова Н.А Аквааэробика как нетрадиционное средство для улучшения физического состояния студенток // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 6 (28). С. 36-42.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.

4. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий) / О.П. Панфилов [и др.] //Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 62-68.

5. Мякиченко Е.Б., Шестакова М.И. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / под ред. Е.Б. Мякиченко. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 304 с.

6. Назаренко Л. Д. Стимулируемое развитие двигательно-координационных качеств // Теория и практика физической культуры. 2001. № 6. С. 53-56.

7. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О.П. Панфилов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4 (40). С. 36-39.

8. Шашкин С.А. Направленное развитие специальных двигательно-координационных способностей у пловцов 11-12 лет // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: матер. 15 межд. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна, 2005. С.260-261.

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@.rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

EFFICIENCY OF INFLUENCE OF OCCUPATIONS OF AKVA-STEP-AEROBICS ON THE MOTIVE AND COORDINATION ABILITIES OF YOUNG SWIMMERS

T.A. Shastakova, V.V. Borisova

The technique of construction of training process of young swimmers taking into account the use of innovative means of "Aqua-step aerobics". We recommend effective organizational forms, tools and training methods that promote the motor-coordination abilities of young swimmers.

Key words: motor-coordination abilities, water aerobics, step aerobics, innovative approach, aqua step aerobics, group of initial training, the quality of an effective training process.

Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.